Номинализм, учение Уильяма Оккама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 22:02, реферат

Описание работы

Отделив философию от теологии, Оккам дал толчок к научному исследованию. Кроме этого некоторые труды Оккама, например, по логике и семиотике не потеряли своей актуальности и в наши дни. Также прогрессивными для своего времени были оккамова философия природы, теория познания, его взгляды на вопросы права, государственного устройства и веры.
Философия Оккама является звеном, предшествующим возникновению естествознания и философии Нового времени.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие номинализма ……………..………………………………………………......4
2. Проблемы возникновения и развития религии...…………………………….....7
3. Онтология Оккама ……..……………………………………………………………...14
3.1 Анализ философских категорий материи, субстанции и категории
сущности...............………………………………………………………………………...14
3.2 Оккамова теория движения и пространства…………………………………..17
4. Научное познание начинается с опыта (теория познания)…………………….19
5. Семиотика и логика………………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….29

Файлы: 1 файл

номанализм. учение уильяма оккама.docx

— 66.39 Кб (Скачать файл)

В 1323 году канцлер Оксфордского университета, Иоанн Лютерелл обвиняет Оккама в  ереси. Оккама препровождают в Авиньон  для дачи показаний по обвинению  Люттерелла, где в монастырской тюрьме города Оккам провел 4 года в ожидании суда. После систематического обследования труда Оккама “Комментарии к “Сентенциям” Петра Ломбардского” папской комиссией из шести человек, в состав которой также входил и Люттерелл, 29 тезисов работы были признаны еретическими, 22 были названы ошибочными, а несколько названы как не представляющие значимости. Сюда зачислялись комментарии Оккама по вопросам милосердия и греха, причастия, безупречности поведения Христа, познания у бога, свойств божества и святой троицы, а также теории идей. К последнему году своего пребывания в Авиньоне Оккам становится приверженцем идеи об апостольской бедности. Вместе с ним под арестом находился генерал францисканского ордена Михаил Чезенский. Гонениям также подверглись Марсилий Падуанский и другие члены ордена.

 Размах  процесса свидетельствует не  просто о политическом преследовании  провинциальных миноритов, а о  попытки папства идеологически  разоружить оппозиционно настроенных  “левых” францисканцев, в число  видных теоретиков которых выдвигался  Оккам. 

Ночью 26 мая 1328 года Оккам вместе с Михаилом Чезенским бегут из папской тюрьмы в Пизу. 6 июня 1328 года их отлучают от церкви. После же того, как папа сместил  миноритского генерала, Михаила Чезенского они являются главными союзниками Людвига  и ведут с папой войну не на жизнь, а на смерть [2,с.19].

Около 1330 года Оккам приезжает в Германию. В то время двор Людвига Баварского был широко открыт для всех борцов против папства. Существует версия, что  при встрече с Людвигом Баварским, Оккам обратился к нему с фразой: “О, император, защити меня мечом, а  я буду защищать тебя словом”. Оккам  находит убежище в Мюнхене  при монастыре францисканцев. В  последующие годы он разворачивает  широкую антипапскую компанию и  пишет ряд политических трактатов. Красноречивы заголовки сочинений  философа “Разбор заблуждений Иоанна XXII” и “Трактат против Бенедикта XII”. “Труд девяноста дней”, написан в защиту Михаила Чезенского от папских обвинений; “Трактат о догмах папы, Иоанна XXII”, где Оккам защищает концепции апостольской бедности.

Центральный политический трактат “Диалог” находился  в широком обращении. В нем  осуждается римская церковь, так  как ее диктат находится в противоречии со Священным писанием, осуждается церковная иерархия, так как в  древней церкви не было духовных рангов, настоящий глава церкви - сам Христос. Оккам высказывается за то, что  отлучать от церкви князя может только общий собор, а отпускать грехи  имеет право только бог.

 Наряду  с “Диалогом” также большой  популярностью пользовался трактат  “Восемь вопросов о папской  власти”, в котором Оккам резко  критикует церковь. Политические  трактаты Оккама написаны в  стиле философского диспута, он  выдвигает доводы за и против  различных тезисов, иногда не  приходя ни к какому определенному  заключению [3,с.489]. Вероятно, в то  время такой тип пропаганды  был наиболее действенным.

 После  смерти в 1342 году Михаила Чезенского, Оккам фактически стал рассматриваться  как генерал францисканского  ордена.

Ряд трактатов  написан мыслителем в угоду императору. Например, “Обсуждение дела о бракосочетании”  посвящен вопросу: может ли император  жениться на своей кузине. Другой посвящен вопросу, может ли государь получить имущество церкви без разрешения папы.

После смерти в 1347 году Людвига Баварского по некоторым, документально не подтвержденным сведениям, Оккам предпринимал попытки примириться  с церковью.

