Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:58, контрольная работа
Корпус философского знания огромен, но имеет свою структуру и основные направления. Среди них выделяют: онтологию как учение о бытии, гносеологию – учение о познании. Логику. Методологию познания, философскую антропологию, этику, эстетику, историю философии и др. Различным философским течениям и направлениям были свойственны различные методы построения своих философских систем, а следовательно, различные методы познания и объяснения: диалог и интеллектуальное созерцание (Платон), софистический метод, методы рассудочного познания: аналитический и синтетический, формально-логический метод, индуктивный и дедуктивные методы, прагматический метод (Джемс, Пирс), диалектический метод (Гегель, Маркс) и др.
1 Методы и внутреннее строение философии 2
2 Абсолютная истина по Соловьеву В С 25
3 Основные векторы воздействия на философию в 20 веке 29
4 Понятия слов 31
5 Литература 34
1) отрицание как объективный
закономерный результат
2) осознание людьми этого объективного процесса, который может быть или адекватным условием развития, или искаженным;
3) практические действия
людей в соответствии с
Итак, закон отрицание отрицания, опираясь на два других закона диалектики, а также на ее принципы, дает возможность наиболее конкретно и полно представить развитие, определить его направление и тенденции, сознательно содействовать (или мешать) становлению нового.
Метафизика как
философский антипод
Сущность и основные понятия метафизики. Термин «метафизика» был введен в 1 в. до н.э. Андроником Родосским. Систематизируя произведения Аристотеля, он расположил «после физики» те из них, в которых речь шла о первых родах сущего, о бытии самом по себе, были «первой философией» – наукой о первых причинах, о первой сущности.
Сегодня можно выделить три основных значения понятия «метафизика».
1. Философия как наука о всеобщем, первым прообразом которой было учение Аристотеля о умозрительно постигаемых и неизменных началах всего сущего.
Термин «метафизика» широко употребляется в современной философии Запада. Так, по Хайдеггеру, метафизика –» предельное вопрошание», которая ставит такие вопросы:
Что такое мир? Что такое конечность? Что такое уединение? Основные понятия метафизики как «предельные» всегда заключают вопрос самого понимающего.
Особая философская наука – онтология, учение о бытии как таковом независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики.
Определенный философский способ мышления /познания/ и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Имея в виду последнее значение, выделяют метафизику «старую», отрицающую всеобщую связь и развитие; и «новую», которая их признает, но односторонне истолковывает: плоский эволюционизм, катастрофизм, софистика, эклектика и др. В известных пределах метафизический способ деятельности правомерен и необходим. В русской религиозной философии метафизика понимается как философская наука о безусловном и абсолютном бытии, не сводимом ни к какой эмпирической данной вещи /или отношению/. Возможность метафизики как науки оспаривалась позитивизмом. В религиозной философии, напротив, возможность и необходимость метафизики рассматривалась как основное условие «цельного знания» /В.С.Соловьев/.
Абсолютная истина по соловьеву
Владимир Сергеевич Соловьев
— автор оригинальнейшей
Прекрасный знаток разнообразных философских систем, как западных, так и восточных, Соловьев недоволен их частичностью, отвлеченностью. Рационализм берет общее, эмпиризм — частное. Как в том, так и в другом случае занимаются чем-то частичным, а не единым, сущим. Вне единого предикаты (свойства) понять невозможно. Именно единое целое есть смысл всех предикатов. Но что же является абсолютно сущим, абсолютно единым? Для Соловьева очевидно, что на эту роль может претендовать только Бог. Соловьев вопреки многим своим современникам, настроенным сугубо научно, не мог допустить отсутствие принципа абсолютной личности. Сама полнота бытия требует, чтобы сущее было личностью, — всеблагой, любящей, милостивой, волевой. Но это и есть Бог, который олицетворяет собой положительное всеединство. Философию Соловьева так и называют: философия положительного всеединства.
