О границах человеческого познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Человек отличается от любого другого живого существа уже тем, что способен осознавать бытие: способен в субъективной форме воспроизводить мир предметов, состояний, процессов, а также свое отличие от данных ему, находящихся перед ним объектов.
Особенностям субъективного освоения человеком внешнего мира посвящен такой раздел философии, как гносеология (греч. gnosis — познание), теория познания. В современных исследованиях практикуется использование другого, практически равноценного термина при обозначении круга проблем, связанных с теорией познания, — эпистемологии (греч. episteme — знание).

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 66.19 Кб (Скачать файл)

Так, может, зеркало, в котором  человек обретает наконец самого себя, следует передать времени, эпохе? Еще один способ самосознания, предполагающий оценку с точки зрения некоего идеального образца, признанного в обществе эталона научности, — так называемое эталонное самосознание. Эталонное самосознание не несет знания индивиду о нем самом, не указывает путей к оцениванию себя. Эталон выступает лишь в качестве основы социальной самооценки. Эталонное самосознание как бы “призывает” по данному образцу творить себя, но не предлагает соответствующих средств.

Эталонное самосознание лишь корректирует и дополняет уже  рассмотренные способы самосознания: оно заставляет в процессе самонаблюдения искать в себе именно те черты, которые  несет образец, а все “инаковое” оценивать с отрицательным знаком; оно одобряет и тем самым закрепляет определенные способы ролевого поведения, роль срастается с эталоном. Именно в этой точке и происходит срастание маски с лицом, разыгрывание определенной социальной роли становится объективацией социального эталона. В рамках эталонного сознания самосознание как конструирование, творчество себя превращается в мифотворчество. Мы начинаем подгонять себя под образец, порой принимая за путь к идеалу простое соглашательство, и чисто внешнее подражание своему герою, и просто “нас возвышающий обман” — субъективную уверенность в непрерывном внутреннем совершенствовании. Социальный эталон не несет в себе механизма корректирования, сопоставления желаемого и действительного, каким был наделен портрет Дориана Грея, не дававший возможности прообразу стать на путь самообмана. Эталонное сознание допускает развитие личности лишь в ограниченных рамках движения к социальному эталону. Эталонному сознанию чужд подлинный историзм. При резком изменении общественно-исторических условий ломаются привычные способы осознания личностью себя, предполагающие чувство причастности к определенному социальному целому.

Успех деятельности самосознания не зависит от того, в чьих руках  находится “зеркало”. В процессе самосознающей деятельности мы не можем  избежать “ мирского ” влияния  на наше столь глубоко запрятанное  от мира “я”. То окружающий мир оказывается  втянутым в наше субъективное бытие, его законы оказываются нашими законами, то наше “я” погружается в мир. Поэтому мы должны изменить в своей  самосознающей деятельности само направление  поиска: мы должны найти не отгороженное, обособленное от мира монолитное “я”; мы должны понять, что не можем остаться наедине с собой, что мы сами —  вопрос, обращенный к миру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Возможности и границы познания. М. , 1995.

2. Гадамер Х. -Г. Истина и метод. М. , 1988.

3. Заблуждающийся разум? М. , 1990.

4. Загадка человеческого понимания. М. , 1991.

5. Коршунов A. M. Познание и деятельность. М. , 1983.

 


Информация о работе О границах человеческого познания