Место философии в системе духовной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 13:14, реферат

Описание работы

Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами культуры необходимо охарактеризовать культуру как способ и результат человеческой деятельности с точки зрения ее оснований.

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 697.00 Кб (Скачать файл)

Платон: диалектика – процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия – роды.

Гегель расширил понятие диалектики, вывел ее за рамки движения человеческой мысли. Гегель видел мир в развитии. Развитие происходит через взаимодействие противоположностей. Марксизм создал учение о материалистической диалектике. Носитель диалектики – материя.

В современных условиях практически  отсутствует понимание ее как  учения о развитии. Доминирует представление  о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих  нашу жизнь, познание, историю.

Феноменологический метод  – один из самых утонченных инструментов философских исследований. Он создан Э. Гуссерлем (1859-1938) и получил развитие в работах М. Хайдеггера, М. Шелера, Ж.-П. Сартра и у таких русских мыслителей, как Л. Карсавин, С. Франк, И. Ильин, Г. Шпет и др.

Гуссерль стремился выйти к безусловным, самоочевидным первоначалам всякого знания, к его чистым структурам. Феноменологический метод помогает перейти от дуализма физической и метафизической реальностей к монистическому взгляду на бытие.

Человеческое сознание имеет две  ипостаси – опытную (эмпирическое «эго») и до-опытную (трансцендентальное «эго»). Эмпирическое «эго» восприимчиво к  отдельным фактам, погружено в  мир явлений, частностей.

Трансцендентальное «эго» пребывает  вне времени. Его содержание – предсознание (чистые эйдосы), в которых сосредоточено то необходимое и всеобщее, что имеется во всех конкретных вещах и фактах. Через интуицию человек приникает в смыслы эйдосов.

Феноменология разработала сложную  систему способов погружения в содержание индивидуального «Я» («Эго») и поиска в нем безусловных форм, которые предшествуют человеческим представлениям о должном и нравственности.

Феноменология перемещает доминанту  нормативности из внешнего, трансцендентного мира во внутренний, трансцендентальный. В результате человек предстает не как марионетка высших сил, а как самозаконодательствующий субъект, несущий в самом себе необходимые предпосылки для цивилизованного существования.

Герменевтический метод  – совокупность познавательных средств, которыми оперирует герменевтика, получившая свое название от древнегреческого бога Гермеса, истолковывающего людям глубинные смыслы поведения богов. Герменевтика исследует практику постижения и истолкования разнообразных смыслов, содержащихся в письменной и устной речи, в знаках и символах, в суждениях о должном и сущем. Ее основателем считается немецкий мыслитель Ф. Шлейермахер (1768-1834), видевший в герменевтике универсальный метод всех гуманитарных дисциплин. В данном методе главным является вопрос о том, как возможно понимание смыслов сущего и должного и каковы пределы свободы в толковании, интерпретации текстов и устной речи.

Философия как ценностное знание

 

С зарождения человека и общества все знания были одним целым, хотя и относились к различным видам жизнедеятельности людей. Знаний было не так много, но они пополнялись и развивались, конкретизировались и обобщались. С возникновением письменности процесс развития знаний стал более эффективным, возникло понимание всеобщих (философских) и более конкретных, практических знаний.

 Сам термин "философия", как  считают, возник в Древней Греции  в конце VI-начале V века до н.  э. из словосочетания "любить  мудрость". Слово "мудрость" - имеет более древнее происхождение.  Оно означало совокупность особо значимых и не всеми постигаемых знаний, их объем и качество, а также меру владения такими знаниями конкретным человеком. В VII-VI веках до н. э. в Средиземноморье мудрецами считали многих богов, но были известны также "7 мудрецов" из людей. К их числу относили в разных регионах различных людей. Но первым среди мудрецов неизменно считался Фалес из Милета. Он был астрономом, математиком, политиком, писателем, учителем, торговцем. Современное понимание мудрости можно определить как "способность наилучшим образом достигать наилучших целей" (В. Соловьев).

Когда математика Пифагора спросили, мудрец ли он, то ответ прозвучал  скромно: "Я не мудрец, но любитель мудрости". Два слова "phileo" - люблю и "sophia" - мудрость, объединенные вместе, и положили начало самостоятельному термину "философия". Он означал любовь к мудрости (или любомудрие, как говорили на Руси), а потом - особую область знаний. Платон назвал философию наукой.

