Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 13:14, реферат
Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами культуры необходимо охарактеризовать культуру как способ и результат человеческой деятельности с точки зрения ее оснований.
Платон: диалектика – процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия – роды.
Гегель расширил понятие диалектики, вывел ее за рамки движения человеческой мысли. Гегель видел мир в развитии. Развитие происходит через взаимодействие противоположностей. Марксизм создал учение о материалистической диалектике. Носитель диалектики – материя.
В современных условиях практически отсутствует понимание ее как учения о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, познание, историю.
Феноменологический метод – один из самых утонченных инструментов философских исследований. Он создан Э. Гуссерлем (1859-1938) и получил развитие в работах М. Хайдеггера, М. Шелера, Ж.-П. Сартра и у таких русских мыслителей, как Л. Карсавин, С. Франк, И. Ильин, Г. Шпет и др.
Гуссерль стремился выйти к без
Человеческое сознание имеет две ипостаси – опытную (эмпирическое «эго») и до-опытную (трансцендентальное «эго»). Эмпирическое «эго» восприимчиво к отдельным фактам, погружено в мир явлений, частностей.
Трансцендентальное «эго»
Феноменология разработала сложную систему способов погружения в содержание индивидуального «Я» («Эго») и поиска в нем безусловных форм, которые предшествуют человеческим представлениям о должном и нравственности.
Феноменология перемещает доминанту нормативности из внешнего, трансцендентного мира во внутренний, трансцендентальный. В результате человек предстает не как марионетка высших сил, а как самозаконодательствующий субъект, несущий в самом себе необходимые предпосылки для цивилизованного существования.
Герменевтический метод – совокупность познавательных средств, которыми оперирует герменевтика, получившая свое название от древнегреческого бога Гермеса, истолковывающего людям глубинные смыслы поведения богов. Герменевтика исследует практику постижения и истолкования разнообразных смыслов, содержащихся в письменной и устной речи, в знаках и символах, в суждениях о должном и сущем. Ее основателем считается немецкий мыслитель Ф. Шлейермахер (1768-1834), видевший в герменевтике универсальный метод всех гуманитарных дисциплин. В данном методе главным является вопрос о том, как возможно понимание смыслов сущего и должного и каковы пределы свободы в толковании, интерпретации текстов и устной речи.
Философия как ценностное знание
С зарождения человека и общества все знания были одним целым, хотя и относились к различным видам жизнедеятельности людей. Знаний было не так много, но они пополнялись и развивались, конкретизировались и обобщались. С возникновением письменности процесс развития знаний стал более эффективным, возникло понимание всеобщих (философских) и более конкретных, практических знаний.
Сам термин "философия", как
считают, возник в Древней
Когда математика Пифагора спросили, мудрец ли он, то ответ прозвучал скромно: "Я не мудрец, но любитель мудрости". Два слова "phileo" - люблю и "sophia" - мудрость, объединенные вместе, и положили начало самостоятельному термину "философия". Он означал любовь к мудрости (или любомудрие, как говорили на Руси), а потом - особую область знаний. Платон назвал философию наукой.
Философия как совокупное, а
затем и особое знание
Философия как область знания и как элемент мировоззрения имеет разные признаки и формы существования. Философия как область знания - это система понятий и образов в сознании, отражающая бытие, его свойства, общие закономерности, структуру, виды и формы. Часть философских знаний можно доказать или опровергнуть экспериментально, как в любой конкретной науке. Но значительная часть философских знаний может быть обоснована логически или приниматься человеком на основе выбора. Философские знания в отличие от философского мировоззрения нейтральны по отношению к интересам субъектов, способам и формам их жизнедеятельности.
Структуру мировоззрения составляют переосмысленные (мировоззренческие) знания, идеалы, нормы и принципы жизнедеятельности, ценностные ориентации, убеждения и верования. Мировоззрение является качественной, основной характеристикой сознания людей, но не исчерпывает всего его содержания. Структура сознания иная. Она включает все знания субъекта, отражение его эмоционально-чувственных и волевых состояний, его ценностные ориентации.
