Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 22:02, реферат
Отделив философию от теологии, Оккам дал толчок к научному исследованию. Кроме этого некоторые труды Оккама, например, по логике и семиотике не потеряли своей актуальности и в наши дни. Также прогрессивными для своего времени были оккамова философия природы, теория познания, его взгляды на вопросы права, государственного устройства и веры.
Философия Оккама является звеном, предшествующим возникновению естествознания и философии Нового времени.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие номинализма ……………..………………………………………………......4
2. Проблемы возникновения и развития религии...…………………………….....7
3. Онтология Оккама ……..……………………………………………………………...14
3.1 Анализ философских категорий материи, субстанции и категории
сущности...............………………………………………………………………………...14
3.2 Оккамова теория движения и пространства…………………………………..17
4. Научное познание начинается с опыта (теория познания)…………………….19
5. Семиотика и логика………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….29
По Оккаму,
абстрактное знание есть такое, с
помощью которого в отношении
случайной вещи нельзя с очевидностью
узнать, существует ли эта вещь или
же не существует [1,с.102]. Инструментом
отвлечённого познания выступает абстрОккам
не говорит, что она протяжённа и
пространственно локализована. Скорее,
это не материальная субстанция, о
существовании которой
Наряду с выше перечисленным Оккам занимался рассмотрением проблемы об универсалиях. Он критикует томистскую теорию общих понятий (универсалий). Универсалии (в логике) представляют собой лишь термины или понятия, утверждающие нечто о многих других терминах или понятиях. Универсалия, род, вид - всё это термины второго понятия (т.е. термины, относящиеся к терминам же) и поэтому не могут обозначать вещи. Универсалия есть просто знак многих вещей [3,с.492]. Универсалии не присущи самой вещи, они всегда существуют после вещи (post rem) существуя только в уме, но они не лишены полностью объективного значения. Хотя универсалия только знак, но такой, который замещает не любые предметы, а только те, которые сами по себе сходны между собой [5,с.143]. Оккам заявляет о нереальности универсалий. Фразу “Белизна является белой” Оккам квалифицирует как ложную. Мыслитель трактует универсалии как имена. Он различает два вида всеобщего - естественное и искусственное: “Всеобщее двояко. Первое есть естественный знак, приписываемый многим вещам; например, дым естественно обозначает огонь… Искусственное всеобщее есть нечто устанавливаемое по произволу. Таково, например, высказанное слово, которое есть актуальное качество нумерически единое, и оно есть нечто всеобщее, поскольку его бытие есть произвольно установленный знак для обозначения многих вещей” [1,с.112]. Универсальное, по Оккаму, есть суть вещи.
Оккам считает, что единичная вещь, как таковая, не может существовать во многих индивидуальных предметах одновременно. В те времена проблема общего и единичного была чрезвычайно актуальна. Реалисты придерживались мнения, что общие является более подлинным и “реальным”, чем всё единичное. В конечной инстанции научные ценности выводятся из утверждений признанных авторитетов, но не из непосредственного наблюдения природы [8,с.283].
Оккам же
придерживался
В целом
схема пути познания в гносеологии
Оккама складывается из следующих этапов:
- ощущение единичных вещей, память в узком
смысле, акты психологических переживаний
- переход от первичного абстрактного
знания к вторичному абстрактному знанию.
Психологическое место, которого Оккам
также связывает с памятью в узком смысле.
Абстрактное знание - “знание об общем.
Хотя источником всех наук является знание
о единичном, но трактуют они все об общем.
Являясь
номиналистом, Оккам строит свою теорию
науки. Науки у него делятся на
реальные и рациональные. Реальные
науки рассматривают понятия
с точки зрения их отношения к
вещам, рациональные - с точки зрения
их отношения к другим понятиям,
а не к вещам. Проиллюстрируем
это, основываясь на рассмотрении понятия
“термин” в оккамовой концепции.
Термины, относящиеся к самим
вещам, называются “терминами первого
понятия”; термины, относящиеся к
терминам же, называются “терминами второго
понятия”. Наука пользуется терминами
первого понятия; логика - второго [3,с.492].
