Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:58, реферат
В ходе истории человечество всегда стремилось, стремится и будет стремиться к получению знания, то есть того, что заменяло бы человеку инстинкты. Люди не смогли бы выживать при отсутствии знания. Получение знаний всегда было актуально, востребовано в обществе.
Введение
1. Понятие науки и научного знания, его характеристики
2. Новое знание в науке
3. Понятие и отличительные особенности лженауки
4. Границы между наукой и лженаукой. Борьба концепций в современной науке
5. Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований
6. Связь между положением науки в нашей стране и активизацией лженаучных учений
7. Борьба с антинаукой в современном мире
Заключение
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРИЗЕДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра Философии
РЕФЕРАТ
Тема: «Наука и лженаука в современном российском обществе»
Выполнила:
Студентка 1 курса
Дневного отделения
юридического факультета
Группы 1501
Глазачева Елизавета Андреевна
Преподаватель:
доктор философских наук,
профессор
Кусжанова Ажар Жалелевна
Санкт-Петербург
2012 год
План
Введение
1. Понятие науки и научного знания, его характеристики
2. Новое знание в науке
3. Понятие и отличительные особенности лженауки
4.
Границы между наукой и
5. Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований
6. Связь между положением науки в нашей стране и активизацией лженаучных учений
7. Борьба с антинаукой в современном мире
Заключение
Введение
"Подавляющее число людей не имеет о науке никакого понятия… Наука доступна лишь немногим. Будучи основной характерной чертой нашего времени, она в своей подлинной сущности тем не менее духовно бессильна, так как люди в своей массе, усваивая технические возможности или догматически воспринимая ходульные истины, остаются вне ее…"
В ходе истории человечество всегда стремилось, стремится и будет стремиться к получению знания, то есть того, что заменяло бы человеку инстинкты. Люди не смогли бы выживать при отсутствии знания. Получение знаний всегда было актуально, востребовано в обществе. Знания, которыми овладевает человек в процессе своей жизни, в свою очередь классифицируются на обыденные и достоверные (специальные). Овладевание достоверным знанием обеспечивается наукой, которая гарантирует человеку отсутствие ошибок в своей деятельности. Люди, обладая обыденным знанием стремятся к получению знания достоверного. Такое знание нужно специально изучать. Для этого существует образование, получаемое людьми для того, чтобы поступать не так, как хочется, а так как нужно и правильно.
Однако, пытаясь всеми силами постичь достоверное знание люди прибегают не только к науке и ее доводам, но и к так называемым ненаучным методам. Если человеку не удается найти научное объяснение чего-либо, то он продолжает строить свои догадки и искать ответы в других, уже не научных теориях, которые всегда могут объяснить все. Другой вопрос состоит в том, будут ли приняты человеком эти знания как истинные. Таким образом, в получении знаний необходимо умение отличать истину от лжи. Для человека не имеющего необходимых знаний это сложно сделать, однако он неосознанно к этому стремится.
Человек по природе своей не может смириться с тем, что он не способен что-то понять или объяснить и, именно, поэтому возникли ненаучные способы объяснений неразгаданного, неизвестного. Например, причин возникновения землетрясений древние люди не знали, и придумали разумное объяснение, исходя из того, в чем они не сомневались - Земля держится на трех китах. Древние люди предположили, что киты устают и меняются местами – Земля начинает качаться, и от того бывают землетрясения. В итоге, наука появилась тогда, когда человек научился отделять рациональное, нужное знание от вымысла и лжи. С момента своего появления и в течении всей своей истории наука проходила через полосы заблуждений, вымыслов, догадок, незнания и тем самым именно научному знанию выпала роль бороться с уже существующим сформированным мировоззрением людей. Ненаучное же знание, сталкиваясь с наукой отступало, или же, сопротивляясь превращалось в антинауку.
Однако, помимо научной системы знаний существует такая, более глубокая системацизация знаний, как мировоззрение(система взглядов и представлений об окружающем мире). Мировоззрение содержит знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения. Оно всегда тесно связано с историей, с совокупностью проблем, которые пронизывают общество, с убеждениями людей. . Частная отдельная теория, не может в принципе затрагивать мировоззрение. Другое дело, если она является фундаментальной, основополагающей. Тогда столкновение этих систем неизбежно, что приводит к другому осознанию мира целым человечеством. Так было во время возникновения теории гелиоцентрической картины мира. Алхимия была в то время наукой, а теории Коперника и Галилея нет.Как известно, наука в средние века не воспринималась как наука из-за того, что она противоречила установленным и принимаемым в обществе догмам церкви. Церковь на основе догматов веры прекрасно справлялась на протяжении многих веков с объяснением основ мироздания. Оба - и представители веры, и Галилей были убеждены в том, что опасности подвергаются высшие ценности, и что их необходимо защищать.
