Номинализм, учение Уильяма Оккама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 22:02, реферат

Описание работы

Отделив философию от теологии, Оккам дал толчок к научному исследованию. Кроме этого некоторые труды Оккама, например, по логике и семиотике не потеряли своей актуальности и в наши дни. Также прогрессивными для своего времени были оккамова философия природы, теория познания, его взгляды на вопросы права, государственного устройства и веры.
Философия Оккама является звеном, предшествующим возникновению естествознания и философии Нового времени.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие номинализма ……………..………………………………………………......4
2. Проблемы возникновения и развития религии...…………………………….....7
3. Онтология Оккама ……..……………………………………………………………...14
3.1 Анализ философских категорий материи, субстанции и категории
сущности...............………………………………………………………………………...14
3.2 Оккамова теория движения и пространства…………………………………..17
4. Научное познание начинается с опыта (теория познания)…………………….19
5. Семиотика и логика………………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….29

Файлы: 1 файл

номанализм. учение уильяма оккама.docx

— 66.39 Кб (Скачать файл)

Анализ  термина “материя” Оккам сопровождает замечаниями о типичных случаях  его употребления. Во-первых, “термин  материя” употребляется в значении “предмет”. Часто материя (в логике) понимается не как то, что подвержено превращению, а в смысле объекта  или предмета науки. Во-вторых, философ  употребляет термин “материя” для  обозначения составных частей целого как некоторого абстрактного предмета; например, полукруг есть часть круга, в этом смысле полукруг - “материя”  круга. В третьих, материя может  пониматься в смысле физического  вещества: философ говорит, что медь есть материя статуи, то есть, употребляется, обозначая то, чего раньше не было. В-четвёртых, “материя” в собственном смысле употребляется в значении одной из частей реального объекта, то есть происходит разграничение материи и формы. У Оккама форма понимается как физико-геометрическая характеристика.

Оккам в  противовес скотистам различал лишь два начала природных тел: материю  и форму. В отличие от томистов оккамисты (и скотисты) допускали  возможность существования материи  без формы - неоформленной материи. В оккамовском смысле форма понимается непосредственно как одна из частей субстанции, противополагаемой материи. В ряде тезисов Оккама форма отождествляется  с силой.

Реально материя существует в единичных  вещах. А как общее она дана в интенциональном бытии. Материя  не имеет ни начала, ни конца во времени, она вечна и неуничтожима. Он полагает, что разные вещи состоят из разной материи: “Ведь ни одна и та же материи  у тебя и у меня, нельзя каким-либо образом вообразить, будто она  одна в человеке и в осле”[1,с.179]. Из этой предпосылки Оккам, основываясь  на следствии, что нельзя найти два  предмета, чтобы каждый из них был  бы той же самой вещью, что и  другой, делает вывод о структуре  мира, как состоящего из единичных  вещей. Согласно Оккаму, реально существует лишь единичное; любая вещь вне души единична, и только в познающей  душе возникают общие понятия [9,с.123].

Оккам полагал  людей как объекты, состоящие  из двух материй - телесности и разумности, вместе представляющих “составную”  материю.

Смелой  для своего времени была идея Оккама о материальной однородности космоса  с подлунным миром. Для доказательства этой своей мысли Оккам ссылается  на принцип простоты или принцип  бережливости, который в дальнейшем получит название “бритвы Оккама”.

Знаменитая  “бритва Оккама” не допускает  преумножение сущностей без необходимости. Если для объяснения достаточно допустить  существование единичных вещей, то нет основания, ещё постулировать  действительность общего (реалий), псевдокопий  действительных вещей [10,с.49]. Или другими  словами: “Из двух равных теорий предпочтительнее та, что проще с объяснительной точки зрения”. В общем виде, это  можно сказать так: если в какой-нибудь науке всё может быть истолковано  без допущения той или иной гипотетической сущности, то нет никакой  нужды её допускать[3,с.491].

Бритва  Оккама внесла большой вклад в  развитие науки. К ней не раз прибегали  на разных этапах развития науки, как  к дополнительному аргументу  в целях защиты ряда прогрессивных  теорий. Например, её использовали для  защиты гелиоцентрической системы  Коперника против системы Птолемея.

Рядом с  понятием материи анализируется  у Оккама понятие субстанции. В  одном смысле о субстанции говорится  как о любой вещи, отличимой  от других вещей; так, авторы обычно приводят следующие примеры: субстанция белизны, субстанция цвета и так далее [1,с.83]. Такой смысл имело понятие  субстанции у Аристотеля, различавшего первичные субстанции или отдельные  реальные вещи и вторичные субстанции как их виды и роды(1). Иногда по Оккаму, термин “субстанция” употребляют  в более узком смысле для обозначения  любого предмета, в этом смысле субстанцией  называют материю и форму, а так  же то, что образовано из них(2). В  наиболее узком смысле о субстанции говориться как о том, что не является существенной частью чего-либо(3). Материя  и форма разновидность субстанции 2. Для Оккама имеют значимость все  три смысла понятия субстанции, но наиболее важным он считает понятие  субстанции 2.

