Мировоззрение и миропонимание. Необходимость современных универсумов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 00:35, контрольная работа

Описание работы

Мировоззре́ние — философское понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целостный типы мировоззрения.

Файлы: 1 файл

СОЦэко.docx

— 86.60 Кб (Скачать файл)

КОНТРОЛЬНАЯ НА ТЕМУ мировоззрение и миропонимание. Необходимость современных универсумов.

1. Мировоззре́ние — философское понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целостный типы мировоззрения.

Типы мировоззрения

Существуют различные  способы типологии мировоззрений  построенные на разных философских  и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение  повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение.

Мифологическое

Мифологический  тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые  были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение  к язычеству и является совокупностью  мифов, для которой характерно одухотворение  и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Религиозное

Религиозное мировоззрение  основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в  мире и жизни людей.

Слово мировоззрение  не достаточно строго определено как  и все, что имеет не достаточно хорошо понимаемую сущность и, соответственно, оно контекстно-зависимо от условий  использования, имеет различные  варианты бытового уровня понимания. Это  заметно по некоторым смысловым  расхождениям описания в различных  словарях.

М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом  непосредственными условиями жизни  и передающимся из поколения в  поколение опытом людей. Этот уровень  М. существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.

Мировоззрение личности определяет мнение. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки.

Характеризует общее  понимание мира, быта, социума и  индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение  человека в объективном мире.

Мировоззрение –  это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и  принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его  жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.

Есть слово, которое  кажется более подходящим с личностной точки зрения: идеология (в словаре  Ушакова даже воспринимается как  синоним мировоззрения). Идеология - от греч. idea - понятие, представление  и logos - слово, понятие, учение. Но и у  этого слова есть "политический" оттенок, бытовой уровень, несмотря на то, что греческое происхождение  как бы заставляет придерживается изначально заложенного смысла.

Идеология - система  взглядов, идей, убеждений, ценностей  и установок, выражающих интересы различных  социальных групп, классов, обществ, в  которых

- осознаются и  оцениваются отношения людей  к действительности и друг  к другу, социальные проблемы  и конфликты; а также

- содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление  или изменение существующих общественных  отношений.

Хотя мировоззрение  – часть системы личного отношения  или системы значимости в данном определении, но нет резкой границы, что вот эта ассоциация является общей, а эта – частной. В этом смысле мировоззрение – довольно условное понятие. Но, вместе с тем, оно удобно описывает особое качество личной классификации всего познанного, в котором это познанное корректируется опытом познания во взаимно непротиворечивую систему личными механизмами  адаптации.

Любое познание (в  том числе и научное) это –  связывание результатов какого-то предполагаемого  варианта личного воздействия на действительность - с личной оценкой  значимости полученного в реальности результата этого воздействия с  помощью механизмов сознания с целью  перевода недостаточно отработанного, не уверенного варианта поведения в  уверенно отработанный автоматизм.

Логика взаимной непротиворечивости различных предполагаемых вариантов в этой системе сугубо личная, субъективная и может существенно  отличаться от идеальной логики (взаимосвязей явлений) объективного мира, формализуемой  с помощью науки. Только реальный опыт способен показать соответствие ожидаемого и реально полученного - истину или ложь.

Все последующие  обобщения будут основываться на представлениях о механизмах организации  адаптивного поведения, чему посвящены  материалы О системной нейрофизиологии  с базовой системой аксиоматики. Для той части проявлений этих механизмов, которая соответствует  понятию "мировоззрение", очень  важно понимание - как формируются  уверенные поведенческие реакции, что такое вообще уверенность (по шкале от доверия до веры), что  такое ощущение ошибочности, сомнение. Кратко напомню, что уже было сказано  об этом и обосновано в материалах по двум этим основным ссылкам.

Распознавание любого качества текущего психического состояния  определяется специфической структурой локального распознавателя, а формирование любого поведения - фактически - есть обучение и корректировка распознавателей. Так, возникают и специализируются распознаватели ошибок, сомнения, состояния  уверенности различного уровня - как  результат формирования опыта такого распознавания. Соответственно, возможны неадекватности распознавания, которые  в норме в актуальных ситуациях  корректируются опытом по результатам  вариантов поведения.

Распознавание ошибок происходит, если попытка реализации варианта поведения приносит неожиданный  и нежелательный результат, негативно  оцениваемый системой значимости, хотя такая оценка и, особенно, ее закрепление - очень индивидуальны и существуют люди, которые продолжают совершать  ошибки, несмотря ни на что. Такие люди оказываются особенно склонны к  вере, держась за однажды зафиксированные  представления (созвучно идеи-фикс). Соответственно, развитие направления их интересов  основывается больше на субъективной составляющей и меньше корректируется проверяемым в объективной реальности поведением, а исследовательская  мотивация занижена. Здесь большой  вклад привносит высокая значимость субъективно развиваемых идей.

Если понимать, что мировоззрение является основой  личной интерпретации всего воспринимаемого, определяет результат этой интерпретации, фактически определяет направление  развития и суть жизненного опыта, то самое важное, на что стоит обратить внимание - оптимальное развитие мировоззрения  адекватно объективному миру, т.е. постоянно  проверяя свои предположения в реальности, а не сугубо субъективно. Переделывать мировоззрение неизмеримо труднее  и означает вычеркнутый из жизни  порочный опыт и годы на его приобретение.

Развитие мировоззрения  невозможно без достаточно большого интереса к чему-либо из объективной  реальности, в том числе психическим  процессам и их проявлениям. Чем  более разносторонни направления  развития интересов, тем более эффективно и целостно будет развиваться  мировоззрение. Среди интересов  очень нежелательны изолированные  от других, обычно это - мистические  идеи, паранаучные идеи-фикс, субъективно  обусловленные зависимые состояния.

