Номинализм, учение Уильяма Оккама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 22:02, реферат

Описание работы

Отделив философию от теологии, Оккам дал толчок к научному исследованию. Кроме этого некоторые труды Оккама, например, по логике и семиотике не потеряли своей актуальности и в наши дни. Также прогрессивными для своего времени были оккамова философия природы, теория познания, его взгляды на вопросы права, государственного устройства и веры.
Философия Оккама является звеном, предшествующим возникновению естествознания и философии Нового времени.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие номинализма ……………..………………………………………………......4
2. Проблемы возникновения и развития религии...…………………………….....7
3. Онтология Оккама ……..……………………………………………………………...14
3.1 Анализ философских категорий материи, субстанции и категории
сущности...............………………………………………………………………………...14
3.2 Оккамова теория движения и пространства…………………………………..17
4. Научное познание начинается с опыта (теория познания)…………………….19
5. Семиотика и логика………………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….29

Файлы: 1 файл

номанализм. учение уильяма оккама.docx

— 66.39 Кб (Скачать файл)

Завершая  краткий обзор логики Оккама, надо отметить, что мыслитель является первооткрывателем закона достаточного основания. Об этом свидетельствуют  следующие тексты Оккама: “Ничто не должно приниматься без основания, если оно не известно или как самоочевидное  или по опыту…” и “Мы не должны принимать какое-либо положение  как не подлежащее обоснованию, если только это не логический вывод, или  нечто, проверенное на опыте, или  же благочестивое предписание, требующее  от нас поступать именно так, а  не иначе” [1,с.142]. Эти два текста свидетельствуют о том, что Лейбниц  явно должен “уступить” свой приоритет  автора закона достаточного основания  Оккаму.

Оккамова  логика имела большое значение для  последующего развития натуралистических  элементов в философии природы  у Буридана и в Оксфорде, что, в  конечном счете, повлияло и на теорию научного метода у Ф. Бэкона, не говоря уже о том, что некоторые её аспекты являются актуальными и в наши дни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Завершая обзор философских и научных трудов Оккама, надо отметить тот вклад, который он внёс в развитие науки. Следствием глубоких изменений, произведённых философией науки Оккама, стала новая концепция научного знания, позитивно повлиявшая на галилеевскую революцию [6,с.189].

У Оккама было много последователей, как на Европейском континенте, так и  в Оксфорде. От Оккама пошло новое  методологическое направление, - оккамизм. Его ученики составляют школу  Оккама. Оккамизм в целом выступает  как прогрессивное философское  направление, постепенно подтачивающее  корень схоластики и формулирующее  ряд философских и естественнонаучных концепций, во многих отношениях тяготеющих к Новому времени. Именно через призму оккамизма видна прогрессивность  идей самого Оккама [1,с.145]. Помимо своих  учеников Оккам оставил ряд трудов по логике и семиотике, некоторые  аспекты которых являются актуальными  и в наши дни.

Заявив  о возможности изучения логики и  человеческого познания безотносительно  к метафизике и теологии, Оккам  дал толчок к научному исследованию.

Нельзя  не отметить и вклад, который внесла в науку “бритва” Оккама. Она  являлась одной из первых отчётливых формулировок простоты и важным инструментом гносеологии Оккама. О ней в  дальнейшем неоднократно и уважительно  писали многие выдающиеся учёные - от Г. Галилея до К.А Тимирязева.

Завершая  анализ философских, естественнонаучных и логических взглядов мыслителя, а  также его последователей можно  констатировать, что оккамизм является звеном в подготовке точного естествознания и передовой философии Нового времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. М.: Наука, 1989.  – 255с

2.Горелов А.А. Основы философии/ Доп. Мин. Образования РФ: Учебное пособие. - М: Академия, 2004. -262с

3.Курантов А. П., Стяжкин Н. И. Оккам. — М.: Мысль, 1978. — (Мыслители прошлого). -128с

4.Виндельбанд В. История древней философии. Киев. 1995. -295с

5.Радугин А.А. Философия: учебное пособие. – М: Центр, 2004. -283с

6.Столяров А. А. Номинализм Оккама./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 – 448с

7.  Таранов П.С. 120 философов. Симферополь, 1996. – 321с

8. Кохановский, В.П. Философия: Учебное пособие / В.П., Кохановский. -          Ростов н/Д. :Феникс, 2005 – 218с

9. Лосев А.П. История античной эстетики. М. 1994. -197с


Информация о работе Номинализм, учение Уильяма Оккама