Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:58, контрольная работа
Корпус философского знания огромен, но имеет свою структуру и основные направления. Среди них выделяют: онтологию как учение о бытии, гносеологию – учение о познании. Логику. Методологию познания, философскую антропологию, этику, эстетику, историю философии и др. Различным философским течениям и направлениям были свойственны различные методы построения своих философских систем, а следовательно, различные методы познания и объяснения: диалог и интеллектуальное созерцание (Платон), софистический метод, методы рассудочного познания: аналитический и синтетический, формально-логический метод, индуктивный и дедуктивные методы, прагматический метод (Джемс, Пирс), диалектический метод (Гегель, Маркс) и др.
1 Методы и внутреннее строение философии 2
2 Абсолютная истина по Соловьеву В С 25
3 Основные векторы воздействия на философию в 20 веке 29
4 Понятия слов 31
5 Литература 34
Содержание
1 |
Методы и внутреннее строение философии |
2 |
2 |
Абсолютная истина по Соловьеву В С |
25 |
3 |
Основные векторы воздействия на философию в 20 веке |
29 |
4 |
Понятия слов |
31 |
5 |
Литература |
34 |
Методы и внутреннее строение философии
Корпус философского знания огромен, но имеет свою структуру и основные направления. Среди них выделяют: онтологию как учение о бытии, гносеологию – учение о познании. Логику. Методологию познания, философскую антропологию, этику, эстетику, историю философии и др. Различным философским течениям и направлениям были свойственны различные методы построения своих философских систем, а следовательно, различные методы познания и объяснения: диалог и интеллектуальное созерцание (Платон), софистический метод, методы рассудочного познания: аналитический и синтетический, формально-логический метод, индуктивный и дедуктивные методы (Аристотель, эмпирики и рационалисты Нового времени), прагматический метод (Джемс, Пирс), диалектический метод (Гегель, Маркс) и др. Важно понимать, что без метода не может существовать знания как системы и познания, как упорядоченной деятельности, поэтому проблеме метода познания философы всегда уделяли так много внимания. Проблема метода познания природных и общественных явлений остается одной из главных и для современной философии. Познавая мир, человек получает знания. Однако они нужны не сами по себе, а для дальнейшего познания, преобразования мира с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей. Знания, используемые человеком в своей деятельности, называют методом (греч. Metodos – путь исследования или познания). Методы построены из знаний, а поскольку знания бывают различной степени всеобщности (частные, общие и всеобщие). Соответственно, и методы можно разделить на частные (методы, физики, химии, биологии и т.д.), общие, применяемые в нескольких науках (математический метод), и всеобщие – философский метод, раскрывающий единые принципы бытия природы, общества и мышления. Всеобщий метод используется в каждом виде деятельности, во всех отраслях знаний, обеспечивая общую стратегию, генетическую программу деятельности. Наибольшую значимость в философских исследованиях прошлого и настоящего приобрел диалектический метод. Впервые в истории философии целостная концепция диалектики была разработана в немецкой классической философии. Основная заслуга в разработке диалектики как системы принципов, законов и категорий принадлежит Гегелю, который «… представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.20. С. 23).
В 19веке развитие естествознания было связано с переходом от познания вещей к изучению связей и процессов, что потребовало соответствующего философского метода – материалистической диалектики. Диалектические идеи и принципы были необходимы в виде философской основы для космогонии (И.Кант, П.С.Лаплас), химии (Д.Дальтон), геологии (М.В.Ломоносов, Ж.Кювье и др.). 14
Диалектико-материалистический метод. Основные принципы диалектики.
Потребности естествознания второй половины 19 века в философских обобщениях и методологии показали, что ни метафизика, ни гегелевская диалектика не отвечают запросам времени. Кроме того, остро стояла проблема выявления, определения общих закономерностей исторического развития общества. Необходим был метод, который бы вытекал из материального единства мира.
К.Маркс увидел в гегелевской диалектики рациональное зерно: принцип движения и разваития через противоречие. Об отличии гегелевской диалектики от материалистического метода К.Маркс говорил: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но и является его противоположностью» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.23. С. 21). У Гегеля идеальное создает все, у Маркса идеальное – это материальное, перенесенное в человеческую голову и преобразованную в ней.
Материалистическая диалектика составила ядро диалектико-материалистического мировоззрения, метод изучения, раскрытия закономерностей, тенденций развития и преобразования действительности, Диалектика является одновременно и теорией и методом.
