Методы и внутреннее строение философии.docx

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:58, контрольная работа

Описание работы

Корпус философского знания огромен, но имеет свою структуру и основные направления. Среди них выделяют: онтологию как учение о бытии, гносеологию – учение о познании. Логику. Методологию познания, философскую антропологию, этику, эстетику, историю философии и др. Различным философским течениям и направлениям были свойственны различные методы построения своих философских систем, а следовательно, различные методы познания и объяснения: диалог и интеллектуальное созерцание (Платон), софистический метод, методы рассудочного познания: аналитический и синтетический, формально-логический метод, индуктивный и дедуктивные методы, прагматический метод (Джемс, Пирс), диалектический метод (Гегель, Маркс) и др.

Содержание работы

1 Методы и внутреннее строение философии 2
2 Абсолютная истина по Соловьеву В С 25
3 Основные векторы воздействия на философию в 20 веке 29
4 Понятия слов 31
5 Литература 34

Файлы: 1 файл

методы и внутреннее строение философии.docx

— 62.33 Кб (Скачать файл)

Структура (  от  лат. Structura –  строение,  размещение,  порядок) –  это  относительно устойчивый способ (закон) связи элементов (частей) качественно определенного сложного целого, который обеспечивает его целостность при различных изменениях (внутренних и внешних).  Структура  отображает  единство,  взаимосвязь  внутренних  и  внешних  связей, обеспечивает  устойчивость  качественных  характеристик  системы,  целостного   образования. Иными словами, она фиксирует состояние системы в данный момент. В этом и ценность, и содержание структурного подхода, структурного анализа. Но такой подход ограничен по той причине, что бытию любой системы присущи изменение, развитие. Это находит  отражение  в  историческом  подходе.  Научный  подход  к  исследованию  любого объекта  имеет  в  виду  использование  как  структурного,  так  и  исторического  подхода. Структурный  и  исторический  подходы  не  исключают,  а  дополняют  друг  друга,  так  как каждый из них ориентирует на исследование определенных типов связей. 

Система (  от  греч. Sistema –  целое,  состоящее  из  частей,  соединение) – философская категория  и  общенаучное  понятие,  которое  выражает  совокупность  элементов, находящихся  в  отношениях  и  связях  друг  с  другом  и  со  средой,  образующих определенную целостность, единство. Типы систем весьма многообразны: материальные и духовные,  неорганические  и  живые,  механические  и  органические,  биологические  и социальные,  статические  и  динамические,  открытые  и  замкнутые  и  т.д.  Любая  система представляет  собой  множество  разнообразных  элементов,  обладающих  структурой  и организацией. 

Содержание  и  форма.  Содержание –  это  совокупность  разных  элементов,  свойств, связей,  внутренних  процессов  и  тенденций,  которые  образовывают  данный  предмет, процесс или явление. 

Форма  отражает  способ  существования,  закон  связи  элементов  и  их  структуру –  это закон существования содержания. 

Различают внутреннюю и внешнюю  форму. Внутренняя форма показывает отношения  между  элементами  вещи  как  целого,  а  внешняя –  характеризует  способ  связи, соотношение данной вещи с другими вещами. Внешняя форма не может существовать без внутренней формы, которая всегда проявляется через внешнюю.       Анализ  взаимосвязи,  диалектики  формы  и  содержания  позволяет  выделить  при характеристике  их  единства  несколько  этапов: -  форма  приведена  в  соответствие  с содержанием;  она  более  полно  согласуется  с  развитием  содержания,  однако  при изменении содержания все более проявляются несоответствие формы содержанию;  

-  несоответствие  формы  содержанию  начинает  брать  вверх  над  соответствием;  форма мешает  развитию  содержания;  наступает  момент,  когда  противоречие  между  ними очевидно; 

-  объективно  возникает  необходимость  приведения  формы  в  соответствие  с  новым содержанием; старая форма заменяется новой.   

Между  содержанием  и  формой  не  существует  абсолютной  границы.  Они  не  только взаимосвязана,  но  им  переходят  одна  в  другую.  То,  что  в  одном  случае  выступает  как форма, в другом может быть содержанием.  

Форма относительно самостоятельна. Именно потому одно и  тоже содержание может проявляться в разных формах. Форма адекватна содержанию, но новое содержание может воплощаться и в старо форме. В этом случае происходят  частичные изменения в  форме, но в основном, старая форма служит новому содержанию.       Принцип причинности. Причина. Следствие. Субстанция. Познание и преобразование человеком  действительности  окружающего  мира  показывает,  что  изолированных  вещей не  существует.  Каждый  предмет,  процесс,  состояние  связаны,  взаимодействуют  с другими. Структура всеобщей, универсальной связи сложна, а ее содержание отражается в принципе причинности. 

