Ломоносов — энциклопедист

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

Представленная работа посвящена анализу философских взглядов Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Николаевича Радищева. В настоящее время, усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого.
В чем особенности научного творчества Ломоносова?
Прежде всего в том, что оно отражало наиболее важные направления науки и культуры XVIII в., что оно было тесно связано с насущными потребностями развития Российского государства.

Файлы: 1 файл

Lomonosov_—_entsiklopedist.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Из книги : Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников.   Суждения   потомков. Стихи и проза о нем/Сост. Г. Е. Павлова, А. С. Орлов; Ху-дож. Б. А. Лавров.— М.: Современник, 1989.— 493 с: ил.— (Открытия и судьбы. Летопись научно-технической мысли России в лицах и документах).

 

 

Г. Е. Павлова

Ломоносов — энциклопедист

 

Г. Е. Павлова — старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники АН СССР, известный ломоносовед, автор многих книг, составитель сборника «Ломоносов в воспоминаниях современников», один из авторов и редактор многотомного труда «Ломоносов. Сборник статей и материалов».

 

В чем особенности  научного творчества Ломоносова?

Прежде всего  в том, что оно отражало наиболее важные направления науки и культуры XVIII в., что оно было тесно связано с насущными потребностями развития Российского государства. В творчестве Ломоносова с огромной силой и выразительностью раскрылись характерные черты научного гения: широта взглядов, большой круг и исключительная значимость решаемых задач, необыкновенная реальность поставленных целей, смелость и простота в подходе к сложным научным проблемам и их осуществлению.

Ломоносов выступал за самобытность и оригинальность отечественной науки. В то время, когда в силу сложившихся исторических обстоятельств было еще мало русских ученых, он неустанно доказывал, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

Научные труды  Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но были устремлены в будущее. Его передовые идеи в течение многих десятилетий способствовали прогрессу науки.

Он сделал смелую попытку дать материалистическую картину мира, основываясь на достижениях  современного ему естествознания.

Ломоносов за изучением природы цветов.

Линогравюра Н. Г. Наговицына, 1958 г.

 

Материалистическое  понимание природы и ее закономерностей, глубокая уверенность, что любое явление, любой процесс, совершающиеся в природе, имеют свои материальные предпосылки, являлось исходным началом всего научного творчества ученого. Он был убежден в познаваемости природы и всех явлений, происходящих в ней.

Первостепенное  значение он придавал опыту, видя в  нем надежное средство познания природы. Он указывал:

  «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением»  (Полн. собр. соч. Т. 1. С. 125). (Далее будет указываться только том и страница.)

Во все  процессы экспериментальных исследований Ломоносов стремился широко внедрить методы количественных определений: линейных измерений, взвешивания, определения плотности, температуры, яркости и других сопоставимых показателей. Девизом ученого было: «По возможности пытаться исследовать все, что может быть измерено, взвешено и определено при помощи практической математики» (Т. 9. С. 57).

Ломоносов выработал  свою научную методологию. Он считал, что, прежде чем создать на основе эксперимента научную теорию, следует разработать гипотезу, то есть научное предположение, предварительное логическое объяснение опытных данных, фактов и наблюдений. Гипотезы, — писал ученый, — «дозволены в философских предметах и даже представляют единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин. Это нечто вроде прорыва, который делает их способными достигнуть знаний, до каких никогда не доходят умы низменных и пресмыкающихся во прахе». Т. 3. С. 231).

От опыта  через гипотезы к установлению строгой  научной теории —таков был творческий метод Ломоносова. Он указывал: «Я не признаю никакого измышления и никакой гипотезы, какой бы вероятной она ни казалась, без точных доказательств» (Т. 1. С, 115).

Конечную  цель научного исследования Ломоносов  видел в установлении законов  природы. По его мнению: «Если нельзя создавать никаких теорий, то какова цель стольких опытов, стольких усилий и трудов великих людей». Т. 3. С. 239).

