Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 22:02, реферат
Отделив философию от теологии, Оккам дал толчок к научному исследованию. Кроме этого некоторые труды Оккама, например, по логике и семиотике не потеряли своей актуальности и в наши дни. Также прогрессивными для своего времени были оккамова философия природы, теория познания, его взгляды на вопросы права, государственного устройства и веры.
Философия Оккама является звеном, предшествующим возникновению естествознания и философии Нового времени.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие номинализма ……………..………………………………………………......4
2. Проблемы возникновения и развития религии...…………………………….....7
3. Онтология Оккама ……..……………………………………………………………...14
3.1 Анализ философских категорий материи, субстанции и категории
сущности...............………………………………………………………………………...14
3.2 Оккамова теория движения и пространства…………………………………..17
4. Научное познание начинается с опыта (теория познания)…………………….19
5. Семиотика и логика………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….29
В 1323 году канцлер Оксфордского университета, Иоанн Лютерелл обвиняет Оккама в ереси. Оккама препровождают в Авиньон для дачи показаний по обвинению Люттерелла, где в монастырской тюрьме города Оккам провел 4 года в ожидании суда. После систематического обследования труда Оккама “Комментарии к “Сентенциям” Петра Ломбардского” папской комиссией из шести человек, в состав которой также входил и Люттерелл, 29 тезисов работы были признаны еретическими, 22 были названы ошибочными, а несколько названы как не представляющие значимости. Сюда зачислялись комментарии Оккама по вопросам милосердия и греха, причастия, безупречности поведения Христа, познания у бога, свойств божества и святой троицы, а также теории идей. К последнему году своего пребывания в Авиньоне Оккам становится приверженцем идеи об апостольской бедности. Вместе с ним под арестом находился генерал францисканского ордена Михаил Чезенский. Гонениям также подверглись Марсилий Падуанский и другие члены ордена.
Размах
процесса свидетельствует не
просто о политическом
Ночью 26 мая 1328 года Оккам вместе с Михаилом Чезенским бегут из папской тюрьмы в Пизу. 6 июня 1328 года их отлучают от церкви. После же того, как папа сместил миноритского генерала, Михаила Чезенского они являются главными союзниками Людвига и ведут с папой войну не на жизнь, а на смерть [2,с.19].
Около 1330 года Оккам приезжает в Германию. В то время двор Людвига Баварского был широко открыт для всех борцов против папства. Существует версия, что при встрече с Людвигом Баварским, Оккам обратился к нему с фразой: “О, император, защити меня мечом, а я буду защищать тебя словом”. Оккам находит убежище в Мюнхене при монастыре францисканцев. В последующие годы он разворачивает широкую антипапскую компанию и пишет ряд политических трактатов. Красноречивы заголовки сочинений философа “Разбор заблуждений Иоанна XXII” и “Трактат против Бенедикта XII”. “Труд девяноста дней”, написан в защиту Михаила Чезенского от папских обвинений; “Трактат о догмах папы, Иоанна XXII”, где Оккам защищает концепции апостольской бедности.
Центральный политический трактат “Диалог” находился в широком обращении. В нем осуждается римская церковь, так как ее диктат находится в противоречии со Священным писанием, осуждается церковная иерархия, так как в древней церкви не было духовных рангов, настоящий глава церкви - сам Христос. Оккам высказывается за то, что отлучать от церкви князя может только общий собор, а отпускать грехи имеет право только бог.
Наряду
с “Диалогом” также большой
популярностью пользовался
После
смерти в 1342 году Михаила Чезенского,
Оккам фактически стал
Ряд трактатов написан мыслителем в угоду императору. Например, “Обсуждение дела о бракосочетании” посвящен вопросу: может ли император жениться на своей кузине. Другой посвящен вопросу, может ли государь получить имущество церкви без разрешения папы.
После смерти в 1347 году Людвига Баварского по некоторым, документально не подтвержденным сведениям, Оккам предпринимал попытки примириться с церковью.
Наряду
с вопросами, затрагивающими аспекты,
как личной жизни императора, так
и противостояния папе, Оккам занимался
также разработкой и серьезных
вопросов. В своем “Диалоге”
Оккам освещает вопросы государства
и права. В нем он пишет о
том, что все люди равны от природы
в отношении выполняемых ими
основных функций и могут сами
избирать себе правителя. Оккам считает
рабство унизительным для человечества.
