Направление в философии XX века: феноменология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность феноменологической теории.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятие феномелогии;
2) рассмотреть феноменологические теории таких философов и социологов, как Э.Гуссерль, А. Шюц, П.Бергер и Т.Лукманн;
3) выделить основные черты концепций этих ученых;
4) сделать выводы.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Феноменологическая концепция Эдмунда Гуссерля
1.1. Феноменологическая парадигма: предмет и методы
1.2. Три принципа гуссерлевой феноменологии
1.3. Учение о «жизненном мире»

Глава 2. Основы феноменологической социологии
2.1. Феноменологическая социология Альфреда Шюца
2.2. Феноменология Питера Бергера и Томаса Лукмана

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

феноменология и социальная теория.docx

— 77.93 Кб (Скачать файл)

Другим существенным моментом выступает учение об интерсубъективности  жизненного мира34. Суть этого учения состоит в том, что объективность социальной действительности отлична от объективности природы. Она рождается в отношении «Я» к другому «Я». Причем само это отношение определено «переживанием». То есть другое «Я» — не что иное, как «переживание», «осознание» «Я» другого «Я».  
 Еще одним важным моментом «понимающей социологии» Шюца является учение об интенциональности понимающего действия35. Исследователь пишет, что всякое понимание направлено на то, что имеет значение. Такая направленность понимания и означает интенциональность.

Само «понимающее действие»  Шюц подразделяет на два вида: один — не имеющий своей целью коммуникацию и другой — совершаемый с целью  коммуникации. Примером первого может  служить уборка снега. Например, я  наблюдаю за другим субъектом, которые  расчищает двор от снега. Примером второго  является диалог между двумя или  несколькими индивидами – «Я»  и другого «Я». Истинное понимание  смысла действий субъекта, по Шюцу, заключается  в осознании субъективных значений действий для этого «другого Я».  
 Итак, в основе социального действия лежит понимание. Более того, по Шюцу, действие и понимание — одно и то же. Понимание — форма субъективной (человеческой) активности. То же относится и к объяснению. «Жизненный мир» — это мир смыслов, а смыслы создаются людьми. Соответственно, социальный порядок есть не что иное как система смыслов.

Основываясь на учении о «понимании», Шюц формулирует основы феноменологической социологии, предметом которой является все то, что считается знанием в обществе. Особенно он делает акцент на том, что люди знают как «реальность»36.

Социолог полагал, что  мир состоит из множества реальностей  – реальностей науки, религии, снов, искусства и т.д. Но главной реальностью  является наша повседневная жизнь. Поэтому  в работах Шюца речь идет именно об изучении обыденного, повседневного  знания. Он исследует то, как эти  знания социально распределяются в  конкретных группах людей в особой исторической и культурной обстановке и как, полагаясь на эти знания, люди конструируют социальную реальность.

Естественно, люди из разных социальных групп конструируют свою социальную реальность по-разному. Например, одно дело знание российской молодежи во время Второй Мировой войны о таком социальном феномене как «немцы». Совсем другое представление об этом феномене у молодежи конца XX в. Феноменологов интересуют не только эти очевидные различия, но и то, как реальность («немцы») конструируется, исходя из соответствующего знания и повседневных человеческих взаимодействий. Иначе говоря, социологи феноменологической теории занимаются изучением социальных интеракций и феноменов как «жизненного опыта» нашего сознания.

Здесь следует обратить особое внимание на то, как по Шюцу люди получают запас повседневного знания37. Автор вводит понятие конструктов первого и второго порядка.

Процесс познания начинается с вхождения  индивидов в контакт  с окружающим миром посредством  чувств – осязания, обоняния, слуха, зрения и вкуса. Только простого наличия  чувств недостаточно для осмысления мира, потому что люди могут столкнуться  с неупорядоченной массой впечатлений  от ощущений. Чтобы разрешить эту  проблему, люди организуют окружающий мир в явления, классифицируют их чувственный опыт в виде вещей, обладающими  типичными характеристиками. Используя  эти типизации, люди могут вступать общаться с другими людьми и быть уверенными, что они видят мир  одинаково. Постепенно индивид создает  запас того, что Шюц назвал знанием  здравого смысла, которое разделяют  и другие члены общества, что позволяет  им жить и общаться. Это знание состоит  из конструктов первого порядка (идеальных типов) – обыденных  интерпретаций социальных реалий. Они  очень важны для выполнения практических задач повседневной жизни. При это  автор подчеркивает, что знание здравого смысла не является раз и навсегда данным, неизменным. Оно постоянно  изменяется.

