Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:32, курсовая работа
Актуальность темы. Актуальность теоретического исследования нравственного модуса поступка и философии диалога М. М. Бахтина весьма велика и определяется прежде всего возможностью развития понимания сущности и феноменологии самобытия личности и межчеловеческого события. Интересно то, что Бахтина довольно часто заявляют как персоналиста, экзистенциалиста или структуралиста. Целью настоящего исследования является теоретическое изучение онтологических оснований Поступка и концепции «Другого» М. М. Бахтина как концепции субъектно-личностного самобытия и межчеловеческого со-бытия.
Введение………………………………………………………………………3
1 Нравственный модус поступка ……………………………………………4
1.1 Идеологема личности в концепции М. М. Бахтина….…………………4
1.2 Диалог как универсальное проявление человеческой жизнедеятельности………8
2 Проблемы философии языка в творчестве М. М. Бахтина………...........23
2.1 Язык диалога «Я» и «Другого»……………………………….................23
2.2 Диалогическая концепция социальной онтологии языка……………..29
Заключение…………………………………………………………...............33
Список литературы…………………………………………………..............35
С личностью мы имеем дело там и тогда, где и когда человек принимает на себя ответственность за себя, свое бытие и свои поступки (поступок у Бахтина имеет широкое толкование: «Таким поступком должно быть все во мне, каждое, движение, жест, переживание, мысль, чувство»10. И наоборот - личная ответственность, долженствование «впервые возможно там, где есть признание факта бытия единственной личности изнутри ее»11. Как реальность личности, так и ее единственность — и даны, и заданы: «Моя единственность дана, но в то же время есть лишь постольку, поскольку действительно осуществлена мною как единственность, она в акте, в поступке, т. е. задана»12. Поэтому личность должна все время осуществлять свою личностность», подтверждать свое «не-алиби-в бытии», т. е. принять ответственность за свое бытие и ответственно поступать со своего единственного и незаменимого места в бытии.
Однако бытие личности
— всегда со-бытие, личность всегда
находится в напряженном
С этих позиций решает Бахтин и проблему свободы личности (свободы воли), понимая ее как «свободу моего поступления». Я свободен, но «не могу освободить себя от долженствования»14, от моей индивидуальной ответственности. И в этом я всегда свободен осуществить ответственный поступок, стать автором своей жизни, «нравственным субъектом». Именно эта «нравственно значимая и ответственно активная установка сознания» противостоит «безответственному самоотданию бытию, одержанию бытием»15, именно она превращает пассивного «объекта», способною лишь на «пассивную психическую реакцию», в активную нравственную личность.
Таким образом, в концепции Бахтина нравственное бытие личности приобретает статус онтологической, атрибутивной ее характеристики, а общий нравственный, гуманистический пафос его подхода радикально отличается от получивших распространение в психологии структурно-функциональных, ролевых, системных и других, в сущности, утилитарно-прагматических трактовок личности.
Эти две взаимодополняющие характеристики личности по Бахтину тесно связаны с уже описанными. Личность как я-для-себя, как свободный ответственный субъект и автор своей жизни-поступления, как живой конкретный и неповторимый человек,— такая личность принципиально не может получить полное, однозначное и окончательное завершение.
Бахтин солидарен с Ф. Достоевским в том, что личность никогда полностью не совпадает с самой собой и к ней неприложима формула тождества «А есть А», что личность изнутри себя, по своей воле способна выйти за пределы всего, что она есть как объективное, «вещное» бытие, как она определена и понятна извне. Отсюда Бахтин делает вывод методологического порядка: принципы и методы изучения личности радикально отличаются от принципов изучения «вещных» аспектов бытия и, чем «ближе к личностному пределу, тем неприложимее генерализующие методы». Они, конечно, «приложимы» (по воле исследователя), но характер метода исследования роковым образом предопределяет его результат, и, изучая человека как «вещь», исследователь и получит в итоге лишь «вещную» транскрипцию человека, потому что «субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным»16.
Диалог по праву может
считаться главным героем всего
творчества Бахтина: «Диалогические отношения...