Признание  всеобщности  причинно-следственных  отношений,  всеобщности  принципа причинности называют детерминизмом ( от лат. Determino – определяю), отрицание или ограничение  этой  всеобщности  называют  индетерминизмом (  от  лат. In –  частица отрицания). 

Согласно  принципу  детерминизма,  природные,  общественные,  психические  явления обусловлены,  т.е.  имеют  свои  причины,  являются  результатом  действия  определенных причин. 

Таким  образом,  детерминизм –  сложная  система  взглядов  об  объективной закономерности  и  всеобщей  обусловленности  явлений  и  процессов, Но  выделяются  два противоположных,  объективно  существующих  типа  взаимообусловленных  явлений. Первый  тип –  причинная  детерминация.  Причинная  детерминация  выражается  в следующих  ступенях  причинно-следственных  связей: в  плане  одностороннего порождающего  воздействия  одного  объекта  на  другой (внешняя  причинность).  Здесь фиксируются  все  факторы,  предпосылки,  которые  в  той  или  иной  форме  участвуют  в порождении  данного  воздействия;  выявляются  многообразные  формы  причинной обусловленности; выявляются  главные причины. в плане причинного обусловливания как  процесса  самодетерминации (внутренняя  причинность); в  плане  единства  и взаимосвязи  внешней  и  внутренней  причинности,  взаимодействия  данного  объекта  как целостной  системы  с  другими  объектами  и  со  средой,  но  при  приоритете  внутренних связей. 

Второй тип детерминизма – отношения между взаимосвязанными явлениями, которые не  имеют  непосредственного  причинного  характера,  ибо  здесь  отсутствует  момент   порождения  одного  события,  процесса,  явления  другим.  Основными  формами непричинной  детерминации  являются:  функциональные  связи  и  зависимости  между явлениями, связь состояний, вероятностные отношения, структурные, системные и другие взаимосвязи.  Непричинная  детерминация  имеет  место  быть  в  ложных самоорганизующихся системах, особенно в социальных. 

Под  причиной  понимается  явление,  действие,  процесс,  который  при  определенных условиях вызывает и определяет какое-нибудь новое явление, называемое следствием.     Причинно-следственные  отношения  характеризуются  всеобщностью  и необходимостью.  В  процессе  развития  причина  переходит  в  следствие.  А  следствие становится причиной, но уже в иных отношениях, иной причиной.       Для реализации причинно-следственных отношений большое значение имеют условия. Условия – это связи предмета с факторами окружения. Например, зерно прорастает тогда, когда будет тепло и влага.       В  истории философии  имелись  попытки  преувеличить  роль  условий,  подменить  ими причинно-следственные отношения. Такой взгляд получил название «кандиционализм» ( от лат. Canditio – норма, стандарт, качество).   

Среди  категорий  причина  и  следствие,  детерминизм  и  индетерминизм  важное  место занимает категория субстанция (от лат. Substantia – сущность), выражающая сущностное свойство  объекта  как  целостности,  основание  и  центр  всех  изменений,  активную  их причину  и  источник  его  функционирования.  Категория «субстанция»  характеризует реальную действительность со стороны внутреннего единства, взаимосвязи всех форм ее движения  и  противоречий,  безотносительно  ко  всем  бесконечно  многообразным видоизменениям,  в  которых  и  через  которые  она  существует  и  развивается.  Категория субстанции является фундаментальным понятием теоретического отражения конкретного.   Антисубстанционалистская позиция в философии отстаивается позитивизмом, который объявляет субстанцию мнимой и потому вредной для науки категорией. 

Объект  и  субъект.  Объект (  от  лат. Objktum –  предмет ) –  понятие,  служащее  для обозначения вещи и предмета, а с 18 века то, что противостоит субъекту в познавательной и  практической  деятельности.  Различают  реальный  объект  и  идеальный  объект,  под которым понимают то, что внутри мышления противостоит явлениям самого мышления. 

Субъект (от  лат. Subjktum –  лежащий  в  основе) –  одно  из  классических  понятий философской  мысли,  применяемое  в  гносеологии  с  эпохи  Аристотеля  и  обозначающее субстанциональное начало мира. Позже понятие субъекта начинает противопоставляться объекту, как миру, который познается субъектом.   

Случайность  и  необходимость.  Свобода.  Проблема  необходимости  и  случайности непосредственно связана с причинно-следственными отношениями (детерминизмом). 

Необходимость –  это  преимущественно  внутренняя,  устойчивая,  существенная  и закономерная  связь  предметов  и  явлений,  которая  отражает  обязательность  их существования. 

