Ломоносов — энциклопедист

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

Представленная работа посвящена анализу философских взглядов Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Николаевича Радищева. В настоящее время, усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого.
В чем особенности научного творчества Ломоносова?
Прежде всего в том, что оно отражало наиболее важные направления науки и культуры XVIII в., что оно было тесно связано с насущными потребностями развития Российского государства.

Файлы: 1 файл

Lomonosov_—_entsiklopedist.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

В «Российской  грамматике» Ломоносова четко прослеживается материалистическая направленность автора, которая была присуща его физическим и химическим трудам. Источником понятий он считал только действительность, подчеркивая, что язык — необходимое условие общественного прогресса. В языке он видел важнейший фактор развития общества.

Ломоносов первым попытался установить нормы русского литературного произношения, в его  основу положил «говор Москвы». Он выдвинул три принципа русской орфографии: фонетический, морфологический и исторический. На эти принципы опирается и современная орфография.

«Российская грамматика» Ломоносова отличалась строгостью плана, полнотой, обилием, разнообразием и продуманностью примеров, самостоятельностью и тонкостью грамматических наблюдений. Советский ученый акад. Ф. П. Филин писал: «В «Российской грамматике» Ломоносова (1755) в сжатом виде изложены не только правила письменного русского языка, но и намечены некоторые фонетические и грамматические черты устной речи» (Филин Ф. П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М., 1981. С. 128).

Грамматика  Ломоносова стала самым популярным учебным пособием XVIII в. Несколько поколений русских людей обязаны ей своею грамотностью. На ней воспитывались и многие отечественные ученые. Вплоть до 30-х гг. XIX в. изучение грамматического строя русского языка шло по пути, намеченному Ломоносовым. «Российская грамматика» Ломоносова, выдержавшая более десяти изданий, и в наши дни является ценным источником для изучения русского литературного языка XVIII в.

Большое значение для развития языка и литературы имела наиболее зрелая филологическая работа Ломоносова «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1757). В этом труде ученый решил три важнейшие для того времени задачи: отношение церковнославянских и русских народных элементов в составе русского литературного языка, разграничение литературных стилей и классификация литературных жанров. Решение этих проблем он подчинил патриотической идее, которой была проникнута вся его филологическая деятельность — стремление мобилизовать все живые национальные силы русского литературного языка, чтобы противостоять чужеродным вторжениям и чтобы, сделав научную и литературную речь общепонятной, обеспечить внедрение науки и литературы в национальный быт.

Различая три стиля — высокий, средний и низкий, Ломоносов дал четкие практические указания и по вопросу о том, каким из трех стилей должны быть написаны произведения того или иного рода. Основная идея, положенная Ломоносовым в основу учения о трех стилях, заключалась в том, что самой существенной частью русского литературного языка, его первоосновой должна быть письменная и разговорная речь широких слоев народа, которую нужно тщательно оберегать как от перегрузки славянизмами, так и от «диких и странных слов, нелепостей, входящих к нам из чужих языков» (Т. 7. С. 591).

Правильность  своих теоретических положений  Ломоносов подтверждал своим  литературным творчеством. По словам А. С. Пушкина, слог Ломоносова был «ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным» (Пушкин А. С. Поли. собр. соч.: В  10 т. М.; Л. 1959. Т. 7. С. 29).

Ломоносов понимал  значение своих работ в борьбе за успешное развитие русского литературного языка. В 1762 г. он писал: «На природном языке разного рода моими сочинениями, грамматическими, риторическими, стихотворческими, историческими, также и до высоких наук надлежащими физическими, химическими и механическими стиль российский в минувшие двадцать лет несравненно вычистился перед прежним и много способнее стал к выражению идей трудных, о чем свидетельствует общая апробация моих сочинений и во всяких письмах употребляемые из них слова и выражения, что к просвещению народа много служит»  (Т. 10. С. 352).

Идеи Ломоносова в области изучения русского языка  легли в основу деятельности Российской академии, созданной в 1783 г. Составляя русский толковый словарь члены Российской академии широко использовали светские и церковные книги, памятники древней письменности и т. д. На первом месте среди литературных источников словаря стояли сочинения Ломоносова. По подсчетам академии В. В. Виноградова из сочинений ученого было взято 883 цитаты или 9/10 всех примеров из литературных произведений (Виноградов В. В. Толковые словари русского языка// Язык газеты. М.; Л., 1941. С. 369).

