Ломоносов — энциклопедист

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

Представленная работа посвящена анализу философских взглядов Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Николаевича Радищева. В настоящее время, усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого.
В чем особенности научного творчества Ломоносова?
Прежде всего в том, что оно отражало наиболее важные направления науки и культуры XVIII в., что оно было тесно связано с насущными потребностями развития Российского государства.

Файлы: 1 файл

Lomonosov_—_entsiklopedist.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Ломоносов придавал огромное народнохозяйственное значение метеорологическим наблюдениям и прогнозам погоды. Он писал:

«Предзнание погод, коль нужно и полезно, на Земле ведает больше земледелец, которому во время сеяния и жатвы вёдро, во время ращения дождь, благорастворенный теплотою, надобен; на море знает плаватель, которому коль бы великое благополучие было, когда б он всегда указать мог на ту сторону, с которой долговременные потянут ветры или внезапная ударит буря» (Т. 4. С. 171 — 172).

Ломоносов высказал идею организации международной  службы погоды, широкой сети метеорологических станций и обсерваторий, снабженным нужными приборами. Он предложил: «В разных частях света, в разных государствах те, кои мореплаванием пользуются, учредили самопишущие метеорологические обсерватории, к коих расположению и учреждению с разными новыми инструментами» (Т. 4. С. 173).

Труды Ломоносова в области географии и метеорологии содержат систематический поиск причин и взаимосвязей, обуславливающих возникновение и развитие различных природных явлений и выявление их причинности. Они способствовали дальнейшему прогрессу этих отраслей знания. Многие замечательные проекты и идеи Ломоносова начали воплощаться в жизнь только в XIX — XX вв.

 

Труды по истории

 

В первой половине XVIII в., в период важных политических и общественных преобразований в петровской России, возрос интерес к прошлому русского народа, к его истории. Время значительных преобразований требовало и создания мощного духовного и нравственного потенциала.

Свою лепту  в развитие отечественной исторической науки внес и М. В. Ломоносов. Отмечая  его роль в становлении русской  историографии, советский ученый Б. Д. Греков писал о Ломоносове: «Нам важно подчеркнуть его отношение к исторической науке в целом, и мы могли убедиться, что химик, физик, филолог, поэт и художник Ломоносов в то же время очень глубоко и серьезно занимался историей» (Греков Б. Д. Ломоносов — историк// Историк-марксист. 1940. № 11. С. 34).

История для  Ломоносова была таким же важным делом  в его творчестве, как химия, физика, горная наука и т. д. От Ломоносова ведет свое начало антинорманское направление2 в русской историографии, отличительными чертами которого были строгая научность, патриотизм, демократические тенденции и уважение к истории других народов и стран. Идеи Ломоносова о происхождении славян явились началом нового периода в развитии русской исторической науки. Концепция ученого утверждала величие славянского народа, подчеркивала независимое существование Древнерусского государства, его важную роль в мировой истории. Он видел в истории политическую силу, имевшую большое образовательное и воспитательное значение. В число своих обязанностей он включал пропаганду исторических знаний, прославление героического прошлого русского народа.

Есть основания  полагать, что интерес к отечественной  истории появился у Ломоносова еще в юности. Поморье было богато историческими материалами: летописями, былинами, житиями святых и т. д.

В Славяно-греко-латинской  академии будущий ученый много времени  уделял изучению исторических документов. Позднее, уже став профессором химии  Петербургской академии, он показал себя знатоком русской истории, вдумчивым исследователем, внимательно изучавшим первоисточники, широко использовал в своих работах сравнительный метод.

Ломоносов глубоко  понимал значение исторической науки. Он писал: «Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу и, пренося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила. Мрамор и металл, коими вид и дела великих людей изображенные всенародно возвышаются, стоят на одном месте неподвижно и ветхостию разрушаются. История, повсюду распространяясь и обращаясь в руках человеческого рода, стихии строгость и грызения древности презирает» (Т. 6. С. 171).

Исторические  труды Ломоносова охватывали широкий  круг проблем — от древнейшей русской  истории до правления Петра I включительно.

Когда в 1748 г. в составе Петербургской академии наук было учреждено Историческое собрание, то Ломоносов в числе других профессоров был назначен его членом. В первые годы деятельности этого учреждения в нем загорелась острая полемика группы ученых во главе с Ломоносовым, с одной стороны, и представителем норманской теории происхождения Русского государства историографом Г. Ф. Миллером — с другой. Академической историограф пытался доказать, что варяги «уже за много веков до Рюрика» подчинили Россию свой власти и что термин «Русь» скандинавского происхождения, принятый славянами от норманнов.