Всякое многообразие скреплено божественным единством. Материальное многообразие тоже одухотворено божественным началом, и в этом смысле оно выступает мировой душой, или Софией. Греческий термин софия означает мастерство, знание, мудрость, философы же под "софией" обычно понимают смыслонаполненность вещей. Поскольку Соловьев видит во всех вещах именно род смысла, божественного смысла, то материальное многообразие и выступает как "софия", как результат божественного мастерства и творчества. Однако речь идет не только о том, что сущий реализует свои потенции в материальном многообразии, в "софии", но и о том, что "софия" восстанавливается до органической целостности с абсолютом. Такое восстановление может иметь место в процессе эволюции человечества. В этом случае человечество становится Богочеловечеством и реализует единство добра, истины, красоты.
В сущем и причастных к
нему вещах заключены в единстве
благо (как реализующаяся воля), истина
(как реализующееся
Для Соловьева гарантом спасения человечества является любовь, единение добра, истины и красоты. Истину добывает высоконравственный человек. Безнравственная наука служит силам разрушения, войны в том числе. То же самое относится к искусству, если оно не наполнено нравственным смыслом.
Жизнь всякого человека есть творчество, свободное движение к добру. Жизнь — это подвиг одухотворения. Пигмалион сотворил статую, — и она ожила; так истинный человек, подобно талантливому скульптору, одухотворяет свои деяния. Соответственно жертва Христа открыла путь к спасению человечества — как человечества в целом, так и каждого отдельного человека.
Философия, согласно Соловьеву, по своему содержанию антропоцентрична. Это соответствует тому, что человек — вершина творения Бога. Общество — это расширенная личность, личность же есть сосредоточенное общество. Все общественные и личностные коллизии разрешаются при стремлении к совершенному добру. Что касается права, то оно необходимо, ибо оно не допускает крайних проявлений зла. Но право обеспечивает достижение лишь минимального добра, идеалы же совершенного добра открывает христианская религия. Требования нравственности, политики, экономики проводят определенные организации, соответственно церковь, государство, земство. Нравственность имеет первенство над политикой и экономикой. Именно следование совершенному благу позволяет преодолеть разобщенность людей, народов, религий, человека и природы, материального и идеального. Разрушительные силы не всесильны, Богочеловечество способно справиться с любыми задачами, в том числе и космического масштаба.
Как в наши просвещенные дни, спустя без малого век после смерти Владимира Соловьева, относятся к его философии? Атеисты порицают Соловьева за теизм, ортодоксальные богословы — за элементы пантеизма, которые они видят в учении о "софии", государственники — за теократизм, предпочтение церкви перед государством. Есть философы, которые считают, что в системе Соловьева недостаточно разработана проблематика свободы и индетерминизма. Другие полагают, что вся философия Соловьева слишком возвышенна и неприменима к конкретной действительности. Но может быть высокий нравственно-духовный потенциал философии Соловьева не есть недостаток, а преимущество? Обогащенный этим потенциалом, читатель произведений Соловьева обретет один из философских ключей, который позволит ему понять и преодолеть те проблемы, которые разделяют людей, вместо того чтобы их объединять.
Истина для Соловьева — это абсолютная ценность, принадлежащая самому всеединству, а не нашим суждениям или выводам. Познать истину — значит преступить пределы субъективного мышления и вступить в область существующего единства всего того, что есть, т. е. абсолюта. В человеческих ли это силах? Вопрос содержит начало ответа. Абсолютное как «всеединство не может быть всецело внешним по отношению к познающему субъекту: между ними должна быть внутренняя связь, посредством которой субъект может познать абсолютное и внутренне соединиться со всем, что существует в абсолютном и действительно познать это все. Только в связи с тем, что истинно существует как безусловно реальное и безусловно всеобщее, факты нашего опыта приобретают действительную реальность, а понятия нашего мышления — действительную положительную всеобщность. Взятые абстрактно оба эти фактора нашего знания сами по себе совершенно индифферентны к истине. Они имеют смысл и значение только на основе третьего фактора — религиозного принципа»
Алтарь открыт...
Но где ж священник, дьякон?
И где толпа молящихся людей?
Страстей поток, — бесследно вдруг иссяк он.
Лазурь кругом, лазурь в душе моей.