 Философия как совокупное, а  затем и особое знание определяла  главное содержание и направленность мышления, формирование идеалов, позиций, убеждений людей. Иными словами, она из знания может превращаться в мировоззрение. Мировоззрение представляет такую переосмысленную человеком или социальной общностью совокупность знаний, которая формирует отношение к природе, другим людям (обществу) и к самим себе. Уже в мифологическом или обыденно-практическом мировоззрении знания и другие его элементы хорошо переосмыслены и упорядочены, систематизированы, выражают позицию людей.

Философия как область знания и как элемент мировоззрения имеет разные признаки и формы существования. Философия как область знания - это система понятий и образов в сознании, отражающая бытие, его свойства, общие закономерности, структуру, виды и формы. Часть философских знаний можно доказать или опровергнуть экспериментально, как в любой конкретной науке. Но значительная часть философских знаний может быть обоснована логически или приниматься человеком на основе выбора. Философские знания в отличие от философского мировоззрения нейтральны по отношению к интересам субъектов, способам и формам их жизнедеятельности.

Структуру мировоззрения составляют переосмысленные (мировоззренческие) знания, идеалы, нормы и принципы жизнедеятельности, ценностные ориентации, убеждения и верования. Мировоззрение является качественной, основной характеристикой сознания людей, но не исчерпывает всего его содержания. Структура сознания иная. Она включает все знания субъекта, отражение его эмоционально-чувственных и волевых состояний, его ценностные ориентации.

Философия есть и знание-ценность. Содержанием и характером знаний философия формирует у человека ценностное (аксиологическое; от понятия "аксиология" - философская дисциплина о ценностях) отношение к миру. Философские знания могут существовать на обыденно-практическом и теоретическом уровнях, а также выступать элементом общественной психики и идеологии. В мировоззрении философия проявляется лишь частью того знания, которым овладел субъект (индивид, группа, социальный слой и т. п.). Это те философские знания, которые переосмыслены, отобраны как полезные, нужные, важные, интересные. В совокупности с другими видами знаний они используются в мировоззрении для формирования идеалов, выбора норм и принципов жизни, определения важных, ценностных и жизненно-практических позиций, выработки убеждений.

В зависимости от характера тех  или иных знаний, их меры развитости и совершенства, мировоззрение может  по преимуществу быть обыденно-практическим (миросозерцанием) или теоретическим (миропониманием); светским (нерелигиозным) или религиозным; ориентированным преимущественно на природу, технику или на общество и человека. Теоретическое мировоззрение включает философские теоретико-мировоззренческие проблемы, которые можно решить лишь логически или просто принять без доказательства, "на веру", а также научно-теоретические элементы, проверяемые экспериментально, конкретной предметной деятельностью. Философия как область знаний и основа мировоззрения содержит в себе и теоретический, и научно-теоретический аспекты. Человеку и обществу необходимы не только конкретные знания, но и различной степени обобщённые знания. Используя их, люди учатся логически мыслить, проникать в глубины мироздания и собственной жизни, развивать интеллект.

Философия содержит в себе много  конкретных знаний. Философское объяснение связей содержания и формы, количественно-качественных и иных характеристик, учение о природе, человеке, обществе и другие философские теории содержат конкретные, экспериментально и самой жизнью людей проверяемые знания. Информация, которая получена философами на основе рационального познания, соответствует познаваемому объекту, проверяема современными способами и средствами, составляет научно-теоретическое истинное знание. Но философские знания, которые можно обосновать лишь логически, с помощью суждений и умозаключений, следует отнести не к научно-теоретическому, а только к теоретическому знанию.

Обобщая изложенное, можно назвать  особые признаки философии как области  знания и типа мировоззрения:  
- знания всеобщего и общего характера;  
- универсальное знание, применяемое к огромному числу конкретных предметов, явлений и процессов;  
- знание, отражающее бытие через человека, соотношение материального и идеального, физического и психического, телесного и духовного;  
- знание о сущностях - закономерностях бытия;  
- знание-мировоззрение, знание-методология для деятельности людей и развития наук;  
- знание, которое часто обосновано логически;  
- ценностное, аксиологическое знание;  
- этическое (этика - учение о нравственности) и эстетическое (эстетика - учение о прекрасном) знание;  
- многие философские знания мало меняются кардинально, принципиально. Это "вечные истины".

Следовательно, философия - это особое знание и тип мировоззрения, система  наиболее общих теоретических взглядов на мир и место человека в этом мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.

  1. Типология философских учений.

