Направление в философии XX века: феноменология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность феноменологической теории.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятие феномелогии;
2) рассмотреть феноменологические теории таких философов и социологов, как Э.Гуссерль, А. Шюц, П.Бергер и Т.Лукманн;
3) выделить основные черты концепций этих ученых;
4) сделать выводы.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Феноменологическая концепция Эдмунда Гуссерля
1.1. Феноменологическая парадигма: предмет и методы
1.2. Три принципа гуссерлевой феноменологии
1.3. Учение о «жизненном мире»

Глава 2. Основы феноменологической социологии
2.1. Феноменологическая социология Альфреда Шюца
2.2. Феноменология Питера Бергера и Томаса Лукмана

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

феноменология и социальная теория.docx

— 77.93 Кб (Скачать файл)

С этапа первичной социализации начинается другой процесс, присущий обществу – интернализация, о которой говорилось выше. Это восприятие и усвоение индивидом элементов окружающей реальности. Это основа для понимания других людей и социальной реальности. Такое знание приходит к индивиду в результате взаимодействия, путем «перенимания от другого» того мира, в котором «другие уже живут»46. Интернализация, хотя и похожа на социализацию, но не идентична ей. Можно сказать, что интернализация реальности человеком начинается с первичной социализации и продолжается в течение всей жизни. Человек учится идентифицировать себя с другими людьми, проникая в их мир, принимая его в качестве своего собственного и становясь действительным членом общества. Следствием процесса интернализации является возникновение в сознании индивида образа объективной социальной реальности.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что реальность повседневной жизни не однородна, она  разделена на сектора. Первая группа секторов – привычная реальность повседневной жизни человека. Другая – проблематичная группа секторов, пока чужая для него, еще не освоенная  часть повседневной реальности. Благодаря  познанию этих элементов, секторов реальности повседневные знания человека становятся богаче и глубже.

Главное условие существования  повседневной реальности – взаимодействие людей. Ее прототип – ситуация восприятия другого человека «лицом к лицу». Бергер и Лукман описывают такого рода восприятие следующим образом: «Я вижу его улыбку, потом, реагируя на мой хмурый вид, он перестает улыбаться, потом улыбается снова, видя мою  улыбку, и т. д. Каждое мое выражение  направлено на него, и наоборот; и  эта непрерывная взаимность актов  доступна нам обоим»47.

Ситуация «лицом к лицу»  субъективна, она позволяет делать партнеров по восприятию более реальными. Человек воспринимает другого как  установленный тип и начинает с ним общепринятое взаимодействие. Отсюда авторы определяют социальную структуру как «сумму типизаций  и созданных с их помощью повторяющихся  образцов взаимодействия»48.

Авторы выделяют четыре способа  социального конструирования реальности49:

1) хабитуализация.

Термин, близкий к тому, что М. Вебер называл рутинизацией. Среди множества реальностей  существует одна, представляющая собой, по их мнению, реальность наиболее существенную. Это — реальность повседневной жизни. Повседневная реальность является непроблематизируемой. Социальное конструирование такой  реальности состоит в ее почти  автоматическом воспроизводстве через  традицию, память, через передаваемые из поколения в поколения знания и представления. «Любое действие, которое часто повторяется, становится образцом, впоследствии оно может быть воспроизведено с экономией усилий и ipso facto осознано как образец его исполнителем. Кроме того, хабитуализация означает, что рассматриваемое действие может быть снова совершено в будущем тем же самым образом и тем же практическим усилием»50.

2) типизация. 

Она разделяет объекты  на классы. Повседневность содержит самовоспроизводимые  непроблематизируемые типизации. Социальная реальность повседневности представлена совокупностью типизации, которые  в своей сумме создают повторяющиеся  образцы взаимодействия и составляют социальную структуру. Так, в традиционном обществе имеется ясное представление  о том, что такое «хороший человек». В современном обществе типизация  «хорошего человека» становится более сложной. Характерным примером нарушенной типизации является неразличение добра и зла, прекрасного и  безобразного, истинного и ложного, пригодного и непригодного, друга  и врага.