Учение  Оккама о сущем близко к доктрине Дунса Скота. Он разделял оба утверждения  Дунса, касающихся сущего:

-сущее  является простым понятием

-сущее  относится ко всему тому, допущение  существования которого не содер-

жит ничего  противоречивого.

Понятие актуального сущего в онтологии  Оккама сближается им с понятием первичной  материи.

В своём  учении о бесконечности Оккам  придерживался лишь понятия бесконечности  потенциальной. Современный пример для бесконечности в смысле Оккама - натуральный ряд чисел, у которого нет конца, но есть начало - нуль. Идея Оккама о потенциальной бесконечности  вселенной оказалась реставрированной уже в XVII веке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Оккамова теория движения и пространства

 

В своей  теории движения (motus) Оккам допускает неотличимость движения и движущегося предмета. У него движение ни специфическая субстанция, ни особый предмет в движущемся теле; движение формально, а не субстанционально. Оккам характеризует движение как определяющееся телом, но у него движение не сводится лишь к механическому перемещению тела в пространстве. Так, он говорит об особом природном движении, которое осуществляется в силу деятельного внутреннего начала [1,с.85].

Пространственным  движением в широком смысле Оккам  считает любое изменение, связанное  с изменением своего места, например, испарение, по Оккаму, как частный  случай изменения, является пространственным движением. В узком смысле о пространственном движении говорится, когда нечто  перемещается в пространстве при  этом, не приобретая новых и не теряя  старых качеств. Здесь Оккам различает  понятия пространственное движение и изменение, то есть “механическое  движение” и изменение. Характеризуя пространственное движение, Оккам говорит  о том, что тела движущиеся в пространстве не приобретают ничего внутреннего [1,с.86].

Классифицируя виды движения, мыслитель различает  равномерное и неравномерное  движение. По Оккаму, равномерное движение есть то, которое для одной рассматриваемой  величины сохраняет одну и ту же скорость в любые промежутки времени. Движением такого рода является, например, движение небосвода [1,с.86]. Неравномерное  движение у Оккама двояко. В случае циклического и криволинейного движения оно происходит вследствие постоянного  изменения достигнутых характеристик, в случае неравномерного ускоренного  и замедленного движения, как о  перемещении тела с ускорением в  одно время и с замедлением  в другое время.

По другому  принципу Оккам различает следующие  разновидности движения: подталкивание, волочение, вытеснение, изменение, вращение. Вытеснение наблюдается в случае брошенного камня, когда движущееся не связывается с движимым непрерывно. Подталкивание наблюдается, когда  приводящее в движение связывается  с движимым до тех пор, пока происходит само движение, при прекращении направляющего  усилия движение сменяется покоем. Удар - род, как для вытеснения, так  и для подталкивания. Волочение  имеется, когда движущееся перемещает нечто за собой, а движимое влечётся за другим. Разновидностью движения Оккам  считает процесс изменения вообще. Вращение наблюдается, когда нечто  движется вокруг оси, и там, где имеется  подталкивание и волочение.

Оккамова  теория движения была прогрессивной  для того времени, в ней наблюдались  отклонения от аристотелевской концепции  движения. Отказ от этой аристотелевской  догмы имел большое значение в  дальнейшем для восприятия галилеевского  понятия инерции. Мыслитель пишет: “Тяжесть сама по себе движет (тело) вниз, и, аналогично, нагретая вода, испаряется, имея причину испарения в самой  себе, и воля движет самое себя, имея причину в самом волении” [1,с.88]. Именно в учении о самодвижении (movere se) Оккам сделал определённый шаг в сторону диалектической интерпретации процесса движения.

Следуя  Аристотелю, Оккам подчёркивает в  пространственном движении, прежде всего  непрерывность. У Оккама не наблюдается  сведения всех видов движения к механическому. Главными достоинствами теории движения Оккама являются концепция самодвижения и подчёркивание вечности движения. Оккам подготавливал почву для  галилеевской трактовки движения и  глобальной ревизии механики Аристотеля.

Оккамова  теория пространства отличалась от ряда схоластических теорий пространства, прежде всего от скотистской. Скотистское  учение имело специфическое понятие  о внутреннем месте предмета как  некоей модальной сущности, из которой  ряд схоластиков того времени  выводили принцип геоцентризма. Из этой предпосылки томисты выводили существование так называемого  внутреннего времени как особой продолжительности. Это время у  них трактуется как особая внутренняя форма предмета, благодаря которой  он существует в реальной длительности. Указанная форма есть модус, независящий  от самого предмета.

Оккам отбрасывает  как скотистскую концепцию “местонахождения”, так и томистскую концепцию “продолжительности”. По Оккаму, время есть движение или  что-то принадлежащее движению [1,с.89]. Время у Оккама совечно движению. Он выступает против учения Фомы Аквинского о времени как о совокупности “мгновений” последовательно появляющихся и исчезающих “сущностей”.