Пронизана лазурью золотистой,
В руке держа цветок нездешних стран,
Стояла ты с улыбкою лучистой,
Кивнула мне и скрылася в туман.
Основные векторы воздействия на философию 20 века
В 20 веке философская мысль получила дальнейшее развитие. Она находилась под непосредственным воздействием противоречивого и даже драматичного существования человеческой цивилизации. Наше время оказалось эпохой социальных катастроф, антигуманных политических режимов, многочисленных локальных и даже мировых воин, эпохой разрушения природной среды и кризиса гуманистических ценностей. С другой стороны, 20 век - это век научно-технической революции, расцвета знаний и образованности, диалога культур, время высоких надежд и ожиданий грядущего нового социального устройства.
Противоречивость нашего времени, ситуация одновременного падения и подъема обусловили раскол и в современной философской мысли. В ней наиболее отчетливо выявились и существуют два крупных течения и умонастроения - иррационализм (философия жизни) и рационализм (философия техники). Для первого характерно обращение к нерациональному (воля, интуиция, ощущения), отказ от культа человеческого разума и подмена его иными формами духовного. Напротив, философский рационализм 20 века продолжил длительную традицию культа разума и даже усилил ее на волне огромных достижений современной научно- технической революции.
Разумеется, в философии 20 века существует
большое разнообразие течений и
школ самой разной идейной направленности.
Среди них весьма заметным и влиятельным
по-прежнему остается неотомизм (современный
философский вариант
Важное место в настоящее время занимает и философия глобальных проблем. В ее рамках происходило глубокое и всестороннее осмысление противоречий и трудностей в развитии современного человечества, предлагались пути выхода цивилизации из этой сложной ситуации. Среди философских течений 20 века выделяются также такие, как феноменология, герменевтика, персонализм, экофилософия и другие.
Как в предыдущие эпохи, в современной философии на первом плане находиться вопрошание о мире и человеке в нем, о судьбах человечества. В этом смысле философия 20 столетия сохраняет передовые традиции, сформировавшиеся в предшествующей истории философской мысли.
Понятия слов
Ма́йя (санскр. माया, māyā, букв. «иллюзия», «видимость») — в индийской религиозно-философской традиции особая сила (шакти), или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений.
Майя является иллюзией не от того, что она лишена бытия, а оттого что она — преходяща.
Человек из-за своего неведения (авидья) строит в уме ложное представление о существующем мире, такое представление о мире является майей. Человек часто пытается такое представление о мире натянуть на реальный мир, предаётся иллюзиям, майе.
Для индуизма (как и буддизма)
характерно сравнение майи с постоянно
меняющимися очертаниями
Майя — созданная творцом иллюз
Многие философские школы индуизма относят к псевдореальности (майе) также не только окружающий, тварный мир, но и всех богов индуистского пантеона. Истинной же реальностью является Единое (санскр. एकम् सत्, ekam sat букв. «единственное бытие») или Брахман.
Ахи́мса (санскр. अहिंसा, ahiṃsā) — поведение и образ действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда — ненасилие. Ахимса определяется как поведение, ведущее к уменьшению зла в мире поведение, направленное против самого зла, а не против людей его творящих (отсутствие ненависти).
Ахимса, непричинение вреда, состоит в неубиении, ненасилии, непричинении вреда всему живому (людям, животным, растениям) никогда и никаким образом — ни мыслью, ни словом, ни делом.
Рита́ (ऋत, ṛtá) — термин на ведийском санскрите, в буквальном переводе означающий «порядок вещей», родственнен авестийскому aša. Антонимом слова рита является анрита́.
Изложенное в Ведах понятие риты явилось философской основой для концепции дхармы в индуизме и других дхармических религиях. Рита представляет собой универсальный космический закон, в согласии с которым происходит «упорядочивание неупорядоченного», вращение Вселенной и существование всего сущего, включая космос, человечество и его нравственные устои. Рита принимается как основа справедливости, праведности и морали. Рита рассматривается как истина в самом широком смысле этого слова.
Информация о работе Методы и внутреннее строение философии.docx