Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:38, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность феноменологической теории.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятие феномелогии;
2) рассмотреть феноменологические теории таких философов и социологов, как Э.Гуссерль, А. Шюц, П.Бергер и Т.Лукманн;
3) выделить основные черты концепций этих ученых;
4) сделать выводы.
Введение
Глава 1. Феноменологическая концепция Эдмунда Гуссерля
1.1. Феноменологическая парадигма: предмет и методы
1.2. Три принципа гуссерлевой феноменологии
1.3. Учение о «жизненном мире»
Глава 2. Основы феноменологической социологии
2.1. Феноменологическая социология Альфреда Шюца
2.2. Феноменология Питера Бергера и Томаса Лукмана
Заключение
Список литературы
Философа не интересует выявление того, каково содержание самого предмета, окружающего мира в целом. Он останавливает внимание на отношении человека к этому предмету и миру, когда последний предстает перед человеком в особом срезе — смысловом22.
Интенциональность постоянно функционирует, ее невозможно описать как нечто постоянное, как субстанцию. Связь сознания с предметами настолько органична, считает Гуссерль, что структуры сознания отождествляются со структурами бытия, и говорить о последних вне связи с сознанием, полагает он, лишено всякого смысла. С этой точки зрения, не может быть учения о бытии, онтологии как таковой.
Поэтому в этом случае феноменология мыслится Гуссерлем и как онтология, сами структуры обозначаются им как онтологические. А это значит, что феноменологию нельзя определить только как учение о сознании. Безусловно, сознание — главный объект феноменологического исследования, но только в его органической связи с миром.
Однако, не всё в сознании
интенционально. Неинтенциональны, например,
фоновые переживания сознания, на
которые в данный момент не устремлено
внимание, например, фон восприятия,
на котором не сфокусирован взгляд,
или переживания, соседние во времени
в потоке сознания и оказывающие
влияние на актуальное переживание.
Но несмотря на это, и неинтенциональные
переживания причастны к
Интенциональная природа
сознания дает право на существование
третьего принципа гуссерлевой теории
– феноменологической редукции. Это
вариант метода сомнения. Ее в целом
можно представить как
Первый методический шаг Гуссерль называет эпохе. Естественная установка нашего сознания, основанная на здравом смысле, разделяет мир на субъективный (мир сознания), и объективный, лежащий вне сознания (мир вещей, свойств и отношений). Будучи человеком, философ вынужден принимать эту установку, чтобы вести нормальную жизнь. Но, как философ, он должен понимать, что такая установка определяется самим познающим субъектом и не является необходимой характеристикой познания самого по себе. Поэтому от нее надо избавиться, что достигается применением метода эпохе24 (от греч.«остановка, прекращение, воздержание отсуждения») — «заключением в скобки» всех наивно-реалистических идей естествознания, философии и «здравого смысла» относительно внешнего мира и человека.
Феноменологическое эпохе
состоит в воздержании от суждений
о реальном объективном мире (который
в большинстве философских
Наряду с эпохе дальнейшим методическим шагом является трансцендентальная редукция. Она состоит в том, чтобы «вынести за скобки» все содержание внешнего мира, воздержавшись от суждения о существовании тех отдельных вещей, которые даются чувственным восприятием. Затем выносится за скобки все, что дается интеллектуальной интуицией. В итог, за скобками остается все, что является предметом изучения как естественных, так и дедуктивных наук. Внутри же скобок остается само сомнение, т.к. усомниться в том, что в данный я сомневаюсь в том-то и том-то невозможно. Результатом феноменологической редукции является неоспоримое положение о том, что сознание во всем многообразии его актов существует аподиктически, т.е. со всей несомненностью существует все то, что «находится внутри скобок».
Трансцендентальная редукция
может рассматриваться как
Гуссерль выделяет еще и третий методологический шаг – эйдетическую редукцию. Она состоит в том, что можно пренебречь фактической стороной феноменов и использовать их только как «примеры», абстрагируясь от случайностей и индивидуальных особенностей мышления.
Таким образом, осуществляя феноменологическую редукцию, мы «выключаем» всё трансцендентное по отношению к чистому сознанию (например, природу, Бога), за исключением некоторых сущностей и чистого «я».
Феноменология началась с
тезиса Гуссерля «Назад к самим вещам!»,
который в то время противопоставлялся
призывам «Назад к Канту!», «Назад
к Гегелю!» и означал
1.3. Учение о «жизненном мире».
В конечном счете в своих
философских изысканиях Э. Гуссерль
приходит к понятию «жизненный мир».
Именно это понятие оказало наибольшее
влияние на возникновение
Жизненный мир, по Гуссерлю, — это действительный и конкретный мир, реальность, которая нас окружает и нас включает27. Это не мир сам по себе, а мир, взятый исходя из его значимости в соотношении с человеком, и выступающий в качестве мира-горизонта всех субъективных устремлений и целей, а, стало быть, смыслов и значений, которые объективируются в предметы. Этот мир проявляется как в «естественной установке», раскрываясь как мир человеческого опыта, в который мы все погружены, так и в «феноменологической», где он обнаруживает и реализует себя как мир символов и значений, конституированных трансцендентальным Я.
