Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 13:14, реферат
Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами культуры необходимо охарактеризовать культуру как способ и результат человеческой деятельности с точки зрения ее оснований.
Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами культуры необходимо охарактеризовать культуру как способ и результат человеческой деятельности с точки зрения ее оснований.
Фундамент культуры как феномена:
знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке;
ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы.
Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности, поэтому ее часто называют рефлексией над основаниями культуры, квинтэссенцией самосознания исторической эпохи. Философия имеет дело с постоянно меняющейся реальностью, формирует общезначимые и непреходящие смыслы в этой реальности, в рациональной форме транслируя их будущим поколениям. Ядро философии составляют экзистенциальные или смысложизненные ценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т. д. В рамках философии обсуждаются и другие проблемы, однако она акцентирует свое внимание на группе экзистенциальных ценностей, которые и определяют мировоззренческую природу философского знания.
Человеческая культура включает в себя всю совокупность материальных и духовных благ, создаваемых конкретными личностями на протяжении истории человечества. В силу этого культура изначально связана с определённым типом человеческой деятельности, при котором значение имеет не только то, что сделано, но как именно, с какой целью и какую ценность имеет это для жизни человека и общества. А сама культурно-историческая деятельность человека в обществе является специфическим способом познания и освоения мира, что во многом роднит её с философией, делая её центральным элементом и творческой основой жизнедеятельности общества. Именно благодаря творчеству и осуществляется прогресс в науке, технике, искусстве, политике и во всех сферах общественной жизни.
В общественной практике философия связана со многими ведущими областями духовной культуры и типами человеческой деятельности. Все виды духовной деятельности осуществляются благодаря функционированию различных форм общественного сознания, к которым относятся: мораль, искусство, политическое и правовое сознания, религия, философия, естественнонаучное сознание. Отсюда и возникает многочисленное структурное подразделение философских дисциплин в их отношении к различным формам сознания и проявлениям человеческой деятельности. Философия перестаёт быть просто абстрактной в общественной жизни людей и подразделяется на ряд более узких и конкретных дисциплин: философия морали, философия религии, философия истории, философия права, философия науки и техники, философия культуры и т. д. О глубоком сближении философии и искусства писали многие великие философы, такие, как Платон, Кант, Шопенгауэр, В. Соловьёв. Г. Гегель отмечал, что философ должен быть эстетически развит не меньше, чем поэт. Свои суждения он основывал на историческом опыте мировой культуры, и главным образом, - культуры античной. Европейское Возрождение (XIV - XVI вв.) было возрождением прежде всего художественно-философского духа древних эллинов. «Красота спасёт мир» - знаменитые слова русского классика обращены в равной мере и к философии и к искусству. Исходя из выше-изложенного, можно сделать следующий вывод: главная роль философии в истории культуры - одухотворение, оразумливание человеческого рода, наполнение жизни человека высшим смыслом, высшими идеями и непреходящими ценностями.
Структура философского знания
Философия определяет пути развития всеобщего знания и познания всеобщего. Всякое познание предполагает познающего – субъекта и то, что познается – объект познания. Познание – один из видов жизнедеятельности, где субъект и объект всегда связаны. Как мы видели, особенность объекта философского познания – мир в целом, все сущее или бытие.
Но в любом объекте философия
выделяет основу саму по себе, или сущность
и то, что нужно человеку, удовлетворяет
его потребности или ценность.
С познанием субъектно-объектны
Неразделимое с теорией
Мы входим в мир, познаем его при помощи чувств и мышления. Если ценность через потребности обращена к нашим чувствам, то постижение сущности – задача мышления. Мышление и сущность, чувства и ценность – их парная слитность запечатлевается в структуре философского познания: сущность мышления – предмет логики, ценность чувств – эстетики.
Носителем познания является человек. Через человека продолжается разделение сущностного и ценностного ряда философских наук. Сущность человека изучает психология, ценность человека – этика. К числу ценностных характеристик человека относятся понятия достоинства, уважения, чести, гордости и т.д.
Человек – составная часть общества.
Сложились соответствующие
Издавна известно направление философского знания, сосредоточенного на исследовании природного мира. Это натурфилософия, то есть философия «натуры», или природы. Но лишь в последние десятилетия неслучайную актуальность обрело знание о ценностях природы – экология. В научных спорах, в основном ученых-естественников, формируются представления о предмете экологии. Но ее философский статус в рамках излагаемой нами системы несомненен.
И, наконец, следующий, высший уровень философского знания связан с науками о сущности и ценности бытия в целом. Это соответственно онтология и культурология. Они возникли также в разные времена, древнее и новейшее. Понятие культуры сформировалось во второй половине XVIII века, а понятие ценности в философии – к концу XIX века. Термин «аксиология», обозначавший «науку о ценности» введен в научный оборот в самом начале XX столетия. Уже это объясняет, почему ценностный ряд наук возник намного позже сущностного. Это касается, прежде всего, политологии, экологии, культурологии. В этике и эстетике, родившихся до новой эры, понятие ценности, ценностные свойства рассматривались в рамках сложившихся в науке подходах, согласно которым оно неотделимо от сущностных свойств.
Таким образом, мы можем выделить общее философское знание и философское знание на указанных выше уровнях бытия. Мы видим, что «общая философия», философия как таковая, – наука о познании, сущности и ценности бытия (соответствующие разделы – теория познания, или гносеология, метафизика и аксиология).
