Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:38, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность феноменологической теории.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятие феномелогии;
2) рассмотреть феноменологические теории таких философов и социологов, как Э.Гуссерль, А. Шюц, П.Бергер и Т.Лукманн;
3) выделить основные черты концепций этих ученых;
4) сделать выводы.
Введение
Глава 1. Феноменологическая концепция Эдмунда Гуссерля
1.1. Феноменологическая парадигма: предмет и методы
1.2. Три принципа гуссерлевой феноменологии
1.3. Учение о «жизненном мире»
Глава 2. Основы феноменологической социологии
2.1. Феноменологическая социология Альфреда Шюца
2.2. Феноменология Питера Бергера и Томаса Лукмана
Заключение
Список литературы
С этапа первичной социализации начинается другой процесс, присущий обществу – интернализация, о которой говорилось выше. Это восприятие и усвоение индивидом элементов окружающей реальности. Это основа для понимания других людей и социальной реальности. Такое знание приходит к индивиду в результате взаимодействия, путем «перенимания от другого» того мира, в котором «другие уже живут»46. Интернализация, хотя и похожа на социализацию, но не идентична ей. Можно сказать, что интернализация реальности человеком начинается с первичной социализации и продолжается в течение всей жизни. Человек учится идентифицировать себя с другими людьми, проникая в их мир, принимая его в качестве своего собственного и становясь действительным членом общества. Следствием процесса интернализации является возникновение в сознании индивида образа объективной социальной реальности.
Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что реальность повседневной жизни не однородна, она разделена на сектора. Первая группа секторов – привычная реальность повседневной жизни человека. Другая – проблематичная группа секторов, пока чужая для него, еще не освоенная часть повседневной реальности. Благодаря познанию этих элементов, секторов реальности повседневные знания человека становятся богаче и глубже.
Главное условие существования повседневной реальности – взаимодействие людей. Ее прототип – ситуация восприятия другого человека «лицом к лицу». Бергер и Лукман описывают такого рода восприятие следующим образом: «Я вижу его улыбку, потом, реагируя на мой хмурый вид, он перестает улыбаться, потом улыбается снова, видя мою улыбку, и т. д. Каждое мое выражение направлено на него, и наоборот; и эта непрерывная взаимность актов доступна нам обоим»47.
Ситуация «лицом к лицу» субъективна, она позволяет делать партнеров по восприятию более реальными. Человек воспринимает другого как установленный тип и начинает с ним общепринятое взаимодействие. Отсюда авторы определяют социальную структуру как «сумму типизаций и созданных с их помощью повторяющихся образцов взаимодействия»48.
Авторы выделяют четыре способа
социального конструирования
1) хабитуализация.
Термин, близкий к тому, что М. Вебер называл рутинизацией. Среди множества реальностей существует одна, представляющая собой, по их мнению, реальность наиболее существенную. Это — реальность повседневной жизни. Повседневная реальность является непроблематизируемой. Социальное конструирование такой реальности состоит в ее почти автоматическом воспроизводстве через традицию, память, через передаваемые из поколения в поколения знания и представления. «Любое действие, которое часто повторяется, становится образцом, впоследствии оно может быть воспроизведено с экономией усилий и ipso facto осознано как образец его исполнителем. Кроме того, хабитуализация означает, что рассматриваемое действие может быть снова совершено в будущем тем же самым образом и тем же практическим усилием»50.
2) типизация.
Она разделяет объекты
на классы. Повседневность содержит самовоспроизводимые
непроблематизируемые типизации. Социальная
реальность повседневности представлена
совокупностью типизации, которые
в своей сумме создают
3) институционализация
Она закрепляет типизацию. Любая типизация уже есть институт. Однако не все институты являются типизациями. Помимо типизированных коллективных представлений, институты включают в себя роли и статусы, систему санкций и социального контроля для поддержания норм, порядок, общие цели, установки и нормы, учреждения, кодексы и законы. Но без коллективных представлений, достигнутых в результате типизации, и усилий, направленных в радикально меняющемся обществе на достижение типизации и формирование коллективных представлений социальная структура в целом и деятельность институтов не может быть обеспечена. Формула «Мы делаем это снова» заменяется формулой «Так это делается». Мир приобретает устойчивость в сознании, он становится гораздо более реальным и не может быть легко изменен.
4) легитимация.
Это процесс, который необходим для передачи только что сложившихся институтов новым поколениям, для их обоснованности в глазах тех, кто не устанавливал эти институты и легко соблазнится новыми вариантами переделки общества. Легитимация создает новые значения, служащие для интеграции тех значений, которые уже имеются.
Полный цикл социального конструирования реальности включает указанные способы в качестве ступеней.
Таким образом, социальное конструирование реальности, состоящее из четырех ступеней – понятие, которое ввели видные современные социологи П. Бергер и Т. Лукман. Реальность социально конструируется – так около 40 лет назад сформулировали они главный тезис социологии знания. Теория Бергера—Лукмана обращена к повседневности, являющейся для исследователей наиболее сложным полем наблюдений и интерпретаций. Эта концепция была воспринята в философском и социологическом мире, сегодня – это одна из продуктивных теорий, которая вышла за пределы первоначального авторского замысла.
Важным моментом учения Бергера
и Лукмана для социологии являются
развитые ими положения о первичной
и вторичной социализации. Первичная
социализация хронологически совпадает
с детством и по содержанию означает
становление члена общества. Вторичная
социализация — последующий процесс
вхождения уже
Заключение
Феноменология - социологическая
парадигма, основанная на философии
Э.Гуссерля, согласно которой индивиды
воспринимают окружающий мир через
призму субъективных значений, приобретенных
в процессе социализации. Феноменология
началась с тезиса Гуссерля «Назад
к самим вещам!», который в то
время противопоставлялся призывам
«Назад к Канту!», «Назад к Гегелю!»
и означал необходимость
Созданные Гуссерлем понятия
служат доказательством наполненности
феноменологии, как многомерного и
общего философского течения, способного
решать многие задачи, адекватные современности,
на пример противоречий в области
научного знания. Автор стремился
решить гносеологический вопрос о связи
субъекта и объекта. Феноменология
призвана служить своего рода связующим
звеном между ними, быть одновременно
представителем духовного мира и
трансцендентного мира сущего. В этом
мыслитель видел метод
Гуссерль желал остаться
в рамках чисто теоретико-
Из теории Гуссерля следовало, что общество - часть человеческого творения. Основателем социального направления в феноменологии стал австро-американский философ и социолог Альфред Шюц, разработавший своеобразную разновидность «понимающей социологии».
Опираясь как на учение
Э. Гуссерля, так и на идеи М. Вебера,
Дж. Мида, А.Бергсона, А.Шюц в своем
основном труде «Феноменология социального
мира» выдвинул собственную концепцию
понимающей социологии, пытаясь решить
применительно к сфере
Анализ свойств обыденного
мышления и деятельности явился, пожалуй,
самым значительным достижением
феноменологически ориентиро
Социология Шюца не
только существенно
Изучение феноменологической
социологии продолжили ученики А.Шюца
– социологи Питер Берген и
Томам Лукман. Они ввели понятие
«социальное конструирование
В последние десятилетия
феноменология обнаруживает тенденцию
к сближению с другими
Список литературы
Информация о работе Направление в философии XX века: феноменология