Согласно Оккаму, свободные и равные
люди образуют мирскую общину, и
эта человеческая общность становится
носителем общего права. Мыслитель
придерживается аристотелевской позиции
о личной собственности, отбрасывая
противоположную платоновскую о
групповой. Признает, что власть государя
от бога, с той оговоркой, что она
была установлена народной волей, вдохновляемой
богом. В конечном счете, как государственное
управление, так и законодательство
имеют своим источником верховную
волю народа. Оккам связывает государство
образование с возникновением частной
собственности, государство нужно
для поддержания “общего блага”
как суммы отдельных
По Оккаму, основой государственного порядка является право. Носителем всего обычного права является народ. Оккам полагает, что право - это человеческое установление, гармонирующее с естественным правом. Естественное право, по Оккаму, состоит из трех уровней. Первый определяется собственно, здравым смыслом. Второй, обусловленный привычками человека, есть естественная справедливость(aequitas naturalis). Третье - выводимое из народного права естественное право по соглашению (например, возвращение взятых в долг денег) [1,с.54]. Можно заметить, что в теории государства мыслитель явно опережал свое время.
В вопросах
веры, по Оккаму, должна быть абсолютная
свобода “…никакое
Задолго
до Лоренцо Валлы Оккам указывает
на подложность грамоты
Рассмотрев взгляды Оккама на вопросы государства и права, нельзя не признать, что они не лишены демократических тенденций.
Помимо вопросов государства и права Оккам в своих трудах уделял внимание вопросам этики и нравственности. Большое влияние на взгляды Оккама по нравственно-этическим вопросам оказал Абеляр, под его влиянием Оккам сопоставляет категорию совести с понятием естественного нравственного закона. Поэтому в этике Оккама нравственным может быть признано только то, что согласно с совестью индивида.
Наряду
с политическими и нравственно-
Философия того времени была неотделима от теологии, причем философия по отношению к теологии носила лишь вспомогательный характер. Общими чертами религиозно-церковного мировоззрения того времени были идеализм, тяготение к мистицизму, полная нетерпимость к инакомыслящим и воинствующий догматизм. Догмы поведения и мера истинности основывались на истинах Священного писания и канонизированных авторитетов.
Одним
из признанных церковью и
Фома Аквинский отделил философию от теологии, но оставлял за теологией контроль над философией, не было полного обособления веры от знания и знания от веры. Фома полностью исключает возможность признания теории двух истин. Он писал: “В науке и философии не может быть признано истинным то, что является ложным, с точки зрения теологии” [4,с.105]. В случае конфликта решающий критерий истины заложен в Откровении. Тем же способом обосновывались “истинность” всех других положений.
Оккам и
его последователи
Однако
некоторые проблемы теологии носили
философский характер. Первая касалась
вопроса о троичности божества. Она
послужила одним из источников для
возникновения философской
Кроме этого, философскими аспектами, несомненно, обладали проблемы “доказательств” существования бога; отношений разума и веры, а также структуры бытия; проблемы добра и зла; “сотворения” мира и “бессмертия” души.
Оккам не
предпринимает попыток
По Оккаму связь между человеком и богом только в чистом акте Божественной созидательной воли, другой связи нет. Поэтому “универсальные сущности” (посредники между богом и людьми) не что иное, как высокомерие языческого сознания. Тоже относится к метафизике бытия Фомы Аквинского. По Оккаму, следовать этому означает метафизически быть посреди дороги между разумом и верой, при неспособности ни удовлетворить первый, ни поддержать вторую [6,с.179].
Уильям
Оккам делает проницаемой перегородку
между божественной и человеческой
творческой деятельностью. Эта проницаемость
даёт человеку возможность действовать
и в земном мире, и в божественном
творческом мире, создавая возможности
для будущей науки [7,с.62]. Своими воззрениями
Оккам выражал новый
3. Онтология Оккама
Каноны научного исследования изложены Оккамом в работах: “Expositio super physicam” (“Изложение помимо физики”); “Quaestiones in libros physicorum” (“Исследования на книги физиков”); “Philosophia naturalis” (“Естественная философия”). Эти работы Оккама связаны с новой логикой и критикуют космологию
3.1. Анализ философских категорий материи, субстанции и категории сущности
Учение Оккама о материи представляет не только значительный философский интерес, для своего времени оно было весьма прогрессивным. Суть его учения в стремлении поставить категорию материи не на службу абстрактным схоластическим рассуждениям о “чистых сущностях”, а использовать её при трактовке вопросов постижения внешней реальности. Оккам не приемлет тезис о том, что никакая вещь не может обладать реальностью в отрыве от формы. Он считает, что материя существует до возникновения вещи, а форма начинает существовать в процессе существования вещи.
Для обоснования
этого положения Оккам
Материя,
по Оккаму, один из необходимых принципов
бытия, нечто предшествующее любому
предмету, она потенциально имеется
при всех субстанциональных формах,
это некоторый предмет, действительно
существующий. Нет никакой необходимости,
чтобы материя постоянно