Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:58, контрольная работа
Корпус философского знания огромен, но имеет свою структуру и основные направления. Среди них выделяют: онтологию как учение о бытии, гносеологию – учение о познании. Логику. Методологию познания, философскую антропологию, этику, эстетику, историю философии и др. Различным философским течениям и направлениям были свойственны различные методы построения своих философских систем, а следовательно, различные методы познания и объяснения: диалог и интеллектуальное созерцание (Платон), софистический метод, методы рассудочного познания: аналитический и синтетический, формально-логический метод, индуктивный и дедуктивные методы, прагматический метод (Джемс, Пирс), диалектический метод (Гегель, Маркс) и др.
1 Методы и внутреннее строение философии 2
2 Абсолютная истина по Соловьеву В С 25
3 Основные векторы воздействия на философию в 20 веке 29
4 Понятия слов 31
5 Литература 34
Структура ( от лат. Structura – строение, размещение, порядок) – это относительно устойчивый способ (закон) связи элементов (частей) качественно определенного сложного целого, который обеспечивает его целостность при различных изменениях (внутренних и внешних). Структура отображает единство, взаимосвязь внутренних и внешних связей, обеспечивает устойчивость качественных характеристик системы, целостного образования. Иными словами, она фиксирует состояние системы в данный момент. В этом и ценность, и содержание структурного подхода, структурного анализа. Но такой подход ограничен по той причине, что бытию любой системы присущи изменение, развитие. Это находит отражение в историческом подходе. Научный подход к исследованию любого объекта имеет в виду использование как структурного, так и исторического подхода. Структурный и исторический подходы не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый из них ориентирует на исследование определенных типов связей.
Система ( от греч. Sistema – целое, состоящее из частей, соединение) – философская категория и общенаучное понятие, которое выражает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство. Типы систем весьма многообразны: материальные и духовные, неорганические и живые, механические и органические, биологические и социальные, статические и динамические, открытые и замкнутые и т.д. Любая система представляет собой множество разнообразных элементов, обладающих структурой и организацией.
Содержание и форма. Содержание – это совокупность разных элементов, свойств, связей, внутренних процессов и тенденций, которые образовывают данный предмет, процесс или явление.
Форма отражает способ существования, закон связи элементов и их структуру – это закон существования содержания.
Различают внутреннюю и внешнюю форму. Внутренняя форма показывает отношения между элементами вещи как целого, а внешняя – характеризует способ связи, соотношение данной вещи с другими вещами. Внешняя форма не может существовать без внутренней формы, которая всегда проявляется через внешнюю. Анализ взаимосвязи, диалектики формы и содержания позволяет выделить при характеристике их единства несколько этапов: - форма приведена в соответствие с содержанием; она более полно согласуется с развитием содержания, однако при изменении содержания все более проявляются несоответствие формы содержанию;
- несоответствие формы содержанию начинает брать вверх над соответствием; форма мешает развитию содержания; наступает момент, когда противоречие между ними очевидно;
- объективно возникает необходимость приведения формы в соответствие с новым содержанием; старая форма заменяется новой.
Между содержанием и формой не существует абсолютной границы. Они не только взаимосвязана, но им переходят одна в другую. То, что в одном случае выступает как форма, в другом может быть содержанием.
Форма относительно самостоятельна. Именно потому одно и тоже содержание может проявляться в разных формах. Форма адекватна содержанию, но новое содержание может воплощаться и в старо форме. В этом случае происходят частичные изменения в форме, но в основном, старая форма служит новому содержанию. Принцип причинности. Причина. Следствие. Субстанция. Познание и преобразование человеком действительности окружающего мира показывает, что изолированных вещей не существует. Каждый предмет, процесс, состояние связаны, взаимодействуют с другими. Структура всеобщей, универсальной связи сложна, а ее содержание отражается в принципе причинности.
Признание всеобщности причинно-следственных отношений, всеобщности принципа причинности называют детерминизмом ( от лат. Determino – определяю), отрицание или ограничение этой всеобщности называют индетерминизмом ( от лат. In – частица отрицания).
Согласно принципу детерминизма, природные, общественные, психические явления обусловлены, т.е. имеют свои причины, являются результатом действия определенных причин.
Таким образом, детерминизм – сложная система взглядов об объективной закономерности и всеобщей обусловленности явлений и процессов, Но выделяются два противоположных, объективно существующих типа взаимообусловленных явлений. Первый тип – причинная детерминация. Причинная детерминация выражается в следующих ступенях причинно-следственных связей: в плане одностороннего порождающего воздействия одного объекта на другой (внешняя причинность). Здесь фиксируются все факторы, предпосылки, которые в той или иной форме участвуют в порождении данного воздействия; выявляются многообразные формы причинной обусловленности; выявляются главные причины. в плане причинного обусловливания как процесса самодетерминации (внутренняя причинность); в плане единства и взаимосвязи внешней и внутренней причинности, взаимодействия данного объекта как целостной системы с другими объектами и со средой, но при приоритете внутренних связей.