3) институционализация

Она закрепляет типизацию. Любая  типизация уже есть институт. Однако не все институты являются типизациями. Помимо типизированных коллективных представлений, институты включают в себя роли и  статусы, систему санкций и социального  контроля для поддержания норм, порядок, общие цели, установки и нормы, учреждения, кодексы и законы. Но без коллективных представлений, достигнутых  в результате типизации, и усилий, направленных в радикально меняющемся обществе на достижение типизации и  формирование коллективных представлений  социальная структура в целом  и деятельность институтов не может  быть обеспечена. Формула «Мы делаем это снова» заменяется формулой «Так это делается». Мир приобретает  устойчивость в сознании, он становится гораздо более реальным и не может  быть легко изменен.

4) легитимация. 

Это процесс, который необходим  для передачи только что сложившихся  институтов новым поколениям, для  их обоснованности в глазах тех, кто  не устанавливал эти институты и  легко соблазнится новыми вариантами переделки общества. Легитимация  создает новые значения, служащие для интеграции тех значений, которые  уже имеются.

Полный цикл социального  конструирования реальности включает указанные способы в качестве ступеней.

 

Таким образом, социальное конструирование реальности, состоящее из четырех ступеней – понятие, которое ввели видные современные социологи П. Бергер и Т. Лукман. Реальность социально конструируется – так около 40 лет назад сформулировали они главный тезис социологии знания. Теория Бергера—Лукмана обращена к повседневности, являющейся для исследователей наиболее сложным полем наблюдений и интерпретаций. Эта концепция была воспринята в философском и социологическом мире, сегодня – это одна из продуктивных теорий, которая вышла за пределы первоначального авторского замысла.

Важным моментом учения Бергера  и Лукмана для социологии являются развитые ими положения о первичной  и вторичной социализации. Первичная  социализация хронологически совпадает  с детством и по содержанию означает становление члена общества. Вторичная  социализация — последующий процесс  вхождения уже социализированного индивида в новые сектора социального  мира (сектор первичной социализации, как правило, — семья).

 

Заключение

Феноменология - социологическая  парадигма, основанная на философии  Э.Гуссерля, согласно которой индивиды воспринимают окружающий мир через  призму субъективных значений, приобретенных  в процессе социализации. Феноменология  началась с тезиса Гуссерля «Назад к самим вещам!», который в то время противопоставлялся призывам  «Назад к Канту!», «Назад к Гегелю!»  и означал необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к причинным  связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагаела обращение  к первичному опыту, к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное  Я» и интенциональность.

Созданные Гуссерлем понятия  служат доказательством наполненности  феноменологии, как многомерного и  общего философского течения, способного решать многие задачи, адекватные современности, на пример противоречий в области  научного знания. Автор стремился  решить гносеологический вопрос о связи  субъекта и объекта. Феноменология  призвана служить своего рода связующим  звеном между ними, быть одновременно представителем духовного мира и  трансцендентного мира сущего. В этом мыслитель видел метод постижения сущности событий. Правда, сами сущности у Гуссерля выступают как «значения», не обладающие собственным, самодостаточным  статусом существования. В последний  период жизни он обратился к идее «жизненного мира»

Гуссерль желал остаться в рамках чисто теоретико-познавательного  подхода и не хотел признавать никакой метафизики. Это и разводило  его с философией его последователей. В феноменологической концепции  этого автора можно найти явное  противоречие – Гуссерль никак не может прийти к однозначному ответу на вопрос, чем является феноменология  – онтологией или методом.

Из теории Гуссерля следовало, что общество - часть человеческого  творения. Основателем социального  направления в феноменологии  стал австро-американский философ и  социолог Альфред Шюц, разработавший  своеобразную разновидность «понимающей  социологии».

Опираясь как на учение Э. Гуссерля, так и на идеи М. Вебера, Дж. Мида, А.Бергсона, А.Шюц в своем  основном труде «Феноменология социального  мира» выдвинул собственную концепцию  понимающей социологии, пытаясь решить применительно к сфере социального  знания поставленную Гуссерлем задачу – восстановить связь абстрактных  научных понятий с жизненным  повседневным миром. В итоге, новая  социология оказалась систематическим  описанием с точки зрения действующего индивида структур социального мира.

