Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:13, курсовая работа
В 50-е годы Э. Фромм провозгласил себя сторонником радикального гуманизма как теоретической концепции личности и культуры. Радикальный гуманизм предполагает также реализацию определенных принципов при рассмотрении современного общества. Это касается положения о том, что: производство должно служить человеку, а не экономике; отношения между человеком и природой должны строиться на гармоничных основах кооперации; антагонизмы в современном обществе должны быть заменены отношениями солидарности; высшей целью культуры должно быть человеческое благо и предотвращение страданий; лишь разумное, а не максимальное потребление должно стать основой современного общества.
Введение ………………………………………………………………………3-4
Глава I Личность как психологическое и философское понятие
1.1 Понятие и структура личности………………………………….………...5-8
1.2 Личность в современной культуре……………………………………….8-14
Глава II Общество как предмет философского анализа
2.1 Понятие общества………………………………………………………..15-19
2.2 Структура общества с точки зрения системного подхода………..…..20-25
Глава III Диалектика личности и общества в философской концепции
Э Фромма
3.1 Основные положения социальной философии Э.Фромма…………….26-29
3.2 Две установки существования человека в современном обществе….29-33
Заключение …………………………………………….………………….....34-35
Список используемой литературы……………………………………….…36-37
Заключение
Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера связана с определенными социальными структурами. Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.
И в заключение, подводя итоги, необходимо отметить, что специфика философского круга проблем, связанных с человеком, сложилась не сразу.
История философии - это сложный и длительный процесс сменяющих друг друга методов и целевых установок. Философия познания человека требовала, прежде всего становления особого метода познания, когда человек оказывается одновременно субъектом и объектом этого процесса.
Одни считали, что человеческая природа, скажем, обусловлена фактом грехопадения, другие рассматривали ее в разумности человека, третьи- в его социальности. Подход Фромма принципиально иной. Он отказывается от конкретного определения человеческой природы, которое сводилось бы к обозначению человеческих задатков. В концепции американского исследователя человеческая природа выступает как философское понятие, некая абстракция. Фромм полагает, что понятие и сущность человека выражают не качество и не субстанцию, а противоречие, имманентное человеческому бытию. По мнению Фромма, поведение человека нельзя объяснить на основе раскрытия одних только биологических механизмов, извечно присущих людям.
Окончательно Фромм разъясняет, общество
по отношению к индивиду, может выполнять
различные функции - содействовать раскрытию
потенциальных способностей человека,
его потребностей или деформировать
эти внутренние побуждения, придавать
им искаженную форму.
Во-первых, человек утрачивает контакт с самим собой, в результате чего возникает феномен деперсонализации. Во-вторых, его отношения с другими людьми приобретают функциональный, овеществленный характер. Картина всеобщей отчужденности, развернутая Фроммом, не представляется в наши дни ни абстрактной, ни утопи ческой, ни преувеличенной.
Он так же демонстрировал, что может быть создано общество, в центре внимания которого находиться личность, а не вещи.
Я убеждёна, что все работы Эриха Фромма
в дальнейшем пригодятся в нашей нелёгкой
современной жизни. И я придерживаюсь
и полностью согласна с его взглядами. Взгляды
Фромма на человеческую личность высоко
оцениваются социологами-теоретиками,
а также некоторыми философскими течениями.
Отличительной особенностью концепции
Фромма является то, что он в своих рассуждениях
опирается на данные современной науки,
в частности психологии, и предлагает
путь к переустройству общества. Этот
путь-человеческий разум, который необходимо
пробудить в каждом человеке: «Нельзя
создать подводную лодку, только читая
Жюля Верна, невозможно создать и гуманистическое
общество, лишь читая книги пророков»
[21]
И это всё я буду читать, анализировать,
и претворять в жизнь.
Список используемой литературы
1.Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1. М.,1993. С.90.
2.Гегель Г.В.Ф. Лекции
по философии истории. СПб.,
3.Дубов А.П. Падение Запада и глобальные проблемы человечества (общедоступное введение) // Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск,1993. С.6.
4.Ковалев А. Еще
раз о формационном и
5.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового
Запада. М.,1992. С.5-6.
6. Мясищев
В. Н. Личность и отношения человека // Проблемы
личности: Материалы симпозиума. М.,1969.с128-131
7. Никифоров А. Революция в теории познания?
// Общественные науки и современность.
1995. N 4. С.117.
8.Очерки социальной философии. М.,1994. С.16.
9.Поппер К.Р. Нищета историцизма \\ Вопросы философии. 1992. N 4. C.49.
10.Смелзер Н.Д. Социология // Социологические
исследования.1991. N2.С115.
11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.
М.,1992. С.527 12.Социальная философия. М.,1996.
С.51.
13.Теория познания: В 4-х т. Т.4. Познание социальной реальности. М.,1995.
14. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи // Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. М.,1991. С.445.
15. Чанышев А.Н. Некоторые соображения по поводу статьи двух философов // Вестник Моск. ун-та. Сер. "Философия". 1991.N2. С.88.
16. Человек и общество. Основы современной цивилизации: Хрестоматия. М.,1992. С.51-52.
17.Чешков М. Понимание целостности мира: в поисках неформационной парадигмы // Мировая экономика и международные отношения. 1990. N 5. С.33-48.
18.Э. Фромм. Человек для самого себя. Пер. с англ. Э. Спировой. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. — 349,[3]с.-стр. 178
19.Э. Фромм. Бегство от свободы. Пер. с англ. А. Лактионова. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. — 284,[4]с.-стр. 20-22
20.Э. Фромм. Иметь или быть. Пер. с англ. Э. Телятниковой. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. — 314,[6]с.-стр. 138—139
21.Э. Фромм Душа человека. М.,1992 (включает работы «Искусство любить», «Душа человека», «Забытый язык», и др.)
Информация о работе Личность и общество в философии Э. Фромма