На основе интерпретаций и систематизаций конструктов первого порядка  социологи могут сформулировать конструкты второго порядка (идеальные  типы научных понятий), составляющие собственно научное знание. Так становится возможной объективная, рациональная наука о субъективном знании. Эта  наука также включает и конкретные методы, приемы сбора информации о знании вообще и повседневном знании.

Повседневное  мышление, таким образом, преодолевает различия индивидуальных перспектив с  помощью двух главных идеализаций38:

- идеализации  взаимозаменяемости точек зрения: «Я считаю само собой разумеющимся  и предполагаю, что другой считает  также, что, если я поменяюсь  с ним местами и его «здесь»  станет моим, я буду находиться  на том же самом расстоянии  от объектов и видеть из  в той же самой типичности, что и он в настоящий момент, более того, в пределах моей  досягаемости будут находиться  те же самые вещи, что у него  сейчас»39;

- идеализация  совпадения систем релевантности:  «До тех пор, пока не доказано  обратно, я считаю само собой  разумеющимся – и полагаю,  что другой считает также, - что  различие перспектив, порождаемых  нашими уникальными биографическими  ситуациями, несущественны с точки  зрения наличных целей любого  из нас, и что он и я  полагаем, что отбираем и интерпретируем  потенциально и актуально общие  объекты и их характеристики  тем же самым или, по крайней  мере, «эмпирически тем же самым»40.

Другими словами, в результате применения этих идеализаций возникает ощущение объективности воспринимаемого, общего индивиду и его партнерам мира. Это и есть митр повседневной жизни  в его самых общих чертах, как  он воспринимается в согласии подавляющим  большинством социальных индивидов.

Повседневная  жизнь протекает успешно и  гладко тогда, когда степень анонимности  и типичности взаимодействий выше, т.е. они более стандартизированы. Это может показаться чересчур рациональным. Шюц отрицает и показывает, что  правильность, разумность, предсказуемость  поведения в повседневной жизни  имеет мало общего с рациональностью. Автор ссылается на классическую характеристику рационального поведения, данную М.Вебером: «Рациональное действие предполагает, что деятель ясно представляет цели, средства и вторичные последствия  его, включая сюда рациональные представления  о средствах для достижения цели, о соотношении избранной цели с другими возможными результатами применения этих средств, наконец, об относительной  важности различных целей»41.

Для того, чтобы действие отвечало критериям  рациональности, индивид должен проанализировать первым делом ситуацию начала деятельности. Затем необходимо исследовать состояние  дел, которое предполагается в качестве цели, в том числе место предполагаемой цели в иерархии своих планов, совместимость  ее с другими целями, их возможное  воздействие друг на друга. Последним  следует обратить внимание на средства, возможности их использования, их совместимость  с целями. Подобного рода действия определенно вызовут реакцию  других людей. Тогда не только эти  другие должны выполнить все предписания  рациональности, но и сам действующий  должен учесть в своих расчетах все  их расчеты, чтобы суметь реализовать  свои цели.

Эти критерии рационального действия очень редко  выполнимы. Однако, повседневная жизнь  почти полностью состоит из понятных и разумных действий. В этом смысле они рациональны. А отсюда следует, что повседневная рациональность отличается от идеальной рациональности в том  виде, как ее описывал Вебер. Она  основывается на данных типичных структурах, которые приняты на веру. Они представляют собой нормальную объективную среду  повседневной деятельности.

Задача феноменологической социологии, таким образом, в представлении  Шюца — получить упорядоченное, научное знание о совокупности объектов и событий внутри интерсубъективного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью и связанных друг с другом интеракциями. Например, мы хотим изучить социальную реальность современного российского общества, для чего необходимо документально зафиксировать представления людей, принадлежащих к разным социальным группам, об окружающих их объектах и явлениях, интерпретировать и систематизировать их.