Анализ свойств обыденного мышления и деятельности явился, пожалуй, самым значительным достижением  феноменологически ориентиро­ванной социологии Шюца. Он показал и доказал, что наиболее полно и последовательно  человеческая субъективность реализуется  в мире повседневности. Повседневность - одна из сфер человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности.

 Социология Шюца не  только существенно разнообразила  спектр наличных версий социологического  теоретизирования на Западе, но  и сумела явно обозначить новые  исследовательские горизонты.

Изучение феноменологической социологии продолжили ученики А.Шюца – социологи Питер Берген и  Томам Лукман. Они ввели понятие  «социальное конструирование реальности». Реальность социально конструируется – так около 40 лет назад сформулировали они главный тезис социологии знания. Теория Бергера—Лукмана обращена к повседневности, являющейся для  исследователей наиболее сложным полем  наблюдений и интерпретаций. Эта  концепция была воспринята в философском  и социологическом мире, сегодня  – это одна из продуктивных теорий, которая вышла за пределы первоначального  авторского замысла.

В последние десятилетия  феноменология обнаруживает тенденцию  к сближению с другими философскими направлениями, в частности с  аналитической философией. Феноменологическая социология же претендует на восстановление человеческой субъективности и преодоления  раскола между жизненным миром  и миром науки.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1.  Абельс Х. Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование [электронный ресурс]  – Электрон.дан.- [Б.М.] - Режим доступа: http://anast-shulgina.narod2.ru/ID_00_00_00_07_2.htm, - свободный
  2. Бабушкин В.У. Феноменологическая философия [электронный ресурс]  – Электрон.дан.- [Б.М.] - Режим доступа:   http://sbiblio.com/biblio/archive/babushkin_fenomenol, - свободный.

 

  1. Бергер. П., Лукман. Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. [электронный ресурс]  – Электрон.дан.- [Б.М.] - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/berger_reality_social_construction/8.aspx, - свободный
  2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии [электронный ресурс]  – Электрон.дан.- [Б.М.] - Режим доступа: http://philosophy.ru/library/katr/text/husserl_idea1_1.html, - свободный.

 

  1. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология [электронный ресурс]  – Электрон.дан.- [Б.М.] - Режим доступа:http://philosophy.ru/library/husserl/01/00.html, - свободный.
  2. Давыдов Ю.Н. М.Вебер и проблема интерпретации рациональности // Вопросы социологии, выпуск 6, 1996, с.71-77.
  3. Зотов А.Ф. «Ранний» Гуссерль и формирование феноменологического движения в европейской философии // Логос, 1991. - № 2. с.41-52.
  4. Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля / Пер. А. Денежкина, В. Куренного. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
  5. Коротких В.И. «Феноменология духа» и проблемы структуры системы философии в творчестве Гегеля: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2011. –383c.

 

  1. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. Электронный учебник. [электронный ресурс]  – Электрон.дан.- [Б.М.] - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/kravch/07.php, - свободный
  2. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии [электронный ресурс]  – Электрон.дан.- [Б.М.] - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/logos_net.htm, - свободный.

 

  1. Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии, М., 1988.

 

 

  1. Плахов В. Западная социология [электронный ресурс]  – Электрон.дан.- [Б.М.] - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Plah/_09.php, - свободный

 

  1. Прехтель П. Введение в феноменологию Гуссерля. – Томск: Издательство «Водолей», 1999. – 96c.
  2. Савин А. Эпохе и трансцендентальная редукция в лекционном курсе Гуссерля // Топос, №2-3 (22), 2009.
  3. Сартр Ж.-П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность  [электронный ресурс]  – Электрон.дан.- [Б.М.] - Режим доступа: http://philosophy.ru/library/sartre/int.html, - свободный
  4. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
  5. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983
  6. Штрекер Э. Гуссерлевская идея феноменологии как обосновывающий теории науки // Современная философия науки. - М.: Логос. 1996. с. 376-392.
  7. Шюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом [электронный ресурс]  – Электрон.дан.- [Б.М.] - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/shyuz/index.php, - свободный

Информация о работе Направление в философии XX века: феноменология