Наряду  с вопросами, затрагивающими аспекты, как личной жизни императора, так  и противостояния папе, Оккам занимался  также разработкой и серьезных  вопросов. В своем “Диалоге”  Оккам освещает вопросы государства  и права. В нем он пишет о  том, что все люди равны от природы  в отношении выполняемых ими  основных функций и могут сами избирать себе правителя. Оккам считает  рабство унизительным для человечества. Согласно Оккаму, свободные и равные люди образуют мирскую общину, и  эта человеческая общность становится носителем общего права. Мыслитель  придерживается аристотелевской позиции  о личной собственности, отбрасывая противоположную платоновскую о  групповой. Признает, что власть государя от бога, с той оговоркой, что она  была установлена народной волей, вдохновляемой  богом. В конечном счете, как государственное  управление, так и законодательство имеют своим источником верховную  волю народа. Оккам связывает государство  образование с возникновением частной  собственности, государство нужно  для поддержания “общего блага” как суммы отдельных индивидуальных интересов. Философ выделяет три  способа образования государства: 1) народ отдает власть императору на основе общего договора; 2) насильственный способ: покорение одних племен другими  и на значение управляющих победителями над побежденными; 3) божественный способ: образование государства непосредственно  божьей волей, в качестве примера  приводится образование Моисеем  Израильского государства.

По Оккаму, основой государственного порядка  является право. Носителем всего  обычного права является народ. Оккам  полагает, что право - это человеческое установление, гармонирующее с естественным правом. Естественное право, по Оккаму, состоит из трех уровней. Первый определяется собственно, здравым смыслом. Второй, обусловленный привычками человека, есть естественная справедливость(aequitas naturalis). Третье - выводимое из народного права естественное право по соглашению (например, возвращение взятых в долг денег) [1,с.54]. Можно заметить, что в теории государства мыслитель явно опережал свое время.

В вопросах веры, по Оккаму, должна быть абсолютная свобода “…никакое постановление  папы не есть мерило веры…но лишь священное  писание…суть мерила нашей веры” [1,с.55]. Мыслитель резко выступает против преобладания церкви над государством, против абсолютизма папской власти. По его мнению, если папа впадет в  ересь, его надо отдать под суд  духовный, но если он совершит мирское  преступление, то его нужно судить светским судом.

Задолго до Лоренцо Валлы Оккам указывает  на подложность грамоты Константина, с помощью которой папы “доказывали” своё верховенство над светскими  властями. В своём “Диалоге”  мыслитель доказывает независимость  и правомочность государственной  власти вне церкви.

Рассмотрев  взгляды Оккама на вопросы государства  и права, нельзя не признать, что  они не лишены демократических тенденций.

Помимо  вопросов государства и права  Оккам в своих трудах уделял внимание вопросам этики и нравственности. Большое влияние на взгляды Оккама по нравственно-этическим вопросам оказал Абеляр, под его влиянием Оккам сопоставляет категорию совести  с понятием естественного нравственного  закона. Поэтому в этике Оккама нравственным может быть признано только то, что согласно с совестью индивида.

Наряду  с политическими и нравственно-этическими проблемами философ не перестает  работать над натурфилософскими  и философскими. В Мюнхене им создается  окончательная редакция фундаментального “Свода логики”. Натурфилософские воззрения  Оккама отражены в его трудах “Философия природы (или Краткий свод) в физических книгах”, “О неделимых”. Не издано “Толкование  “Физики Аристотеля””. Тематически  к нему примыкает парижская рукопись ученого “Вопросы к книгам по физики”. Перечень философских работ замыкают две неопубликованные рукописи - “Об  отношении” и “О качестве самом  по себе”.

Философия того времени была неотделима от теологии, причем философия по отношению к  теологии носила лишь вспомогательный  характер. Общими чертами религиозно-церковного мировоззрения того времени были идеализм, тяготение к мистицизму, полная нетерпимость к инакомыслящим  и воинствующий догматизм. Догмы  поведения и мера истинности основывались на истинах Священного писания и  канонизированных авторитетов.

 Одним  из признанных церковью и ставшим  официальным было учение Фомы  Аквинского, которое являлось удобным  для церкви, рьяно боровшейся  с одной стороны со свободомыслием, а с другой стороны желавшей  учесть возросший авторитет науки  и философии. Учение Фомы основывалось  на гармонии веры и разума. Вера не должна противоречить  разуму, некоторые принципиальные  положения вероучения могут быть  рационально обоснованы. Например, разум способен доказать догматы о существовании Бога, о сотворении мира, о бессмертии души. В конечном счёте, разум и вера направлены к познанию одной и той же истины - Бога. Только для этого разум опирается на науку и философию, вера - на теологию [4,с.104]. Бог открывается человеку естественным путём - через сотворённый мир и сверхъестественным путём - через Откровение.

Фома  Аквинский отделил философию  от теологии, но оставлял за теологией  контроль над философией, не было полного  обособления веры от знания и знания от веры. Фома полностью исключает  возможность признания теории двух истин. Он писал: “В науке и философии  не может быть признано истинным то, что является ложным, с точки зрения теологии” [4,с.105]. В случае конфликта  решающий критерий истины заложен в  Откровении. Тем же способом обосновывались “истинность” всех других положений.