Жизненный мир - это целостная структура человеческой практики, это то, чем люди живут, имея об этом часто смутное, нерефлектированное знание28. Обращение ученых (философов, психологов) к этому миру, стремление проникнуть в него есть попытка выяснить глубинные реальности повседневной жизни. Учение философа о жизненном мире направлено против «чистого» познания, оторванного от непосредственной реальности человеческого бытия.
Гуссерль анализировал «физикалистский объективизм» прежней жизни (идея Галилея) и «трансцендентальный субъективизм» философии (идея Декарта). В итоге философ приходит к выводу, что корни этих явлений лежат в жизненном мире европейского человечества нового времени29. Так в поле зрения феноменологии попали историческая проблематика и проблемы обыденного сознания и опыта. Однако призмой, сквозь которую все рассматривалось, осталось сознание с его феноменами. Кроме того, жизненный мир Гуссерль анализировал с парадоксальной целью — стремясь с помощью обновленной феноменологической редукции «вывести за рамки» все конкретные, обусловленные тем или иным временем данности жизненного мира. Однако прежде чем будет достигнута такая цель, необходимо, по Гуссерлю, осмыслить развитие и судьбу европейских наук в контексте их жизненного мира.
Обратившись к изучению жизненного
мира, наука, по мнению Гуссерля, совершит
определенную редукцию по отношению
к самой себе. Она уйдет от изучения
только лишь научной картины мира
и обратится к его донаучным
значениям, т.е. к миру повседневной
жизни, или, в терминологии философа,
к жизненному миру. Это нужно сделать
еще и потому, считает философ,
что жизненный мир выступает
как некая целостность, самоочевидность,
самодостоверность. Он представляет собой
основу для любых научных идеализации
несмотря на то, что субъективен. Жизненный
мир — это культурно-
Следовательно, жизненный
мир — это сфера
Жизненный мир имеет свои
«априорные структуры»30, например, сконцентрированность
«естественной среды» вокруг телесного,
движущегося Я. Первоочевидность для науки—это
очевидность субъективного, говорит Гуссерль
в согласии с феноменологически-
Главная структура жизненного мира — его историчность. Он является нам в обличьи какой-либо исторической традиции. Он всегда соотнесен с конкретным человеческим сообществом, а значит, с его территорией, с почвой, ландшафтом, домами и другими постройками, словом, соотнесен с окружающим миром в широком смысле этого слова. Есть «первоначальная окружающая среда», ближайшая к нам природа и «мир твоего дома», твоей семьи, расширяющийся в пространство «родины». Этот мир, с одной стороны, имеет глубоко личностную окраску, а с другой стороны, предстает как «среда вещей». И уже на таком двуединстве природного и персонального мира базируется идеальная среда, т.е. сложное переплетение объективированных «данностей» культуры.
Сознание при таком
подходе предстает как
В науке и натурализме
объективный мир
Жизненный мир и горизонт – формы актуальностей, в которых сконцентрированы формы будущности. Для простоты их можно различать как актуально-пространственный и актуально-временной аспект жизнепереживания.
Из сказанного ясно,
какие богатые возможности для
анализа предоставляла
Созданные Гуссерлем понятия служат доказательством наполненности феноменологии, как многомерного и общего философского течения, способного решать многие задачи, адекватные современности, на пример противоречий в области научного знания. Автор стремился решить гносеологический вопрос о связи субъекта и объекта. Феноменология призвана служить своего рода связующим звеном между ними, быть одновременно представителем духовного мира и трансцендентного мира сущего. В этом мыслитель видел метод постижения сущности событий. Правда, сами сущности у Гуссерля выступают как «значения», не обладающие собственным, самодостаточным статусом существования. В последний период жизни он обратился к идее «жизненного мира»
Гуссерль желал остаться
в рамках чисто теоретико-
Глава 2. Основы феноменологической социологии.
2.1. Феноменологическая социология Альфреда Шюца
Понимающая социология, возникновение которой связано с именем австро-американского философа и социолога Альфреда Шюца. Она развивалась, опираясь на два положения феноменологической теории Э.Гуссерля32. Первое из них это то, что ученый должен, прежде всего, ответить на вопрос: каким образом люди приобретают знания о мире? Второе положение связано с учением о «жизненном мире». Именно оно становится исходным для формирования теории феноменологической социологии, потому что обращение к «жизненному миру» есть не что иное, как обращение к глубинной социальной реальности, которая неподвластна научному познанию. В отношении к ней можно говорить только о «понимании».
Шюц считал, что проблема
«понимания» была поставлена М. Вебером
в общих чертах. К ее более конкретному
решению подошел именно Гуссерль в своем
учении о «жизненном мире», постигаемом
не научными методами, а субъективным
конструированием, непременным элементом
которого является «переживание субъектом
действительности».
Свою понимающую социологию Шюц противопоставляет
традиционной социологии33. Традиционная социология основывается
на том, что общество — это реальность,
доступная познанию. Она не ставит вопроса:
как возможно общество? И только понимающая
социология делает этот вопрос центральным
в своем исследовании социальной жизни.
Информация о работе Направление в философии XX века: феноменология