Необходимо придерживаться стратегии разумного скептицизма - как противоположности безусловной  веры для того, чтобы в большей  мере использовать исследовательский  путь, чем авторитарно-догматически или эйфорически мотивированный метод проб и ошибок.

Для развития конкретного  направления интересов разумнее всего использовать хорошо выверенный веками исследований, формализованный  в виде конкретных рекомендаций научный  метод (научную методологию).

Только приобретение практического личного жизненного опыта способно адекватно развивать  мировоззрение. Поэтому сведения не должны восприниматься на веру, а подвергаться сомнению, корректно и достаточно безопасно проверяться на личном опыте осваивания этого направления. Лишь нехватка времени и критичность  ситуации может быть поводом для  пробы опасных в возможных  последствиях сведений, и тогда сомнения могут оказаться пагубны[1].

2. Мироощущение (термин этнологии) — отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное. мироощущуение, мировосприятие, миросозерцание — это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций.

Позитивное мироощущение

Проявляется в стремлении к усложнению этнических систем. При  нём преобладает пассеизм — ощущение времени, при котором прошлое  воспринимается как единственная объективная  реальность. Служит основой жизни  на Земле.

Негативное мироощущение

Проявляется в стремлении к упрощению этнических систем. При  нём преобладает футуристическое  ощущение времени — прошлое считается  ушедшим в небытие, настоящее  — подготовкой к будущему, а  само будущее — единственной объективной  реальностью. Большое количество людей  с негативным мироощущением образует антисистему.

Отношение человека к окружающей действительности и  природе, выражающееся в тех или  иных настроениях, чувствах. целостное  осознание и переживание, воздействие  на человека реальности в форме ощущений, эмоций.

3. Мировосприятие как предпосылка миропонимания, особая форма освоения в системе мировоззрения.

Об антропологических  границах и реликтовом мировосприятии.

Существует трехуровневая  структуре человека, включающей сознание, подсознание и бессознательное, современному человеку крайне редко  доступно реликтовое мировосприятие, свойственное представителям и древних, и современных примитивных культур, которое характеризуется тем, что  может воспринимать информацию из разных источников.

Сложность нынешнего  этапа развития философских исследований я вижу в том, что объем информации, циркулирующей в сообществе, огромен. Это приводит к тому, что у людей  остается очень мало времени и  сил на то, чтобы знакомиться с  новинками.

Долгое время  проблема "сознания" и проблема "тела" рассматривались в отрыве друг от друга. Телесность в духовных традициях часто носит негативный статус: плоть предлагается умерщвлять, а иногда истязать.

Телесность человека — это бесценный дар, потому что  она представляет собой тот инструмент, используя который наш Создатель  имеет возможность узнавать-познавать-проживать  плоды своего творения.

Одну из его важнейших  особенностей усматривают в возможности  переживать происходящее в другом как  во-мне-самом-совершающееся, то есть как  часть собственных внутренних процессов. О том, что такое мировосприятие возможно, свидетельствуют данные изучения австралийских аборигенов, которые  способны узнавать о том, что из соседней деревни возвращается жена, в собственном  теле ощутив, как ремни, на которых  она несет ребенка, впиваются  в плечи, или что в гости  идет старик-отец, почувствовав, как  ноют его старые раны. Многие представители  животного мира демонстрируют возможности  таких форм восприятия, которые человек, опираясь на современную картину  мира, склонен считать экстрасенсорными (например, электрическое чувство  угря и чувство боковой линии  рыб). На самом деле они вполне обыденны, просто задействуют механизмы, не актуализируемые  современным человеком в его  схемах восприятия. Телепатия, рассмотренная  в этом ключе, будет представлять собой вполне нормальное явление, имеющее  в своей основе естественные и  совершенно рациональные механизмы.

Между миром и  нашим опытом этого мира, миропознанием, существует неустранимое различие. Когда  мы говорим: " Это - истина мы думаем, что это на самом деле так, однако, в действительности, это лишь наше представление об истине, такое же далекое от нее, как наши мысли от нас. Ибо, когда нам в голову приходит какая-либо мысль, мы сразу же персонализируем ее.

мировоззрение мифологический мироощущение мировосприятие реликтовый

 

Итак, Гегель впервые употребил  словосочетание "конец истории", и он связывал этот финал с утверждением некоторого идеального общественного  устройства. Маркс тоже говорил о  конце истории как об эпохе  утверждения реального гуманизма (по существу, тоже некоторой идеальной  структуры общества). Говорил о  конце истории и католический мыслитель Тейяр де Шарден, предполагая, что история человечества завершится объединением всех народов в одну семью, которая сольется с Природой и Богом в единое целое, лишенное каких-либо противоречий. Таким и  будет конец истории, конец любого эволюционного процесса.

Важно то, что авторы "конца истории" представляли себе этот финал как  возникновение некоторого общества, лишенного каких-либо противоречий (правда, Маркс допускал возможность  сохранения противоречий между человеком  и Природой). Сегодня к идеям  конца истории снова проявляется  интерес. Открыла дискуссию ставшая  знаменитой статья американского политолога Френсиса Фукуямы, которая так и  называлась "Конец истории". Эта  статья была очень хорошо принята  читающей публикой во всем мире, в том  числе и в России. По существу, она была написана в духе идей Гегеля: холодная война закончена победой  Америки, с коммунизмом покончено, и следует ожидать, что на Земле  установится некая единая экономическая  и политическая система, лишенная принципиальных противоречий. Это и будет, согласно мнению почтенного американского профессора, концом истории.

Информация о работе Мировоззрение и миропонимание. Необходимость современных универсумов