Энциклопедизм Ломоносова обусловил  еще одну особенность его научного метода. Он настойчиво пропагандировал  и широко использовал в практике своих научных исследований идею союза наук, их взаимного обогащения. Подчеркивая необходимость комплексных исследований, в которых сочетались бы в интересах достижения общей цели методы нескольких наук, ученый утверждал: «Мы не сомневаемся, что можно легче распознать скрытую природу тел, если мы соединим физические истины с химическими» (Т. 2. С. 223). Не случайно Ломоносов явился одним из создателей физической химии.

Химическая  лаборатория М. В. Ломоносова. Макет

 

Особенно  большое значение Ломоносов придавал математике, рекомендуя широко применять  математические методы в других науках. Математику,— писал ученый,— «почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно» (Т. 4. С. 163).

Эти слова  созвучны нашему веку, когда методы математики получили большое распространение как в естественных, так и в гуманитарных науках.

Идеи контакта наук и их тесная взаимная связь  стала законом науки XX в. Именно на стыках двух или нескольких наук были достигнуты выдающиеся открытия современного естествознания. Из тесного союза наук выросли новые отрасли знаний — биохимия, биофизика, геохимия и др.

Столик из смальтового стекла Усть-Рудицкой фабрики.

 

Философские взгляды Ломоносова формировались прежде всего на основе трудов его предшественников и современников, представителей механического материализма XVII—XVIII вв.— Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона и др. Опираясь на их труды, русский ученый подчас относился к ним критически, подвергая их строгому научному анализу. Он дополнял и уточнял труды своих предшественников собственными экспериментальными данными и сделанными на их основе новыми теоретическими обобщениями. «На людей, имеющих заслуги перед республикой науки, я не буду нападать за их ошибки, а постараюсь применить к делу их добрые мысли» (Т. 1. С. 107).

Ломоносов принадлежал  к числу тех передовых мыслителей XVIII в., которые своими трудами способствовали разрушению застывших метафизических взглядов на природу, которые открывали пути развития новой науки.

Характеризуя  философский материализм XVII—XVIII вв. как передовое, прогрессивное учение, Ф. Энгельс отмечал сравнительную отсталость естествознания того времени, глубоко увязшего в теологии, рассматривающего мир как нечто неизменное, созданное богом-творцом. Вместе с тем Ф. Энгельс указывал: «Нужно признать величайшей заслугой тогдашней философии, что, несмотря на ограниченность современных ей естественнонаучных знаний, она не сбивалась с толку, что она... настойчиво пыталась объяснить мир из него самого, предоставив детальное оправдание этого естествознанию будущего». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 350).

Это высказывание Ф. Энгельса в полной мере применимо  и к Ломоносову. Материалистическое понимание природы и ее закономерностей, глубокая убежденность в том, что  любое явление, происходящее в природе, имеет свои естественные, материальные предпосылки, были исходным началом научной деятельности Ломоносова.

Теоретической основой естественнонаучных и философских  представлений Ломоносова являлся  общий принцип сохранения, относящийся  как к материи, так и к движению. Этот принцип он впервые сформулировал  в качестве всеобщего закона природы. Мысль о том, что вещество вообще не может возникать и исчезать, что количество его во вселенной остается постоянным, была высказана давно и принималась философами и естествоиспытателями XVII и XVIII вв. как аксиома. Но никто до Ломоносова не считал это положение законом, который лежит в основании всего здания науки. Этот закон был сформулирован русским ученым в 1748 г. в письме к Леонарду Эйлеру в Берлин. «Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается от чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования, и т. д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому» (Т. 10. С. 455).

В дальнейших своих исследованиях Ломоносов неоднократно ссылался на закон сохранения, экспериментально подтверждая его истинность. Почти в той же редакции ученый повторил этот закон в 1760 г. в работе «Рассуждение о твердости и жидкости тел»  (Т. 3. С. 377—409).

 

Петр I. Мозаика работы мастерской М. В. Ломоносова.

 

Анализируя  общие свойства тел и явлений, Ломоносов дает определение самого понятия «материя». Он писал:

«В  начале рассуждения о материи  надо поместить определение ее: материя есть протяженное несопроницаемое, делимое на нечувствительные части (сперва, однако, сказать, что тела состоят из материи и формы, и показать, что последняя зависит от первой). Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». (Т. 1. С. 107, 173).