В своём  тексте Оккам следующим образом  характеризует время: “Время есть мера, с помощью которой познаётся  количество того, что длится, движется или покоится” [1,с.90]. Он признаёт, что  время как целое не является конечным.

В рассмотрении проблемы сопоставления причины  и действия во времени, Оккам не занимает какой-то определённой позиции, не принимая тезис, как об их одновременности, так  и утверждение об их разновременности.

 

 

 

 

4. Научное познание начинается с опыта (теория познания)

 

Оккам решительный  сторонник концепции двойственной истины, которая в ту эпоху была прогрессивной, поскольку позволяла  чётко ограничить область науки  от теологических посягательств. Он отделяет сферу знания, являющуюся предметом гносеологии, от области  верования, “изучаемой” в теологии. Религиозные догматы не могут  быть доказаны разумным путём. Он отклоняет  всякую попытку рационального обоснования  веры и не признаёт за богословием  право называться наукой.

В своём труде “Espositio aurea…” Оккам ограничивает возможности бога, бог не властен над прошедшими событиями. Если в настоящем существует какая-то вещь, то в будущем будет правомерно заключение: “Эта вещь была”, и бог не в силах отменить прошлое. Однако, влияние теологии на Оккама очень велико и реальная история, на основе традиционных теологических представлений, описывается им как драматическая арена схватки добра и зла, и притом не как космических сил, но как отражение конфликта между добродетелью и грехом в самой свободной воле человека.

Мыслитель трактует чувственное восприятие, память, опыт и понятие как ступени  познания. По Оккаму, каждая дисциплина начинает с индивидуальных предметов. На чувственном восприятии, которое  есть ничто иное, как единичное, основывается память, на памяти - опыт, а с помощью  опыта достигается общее, которое  есть основа искусства и науки [1,с.99]. Роль чувственного восприятия как источника  познания подчёркивается в следующем  тексте Оккама: “Поскольку целиком  познание наше проистекает из ощущений, то любая из наук происходит из познаний единичных вещей, хотя ни одна наука  не должна трактовать о единичных (вещах) как таковых, в собственном смысле нет никакой науки об индивидуальных (предметах), а есть наука об общих (понятиях), обозначающих эти индивидуальные (предметы)” [1,с.100].

Важная  роль чувственных образов не притупляется в связи с возникновением рационального  познания. “Любое рациональное познание с необходимостью предполагает чувственные  образы (imaginationem sensitivam) как в смысле внешнего, так и внутреннего ощущения” [1,с.100]. Эта цитата наглядно свидетельствует о той высокой роли, которую играет у Оккама концепция наглядного знания, сферу последнего он хотел бы максимально расширить.

В своей  классификации видов познания Оккам  различает, прежде всего, отчётливое познание и смутное познание. Отчётливое познание означает понимание любого объекта  в соответствии с его внутренним устройством. Смутное, имеется тогда, когда универсальное постигается  как нечто общее, присущее многому.

По другому  принципу Оккам различает наглядное  и абстрактное познание. Наглядное  понимается им как живое созерцание. Наглядное знание вещи есть такое  знание, благодаря которому можно  выяснить существует ли вещь или не существует [1,с.101]. Оно относится  к настоящему времени и к сфере  случайных истин. Наглядно познаётся, по Оккаму, только то, что обладает предметным бытием в вещи. Для наглядного познания необходима сама вещь без промежуточного звена между ней и тем, кто  её воспринимает. Дунс Скот и его  последователи как раз допускали  наличие такого “промежуточного  звена”. Впоследствии многие схоласты неноминалистического направления  трактовали чувственные образы как  нечто промежуточное между вещью  и человеческими представлениями  о ней. Используя свою “бритву” Оккам удаляет из гносеологии  подобного рода “промежуточные”  категории. Итак, для наглядного знания необходимо присутствие вещи. С интуитивного познания начинается познание экспериментальное. И Аристотель, по мнению Оккама, полагал, что наука начинается с освоения экспериментальных вещей. Эмпирическая заявка Оккама, как мы видим, радикальна [6,с.180].

Оккам различал несложное познание, где отдельные  предметы описываются отдельными терминами, и сложное, где отдельные термины  складываются в предложения. Несложное  познание первого типа может быть как интуитивным, так и абстрактным. Без интуитивного познания не было бы ничего другого, оно вращается  в сфере возможного. Интуитивное  знание выступает также в роли одной из причин, порождающих абстрактное  первичное знание.

Схема “нижних  этажей” знания у Оккама выглядит следующим образом: наглядное знание, память в широком смысле, первичное  абстрактное знание. Отличие ощущения от абстрактного мышления Оккам видит  в том, что ни одно ощущение не воспринимает свой собственный акт [1,с.102]. Дух  же путём размышления постигает  свою собственную деятельность.

Информация о работе Номинализм, учение Уильяма Оккама