Работа Ломносова над формированием и совершенствованием русского литературного языка была неразрывно связана с поэтическим творчеством. По возвращении из Германии, в начале 1740-х гг., у молодого ученого складываются собственные взгляды на высокое призвание и назначение поэта. Богатство идейного содержания, гражданская тематика и патриотическая направленность — вот те основные требования, которые предъявлял Ломоносов к современной ему поэзии. Ими пронизано все его литературное творчество.

Самой важной задачей для страны Ломоносов  считал распространение просвещения среди всего народа. Но против такой демократизации просвещения выступали феодальные круги и царское самодержавие. Таким образом, понимание Ломоносовым поэтической задачи было непосредственно связано с социальной борьбой его времени, когда нарождавшаяся демократическая культура выступала против культуры феодально-крепостнической части дворянства, обреченной на гибель.

В поэтическом  наследии Ломоносова основное место  занимают оды. Несмотря на то что поэзия Ломоносова не лишена жанрового разнообразия, для современников и потомков он был прежде всего одописцем.

Отдавая дань риторике своего времени, Ломоносов  в одах и «Похвальных словах», посвященных царствующим особам, допускал немало лести. Но по содержанию его произведения часто являлись своеобразными рекомендациями правителям страны и выражали заветные мысли и чаяния русского ученого и поэта. Подчас его сочинения носили конкретный программный характер. Так, в «Похвальном слове», произнесенном в ноябре 1749 г., поэт устами Елизаветы Петровны нарисовал обширный план народного образования, освоения природных богатств страны, развития научных знаний. От имени императрицы он призывал российских юношей: «Обучайтесь прилежно. Я видеть Российскую Академию, из сынов Российских состоящую, желаю; поспешайте достигнуть совершенства в науках: сего польза и слава отечества, сего намерение Моих Родителей, сего Мое произволение требует. Не описаны еще дела Моих предков и не воспета по достоинству Петрова великая слава. Простирайтесь в обогащении разума и в украшении Российского слова. В пространной Моей державе неоцененныя сокровища, которыя натура обильно произносит, лежат потаенны и только искусных рук ожидают. Прилагайте крайнее старание к естественных вещей познанию»  (Т. 8. С. 254—255).

Важное место  в художественном наследии Ломоносова занимают его публичные выступления на торжественных собраниях Петербургской академии наук. Их отличало не только глубокое содержание, но и высокие художественные достоинства. В них звучал голос современности, рассматривались важные научные и государственные вопросы.

Величайший  просветитель и гуманист, Ломоносов  горячо верил в силу человеческого  разума и видел единственный путь к благосостоянию народа и государства  в науке, в просвещении. Поэтому  пропаганда науки в его художественных произведениях носит активный, деятельный характер и занимает большое место. Прежде всего он подчеркивает практическую пользу науки, стремясь внедрить в сознание соотечественников мысль о широком применении наук, об их величайшем значении в жизни общества. Он утверждал: «Нет ни единого места в просвещенной Петром России, где бы плодов своих не могли принести науки; нет ни единого человека, который бы не мог себе ожидать от них пользы» (Т. 8. С. 252).

Ломоносов в  своих стихах размышлял о причинах явлений природы, высказывал научные  предположения и гипотезы, полемизировал с ошибочными, по его мнению, суждениями и теориями. Подлинным гимном науки можно назвать его «Слово о пользе химии», которое он произнес в 1751 г., «Письмо о пользе Стекла», адресованное И. И. Шувалову в 1752 г., и др.

Для Ломоносова, носителя новой, демократической культуры, развитие русской науки, ее широкое  распространение в народе были тесно  связаны с заботой о благосостоянии России.

Тема России, тема Родины проходит красной нитью  через многие художественные произведения Ломоносова. За безликими фигурами самодержцев встает великая, необъятная Россия.

Н. В. Гоголь подчеркивал: «Всякое прикосновение к любезной сердцу его России, на которую он глядит под углом ее сияющей будущности, исполняет его силы чудотворной» (Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 6 т. М., 1950. Т. 5. С. 142).

Ломоносов был  первым, кто нашел превосходные эпитеты, меткие выразительные метафоры, чтобы  прославить достоинства русского народа. По его словам, это народ-богатырь, народ-труженик.

Необходимым условием для процветания государства  Ломоносов считал мирное развитие страны, отсутствие разрушительных кровопролитных войн. Поэтому идея мира, «тишины» проходит через многие его литературные произведения.