Из этого можно сделать
В трактовке
процесса отображения бытия Оккам
ограничивается тремя понятиями - разум,
вещь и акт разума. Среди многочисленных
трактовок акта разума, Оккам, следуя
своей “бритве” останавливается
на самой простой из них: “Другое
мнение может заключаться в том,
что впечатление души есть сам
акт разума.… И этот последний
взгляд имеет такое обоснование:
напрасно пытаться посредством большего
делать то, что может быть сделано
посредством меньшего; вообще же всё
то, что может быть объяснено с
помощью допущения некоей (сущности),
отличной от акта разума, - то же самое
объяснимо и без этого
Заканчивая обозрение оккамовой теории познания, необходимо сказать о том значении, которое она имела для своего времени. Радикально отличаясь от бытовавших тогда томистской и скотистской теории познания, она наносила сильнейший удар по схоластицизму, ставшему преградой для развития науки и прогресса. Важным инструментом гносеологии Оккама являлась его “бритва”, которая является одной из первых формулировок принципа простоты, и которая сыграла в дальнейшем важную роль в развитии науки.
Также можно
констатировать, что Оккам является
сторонником экспериментально обоснованного
научного знания. Оккам рассматривает
мир как случайный продукт
абсолютно свободной воли Всемогущего,
в котором кроме множества
индивидуального ничто другое не
необходимо. Исходя из этого, он считает,
что единственный фундамент научного
познания - эксперимент. Отсюда первый
канон: научно знать можно лишь то,
что контролируемо в
Новое направление
физики заложено и в установке
Оккама на такое научное исследование,
в котором нет места
5. Семиотика и логика
Рассматривая философские воззрения Оккама, нельзя обойти вниманием тот вклад, который философ внёс в логику. Его семиотические идеи выглядят удивительно современно. Он был первым автором классификации знаков.
Обоснование возможности истинного познания Оккам не представлял в отрыве от семиотики - грамматических принципов. Семиотика им рассматривается как вспомогательная и важная для гносеологии единица. Базисным для семиотики является понятие знака (signum).
В широком
смысле понятие знака философ
употребляет для наименования всего
того, что, будучи каким-либо образом, понято,
вызывает мысль о чём-то ином, отличном
от самого этого знака. В более
узком смысле понятие знака используется
Оккамом в отношении того, что
предназначено подразумевать
Оккам подразделяет знаки на естественные (signa naturalia) и искусственно установленные (signa ad placitum instituta). Примером первых является понятие, примером вторых - слово. Знаки необходимы для описания и передачи информации, и не следует приписывать символам другой функции, кроме той, которую они выполняют. Главной функцией знака, по Оккаму, является его свойство, обнаруживая себя, представлять одновременно ещё и нечто совсем иное [1,с.123].
Со знаком
связано понятие значение (или
обозначение). Термин “обозначать” Оккамом
понимается в четырёх различных
смыслах. Во-первых, в отношении того,
что действительно
Рассмотрев проблему знака и значения, Оккам переходит к анализу их роли в предложении. Знаки в предложении суть термины. Оккам выделяет термины первичной интенции и термины вторичной интенции. Первые обозначают вещи, вторые - другие термины. По Оккаму, термины бывают трёх родов - записанные, произнесённые и помысленные. Далее Оккам переходит к анализу соотношения слова и понятия. Суть его состоит в утверждении, что слово имеет произвольное значение, тогда как понятие - значение естественное.
Сколько-нибудь
полную трактовку знания, согласно
Оккаму, нельзя развить, не
Оккам выделят три типа суппозиций. Первая это персональная суппозиция. Например, “всякий человек - животное”, предполагается, что термин “человек” замещает собой всех отдельных людей. Вторая это простая суппозиция. Она имеет место, когда термин замещён понятием типа “человек это вид”, отсылая к отдельно существующим людям. Наконец, имеется третья материальная суппозиция, типа “человек это имя”, где термин лишён смысла [6,с.184]. Иными словами, один и тот же термин может иметь разные смыслы, в зависимости от места и характера пропозиции.
Области
суппозиции и значения не полностью
покрывают друг друга. Теория значения
может рассматриваться как
Свою теорию суппозиций Оккам применяет к трактовке фундаментальной гносеологической проблемы критерия истинного познания. Перед обсуждением проблемы истины Оккам говорит о принятии. Оккам выделяет четыре ступени принятия. Первая - это принятие в силу преклонения перед авторитетом, далее принятие вследствие уверования во что-либо, затем под влиянием акта воления в силу опыта и, наконец, в силу очевидности или доказательства. Очевидное - это то, из чего само по себе не следует невозможное.
Оккам следующем
образом трактует предикаты “быть
истинным” и “быть ложным”: “…истинность
и ложность соответственно неотличимы
от истинного и ложного
Когда мы говорим о вещи, мы говорим о ней посредством предложений и терминов. Поэтому непосредственный объект любой науки не сам предмет как таковой, а представление о нём. В реальной науке предложения и термины обозначают и суппонируют вещи.
Особым
разделом семиотики Оккама является
теория имён (в том числе собственных).
Первоначально мыслитель
В своём
учении о предложении Оккам