Оккам и  его последователи способствовали дискредитации такого способа аргументации. Он не пытался совмещать истины религии, основанные на Окровении с истинами науки, основанными на рациональности, логической очевидности. Он завершил начатую  его предшественниками критику  философских доказательств существования  бога - предмет религиозной веры, а не философии, опирающейся на доказательства [5,с.142]. “Философия не служанка теологии, а теология не наука, но комплекс положений, связанных между собой не рациональной последовательностью, а цементирующей  силой веры”, - писал Оккам. [6,с.179]

Однако  некоторые проблемы теологии носили философский характер. Первая касалась вопроса о троичности божества. Она  послужила одним из источников для  возникновения философской проблемы универсалий, она провоцировала  размышления о соотношении категорий  единичного, частного и всеобщего. Вторая проблема формулируется как вопрос, был ли Христос богом. Дискуссии  вокруг неё способствовали постановке вопроса о соотношении бога, мира и человека, а в итоге об отношении  общества к личности и личности к  обществу. Третья проблема, антропологическая, ставила вопрос, может ли человек  “спастись” без помощи церкви, была связана с вопросом о соотношении  свободы и необходимости. Оккам  утвердительно отвечает на этот вопрос.

Кроме этого, философскими аспектами, несомненно, обладали проблемы “доказательств” существования  бога; отношений разума и веры, а  также структуры бытия; проблемы добра и зла; “сотворения” мира и “бессмертия” души.

Оккам не предпринимает попыток рационально  совместить догму о Святой Троице с человеческими представлениями, он ставит её за пределы разума. В  этом бескомпромиссном отказе, отчётливо  проступает закат схоластики. Разум  не в состоянии предложить поддержку  вере, ибо он не имеет ничего более прозрачного, чем данное вере в Откровении [6,с.179]. Владения веры и разума не пересекаются.

По Оккаму связь между человеком и богом  только в чистом акте Божественной созидательной воли, другой связи  нет. Поэтому “универсальные сущности” (посредники между богом и людьми) не что иное, как высокомерие языческого сознания. Тоже относится к метафизике бытия Фомы Аквинского. По Оккаму, следовать  этому означает метафизически быть посреди дороги между разумом  и верой, при неспособности ни удовлетворить первый, ни поддержать вторую [6,с.179].

Уильям  Оккам делает проницаемой перегородку  между божественной и человеческой творческой деятельностью. Эта проницаемость  даёт человеку возможность действовать  и в земном мире, и в божественном творческом мире, создавая возможности  для будущей науки [7,с.62]. Своими воззрениями  Оккам выражал новый философский  дух, противоположный классической схоластике, его подход был антисистематическим, антидогматическим, антирационалистическим и антиреалистическим [8,с.282]. Освободив  философию от препятствовавшей её развитию и даже тянущей её назад теологии, Оккам подготовил почву для развития точного естествознания. Его творчество ознаменовало закат схоластики и  являлось переходным звеном к передовой  философии Нового времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Онтология Оккама

 

Каноны  научного исследования изложены Оккамом  в работах: “Expositio super physicam” (“Изложение помимо физики”); “Quaestiones in libros physicorum” (“Исследования на книги физиков”); “Philosophia naturalis” (“Естественная философия”). Эти работы Оккама связаны с новой логикой и критикуют космологию

 

3.1. Анализ философских категорий материи, субстанции и категории     сущности

 

Учение  Оккама о материи представляет не только значительный философский интерес, для своего времени оно было весьма прогрессивным. Суть его учения в  стремлении поставить категорию  материи не на службу абстрактным  схоластическим рассуждениям о “чистых  сущностях”, а использовать её при  трактовке вопросов постижения внешней  реальности. Оккам не приемлет тезис  о том, что никакая вещь не может  обладать реальностью в отрыве от формы. Он считает, что материя существует до возникновения вещи, а форма  начинает существовать в процессе существования  вещи.

Для обоснования  этого положения Оккам пользуется понятием первичной материи. Он пишет: “… есть двоякая материя, прежде всего  первичная материя, которая в  силу своей сущности изначально не включает в себя никакой формы, а  наделяется затем различной формой. И эта [первичная] материя есть одна и та же основа в любых подверженных возникновению и порче [предметах]” [1,с.76].

Материя, по Оккаму, один из необходимых принципов  бытия, нечто предшествующее любому предмету, она потенциально имеется  при всех субстанциональных формах, это некоторый предмет, действительно  существующий. Нет никакой необходимости, чтобы материя постоянно обладала тем, что сейчас ей присуще, также  как нет необходимости, чтобы  она всегда сосуществовала совместно  с тем, что сейчас ей сопутствует [1,с.77].

Информация о работе Номинализм, учение Уильяма Оккама