Церковь в свою очередь была убеждена в том, что принятие новой теории приведет к изменению мировоззрения, и представители веры не видели к этому веских оснований, и таких причин, по их мнению, ни Галилей, ни Коперник указать не смогли. Хотя некоторые утверждения Коперника с современной точки зрения лженаучны, и солнце не является центром вселенной, - но и в этом случае, не только верное и правильное знание Коперника, а также его заблуждения дали огромный толчок для дальнейшего развития правильного миропонимания.
Вполне возможно, что наличие лженаучного знания в мире даже полезно для существования науки, т.к. постоянно напоминает нам и о том, что не известно науке или не до конца изучено, и о том, что не все наши теории являются фундаментальными, способными дать научное объяснение любому явлению в окружающем мире.
Таким образом,
при рассмотрении науки на каждом
отрезке истории, то можно проследить
изменения представлений
Понятие науки и научного знания, его характеристики
Науку определяют
по-разному. Номенклатура современных
ее определений насчитывает
наукой называется сфера человеческой деятельности, функция которой -
выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о
действительности; одна из форм общественного сознания; включает как
деятельность по получению нового знания, так и ее результат сумму знаний,
лежащих в основе научной картины мира.
Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт.
В первом случае наука предстает как способ деятельности, направленный на упорядоченность знаний об окружающем мире. Именно деятельностное понимание науки особо отмечал В.Вернадский: «Ее (науки) содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира, в основе она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей».
Во втором истолковании, когда наука выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. Остовой здесь выступает критерий истенности получаемого знания.
Третье, институциональное
понимание науки, подчеркивает ее социальную
природу и объективирует ее бытие
в качестве формы общественного
сознания. Наука как социальный институт
или форма общественного
Наука – совокупность достоверных знаний, главным назначением которой является гарантия отстутствия ошибок в деятельности людей.
Наука стремится
к точному и адекватному
Итак, науку принято определять как высокоорганизованную и
высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека, как рациональную деятельность, направленную на постижение мира, в котором мы живем. И основным требованием к научному знанию является требование к его истинности. Истинность - это такое требование к научному знанию, которое должно напоминать исследователю к чему он должен стремиться, и это требование должно не позволить ученому свернуть с правильного пути получения знаний.
Сложность объяснения науки как социокультурного феномена состоит в том,
что она стремится не поступиться своей автономией и не растворяется полностью в контексте социальных отношений. Непосредственными целями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.
Основные характеристики научного знания:
1.проблемность
2. обоснованность
3.интерсубъективность
4. системность.
Проблемность предполагает в себе возможность выделить область неизвестногобв исследуемом предмете с помощью способов и методов имеющихся у субъекта познания.
Обоснованность требует от ученого обязательной аргументации в пользу
полученного знания: его логичность; согласованность с уже
ранее имевшимся знанием; проверяемость и связь с научным опытом.
Наука требует сотрудничества многих людей, она интерсубъективна.
Системность предполагает упорядоченность знания как внутри отдельно взятой научной отрасли, так и в науке в целом, и в научной теории.
Новое знание в науке
Наука-творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме), приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность, а не только "чистое знание".
Платон в своей теории анамнезиса (т.е. очевидности истины и ее припоминания человеком) практически отрицает новое знание. Как знание может быть новым, если человек уже обладает всей существующей массой знаний, и остается лишь вспомнить забытое? Конечно, можно договориться о терминах, и в этом случае процесс получения нового знания – это процесс воспоминания (который, кстати, может быть и логическим, а не только интуитивным); «новое знание» тогда - это хорошо восстановленное старое. И мы должны, «очищая свой разум, подготовить душу к восприятию вечного света сущности» (Августин, «О граде Божием», VIII, 3). И после этого (когда наши души будут очищены), можно расшифровывать проявленную истину.
Новые представления всегда противоречат старым, в том числе в науке, включая не только теоретическую, но и экспериментальную науку. Новые идеи и факты, противоречащие сложившимся ранее представлениям, как правило, длительное время не признаются, игнорируются и не развиваются.
Резерфорд Э. выделял «три этапа» в признании научной истины:
1) «это абсурд»!
2) «в этом что-то есть».
3) «это общеизвестно»!
(шутка, в которой содержится большая доля истины).
Греческий философ Платон с такой непримиримостью относился к атомистической теории Демокрита, что повсюду разыскивал рукописи сочинений этого автора и уничтожал их – до изобретения книгопечатания такой метод идейной борьбы был весьма эффективен». Геометрию Лобачевского не понимали и даже осуждали лучшие математики того времени, а коллеги давали насмешливые и порой оскорбительные отзывы о его работе.
Герцен А.: «Не истины науки трудны,
а расчистка человеческого
Информация о работе Наука и лженаука в современном российском обществе