Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:38, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность феноменологической теории.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятие феномелогии;
2) рассмотреть феноменологические теории таких философов и социологов, как Э.Гуссерль, А. Шюц, П.Бергер и Т.Лукманн;
3) выделить основные черты концепций этих ученых;
4) сделать выводы.
Введение
Глава 1. Феноменологическая концепция Эдмунда Гуссерля
1.1. Феноменологическая парадигма: предмет и методы
1.2. Три принципа гуссерлевой феноменологии
1.3. Учение о «жизненном мире»
Глава 2. Основы феноменологической социологии
2.1. Феноменологическая социология Альфреда Шюца
2.2. Феноменология Питера Бергера и Томаса Лукмана
Заключение
Список литературы
Введение
Глава 1. Феноменологическая концепция Эдмунда Гуссерля
1.1. Феноменологическая парадигма: предмет и методы
1.2. Три принципа гуссерлевой феноменологии
1.3. Учение о «жизненном мире»
Глава 2. Основы феноменологической социологии
2.1. Феноменологическая социология Альфреда Шюца
2.2. Феноменология Питера Бергера и Томаса Лукмана
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Феноменология - направление в философии XX века, задачей которой является беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.
Термин феноменология
уже использовался в
Однако феноменология как теория берет свое начало в трудах немецкого философа Эдмунда Гуссерля, который определил эту науку как философский метод для изучения сущностей. Изучение продолжили Альфред Шюц и его ученики – Питер Бергер и Томас Лукманн, - которые разработали концепцию феноменологической социологии. Именно исследованиям в области феноменологии этих авторов я хочу посвятить свою курсовую работу.
Объект исследования – методология феноменологической науки.
Предмет исследования - феноменологическая философия Э.Гуссерля, А.Шюца, П.Бергера и Т.Лукманна.
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность феноменологической теории.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятие феномелогии;
2) рассмотреть феноменологические теории таких философов и социологов, как Э.Гуссерль, А. Шюц, П.Бергер и Т.Лукманн;
3) выделить основные черты концепций этих ученых;
4) сделать выводы.
Источниками информации для написания работы по теме работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях.
Например, имеется огромное количество исследовательской литературы отечественных и зарубежных авторов, посвященной анализу первоисточников (работ Э. Гуссерля и А.Шюца). Среди наиболее значительных работ по гуссерлевской феноменологии в целом следует назвать исследования Ж.-П. Сартра1, Х.Абельса2, Э.Штрекер3, Н.В.Мотрошиловой4, В.И.Молчанова5, А.Ф.Зотова6. Исследований, посвященных феноменологической философии науки значительно меньше. На русском языке на эту тему написана только одна крупная монография В.У. Бабушкина «Феноменологическая философия науки»7.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
ГЛАВА 1. Феноменологическая концепция Эдмунда Гуссерля.
1.1. Феноменологическая парадигма: предмет и методы.
Чтобы понять, что такое
феноменология и какие
Следовательно, все то, что мы познаем,
есть, строго говоря, не сами объекты или
факты действительности, а их проявления
в сознании, т.е.
феномены или явления.
Термин «феноменология» встречался в работах многих мыслителей, начиная с XVIII в8. Например, он был центральным в философии Гегеля. В 1807 году была опубликована его работа под названием «Феноменология духа», в которой основной идей стало понятие сознания9. В книге давалось происхождение диалектики, объяснялся принцип абсолютной идеи, которая создает окружающую действительность.
Однако первые шаги феноменологии как науки связаны с именем Э. Гуссерля - немецкого философа, ученика Ф. Брентано. От учителя он заимствует идею интенциональности10, которая заключается в том, что существует что-то, что позволяет типизировать психологические феномены. В феноменологии интенциональность понимается как направленность сознания на предмет, свойство переживать. Также, среди множества источников, повлиявших на становление феноменологии Гуссерля, можно выделить немецкую классическую философию, в особенности философию Канта и Гегеля. Ученый заимствует у этих мыслителей многие подходы, а также понятийный аппарат.
Свои идеи Гуссерль изложил в нескольких работах – «Логические исследования», «Философия как строгая наука», «Картезианские размышления», «Трансцендентальная логика и формальная логика» и «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» («ИдеиI»).
В феноменологии Э. Гуссерля принято различать три периода, которые можно обозначить как период «дескриптивной», «трансцендентальной» и «генетической» феноменологии11. Начало первого этапа положено «Логическими исследованиями», второй начинается с «Идей I», а третий связан с работой «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология».
Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались кризисом науки, прежде всего физики и математики, что привело к возрождению и распространению различных направлений иррационализма и скептицизма, ставивших под сомнение саму возможность получения абсолютно истинного знания. Гуссерль был одним из первых, кто выступил в защиту идеалов рационализма. Его целью стало построение философии как строгой науки, для чего он приступил к разработке нового способа мышления и метода, обеспечивающего достоверность полученного знания.
Убежденный в существовании абсолютно истинного знания (на примере математики и логики), Гуссерль предпринял попытку исследовать природу этого знания. Он начал изучать идеальные структуры сознания, что, в конечном счете, привело к построению науки - феноменологии.