 

За 2500 лет развития философии было разработано множество философских  систем. Нужен порядок, классификация. Вырабатываются различные подходы философских учений. Самые простые типологии – хронологические типологии. Можно условно разделить по принципу историзма. Первый и самый простой широко применяемый подход типологии философских учений. 
Региональный подход, цивилизационный подход – греческая философия, китайская, персидская, английская. Берется во всем ее историческом развитии. 
На практике применяется объединение первого и второго подхода (английская философия эпохи нового времени). Обозримый, осмысленный объект, имеет завершенный характер. 
Подход по именам философов. Аристотелизм… 
Самая глубокая классификация вытекает из предмета. 
1 тип философских учений – в основе должен лежать единственный исходный первопринцип, связанный либо с миром либо с человеком. Мир это материя, природа, бытие. Философский Монизм. Возможны разные варианты:

  • В основании положен принцип, связанные с миром, с материей, а характеристики человека будут производными из принципа, связанного с миром. Материализм. Философское направление, которое исходит из того, что первичным является материя, природа, бытие, а сознание человека являются вторичными, производными. Материя первична, сознание – вторично. Демокрит, Эпикур, Лукреций Каар – античность. Френцис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Гольбах, Гельвеций, Кондильяк, Кондерсе, Фирвах, Маркс, Энгельс. Особенность материализма – всегда теснейшим образом связан с естествознанием. Материализм выводит как материя связана с сознанием. Главное своеобразие состоит в том, что материализм строится на принципе материального единства мира – мир един, это единство обеспечивается его материальностью.
  • Идеализм – исходит из того, что первичная субстанция для рассмотрения универсальных отношений с природой является сознание. Первичное – сознание, вторичное – материя. Их характеристики должны выводится из свойств характеристик сознания. Само понятие сознание может быть взято в двух смыслах.
  • Объективный идеализм. Сознание понимается как надличностная идеальная субстанция. В основе мира лежит абсолютно идеальная субстанция. Из характеристик идеальной субстанции порождается материальный мир. Платон, Фома Аквинский, Августин Блаженный, Лейбниц, Гегель, Шеленг, Шопенгауэр. Сознание можно брать в более узком смысле – как сознание каждого человека.
  • Субъективный идеализм. – В основу должно быть положено сознание каждого конкретного человека и из этого сознания надо выводить свойства материального мира. Молодое направление – в конце 17 начало 18 века. Возникает не из объективного идеализма, а из развития самого материализма того времени. Джордж Берклин, Давид Юм, Мах, Авенариус, Эмю. 
    Общие характеристики.
    • Одна из характерных черт объективного идеализма – неизбежный принцип удвоения мира. Идеальная субстанция // Граница // материальная субстанция. Мир не един, мир как минимум двойственен. Идеальная составляющая первична по отношению к материальной составляющей.
    • Объективный идеализм связан с религией. Философское выражение религиозного мировоззрения. Бог – идеальная субстанция.
    • Субъективный идеализм – бог тоже часть моего сознания. Объявляет продуктом сознания не только природу но и бога.
    • Субъективный идеализм – Солипсизм – если рассуждать последовательно из принципа что мое сознание рождает все, что меня окружает, то оказывается, что не только природа и бог, но также все люди также являются продуктом сознания. Философский абсурд. Аргументы дистанциирования от солипсизма – сознания всех людей объединены между собой. Мы видим один и тот же мир, бог – объединяющий фактор сознания.
    • Субъективный идеализм – Связано с вопросом познаваемость. Агностицизм – концепция непознаваемости мира. Мы не можем в познании мира выйти за пределы нашего сознания. Все – продукты моего сознания.

Философия классов, которые стремятся  в будущее – материализм. 
Консервация – идеализм. 
2 тип философских учений. Почему нужно брать одну исходную субстанцию, почему не взять 2 субстанции – дуализм. В основу кладется 2 принципа – принцип материальной субстанции и параллельно сознательная субстанция. Дуализм более глубокий, более интересный, больший вклад. Аристотель (3 век до н.э.), Де’Карт (16 век), Кант (), Спиркин. 
3 тип философских учений. Философский плюрализм – в основании описания мира может быть положено несколько субстанций. Постмодернизм – современный философский субстанцией является некий смысл, а количество смыслов неограниченно. Одной рациональностью мир не схватишь, за каждой субстанций своя рациональность и свой смысл. 
4 тип философских учений. Нужно ли вообще выстраивать какую-то системность философии? Философию нужно строить так, как удобнее. Одну проблему решать с проблемы материализма, вторую проблему с позиции объективного идеализма. Философский эклектизм. Эклектизм – мозаичность, сочетание несочетаемого.