это почти универсальное
Диалог на «высшем уровне» - это и есть, по Бахтину, диалог личностей (межличностный диалог). На этом уровне важнейшей, конституирующей характеристикой диалога является равноправие — взаимное отношение друг к другу вступающих в общение как к суверенным, полноценным «я» со своими мирами, своей позицией в со-бытии, имеющими равные права «в отношении к истине» и в отношении авторства собственных поступков это взаимная «диалогическая позиция, которая утверждает самостоятельность, внутреннюю свободу, незавершенность и. нерешенность» друг друга; иными словами, равноправие в диалоге — это взаимное отношение собеседников друг к другу и к себе как к личности. Именно этот нравственно полноценный эмоционально-волевой тон, направленность взаимного со-бытия ««я» и другого» отличает диалог «в высшем смысле» от всех иных способов общения. Только в таком диалоге личность существует как личность и только в диалоге может быть достигнуто ее понимание (которое с необходимостью превращается во взаимопонимание) как личности: «Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя»18. Это принципиальный методологический вывод Бахтина: личность как таковая не может быть «объектом изучения», она может стать лишь «субъектом обращения», диалогического обращения, для которого другой — не «он» и не «я», а полноценное «ты», то есть другое чужое полноправное «я»...19
Наконец, еще один аспект открытости личности — ее устремленность вперед, в будущее. Эта сторона бытия личности также получает у Бахтина своеобразное раскрытие — через смысловую сферу. Мир, в котором живет личность— «царство целей»: «Мое определение самого себя дано мне... в категориях еще-не-бытия, в категориях цели и смысла, в смысловом будущем»20. Благодаря этой целеустремленности и интенциональности личность превращается в «становящееся бытие», она всегда открыта в будущее, незавершена и способна «как бы изнутри перерасти и сделать неправдой любое овнешняющее и завершающее... определение. Пока человек жив, он живет тем, что еще не завершен и еще не сказал своего последнего слова».
1.2 Диалог как универсальное проявление человеческой жизнедеятельности
Теперь, к чему подводит Бахтин и что мы попытаемся пояснить далее, необходимо участное мышление, необходимо соотнесение себя с Другим. Нужен умственный и душевный отклик, необходимо вхождение в мир другой человеческой вселенной. «Здесь является нечто абсолютно новое: надчеловек, над-я, то есть свидетель и судья всего человека (всего я), следовательно, уже не человек, не я, а другой»21. Философская антропология Бахтина начинается с «Другого», а не с «Я». Другой – реальное, а не абстрактное существо. Это суверенная инстанция, значимая для меня и незаместимая личность, самодовлеющая реальность. Но, в то же время, он, так же как и я, не совпадает с собой. Человек не вещь. Внутри у него бескрайние просторы космоса. Казалось бы, это утверждение роднит Бахтина с экзистенциалистами. Но, тем не менее, между ними существует принципиальная разница. Экзистенциализм предлагает погружение в себя, Бахтин –погружение в другого. Но «вживаясь» в другого я не теряю себя до конца. Мы не сливаемся в одно существо и не повторяем жизни друг друга. Происходит обогащение события: «моя жизнь сопереживается им в новой форме, в новой ценностной категории – как жизнь другого человека, которая ценностно иначе окрашена и иначе приемлется, по иному оправдана, чем моя собственная жизнь». Я и Другой взаимодействуют нераздельно и неслиянно. В напряжении своей вненаходимости, в использовании привилегии своего единственного места вне других людей и заключается продуктивность события. С помощью диалога не только обретают истину, но и соприкасаются с бытием, узнают его. Диалог пронизывает всю человеческую речь, все отношения и проявления человеческой жизнедеятельности. Человек и Человек – вот державный момент человеческого мира. Другой – «это тот, по которому я выверяю своё бытие. Если я не признаю его хотя бы частичной правоты, не пытаюсь принять этой правоты, превратить её в частичку своего сознания, я обедняю самого себя. Воинственно упраздняя чужую точку зрения, я отвергаю не чужую идею, а чужое бытие»22.
Только благодаря другодоминант
Особенности полифонического диалога Бахтин рассматривает на примере творчества Достоевского. Его романы наполнены множеством относительно самостоятельных, полноценных и неслиянных голосов и сознаний. Они не опредмечены и не слиты в монолит единой авторской идеи. Герои как бы движутся каждый в своём направлении, не зависящем от логики автора. Они развивают своё своеобразие и специфичность, сохраняя при этом органическое единство целого. Мир Достоевского – это «художественно организованное сосуществование и взаимодействие духовного многообразия, а не этапы становления единого духа»23. Достоевский изображал «человека в человеке», а не идею в человеке. Идея лишь среда, в которой развивается сознание человека. Жизнь идеи в одиноком сознании не интересовала писателя. Его вдохновляло взаимодействие сознаний в эфире идей. При этом мысль героев не стремится «к закруглённому и завершённому системно-монологичному целому. Она напряжённо живёт на границах с чужой мыслью, с чужим сознанием»24.