Но существует еще одна форма сознания, естественно выходящая на вопросы миропознания и мировоззрения – религия. Но религия при этом покоится на вере, на возможностях высшего откровения, доступного посвященным, и открывающих суть и ценность не только бытия, но и инобытия, – мира невидимого. Религия как предмет познания предстает в специальной философской науке, – религиоведении. В свою очередь религия выходит на философию богословской наукой, теологией, которая с позиций религиозного мировоззрения определяет сущность и назначение философии.
И, наконец, нам остается выделить
временные параметры
Сущностные и ценностные науки одного уровня могут представлять соответствующие разделы философского знания: философию познания, философию человека, философию общества, философию природы, философию бытия. Но границы их могут меняться, подключая смежные тематические области. Так, философия человека, именуемая антропологией (или философской антропологией) может подключать и науки об обществе, а в более широком смысле и все ценностные науки, поскольку в них имеется специфический человеческий аспект (потребности личности), и теорию познания, связующую человека с самыми кардинальными проблемами его бытия3.
Философия, изучая мир, постигает всеобщее.
Использование знаний всеобщего
для конкретных случаев человеческой
жизнедеятельности проявляет
Предмет и объект в философии
Рассматривая различные
Выступая как рациональное познание бытия, философия, безусловно, устремлена к науке как к некоему идеалу, хотя сама философская рациональность внутри философии понимается гораздо шире, так же как и поле применения такой рациональности. Чем отличается философия от науки? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо определить, как понимается здесь понятие "наука"? Отвечаем: "Самым традиционным образом, на уровне обыденного сознания: наука - это, прежде всего естествознание, иногда к нему прибавляется математика, и весь этот комплекс называется точными науками". Дискуссии о критериях научности применительно к философии, со времен Канта потрясавшие мировое сообщество философов, логиков и методологов, не имели никакого результата, но привели к ситуации, которую мы ранее обозначили как "конец классической философии" и которая поставила под сомнение правомерность философии именоваться наукой.
Кроме того, философия - многосистемное и многофункциональное образование, которое при решении тех или иных проблем оборачивается к ним одной из своих сторон. Этими сторонами выступают конкретные философские концепции. Единая цель, объединяющая все философское знание, - выяснение сущности бытия и человека, а также взаимоотношения между миром и человеком, между человеком и обществом - достигается различным образом, что создает целостную палитру представлений, хотя каждая из философских концепций претендует на единственно правильное понимание проблемы.
Прежде всего, это связано со сложностью вычленения собственного предмета философии, поскольку в философию долгое время включались знания о самых различных сторонах бытия, и эти знания позже становятся объектами специальных наук. "Философия подобна королю Лиру, который раздал своим детям все свое имущество и которого вслед за тем как нищего выбросили на улицу". Однако наряду с "отпадением" от философии ряда специальных дисциплин происходит как бы процесс "очищения" ее собственного предмета, который П.В. Алексеев удачно обозначил как процесс "предметного самоопределения философии". Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2005.-С.42
Философия рассматривается как высший вид теоретического знания о фундаментальных основах бытия и принципах его познания. Как учение о всеобщем. В этом смысле на протяжении всей истории предмет философии, как справедливо отмечает П.В. Алексеев, оставался стабилен. "Процесс дальнейшего развития проблематики, дифференциация и интеграция не изменяют раз найденного предмета науки, а лишь уточняют, углубляют его понимание". Там же С.43
Для философии всегда представляла интерес проблема выявления сущности и предназначения Человека, размышление о его месте в мире, о его отношениях с миром и с другими людьми и т.д. В этом плане философия отвечала на "запросы" эпохи, выступая самосознанием культуры.
Наиболее четко предметная область философии представлена у И. Канта. Прежде всего, он выделяет два самостоятельных уровня философии, выполняющих разные задачи в общественном сознании.
Первый он обозначает как "школярскую" философию. Данная характеристика не является негативной. Это некоторая совокупность наиболее общих представлений о философии, философах, проблемах, которые стояли в ее истории и с которыми должен ознакомиться каждый культурный и образованный человек в рамках своего самовоспитания, так же как он должен знакомиться с религией, искусством, правом, не становясь при этом обязательно верующим, художником или юристом. Знакомиться с такой философией следует на ранних стадиях обучения, в школах, гимназиях и лицеях, говоря современным языком, в рамках среднего школьного образования. Сами по себе эти знания не учат философии, а лишь дают знания о том, что понимали под философией другие люди.
Однако, кроме этого, существует философия как особая наука о последних целях человеческого разума, которая придает ценность всем другим видам знания, выявляя их значение для человека. Именно в этом плане она выступает как философская мудрость. Философ, стремящийся к такой мудрости, должен постигать то, насколько знание может способствовать достижению высших целей Человека и Человечества. "Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу - а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире - и из которой можно научиться тому, каким быть, чтобы быть человеком". История философии в кратком изложении/ Пер. с чеш. И.И. Богута. М.: Мысль, 1991.- С.270
Кант формулирует основные вопросы, на которые должна отвечать это философия в ее всемирно-историческом значении:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Что такое человек?
Можно сказать, что в общем плане предметом философии является бытие как особая сложная система, включающая такие его подсистемы, как Мир и Человек. Философия выступает как знание о предельных взаимоотношениях (закономерностях) между миром и человеком на всех уровнях бытия.
Информация о работе Место философии в системе духовной культуры