Последнее время, к сожалению, мы живем  в условиях резкого глубинного качественного  изменения духовной культуры. Во всех формах духовной культуры резко снижаются уровни требования к профессионализму. Заменяются высокие стандарты все более низкими. Обыденное сознание полагает высшие рафинированные формы духовной культуры. В искусстве, в науке, в философии, в религии. Стандарты занижаются. Последнее время эклектики становится все больше и больше – философская макулатура. 
Эзотерика – на стыке философии и религии. Философская эклектика, философская макулатура. Уровень обыденного сознания, не доросшего до философии.

  1. Становление философии. Философия и мифология.

 

Становление философии.

 
Философия как особый тип мировоззрения  и специфическая структура общественного  сознания - продукт довольно позднего развития человечества. В первобытном  обществе ее не было, хотя и можно говорить об элементах философствования, содержащихся в мышлении древних людей. Вообще-то, философствование свойственно каждому из нас, а не только специалистам. В архаичные времена мировоззренческая потребность человека выражалась в попытке, на основе растущих знаний, переосмыслить суеверия и мифы, соотнести их с реальными делами и заботами своего рода. Эти элементы философствования были включены во всю совокупность относительно целостного, нерасчленённого (синкретического) сознания первобытного человека наряду с моралью, искусством, религией. Постепенно в мифологическом мировоззрении обозначились две тенденции: одна преобразовывала традиционные верования в более четкие религиозные представления, другая формировала в общественном сознании так называемую предфилософию. В дальнейшем происходит выделение из предфилософии и специализированного знания (науки). Это обусловливается развитием абстрактного мышления, усложнением общественно- исторической практики, необходимостью более глубокого понимания действительности, усиливающейся дифференциацией знаний.  
Первые философы появились в VII – VI веках до нашей эры – значит, история философии насчитывает более 2500 лет. Некоторые мыслители (напр., Гегель) полагали, что философия развивается путём филиации (отпочкования) одной идеи от другой, совершенно независимо от действительного хода вещей и жизненной практики людей. Некоторые же авторы (В.М. Шулятиков), отвергая самостоятельное существование философской мысли, считали, что все мировоззренческие понятия (материя, дух, движение и др.) можно вывести непосредственно из уровня производительных сил и классовых интересов. Между тем дело обстоит значительно сложнее. В истории развития философских воззрений обнаруживаются специфические закономерности. Укажем на некоторые из них.  
Во-первых, мир философии не следует рассматривать как хаотическую совокупность непространственных и вневременных случайно возникающих взглядов и идей. Философия как особое явление духовной культуры выражает в абстрактно-обобщённом виде содержание конкретно-исторического общественного бытия, социальной реальности вообще. Но это крайне опосредованное, самостоятельное отношение сознания к миру, во многом несущее характер личностного восприятия мыслителем действительности.  
Во-вторых, в совокупности сменяющих друг друга оригинальных учений, образующих историко-философский процесс, имеются и воспроизводятся в новых условиях некоторые традиционно общие мировоззренческие проблемы. Их решение стимулируется и возобновляется появляющимися духовными средоточиями (идеалами, ценностями, идеологиями и др.) в реальной жизни общества. Средоточия в мире культуры бывают исторически длительно сохраняющимися (верования, традиции, символы, ценности, образы философской мысли и др.). Многие же духовные средоточия дискретны, временны, возникают «на злобу дня», обслуживают «социальный заказ», обусловливаются специфическими обстоятельствами жизни человека (философа, писателя, художника и т.д.).  
Различия в духовных средоточиях по-разному сказываются в отношениях между различными мировоззренческими учениями. Различия эти могут проявляться в виде прямого отрицания, преемственности, воспроизведения, обобщения, интеграции, дифференциации конкретных идей и социальных идеалов и т.д. Данные характеристики многоаспектно обнаруживаются в историческом развитии философии.  
Зарождение философии по моему мнения происходило по мере развития общества людей, чем прогрессивнее становилось общество, тем большее количество членов задумывалась о вещах которые они не могли понять, а если не могли понять, значит боялись, и нужно было то что им объясняла суть вещей которую они не могли понять, и чем больше общество становилось на путь прогресса, тем больше вопросов возникало у людей. Множество вопросов и нужно было систематизировать, чтобы они не противоречили один одному, появились люди которые начали размышлять – эти люди и делали фундамент для рождения «Философии».

Информация о работе Место философии в системе духовной культуры