В полифоническом произведении нет ни отдельной доминирующей мысли, ни системного единства идеологии. Здесь царствует диалог идей, равноправное сосуществование мировоззрений. В результате такого подхода перед автором «развёртывается не мир объектов, освещённый и упорядоченный его монологическою мыслью, но мир взаимно освещающихся сознаний, мир сопряжённых смысловых человеческих установок. Среди них он ищет высшую авторитетнейшую установку, и её он воспринимает не как свою истинную мысль, а как другого истинного человека и его слово. Авторская мысль не несёт здесь функцию всепроникающего мировоззрения. Она входит в общую полифонию произведения как равнозначное и равноправное сознание, существующее среди других таких же сознаний.
«Всё возможное бытие и весь возможный смысл располагаются вокруг человека как центра и единственной ценности…»25. Всё, что прежде говорилось о человеке можно изложить языком социо-культурной тематики. Культура полифонична. Она, так же как и человек, двухполюсна. Она не совпадает с собой. Её внутренний мир, по меньшей мере, двулик. Поэтому возможно самосознание культуры. Диалог культур происходит на их границах. Они не смешиваются между собой и не превращаются друг в друга. Они взаимодействуют антиномийно: нераздельно и неслиянно. Каждая культура жаждет общения с другой культурой, чтобы, отразившись в ней как в зеркале, лучше разглядеть себя. Встречаясь друг с другом и познавая себя, единичные культуры создают цепь формирующейся ноосферы.
На границах культур образуется новый смысл, новая идея, новое видение. Именно на этом стыке «возможно выйти за пределы того сгустка жизненных смыслов и целей, что присущи данной культуре, и выйти в иные спектры ценностных и смысловых определённостей, в то межкультурное пространство, в котором и смысл бытия, и определённая направленность разумения впервые становятся, в котором они изначальны»26. Только с помощью определённых культурных смыслов можно выйти в иные культурные миры. Плодотворный диалог с иной культурой и со своей собственной культурой может вести только тот, кто сомневается в своих основах и смыслах. Только напряжённое межкультурное общение по последним вопросам бытия способно вывести человека на новый уровень созерцания мира.
Означенной проблемой
в культуре интересовался М.М. Бахтин,
придерживающийся той точки зрения,
что познать суть явлений культуры
как системы (а также отдельных культурных
систем) возможно при помощи диалогизма
логического и символического. Диалогизм
Бахтина - это установка на исходный диалогизм
в понимании культуры (и ее субъектов)
как текста вообще, а точнее - речи, где
происходит познание «объекта», «вещи»,
«предмета» в общении, во взаимодействии.
Создавая произведение культуры - субъект
культуры, автор в творчестве выступает
как целое через форму отношения к событию
(а всякое принципиальное отношение несет
творческий характер), через форму его
переживания в целом жизни и мира.
Согласно
взглядам Бахтина, общение, направленное
на полноценное взаимопонимание субъектов
культуры, а также их собственное активное
самоисследование (внутренний диалог
«Я-ТЫ») происходит благодаря эстетической
деятельности. Эта деятельность состоит
в завершении «Я» через другое «Я» в его
целостности и «другости» (как иной мир)
в общении и, как следствие, понимание
этого в художественном творчестве. Постижение
идеи и ее смысла возможно только в контексте
эстетической деятельности, когда возникает
«живой контакт с чужой мыслью, воплощенной
в чужом голосе». Таким образом, при наблюдении
внешнего театрального процесса, выявляется,
что актер, воплощая автора посредством
режиссера, отражается в зрителе. М. М.
Бахтин заложил основы «семиотики в ее
современном виде», то есть семиотики,
которая признает, что самым важным, что
придает значению смысл, является не знак,
а все высказывание, в состав которого
входит данный знак.
По Бахтину,
в процессе понимания один голос отвечает
на другой, и «на каждое слово понимаемого
высказывания мы как бы наслаиваем ряд
своих отвечающих слов» и значений. Это
подразумевает и минимальную диалогичность.
В диалогизме Бахтин находил ключ к раскрытию
сущности человека, его индивидуальности.
Диалогическая
всеобщность понимается Бахтиным в трех
планах, трех смыслах.
«Вот, соответственно,
три выдержки из книг Бахтина, определяющие
эти
три смысла диалогической
всеобщности: