Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:58, реферат
В ходе истории человечество всегда стремилось, стремится и будет стремиться к получению знания, то есть того, что заменяло бы человеку инстинкты. Люди не смогли бы выживать при отсутствии знания. Получение знаний всегда было актуально, востребовано в обществе.
Введение
1. Понятие науки и научного знания, его характеристики
2. Новое знание в науке
3. Понятие и отличительные особенности лженауки
4. Границы между наукой и лженаукой. Борьба концепций в современной науке
5. Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований
6. Связь между положением науки в нашей стране и активизацией лженаучных учений
7. Борьба с антинаукой в современном мире
Заключение
Кун С. (историк науки): “... ни одна научная парадигма не может получить всеобщего одобрения массами, до тех пор пока не вымрут влиятельные знатоки старой парадигмы”.
Чижевский А.Л. (гелиобиолог): «Истинное несчастье настоящих ученых, больших и малых, заключалось и заключается в отсутствии элементарной порядочности у некоторых представителей научного мира, с которыми приходится сталкиваться в деловой обстановке и от которых зависит судьба научного открытия или изобретения. Это несчастье легко обнаруживается в истории любого научного открытия или крупного изобретения, и пока нет оснований предполагать, что наша эпоха внесла коренное улучшение в это дело. И в наши дни явления непорядочности злостно доминируют в научной среде, глушат научную мысль, пресекают научную инициативу. Только единичные люди прорываются через этот страшный барьер, и то после борьбы, иногда многолетней борьбы, с невеждами, обскурантами, ретроградами, которые были так или иначе, по недомыслию или легкомыслию, сопричастны к лику ученых и заняли, к несчастью, высокие ступени иерархической лестницы».
Еще сложнее пробиться новым
идеям в социально-
В науке новое знание всегда базируется на некотором исходном предпосылочном знании. В ходе развития научной дисциплины на определенном, достаточно зрелом ее этапе формируются особые специализированные теоретические структуры, которые чаще всего и выступают в качестве исходной базы для построения нового знания. Нетрудно заметить, что все содержание классической физики развивалось на базе фундаментальной теории - классической механики, основу которой заложил И.Ньютон, а филигранную отделку продолжили Эйлер, Лагранж, Гамильтон. Современная физика развивается на базе двух фундаментальных теорий - квантовой механики и специальной теории относительности. Биология XIX - начала XX веков развивалась на базе дарвиновской теории эволюции, в современных условиях определяющее значение приобретает теоретическая генетика.
Таким образом можно ввести представление о фундаментальных структурах науки, которые служат в конкретных научных направлениях базисным предпосылочным знанием. Фундаментальные структуры представляют собой фундаментальную теорию или блок таких теорий, определяющих идейно-содержательное развитие некоторого научного направления, а также вытекающие из них логико-математические средства решения, научных проблем.
Итак, что же такое новое знание в современном понимании?
Известный методолог науки Т. Кун условно разделяет новое знание на открытия (обнаружение новых фактов) и изобретения (создание теории).
Новое знание:
1. Открытия
1.1 Случайные открытия
1.2 Открытия, подготовленные ходом науки
2. Изобретения (исследования, теории)
Новое знание, однако, далеко не всегда является истинным. Сейчас огромномное мировое развитие получил комплекс девиантных наук- лженаук.
Понятие и
отличительные особенности
Понятия
антинауки фиксируются
Под
лженаукой подразумевается
Существуют различные трактовки понятия «лженаука». Здесь приводятся некоторые из них:
В. Л. Гинзбург, Нобелевский лауреат по физике: «Лженаука — это всякие построения, научные гипотезы и так далее, которые противоречат твёрдо установленным научным фактам. Я могу это проиллюстрировать на примере. Вот, например, природа теплоты. Мы сейчас знаем, что теплота — это мера хаотического движения молекул. Но это когда-то не было известно. И были другие теории, в том числе теория теплорода, состоящая в том, что есть какая-то жидкость, которая переливается и переносит тепло. И тогда это не было лженаукой, вот что я хочу подчеркнуть. Но если сейчас к вам придёт человек с теорией теплорода, то это невежда или жулик. Лженаука — это то, что заведомо неверно».
В.Л. Гинсбург обращает внимание на то, что даже неортодоксальные с точки зрения большинства ученых, теории и идеи, неверность которых не доказана, нельзя считать антинаукой.
Б. И. Пружинин, д. филос. наук, главный редактор журнала «Вопросы философии»: Деятельность, претендующая на статус научной, может быть квалифицирована как псевдонаучная лишь тогда, когда появляются серьезные основания полагать, что действительные цели этой деятельности не совпадают с целями науки, что она вообще лежит вне задач объективного познания и лишь имитирует их решение.
В. А. Кувакин, д. филос. наук: Лженаука — это теоретическая конструкция, содержание которой, как удаётся установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а её предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован.
Лженаука часто называется своими сторонниками «альтернативной» («народной») наукой. Как указывают исследователи, социокультурный исток популярности (и, соответственно, причина идеологической поддержки) лженауки в том, что «она реализует соблазн простых решений, обслуживает социальный запрос на общедоступную, понятную массам и не требующую специальной профессиональной подготовки расшифровку „непрозрачных“ явлений природы и культуры».
Опасность лженауки кроется в том, что она стремится уравняться или занять место науки, в этом случае доверие им со стороны общественности будет неограниченно, а мошенничество лженауки будет максимально эффективным. Опасность лженауки ещё и в том, что она разрушает прочный фундамент доказуемости наук, внося лживые знания и нарушая понимание реальности. Лженаука проникает в доверие людей тогда, когда людям трудно понять или принять научные истины, когда наука имеет ограничение развития, и когда наука отрицает что-либо, в этом случае лженаука занимает эту вакансию в сознании этих людей, и позволяет легко понимать мир через сверхъестественное, дает людям «знания», которые легче принимаются (об исключительности людей и Земли во вселенной). Лженаука, основываясь на вымысле, «легко» объясняет и «делает» то, чего наука не может, например, лечить рак, и конечно лженаука ничего не отрицает того, что не отрицают простые люди, лженаука не отрицает Дарвинизм, существование души и прочего.1
Лженаука нередко ставит себе целью достижение немедленного практически полезного результата, однако лженаука имитирует истинные научные знания.
Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются:
Таким образом, лженаука представлена как деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся.
Границы между наукой и лженаукой. Борьба концепций в современной науке
Научное знание определяет свои достижения и старается их сохранить. Наиболее значимым фактором установления истинности в науке яляется опытная проверка ранее полученных теоретических знаний. Лженаучными же являются утверждения, противоречащие установленным научным фактам. Следует особо подчеркнуть, что антинаука – это не отдельные теории или идеи, а сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и распространение необъективных знаний, а также на использование науки в антикультурных целях, что и привело к широкому расцвету псевдонаук в настоящее время.
В.Л. Гинзбург отмечает, что отнесение тех или иных утверждений к числу лженаучных является исторической категорией. И тотчас вспоминаются костры среднедневековья - сожжение Дж.Бруно, суд над Галилеем, судьба академика Н. И. Вавилова, гонения на генетиков. Параллельно этому списку имен возникает другой список: инквизиция, тоталитарный режим, диктатура. Становление науки происходило в ожесточенной борьбе с реальными и сильными противниками, научная мысль подавлялась жестокими методами, и это означает лишь одно - те, кто шли на костер, терпели гонения и не отступали - лучше всех понимали, чем грозит человечеству отказ от науки.
Академику Круглякову поиск грани между наукой и лженаукой кажется очень простым делом. По его мнению, «учёным на самом деле очевидно, где наука, а где лженаука». То есть, если ты имеешь учёную степень, например, кандидата наук, то вот тебе и флаг в руки, бери и определяй, научна такая-то работа или лженаучна. Ну а коли лженаучна, так не стесняйся, заявляй об этом как можно громче. Однако например Пол Фейерабенд оспаривал то, что какие-либо чёткие границы могут быть проведены между лженаукой, «наукой реальной» и протонаукой, особенно там, где есть значимое культурное или историческое расстояние.