Война ради войны была ненавистна Ломоносову. В 1759 г., когда Россия вела затяжную Семилетнюю войну, которая уносила тысячи человеческих жизней и поглощала огромные материальные средства, Ломоносов призывал покончить с войной, а все усилия и затраты обратить на пользу человечества, на развитие науки. Свое публичное выступление — «Рассуждение о большей точности морского пути» — он закончил так: «О, если бы оные труды, попечения, иждивения и неисчетное многолюдство, которые война похищает и истребляет, в пользу мирного ученого мореплавания употреблены были, то бы не токмо неизвестные еще в обитаемом свете земли, не токмо под неприступными полюсами со льдами соединенные береги открыты, но и дна бы морского тайны рачительным человеческим снисканием, кажется, исследованы были! Взаимным бы сообщением избытков коль много приросло наше блаженство! И день бы учений колико яснее воссиял бы откровением новых естественных таинств!» (Т. 4. С. 175).

Развертывая свою обширную программу преобразования страны на научных началах, Ломоносов  не понимал, что она выходит за пределы феодально-крепостнического государства и что для ее осуществления  недостаточно распространения научных  знаний и просвещения. Взгляды Ломоносова сложились в то время, когда направленная против феодальной реакции доктрина «просвещенного абсолютизма» была передовой  политической теорией. Просвещенным монархам он приписывал роль носителей прогресса. Таким идеальным правителем Ломоносов считал Петра I. Поэтому образ Петра занимает особое место во всем его творчестве, как научном, так и художественном.

Для Ломоносова Петр прежде всего гражданин, государственный деятель, неустанно ведущий страну к прогрессу. Петр защищает Россию, строит города, создает флот, развивает науки, распространяет просвещение. Для него Петр — «строитель, мореплаватель, в полях, в морях герой», как позднее для Пушкина Петр — «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».

В идеализации Петра сказалась неудовлетворенность Ломоносова окружающей действительностью. Он увидел причину гибели многих начинаний царя-реформатора прежде всего в том, что правящие круги России отошли от пути, указанного Петром.

Образ Петра  проходит через все оды поэта. Ему посвящена героическая поэма  «Петр Великий»; в апреле 1755 г. он произнес «Похвальное слово» в честь  Петра.

Ломоносова, выходца из простого народа, подкупает прежде всего демократизм царя. И он стремится убедить читателя и слушателя, что монарх ничем не отличался от своих подданных, что он трудился как мастер, копал рвы, воевал как простой солдат, что государь подавал пример своим трудолюбием. От имени Петра Ломоносов говорит: «Я в поле межь огнем, я в судных заседаниях межь трудными рассуждениями, я в разных художествах между многоразличными махинами, я при строении городов, пристаней, каналов, между бесчисленным народа множеством, я межь стенанием валов Белаго, Чернаго, Балтийскаго, Каспийскаго моря и самаго Океана духом обращаюсь» (Т. 8. С. 610).

Отмечая огромную новаторскую деятельность Петра  I, Ломоносов, однако, не усмотрел главного — жесткой эксплуатации крестьян, которая особенно усилилась при Петре. Он не увидел темных сторон Петровских реформ, тягот и лишений народа, за счет которого проводились эти реформы. Ломоносов не понял классовой ограниченности царя-реформатора, который властной рукой разрушал старые и насаждал новые порядки, «не останавливаясь, — как указывал В. И. Ленин,— перед варварскими средствами борьбы против варварства» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 301).

Художественное  творчество Ломоносова неразрывно связано  с судьбами русского народа и его  культурными традициями. Его поэтические  и публицистические произведения создали  ему неувядаемую славу, а затем породили многочисленных последователей.

Направление, данное Ломоносовым в поэзии и  прозе, было продолжено Державиным и  Радищевым, поэтами-декабристами и  молодым Пушкиным.

Пророческими  оказались предсказания А. Н. Радищева о литературной славе Ломоносова: «Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово Российскаго племени, тобою в языке нашем обновленное, прелетит во устах народных за необозримый горизонт столетий... доколе слово Российское ударять будет слух, ты жив будешь и не умрешь» (Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. С. 75).

 

Цитаты из М.В. Ломоносова:

 

«Науки сами все дела человеческие приводят на верх совершенства. Что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих найдено быть может?»

Информация о работе Ломоносов — энциклопедист