Ломоносов полагал, что материя существует в двух видах: «собственная материя» и «посторонняя материя». По этому поводу он писал:

«Материя  собственная есть та, из которой  состоит тело, а посторонней называется та, которая наполняет промежутки тела, не заполненные собственной  материей» (Т. 1. С. 191).

Абсолютно пустого  пространства, как считали до него, по мнению Ломоносова, не существует. Наличием этих двух видов материи определяется бесконечное разнообразие природы  и многочисленных процессов и  явлений, происходящих в ней.

«Полтавская баталия».

Мозаика работы мастерской М. К. Ломоносова, 1762— 1764 гг.

 

«Постороннюю  материю», заполняющую промежутки тела, а также пространство между телами, Ломоносов называл эфиром. По его представлениям, эфир являлся текучей и весьма подвижной материальной средой, в которой могли происходить электрические, световые и в известной мере тепловые процессы. В то время идея существования эфира как своеобразного вида материи была весьма популярной для обоснования некоторых положений материалистической философии и для дальнейшего развития естествознания. Вплоть до XX в. она стояла на вооружении естествоиспытателей. Однако исследования в области оптики и электромагнитных явлений доказали несостоятельность этой гипотезы. Современная наука утверждает, что в пространстве, наряду с материальными телами, существуют различные физические поля, являющиеся особыми формами материи. В них протекают тепловые, световые и электромагнитные явления.

Ломоносов понимал, что раскрыть научную картину  мира можно, только начав с изучения материи, из которой состоит мир. Он неустанно подчеркивал неразрывную  связь материи и движения, стремился  объяснить различные процессы и  явления природы как результат  особого рода движения частиц, составляющих материю.

Свое учение о строении вещества ученый обосновывает, исходя из основных положений материалистической атомистики, которую рассматривал как целостную научную теорию. Эта теория дала ему возможность создать подлинно научную физическую картину мира без каких-либо надуманных «нечувствительных материй». Согласно этой теории, по убеждению Ломоносова, «нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения», чем атомы и атомистическое учение (Т. 1. С. 119).

Атомистика  Ломоносова явилась дальнейшим развитием  учения о прерывистом, дискретном строении материи ученых античного мира и  естествоиспытателей XVII — начала XVIII вв. Наибольшее влияние на Ломоносова оказали труды английского ученого второй половины XVII в. Роберта Бойля. В конце 1750-х гг. он отмечал:

«С  тех пор как я прочитал Бойля, овладело страстное желание исследовать мельчайшие частицы. О них я размышлял 18 лет» (Т. 3. С. 241).

Новым в атомистической теории Ломоносова, по сравнению с  его предшественниками, было признание  объективного существования в природе двух реальных и качественно различных форм частиц материи: первоначальной частицы — атома (по его терминологии — элементы) и молекулы (по его терминологии — корпускулы) как собрания атомов.

В стремлении связать изучение различных процессов  природы с атомно-молекулярными  представлениями о строении вещества, с реальным движением первоначальных мельчайших частиц материи, заключается  одна из глубоких идей атомистики Ломоносова, положившего своими работами в этой области начало развитию химической и физической атомистики.

«Новая  эпоха, писал Ф. Энгельс,— начинается в химии с атомистики... а в физике, соответственно этому,— с молекулярной теории» (Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1950. С. 236).

Смелые идеи Ломоносова о строении всех тел из атомов, как материальных частичек, занимают важное место среди Других гипотез первой половины XVIII в. Эти идеи русского ученого опередили науку более чем на столетие. История химии свидетельствует, что развитие новой и новейшей химии стало возможным только после того, как на международном съезде химиков в Карлсруэ в 1860 г. были сформулированы точные понятия о молекуле и атоме.

 

Труды Ломоносова по физике

 

С именем Ломоносова связано развитие ряда новых направлений в физике в России в первой половине XVIII в. Основываясь на атомно-молекулярной теории строения вещества, Ломоносов сумел дать правильное объяснение многим физическим явлениям, смысл которых до него либо оставался неясным, либо понимался неправильно.

Информация о работе Ломоносов — энциклопедист