По мнению некоторых философов науки, провести раз и навсегда чёткую границу между наукой и другими видами интеллектуальной деятельности невозможно, поэтому эта идея разграничения ими отклоняется как псевдопроблема.
Где граница между истинной наукой и лженаукой? Ответ ясен лишь в случае откровенной фальсификации, сознательного обмана.. В остальном - не всё так просто.С одной стороны лженаука противоречит уже известным научным данным.Но не всегда можно учитывать уже установленные данные. К примеру, великий польский астроном Николай Коперник в середине шестнадцатого столетия выступил против "твёрдо установленного", веками до него господствовавшего учения о центральном положении Земли, вокруг которой якобы вращаются и Солнце, и другие планеты. Отбросив это учение, Коперник замахнулся на переворот в естествознании. Его главный научный труд "Об обращениях небесных сфер" (1543) в течение двух последующих столетий был запрещён католической церковью. Теперь же в правоте Коперника никто не сомневается. Становление науки происходило в ожесточенной борьбе с реальными и сильными противниками, наука подавлялась жестокими методами, и это означает лишь одно - те, кто шли на костер как Джордано Бруно, терпели гонения и не отступали - лучше всех понимали, чем грозит человечеству отказ от науки.
Однако, хорошо известны случаи, когда концепции, изначально считавшиеся псевдонаучными, сейчас имеют статус научных теорий или гипотез. Например, теория дрейфа материков, космология, шаровая молния и радиационный гормезис. Ещё один подобный пример — остеопатия, по данным Кимбала Этвуда, «по большей части отошла от своих псевдонаучных начал и вступила в мир рационального здравоохранения».Но так же необходимо заметить, что принимать все новое, появляющееся в науке нельзя. История науки полна ошибок. Среди людей, посвятивших себя науке, всегда много искренне заблуждающихся. Такие концепции, такие как френология или алхимия, изначально считавшиеся высшими науками, теперь являются псевдонауками. Кроме того, имеются паранауки — комплексы практического познания мира, для которых не обязателен идеал научной рациональности. Это, например, «народные науки» — народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и т.д., или современные прикладные руководства по различной тематике — «семейные науки», «кулинарные науки» и др. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеальных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта. Нередко встречаются люди очень увлечённые, убеждённые в своей правоте, даже фанатики. Они бывают невосприимчивы к любой критике. В общественных же науках грань между наукой и лженаукой становится более размытой. Общественные науки ещё не достигли такой же степени достоверности и надёжности, как естествознание. Общественная наука особенно часто становится заложницей борьбы множества мелких и противоречивых интересов, лицемерия, тщеславия, необузданного эгоизма. На этом фоне плодятся лжеучёные, нередко даже с высокими учёными степенями.
Таким образом, границы между наукой и псевдонаукой в целом (а не между конкретными научными и лженаучными теориями) являются весьма спорными и трудно определяемыми аналитически, даже после более чем столетнего диалога между философами науки и учеными в различных областях, несмотря на некоторые базовые согласия по основам научной методологии.
Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований
Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований — научно-координационная организация при Президиуме Российской академии наук. Образована в 1998 году по инициативе академика РАН Виталия Гинзбурга.
Комиссия вырабатывает рекомендации Президиуму РАН по спорным научным вопросам и занимается публичной критикой лженауки (псевдонауки) и верований в существование паранормальных явлений — астрологии, уфологии, учения о торсионных полях, псевдоисторических теорий, нетрадиционной медицины и религии в науке и образовании. Наиболее критично комиссия рассматривает псевдонаучные материалы, посвященные попыткам технического «внедрения» новых неизвестных полей и источников энергии, существование которых не доказано наукой (например, торсионные поля, холодный ядерный синтез, «антигравитация», «волновой геном» или биоэнергоинформатика).
Информация о работе Наука и лженаука в современном российском обществе