Материалистическая диалектика, общая теория развития, как и любая другая наука знания, представляет собой систему принципов, законов и категорий.
Принцип объективности. Этот
принцип вытекает из материалистического
решения основного вопроса философии.
Объективность рассмотрения – исходный
принцип диалектико-
Мышление, руководствующееся принципом объективности, должно дать предмету исследования проявиться самому, т.е. должно так относится к нему, чтобы он сам определял себя, а не получал свои определения извне. Поэтому мышление обязано подчиниться предмету, внимательно присматриваться к движению последнего, выражать диалектику вещей в диалектике понятий. Принцип всесторонности. Объективная основа принципа всесторонности заключается в том, что хотя в реальной действительности все явления и процессы разделены в пространстве и времени, они, через бесконечное количество связей, так или иначе взаимообусловлены, взаимодействуют друг с другом, находятся в определенных отношениях. Воздействие явлений, предметов, вещей и т.п. друг на друга приводит к изменению их состояния, порождению одних другими, вплоть до взаимоперехода. Самые сложные взаимодействия характеризуют жизнь общества, которое, взятое как целое, есть не что иное, как продукт взаимодействия людей.
Принцип всесторонности нельзя рассматривать упрощенно, как необходимость и возможность познать явление сразу. Следует иметь в виду, что знания человека всегда относительны, постоянно развиваются. Принцип всесторонности предостерегает нас от попытки превращения относительных знаний в абсолют, догму. Дело в том, что догматизм – это не исторический и не диалектический, а схематический и закостенелый тип мышления, при котором теоретические и практические проблемы анализируются без учета конкретных обстоятельств, мета и времени.
Принцип развития. Это, по существу, главный принцип материалистической диалектики, ибо ее можно представит как науку о развитии. Принцип развития синтезирует, объединяет все остальные принципы диалектики. К наиболее характерным чертам данного процесса относятся: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, развертывание во времени. Развитие не есть развитие «вообще». Оно всегда связано с конкретными материальными и идеальными системами. Разнообразие мира отражается в разнообразии развития, которое бывает прямолинейным и зигзагообразным, ускоренным и замедленным и т.д. «Чистое» протекание процесса можно представить только абстрактно.
В философии выделяются две главные линии развития: прогресс и регресс.
Прогресс (от лат. Progressus) – движение вперед, успех – направление развития, которое характеризуется от низшего к высшему, от самого простого к более сложному, совершенному.
Регресс (от лат. Regressus – обратное движение) – такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. В общественной жизни это может быть застой в развитии экономики, политики, духовной сфере.
Возможность регресса в обществе связан со сложностью и противоречивость исторического процесса, с проявлением субъективизма (чего нет в природе), а поэтому история идет зигзагами и крутыми дорогами, выстраиваясь в общую линию развития: переход от одной общественно-экономической формации к другой, смена цивилизаций. Дальнейшее обоснование принципа развития, как и всей диалектики, происходит в категориях и законах.
Категории диалектики.
Категории – элементы диалектики. Через них раскрываются отношения, которые принадлежат не к отдельным предметам и процессам, а всему бытию. Философские категории – высказывание, примета – это фундаментальные понятия, которые отражают общие отношения материальной, социальной действительности и познания. В категориях (и не только в философских) человек систематизирует знания.
Развитие категорий нужно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как обогащение содержания уже оформившихся категорий и, во-вторых, как появление новых категориальных форм: по мере развития материальной и духовной культуры человеческое мышление обогащается новыми категориями.
Категории диалектики представляют собой систему, и, поскольку категории отражают реальные и противоречивые состояния находящегося в движении мира, они не являются застывшими, раз и навсегда данными, а взаимодополняют друг друга и одновременно взаимоисключают друг друга, выступают в единстве противоположностей, образуя нечто третье, имманентно присутствуя, аккумулируясь в синтезе.
Единичное и общее. Особенное. Материальное единство мира и его разнообразие (качественное и количественное) реализуется, прежде всего, в категориях единичного и общего. Первая характеризует существование отдельных вещей, явлений и процессов. Вторая указывает на наличии в каждом единичном того, что характерно и другим вещам, процессам, на их однотипность, принадлежность к определенной системе предметов и связей.