Философия есть и знание-ценность. Содержанием и характером знаний философия формирует у человека ценностное (аксиологическое; от понятия "аксиология" - философская дисциплина о ценностях) отношение к миру. Философские знания могут существовать на обыденно-практическом и теоретическом уровнях, а также выступать элементом общественной психики и идеологии. В мировоззрении философия проявляется лишь частью того знания, которым овладел субъект (индивид, группа, социальный слой и т. п.). Это те философские знания, которые переосмыслены, отобраны как полезные, нужные, важные, интересные. В совокупности с другими видами знаний они используются в мировоззрении для формирования идеалов, выбора норм и принципов жизни, определения важных, ценностных и жизненно-практических позиций, выработки убеждений.
В зависимости от характера тех или иных знаний, их меры развитости и совершенства, мировоззрение может по преимуществу быть обыденно-практическим (миросозерцанием) или теоретическим (миропониманием); светским (нерелигиозным) или религиозным; ориентированным преимущественно на природу, технику или на общество и человека. Теоретическое мировоззрение включает философские теоретико-мировоззренческие проблемы, которые можно решить лишь логически или просто принять без доказательства, "на веру", а также научно-теоретические элементы, проверяемые экспериментально, конкретной предметной деятельностью. Философия как область знаний и основа мировоззрения содержит в себе и теоретический, и научно-теоретический аспекты. Человеку и обществу необходимы не только конкретные знания, но и различной степени обобщённые знания. Используя их, люди учатся логически мыслить, проникать в глубины мироздания и собственной жизни, развивать интеллект.
Философия содержит в себе много конкретных знаний. Философское объяснение связей содержания и формы, количественно-качественных и иных характеристик, учение о природе, человеке, обществе и другие философские теории содержат конкретные, экспериментально и самой жизнью людей проверяемые знания. Информация, которая получена философами на основе рационального познания, соответствует познаваемому объекту, проверяема современными способами и средствами, составляет научно-теоретическое истинное знание. Но философские знания, которые можно обосновать лишь логически, с помощью суждений и умозаключений, следует отнести не к научно-теоретическому, а только к теоретическому знанию.
Обобщая изложенное, можно назвать
особые признаки философии как области
знания и типа мировоззрения:
- знания всеобщего и общего характера;
- универсальное знание, применяемое к
огромному числу конкретных предметов,
явлений и процессов;
- знание, отражающее бытие через человека,
соотношение материального и идеального,
физического и психического, телесного
и духовного;
- знание о сущностях - закономерностях
бытия;
- знание-мировоззрение, знание-методология
для деятельности людей и развития наук;
- знание, которое часто обосновано логически;
- ценностное, аксиологическое знание;
- этическое (этика - учение о нравственности)
и эстетическое (эстетика - учение о прекрасном)
знание;
- многие философские знания мало меняются
кардинально, принципиально. Это "вечные
истины".
Следовательно, философия - это особое знание и тип мировоззрения, система наиболее общих теоретических взглядов на мир и место человека в этом мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.
За 2500 лет развития философии было
разработано множество
Региональный подход, цивилизационный
подход – греческая философия, китайская,
персидская, английская. Берется во всем
ее историческом развитии.
На практике применяется объединение
первого и второго подхода (английская
философия эпохи нового времени). Обозримый,
осмысленный объект, имеет завершенный
характер.
Подход по именам философов. Аристотелизм…
Самая глубокая классификация вытекает
из предмета.
1 тип философских учений – в основе должен
лежать единственный исходный первопринцип,
связанный либо с миром либо с человеком.
Мир это материя, природа, бытие. Философский
Монизм. Возможны разные варианты:
Философия классов, которые стремятся
в будущее – материализм.
Консервация – идеализм.
2 тип философских учений. Почему нужно
брать одну исходную субстанцию, почему
не взять 2 субстанции – дуализм. В основу
кладется 2 принципа – принцип материальной
субстанции и параллельно сознательная
субстанция. Дуализм более глубокий, более
интересный, больший вклад. Аристотель
(3 век до н.э.), Де’Карт (16 век), Кант (), Спиркин.