Титульный лист книги М. В. Ломоносова

 

Основываясь на глубоком знании источников и широко привлекая современную ему литературу, Ломоносов в ходе дискуссии с Миллером опроверг утверждения о том, что Русское государство обязано своим возникновением исключительно иноземным завоевателям — норманнам. Вопреки взглядам Миллера, русский ученый высказал мнение и доказал на основании источников древнее пребывание славян в Европе (от Эльбы (Лабы) до Днепра и Дуная) и славянскую природу русской государственности. Привлекая древние летописи и современную ему литературу, Ломоносов утверждал, что имя «россы» появилось до варягов и независимо от них, что «российский народ был за много время до Рурика», что слово «Русь» славянского, а не скандинавского происхождения (Т. 6. С. 28).

В июне 1750 г. Ломоносов, подводя итоги общей  дискуссии по поводу работы Миллера, писал: «По присяжной моей должности, как прямому сыну отечества надлежит, что оной диссертации никоим образом в свет выпустить не надлежит. Ибо кроме того, что вся она основана на вымысле и на ложно приведенном во свидетельство от господина Миллера Несторовом тексте и что многие явные между собою борющиеся прекословные мнения и нескладные затеи Академии бесславие сделать могут, находятся в ней еще немало опасные рассуждения» (Т. 6. С. 79—80).

Эта дискуссия  дала Ломоносову новый стимул к занятиям историей, заставила его сформулировать свои взгляды на историческую науку, что в конечном счете привело его к созданию большого труда по древнему периоду российской истории — «Древней Российской истории».

В начале 1750-х гг. он занялся написанием этого серьезного исследования по русской истории. Сохранившиеся наброски плана работы свидетельствуют о стремлении ученого обобщить процесс отечественной истории, дать деление ее на периоды, непосредственно связанные друг с другом. Он выработал свою периодизацию, в основе которой лежали поворотные моменты в истории страны.

Ломоносов сознавал большую ответственность, принимаясь за написание «Древней Российской истории». Он писал в 1753 г. И. И. Шувалову: «Коль великим счастием я себе почесть могу, ежели моею возможною способностию древность российского народа и славные дела наших государей свету откроются» (Т. 10. С. 474—475).

В работе над  «Древней Российской историей» Ломоносов  выдвинул важный тезис о прогрессе исторического процесса. Он писал: «Каждому несчастию последовало благополучие больше прежнего, каждому упадку высшее восстановление». На основании документов он опроверг мнение некоторых иностранных историков об отсталости древнерусского народа. Он подчеркнул: «Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели» (Т. 6. С. 169, 170).

Ученый утверждал, что «множество разных земель славенского племени есть неложное доказательство величества и древности. Одна Россия, главнейшее оного поколение, довольна к сравнению с каждым иным европейским народом» (Там же. С. 174).

Высокую оценку у советских историков получили идеи Ломоносова об автохтонности восточных славян, как коренном населении Европы (венетов), которые рано выступили на арене мировой истории. Б. Д. Греков отмечал: «Итак, древность пребывания славян в Европе Ломоносову удалось доказать. К его доказательствам в наше время присоединился археологический материал, которым Ломоносов не мог воспользоваться, а также более сложный и тонкий анализ языка, чему совсем недавно научились филологи» (Греков Б. Д. Ломоносов-историк// Историк-марксист. 1940. № 11. С. 30).

В 1758 г. Ломоносов  подготовил первый том «Древней Российской истории» и передал его в Академическую  типографию для издания. Но в следующем году он взял рукопись, чтобы изменить расположение примечаний. Но работа затянулась, и при жизни автора книга так и не была отпечатана. Она вышла в свет в 1766 г., через год после его смерти, под названием «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года». Найденные в наше время материалы показывают, что в заключение рукописи начертано: «Конец первой чати».

Издание этого  ломоносовского труда было крупным событием в русской историографии. Освещая древнейший период русской истории, Ломоносов выступил как серьезный исследователь, вооруженный знанием многих источников и документов, имевших большое значение и для современности, и для дальнейшего развития исторической науки.

«Древняя  Российская история» Ломоносова пользовалась большой популярностью не только в России, но и за рубежом. В 1768 г. она была переведена на немецкий язык, в 1769 г.— она вышла во французском переводе, а потом еще дважды переиздавалась— в 1773 и в 1776 гг.