Второй тип детерминизма
– отношения между
Под причиной понимается явление,
действие, процесс, который при определенных
условиях вызывает и определяет какое-нибудь
новое явление, называемое следствием. Причинно-
Среди категорий причина и следствие, детерминизм и индетерминизм важное место занимает категория субстанция (от лат. Substantia – сущность), выражающая сущностное свойство объекта как целостности, основание и центр всех изменений, активную их причину и источник его функционирования. Категория «субстанция» характеризует реальную действительность со стороны внутреннего единства, взаимосвязи всех форм ее движения и противоречий, безотносительно ко всем бесконечно многообразным видоизменениям, в которых и через которые она существует и развивается. Категория субстанции является фундаментальным понятием теоретического отражения конкретного. Антисубстанционалистская позиция в философии отстаивается позитивизмом, который объявляет субстанцию мнимой и потому вредной для науки категорией.
Объект и субъект. Объект ( от лат. Objktum – предмет ) – понятие, служащее для обозначения вещи и предмета, а с 18 века то, что противостоит субъекту в познавательной и практической деятельности. Различают реальный объект и идеальный объект, под которым понимают то, что внутри мышления противостоит явлениям самого мышления.
Субъект (от лат. Subjktum – лежащий в основе) – одно из классических понятий философской мысли, применяемое в гносеологии с эпохи Аристотеля и обозначающее субстанциональное начало мира. Позже понятие субъекта начинает противопоставляться объекту, как миру, который познается субъектом.
Случайность и необходимость. Свобода. Проблема необходимости и случайности непосредственно связана с причинно-следственными отношениями (детерминизмом).
Необходимость – это преимущественно внутренняя, устойчивая, существенная и закономерная связь предметов и явлений, которая отражает обязательность их существования.
Категория « необходимость» имеет следующие основные аспекты: 1) означает существенные, закономерные связи, внутренние, устойчивые, повторяющиеся отношения действительности; 2) главный вектор данного процесса, основная тенденция его развертывания, генеральное направление развития того или иного объекта; 3) действительность в своем наивысшем развитии и полноте бытия; 4) способ превращения в действительность в данных условиях возможности, реализация которой и есть необходимость.
Случайность – это отражение внешних, несущественных в данных отношениях и неустойчивых связей предметов и явлений, способ преобразования возможностей в действительность в виде нескольких возможностей.
Категория «случайность» выражает следующие основные аспекты: 1) внешние, неустойчивые, несущественные, единичные связи действительности, а также второстепенные, побочные возможности ее дальнейшего развития; 2) неразвитое, не развернувшее всех своих моментов явление, выступающие в своей изолированности как отклонение от нормы, односторонний момент действительности (хотя и имеющий свои причины), исключение из правил; 3) результат пересечения независимых, необходимых, закономерно обусловленных процессов; 4) способ бытия, форма проявления необходимости; 5) дополнение необходимости. Категория «свобода» взаимодополняет категории «случайность» и «необходимость». Свобода – одна из основных категорий, характеризующая сущность человека и его существования. Она состоит в возможности человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. В истории философии это понятие прошло длительную эволюцию – от «отрицательной» (свобода от) до «положительной» (свобода для) трактовки. Свобода рассматривается в соотношениях с необходимостью (познанная необходимость), с произволом и анархией (случайность). А так же с равенством и справедливостью. Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк – от полного отрицания самой возможности свободного выбора до обоснования «бегства от свободы» в условиях цивилизованного общества.
Возможность и действительность.
Вероятность. Возможность и действительность
– это соотносимые категории,
которые характеризуют две
Действительность есть реальное бытие предметов и явлений. В широком смысле слова – это весь реально существующий природный и социальный мир. В узком значении действительность означает бытие конкретных предметов и процессов с их количественными и качественными параметрами. Философская категория «действительность» включает в себя следующие основные аспекты: 1) целостное единство таких сфер, как природа, общество и сознание в их взаимодействии; 2) весь объективно существующий мир в многообразии своих проявлений, объективная реальность, материя в ее разнообразных формах и атрибутах, - материальное, противостоящее идеальному (сознанию, мышлению); 3) все, что в своем развитии раскрывается как необходимость, разумное, закономерное; 4) совокупность всех реализованных возможностей – конкретный предмет, существующий в определенном пространстве и времени. Категория действительности в качестве своей диалектической пары имеет категорию возможности.
В русской философии
В процессе развития происходит переход от потенциального (возможного) в реальное (настоящее). Важно различать абстрактные и реальные возможности. Первые не противоречат законам, однако, в данный момент или в ближайшей перспективе не могут перейти в действительность. Вторые имеют все необходимые условия для их осуществления.
Информация о работе Методы и внутреннее строение философии.docx