Гуссерль определяет феноменол
Феноменология определяется Гуссерлем как «первая философия», как универсальное учение о методе, выявляющее априорные условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их приложения14.
Почему необходима новая наука, новая философия? Согласно Гуссерлю, она необходима потому, что старая философия не давала того уровня глубины знания, опираясь на которое человечество могло бы развиваться благополучно. Ранее существовавшие критерии научности перестали действовать, а прежние нормы и устои устарели. Ученый считает, что именно недостатки прежней философии стали причиной кризиса европейских наук и кризиса европейской цивилизации15.
Предметная область, которую исследует феноменология, является новой областью, а потому не имеет конкретно сформированного категориального аппарата философии16. В этом и состоит сложность понимания проблем, поднятых Гуссерлем и решаемых его последователями.
Методами осуществления феноменологического исследования являются непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции.
Непосредственное созерцание, как метод феноменологии, означает, что материалом для феноменологии служат исключительно данные непосредственной интуиции. Феноменологические редукции делятся на три вида. Во-первых, чистая феноменология сосредоточивает внимание на самом акте сознания, в котором мир нам даётся (феноменолого-психологическая редукция). Во-вторых, феноменология берёт эти переживания сознания не как конкретные факты, а как идеальные сущности (эйдетическая редукция). В-третьих, феноменология не останавливается на редукции к переживаниям сознания, и далее редуцирует к чистому сознанию не только внешний мир, но и душевное сознание (трансцендентальная редукция).
Итак, феноменология, отвлекаясь от существующего, рассматривает сущности — возможное, априорное в сознании. Кроме того, это дескриптивная наука, то есть она ограниченна непосредственной интуицией (очевидностью), а её метод — прямое интуитивное созерцание сущностей (идеация). Более того, это дескриптивная наука о сущности трансцендентально чистых переживаний.
Таким образом, феноменология — дескриптивная наука о сущностях трансцендентально чистых переживаний в пределах непосредственной интуиции.
1.2. Три
принципа гуссерлевой
В философии Гуссерля выделают три основных принципа или тенденции, которые стали поводом для того, чтобы выделить феноменологическую философию как особый метод17. Во-первых, это так называемый «принцип всех принципов». Он точно формулируется уже в начале первого тома «Идей I». Его можно выразить с помощью довольно популярного среди последователей гуссерлевой феноменологии лозунга «Назад к самим вещам!». Иначе, он может быть передан как «Назад к изначальному, непосредственному опыту!», причем смысл слова «опыт» может различаться и его следует уточнять.
Второй принцип, интенциональность,
касается реализации непосредственного
познания в сфере идеальных
Третий принцип требует
реализации «имманентного» познания и
ведет к трансцендентальной редукции.
Из этого возникает некое
Теперь рассмотрим подробно каждую из этих тенденций. Однако здесь следует отметить некоторую сложность, возникающую при более глубоком изучении философии Гуссерля, связанную с тем, что его основные идеи образуют своего рода замкнутую систему и взаимно дополняют друг друга, а потому трудно описывать их по отдельности.
Что означает «принцип всех принципов»? В первом томе «Идей I» написано: «Ни одна мыслимая теория не может убедить нас в ложности принципа всех принципов: «любое дающее из самого первоисточника созерцание есть правовой источник познания, и все, что предлагается нам в "интуиции" из самого первоисточника (в своей настоящей живой действительности), нужно принимать таким, каким оно себя дает, но и только в тех рамках, в каких оно себя дает»18. Автор здесь говорит об очевидности как основе и критерии познания. Очевидным является всякое непосредственное созерцание, то есть не только, например, восприятие вещей в чувственном опыте, но и созерцание сущностей.
Следует исключать любые теории, то есть предварительные мнения любого вида и исходить только из того, что с очевидностью дано в опыте. «Теоретико-познавательное исследование должно удовлетворять принципу беспредпосылочности. Если это размышление о смысле познания должно иметь в качестве результата не простое мнение, но основанное на очевидности знание, тогда это размышление, как чистая сущностная интуиция, должно осуществляться на основе мышления и познания как переживаний, данных в качестве определенных примеров»19.
Вот здесь идея «принципа всех принципов» соседствует с идей интенциональности сознания. Под ней Гуссерль подразумевает направленность сознания на объект20. Эта направленность и составляет смысл переживания. Без неё переживания были бы, образно говоря, лишь «картинками» в сознании — фактами сознания, не указывающими ни на что вне сознания.
Само понятие интенции (от лат. intentio - стремление) означает намерение, цель, направленность сознания, воли, чувств на какой-либо предмет21. В арабском аристотелизме, у Фомы Аквинского, в поздней схоластике понятие интенции использовалось для характеристики умственного образа, идеи. Это понятие перенимает Гуссерль у Ф.Брентано, истолковав его в совершенно новом и фундаментальном для всей феноменологии смысле.
Когда в своем непосредственном опыте мы переключаем внимание с воспринимаемых вещей на сам акт восприятия, в котором эти вещи «являются», мы покидаем сферу обыденного эмпирического сознания и оказываемся в зоне феноменологического сознания, реальность которого составляют «феномены». Отличительным принципом каждого «феномена» и становится направленность сознания на предмет, или его интенциональность.
Информация о работе Направление в философии XX века: феноменология