Исторические  воззрения Ломоносова явились основой  патриотических устремлений передовых людей России. В конце XVIII в. единомышленником русского ученого в вопросе о происхождении Российского государства выступил А. Н. Радищев. Декабристы — представители новой, прогрессивной России — сделали дальнейший шаг вперед в развитии исторической концепции Ломоносова, для многих из них труды Ломоносова были настольными книгами.

Обрабатывая отдельные разделы «Древней Российской истории», Ломоносов в 1759 г. обратился к составлению еще одной исторической работы, которую в следующем году издал под названием «Краткий Российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г. Научное значение этой книги заключается в том, что она, облегчая пользование летописями и другими источниками, дает краткий, но содержательный свод исторических фактов. Потребность в таком издании была очень велика, и после выхода в свет книга получила признание читателей. Еще при жизни автора «Летописец» был переведен на немецкий язык, а затем дважды, в 1767 и 1771 гг., переиздавался. В 1767 г. вышел его английский перевод.

Среди исторических тем, которые привлекали внимание Ломоносова, особое место занимала история Петра I. Ученый в течение многих лет собирал материалы, чтобы написать серьезное исследование. Однако по просьбе русского правительства в конце 1750-х гг. историей Российской империи при Петре 1 занялся крупнейший деятель французского Просвещения XVIII в. М. Ф. Вольтер, прославившийся в то время как автор «Истории Карла XII». Французский писатель, плохо зная историю России и не имея необходимых материалов по этому вопросу, обратился к правящим кругам России с просьбой выслать ему исторические материалы и другие сведения о внутреннем устройстве страны, ее истории. Выполняя просьбу Вольтера, русское правительство возложило на Петербургскую академию наук сбор документов и материалов. Подобное поручение получил и Ломоносов.

Среди материалов, направленных Вольтеру во Францию, была историческая работа Ломоносова «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софии». Для написания этого сочинения Ломоносов привлек многочисленные рукописные и литературные источники, а также  записки современников и очевидцев, отобрал достоверные факты и составил строго документированный рассказ о событиях в Москве в 1682 г. и впервые дал обобщенную историю событий 1692—1698 гг. Вольтер в пятой главе своей «Истории Российской империи при Петре Великом» почти дословно воспроизвел сочинение русского ученого «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софии», оговорив в примечании, что это «Описание» «извлечено полностью из записок, присланных из Петербурга» (Т. 6. С. 570). Помимо этого сочинения Ломоносов исправлял многочисленные ошибки и неточности в рукописи Вольтера, а также написал «Примечания» на первоначальный текст восьми глав труда французского писателя.

Описанием исторических событий и их оценкой наполнены  многие произведения Ломоносова. В  исторических экскурсах Ломоносова-литератора принцип исторической точности соблюдается в отборе фактов, их оценке, в определении смысла событий, отвечающих его научной концепции.

Изучая прошлое  своей Родины, Ломоносов возлагал большие надежды на ее величие  в будущем. Он понимал, что история  создает национальные традиции и  связывает между собой поколения.

Историю Ломоносов  сравнивал с течением великой  реки, «которая, от источников своих по широким полям распростираясь, иногда в малые потоки разделяется и между многими островами теряет глубину и стремление; по, паки соединясь в одни береги, вящую быстрину и великость приобретает; потом присовокупив в себя иные великие от сторон реки, чем далее протекает, тем обильнейшими водами разливается и течением умножает свои силы» (Т. 6. С. 169—170).

Горячий патриот, Ломоносов видел огромные исторические перспективы, которые открывались  перед страной. Ученый верил в силу, трудолюбие, природный талант русского народа, который, по его убеждению, превосходит прочих «остротою понятия, поворотливостию членов, телесною крепостию, склонностию к любопытству». «Народ Российский на высочайшую степень благополучия и славы, на которой поставлен быть достоин»  (Т. 8. С. 809—810).

 

Труды по экономике

 

Вся деятельность Ломоносова была проникнута глубоким пониманием исторических судеб русского народа. Заботы о благе своего отечества  заставили его обратиться к изучению экономики России.

Ломоносов понимал  тенденции прогрессивного развития страны, на путь которого ее вывели реформы  Петра I. Ученый выступал за самостоятельное, независимое экономическое развитие государства, которое обеспечило бы ему политическое и военное могущество. Он писал: «Коль многие нужные вещи, которые прежде из дальних земель с трудом и за великую цену в Россию приходили, ныне внутрь государства производятся и не токмо нас довольствуют, но избытком своим и другие земли снабдевают» (Т. 8. С. 592).

Информация о работе Ломоносов — энциклопедист