Категория «  необходимость»  имеет  следующие  основные  аспекты: 1)  означает существенные, закономерные связи, внутренние, устойчивые, повторяющиеся отношения действительности; 2)  главный  вектор  данного  процесса,  основная  тенденция  его развертывания,  генеральное  направление  развития  того  или  иного  объекта; 3) действительность в своем наивысшем развитии и полноте бытия; 4) способ превращения в действительность  в  данных  условиях  возможности,  реализация  которой  и  есть необходимость. 

Случайность –  это  отражение  внешних,  несущественных  в  данных  отношениях  и неустойчивых  связей  предметов  и  явлений,  способ  преобразования  возможностей  в действительность в виде нескольких возможностей. 

Категория «случайность»  выражает  следующие  основные  аспекты: 1)  внешние, неустойчивые,  несущественные,  единичные  связи  действительности,  а  также второстепенные,  побочные  возможности  ее  дальнейшего  развития; 2)  неразвитое,  не развернувшее всех  своих моментов  явление,  выступающие в  своей изолированности как отклонение  от  нормы,  односторонний  момент  действительности (хотя  и  имеющий  свои причины), исключение из правил; 3)  результат пересечения независимых, необходимых, закономерно  обусловленных  процессов; 4)  способ  бытия,  форма  проявления необходимости; 5) дополнение необходимости.       Категория «свобода»  взаимодополняет  категории «случайность»  и «необходимость». Свобода –  одна  из  основных  категорий,  характеризующая  сущность  человека  и  его существования. Она состоит в возможности человека мыслить и поступать в соответствии со  своими  представлениями  и  желаниями,  а  не  вследствие  внутреннего  или  внешнего принуждения.  В  истории  философии  это  понятие  прошло  длительную  эволюцию –  от «отрицательной» (свобода  от)  до «положительной» (свобода  для)  трактовки.  Свобода рассматривается  в  соотношениях  с  необходимостью (познанная  необходимость),  с произволом  и  анархией (случайность).  А  так  же  с  равенством  и  справедливостью. Диапазон  понимания  этого  понятия  чрезвычайно широк –  от  полного  отрицания  самой возможности  свободного  выбора  до  обоснования «бегства  от  свободы»  в  условиях цивилизованного общества.   

Возможность и действительность. Вероятность. Возможность и действительность – это соотносимые категории, которые характеризуют две разные ступени в развитии предмета или  явления. Возможность – потенциальное  бытие предметов и процессов, это будущее, наступление которого не противоречит объективным законам, которое при определенных условиях  может  стать  действительным  бытием.  Различают  два  вида  возможного: 1) реальная (конкретная) возможность обладает всеми необходимыми условиями для своей реализации  при  определенных  обстоятельствах.  Она  согласуется  с  объективными законами  и  выражает  главную  на  данном  этапе  тенденцию  развития  объекта; 2) абстрактная возможность (формальная) характеризуется отсутствием целого ряда условий для  своей  реализации  в  данных  обстоятельствах.  Она  выражает  побочную, второстепенную  тенденцию  развития  предмета,  которая  не  противоречит  объективным законам. Классификация возможностей может быть проведена и по другим основаниям. В ходе  реального  развития  всегда  формируется «веер  возможностей»  и –  особенно  в социальной сфере - существует проблема выбора конкретных возможностей. 

Действительность есть реальное бытие предметов и явлений. В  широком смысле слова –  это  весь  реально  существующий  природный  и  социальный  мир.  В  узком  значении действительность  означает  бытие  конкретных  предметов  и  процессов  с  их количественными  и  качественными  параметрами.  Философская  категория «действительность» включает в себя следующие основные аспекты: 1) целостное единство таких  сфер, как природа, общество и  сознание в их  взаимодействии; 2) весь объективно существующий мир в многообразии своих проявлений, объективная реальность, материя в ее  разнообразных  формах  и  атрибутах, -  материальное,  противостоящее  идеальному (сознанию,  мышлению); 3)  все,  что  в  своем  развитии  раскрывается  как  необходимость, разумное,  закономерное; 4)  совокупность  всех  реализованных  возможностей – конкретный предмет, существующий в определенном пространстве и времени. Категория действительности в качестве своей диалектической пары имеет категорию возможности. 

В русской философии действительность понимается как мысленно выделенная нами и рационально, в понятиях, выраженная часть реальности. Не совпадающая  с реальностью, действительность представляет собой лишь часть  всеобъемлющей совокупности сущего. Реальность всегда шире действительности. За пределами действительности простирается иррациональное, непостижимое, а потому не выразимое в понятии. 

В процессе развития происходит переход от потенциального (возможного) в реальное (настоящее).  Важно  различать  абстрактные  и  реальные  возможности.  Первые  не противоречат законам, однако, в данный момент или в ближайшей перспективе не могут    перейти  в  действительность.  Вторые  имеют  все  необходимые  условия  для  их осуществления. 

Информация о работе Методы и внутреннее строение философии.docx