Единичное и общее характеризуют не какую-нибудь часть бытия, а носят всеобъемлющий характер. Эти категории выражают связи, отношения в природе, обществе и мышлении.
Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи: общее не существует само по себе, но и единичное не может быть без связи с другими явлениями и предметами.
Взаимоотрицание и взаимодополнение категорий единичного и общего выражается категорией особенного.
Таким образом, единичное – философская категория, выражающая специфику, своеобразие именно данного явления (или группы явлений одного и того же качества), его отличие от других.
Всеобщее (общее) – философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся черты и признаки, которые принадлежат некоторым единичным явлениям или предметам данного класса. Различают два вида общего: 1). Абстрактно-общее как простая одинаковость, внешнее сходство, поверхностное ряда единичных предметов (т.н. «абстрактно-общий признак»; напр. «белизна», характерная для мела и молока); 2). Конкретно-общее как закон существования и развития ряда единичных явлений в их взаимодействии в составе целого, как единство в многообразии. Данный вид общего выражает внутреннюю, глубинную, повторяющуюся у группы сходных явлений основу – сущность в ее развитой форме, т.е. закон.
Особенное – философская категория, выражающее единство, синтез общего (всеобщего) и единичного (отдельного, индивидуального). Любой предмет, процесс или явление всегда есть нечто особенное, в котором «сплавлены» в нерасторжимом единстве и взаимодействии как общие, так и единичные характеристики. Явление и сущность. Действительность. Вещи и явления материального мира имеют внутренние (спрятанные от непосредственного видения) и внешние стороны и свойства. Кроме того, нельзя познать предмет полностью и сразу, поэтому познание идет от одного уровня строения предмета к другому. Эти различия в строении и свойствах предметов, этапность и различия в самой глубине знаний отражаются в категориях явление и сущность.
Явление и сущность отражают бытие и познание во взаимосвязи, в таком диалектическом единстве, как единство противоположностей. Сущность – категория, которая отражает глубинные (внутренние) связи и отношения, определяет основные черты и тенденции развития систем. Надо иметь в виду, что она подчиняет себе устойчивые стороны предметов и процессов. Явление – это категория, которая отражает внешние, видимые, наглядно воспринимаемые стороны предметов и процессов. Единство явления и сущности как объективных характеристик бытия и познания заключается в том, что эти категории теряют смысл, если их рассматривать самих по себе, порознь.
Не все явления адекватно отражают сущность. Есть такое понятие как «видимость»: видим одно, а на деле происходит совсем другое. Классический пример: долго думали, что Солнце движется вокруг Земли, пока не пришли к истине и не установили, что происходит наоборот.
Диалектическое единство сущности и явления показывает необоснованность, как отождествления этих категорий, так и абсолютизации одной из них. Только через единство явления и сущности познаются целостности, структуры и системы материального и духовного миров, т.е. действительность. Категория действительности выражает единство внутреннего и внешнего, весь объективно существующий мир в многообразии своих проявлений, совокупность всех реализованных возможностей – конкретный предмет, существующий в определенном пространстве и времени. Часть и целое. Элемент, структура и система. Каждую вещь или объект можно в мыслях или реально разложить на части, и тогда возникает проблема соотношения между всей вещью и ее составляющими, которую можно рассматривать через категории: часть, целое, структура и система.
Часть и целое - понятия, характеризующие феномен целостности сложных систем. Его сущность состоит в уяснении отношения отдельных элементов и их совокупности, приобретающие новые свойства, которых не было у отдельных элементов (эмерджентные свойства целого). Выделяются ряд парадоксов целостности, в числе которых упомянутая несводимость целого к сумме частей, проблема познания целого и частей, проблема их генезиса (напр. Известный парадокс о первичности курицы или яйца) и сущность взаимной детерминации.
Нельзя найти целое, которое
было бы только целым, или такую часть,
которая навсегда осталась бы частью.
Эти категории имеет
Элемент. Впервые слово «элемент» употребил Платон для обозначения простейших тел. Эмпедокл под этим термином понимал землю, воду, воздух и огонь. Элемент – относительно самостоятельная, качественно определенная составная часть сложного целого. Методологическая ценность категории заключается в том, что в познании и перестройке мира она позволяет обозначить в каждой системе относительные границы, меру этой системы и сосредоточить на ней деятельность.
Информация о работе Методы и внутреннее строение философии.docx