 

Опираясь как на учение Э. Гуссерля, так и на идеи М. Вебера, Дж. Мида, А.Бергсона, А.Шюц в своем  основном труде «Феноменология социального  мира» выдвинул собственную концепцию  понимающей социологии, пытаясь решить применительно к сфере социального  знания поставленную Гуссерлем задачу – восстановить связь абстрактных  научных понятий с жизненным  повседневным миром. В итоге, новая  социология оказалась систематическим  описанием с точки зрения действующего индивида структур социального мира.

 

 

2.2. Феноменология Питера Бергера и Томаса Лукманна

Идеи Шюца о конструировании  мира и о естественной установке  на жизненный мир переняли его  учение Питер Л. Бергер и Томас  Луман. Они являются сторонниками феноменологической социологии знания, которая нашла  отражение в их совместной работе «Социальное конструирование реальности». Этот научный труд ориентирован не столько на изучение специализированных форм знания, вроде науки, а на «повседневное  знание», реальность «жизненного мира», предшествующую всем теоретическим  системам.

Несмотря на множество  источников информации, которые рассматриваются  в начале книги, главным, безусловно, является феноменология Э. Гуссерля, переработанная А. Шюцем в феноменологическую социологию. Но детальная разработка основных категорий и тем социологии знания в феноменологической перспективе, принадлежит именно П. Бергеру и  Т. Лукману. После выхода работы «Социальное  конструирование реальности» это  направление получает широкую известность  в американской и немецкой социологии.

Предметом теории П. Бергера  и Т. Лукмана является многообразие знаний в обществе, а также те процессы, благодаря которым любая  система знания становится социально  признанной в качестве «реальности». В центре реальности стоит реальность повседневной жизни. Она определена потребностями человека, в процессе удовлетворения которых все иные реальности отходят на периферию  его сознания и в это время  несущественны42.

П. Бергер и Т. Лукман исходят из того, что общество обладает объективной  фактичностью: «Общество – человеческий продукт. Общество – объективная  реальность. Человек – социальный продукт»43. Но вместе с тем, общество создается благодаря деятельности индивидов, которые обладают знанием в виде субъективных значений или коллективных представлений. Здесь авторы указывают на двойственный характер общества, обусловленный объективной фактичностью и конструирующей деятельностью человеческого сознания.

Общество содержит в себе три элемента:

- экстернализацию (процесс человеческой деятельности, в ходе которой человек творит самого себя и весь окружающий мир);

- объективацию (процесс, в результате которого продукты человеческой деятельности и институты приобретают характер объективности);

- интернализацию (процесс перевода объективированного социального мира в сознание в ходе социализации).

По мнению социологов, повседневная жизнь людей представляет собой реальность, которая интерпретируется ими и имеет для них значимость в качестве цельного мира. Этот мир создается в их мыслях и действиях и переживается ими в качестве реального. У индивидов могут расходиться мнения о реальности, но в то же время каждый из них осознает, что мир повседневной жизни столь же реален для него, как и для других. Когда индивид начинает жить в одном и том же мире с другими людьми, он становится социализированным, что позволяет войти ему в объективный мир общества.

Авторы вводят понятие  социализации. Это процесс становления  и развития личности, состоящий в  освоении ею социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий ей жить и действовать  в данном обществе.

Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир имеет  тенденцию продолжать свое существование. Но его необходимо поддерживать. Эту  функцию выполняет легитимация, которая по сути представляет собой  способы объяснения и оправдания социальной реальности. Главными агентами поддержания субъективной реальности в индивидуальной жизни являются значимые другие, которые представляют структуры, куда впервые попадает человек. Менее значимые другие функционируют  как своего рода “хор”. Эти агенты интерпретируют информацию и передают ее индивиду.

Исследователи выделяют два  вида социализации – первичную и  вторичную. «Первичная социализация есть та первая социализации, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация – это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества»44.

Результатом первичной и  вторичной социализации является формирование релевантной идентичности человека. В этой связи в теории Бергера  и Лукмана появляется тема социально-контрольных  механизмов. Авторы выделяют два вида систем социального контроля над  деятельностью индивидов – систему  первичного и вторичного контроля45. Первая формируется самим фактом появления социального института. Вторая означает сам социальный контроль, который опирается на санкции, поддерживающие существование социального института.

Информация о работе Направление в философии XX века: феноменология