3 тип философских учений. Философский
плюрализм – в основании описания мира
может быть положено несколько субстанций.
Постмодернизм – современный философский
субстанцией является некий смысл, а количество
смыслов неограниченно. Одной рациональностью
мир не схватишь, за каждой субстанций
своя рациональность и свой смысл.
4 тип философских учений. Нужно ли вообще
выстраивать какую-то системность философии?
Философию нужно строить так, как удобнее.
Одну проблему решать с проблемы материализма,
вторую проблему с позиции объективного
идеализма. Философский эклектизм. Эклектизм
– мозаичность, сочетание несочетаемого.
Последнее время, к сожалению, мы живем
в условиях резкого глубинного качественного
изменения духовной культуры. Во
всех формах духовной культуры резко снижаются
уровни требования к профессионализму.
Заменяются высокие стандарты все более
низкими. Обыденное сознание полагает
высшие рафинированные формы духовной
культуры. В искусстве, в науке, в философии,
в религии. Стандарты занижаются. Последнее
время эклектики становится все больше
и больше – философская макулатура.
Эзотерика – на стыке философии и религии.
Философская эклектика, философская макулатура.
Уровень обыденного сознания, не доросшего
до философии.
Становление философии.
Философия как особый тип мировоззрения
и специфическая структура
Первые философы появились в VII – VI веках
до нашей эры – значит, история философии
насчитывает более 2500 лет. Некоторые мыслители
(напр., Гегель) полагали, что философия
развивается путём филиации (отпочкования)
одной идеи от другой, совершенно независимо
от действительного хода вещей и жизненной
практики людей. Некоторые же авторы (В.М.
Шулятиков), отвергая самостоятельное
существование философской мысли, считали,
что все мировоззренческие понятия (материя,
дух, движение и др.) можно вывести непосредственно
из уровня производительных сил и классовых
интересов. Между тем дело обстоит значительно
сложнее. В истории развития философских
воззрений обнаруживаются специфические
закономерности. Укажем на некоторые из
них.
Во-первых, мир философии не следует рассматривать
как хаотическую совокупность непространственных
и вневременных случайно возникающих
взглядов и идей. Философия как особое
явление духовной культуры выражает в
абстрактно-обобщённом виде содержание
конкретно-исторического общественного
бытия, социальной реальности вообще.
Но это крайне опосредованное, самостоятельное
отношение сознания к миру, во многом несущее
характер личностного восприятия мыслителем
действительности.
Во-вторых, в совокупности сменяющих друг
друга оригинальных учений, образующих
историко-философский процесс, имеются
и воспроизводятся в новых условиях некоторые
традиционно общие мировоззренческие
проблемы. Их решение стимулируется и
возобновляется появляющимися духовными
средоточиями (идеалами, ценностями, идеологиями
и др.) в реальной жизни общества. Средоточия
в мире культуры бывают исторически длительно
сохраняющимися (верования, традиции,
символы, ценности, образы философской
мысли и др.). Многие же духовные средоточия
дискретны, временны, возникают «на злобу
дня», обслуживают «социальный заказ»,
обусловливаются специфическими обстоятельствами
жизни человека (философа, писателя, художника
и т.д.).
Различия в духовных средоточиях по-разному
сказываются в отношениях между различными
мировоззренческими учениями. Различия
эти могут проявляться в виде прямого
отрицания, преемственности, воспроизведения,
обобщения, интеграции, дифференциации
конкретных идей и социальных идеалов
и т.д. Данные характеристики многоаспектно
обнаруживаются в историческом развитии
философии.
Зарождение философии по моему мнения
происходило по мере развития общества
людей, чем прогрессивнее становилось
общество, тем большее количество членов
задумывалась о вещах которые они не могли
понять, а если не могли понять, значит
боялись, и нужно было то что им объясняла
суть вещей которую они не могли понять,
и чем больше общество становилось на
путь прогресса, тем больше вопросов возникало
у людей. Множество вопросов и нужно было
систематизировать, чтобы они не противоречили
один одному, появились люди которые начали
размышлять – эти люди и делали фундамент
для рождения «Философии».
Информация о работе Место философии в системе духовной культуры