Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 05:17, реферат
Устойчивость исследовательского интереса к творчеству Ницше вызвана многоаспектностью его философско-культурологических идей, в разное время обнаруживающих свою глубину и получающих своеобразное преломление в современной культуре. Он – явление исключительное во всех отношениях. Его труды при жизни не были восприняты современниками, а после смерти подверглись фальсификации. Его философия сразу же стала вызывать яростные споры, не утихающие по сей день.
Введение …………………………………………………………………
3
1. Общая характеристика проблем и идей …………………………….
5
2. Идея возвращения к жизни и критика христианства ………………
11
3. Мораль Заратустры и идея сверхчеловека ………………………….
21
Заключение ………………………………………………………………
25
Список литературы ……………………………………………………..
27
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………… |
3 |
1. Общая характеристика проблем и идей ……………………………. |
5 |
2. Идея возвращения к жизни и критика христианства ……………… |
11 |
3. Мораль Заратустры и идея сверхчеловека …………………………. |
21 |
Заключение ……………………………………………………………… |
25 |
Список литературы …………………………………………………….. |
27 |
ВВЕДЕНИЕ
«Присутствие» Ницше чрезвычайно ощутимо в философско-эстетическом теоретическом фундаменте и художественной практике ХХ века. С одной стороны, немецкий философ принадлежит к числу тех, кто удерживал планку высокой культуры мышления и стиля изложения мысли. С другой стороны, именно Ницше стал родоначальником неклассической эстетики и предвосхитил многие феномены и пути пост-культуры.
Устойчивость исследовательского интереса к творчеству Ницше вызвана многоаспектностью его философско-культурологических идей, в разное время обнаруживающих свою глубину и получающих своеобразное преломление в современной культуре. Он – явление исключительное во всех отношениях. Его труды при жизни не были восприняты современниками, а после смерти подверглись фальсификации. Его философия сразу же стала вызывать яростные споры, не утихающие по сей день.
Едва ли в действительности есть хоть что-то, о чём бы Ницше не высказал суждения: из его сочинений можно подобрать высказывания почти о всех великих и малых вещах — о государстве, религии, морали, науке, искусстве, музыке, о природе, жизни, болезни, труде, о мужчине и женщине, о любви, браке, о народах, эпохе, истории, исторических личностях, о последних философских вопросах. По отдельности эти высказывания имеют значение в большей или меньшей степени: правильное их понимание в каждом случае зависит от того, насколько мы овладели основными моментами движения мысли Ницше и знаем её основное содержание.
Его считали идеологом нацизма, но это совершенно не так. Ницше не имеет прямого отношения к тому, что провозгласили нацисты, ссылаясь на этот великий ум. Ницше говорил в своих последних работах о том, какие катаклизмы ждут людей в наступающем веке. Он предвидел возникновение тоталитарных систем, однако, не предупреждал о них, но сам был виртуозным искусителем .
Неразбериха с «ницшеанским фашизмом» началась, когда архивом Ницше после его смерти завладела сестра - Элизабет Фёрстер-Ницше. Под ее руководством была сфабрикована в том числе и компиляция выдранных из произведений Ницше цитат и откровенного вымысла, названная «Волей к власти». Компиляция была сфабрикована так удачно и своевременно, что попалась на глаза теоретикам и практикам НСДАП.
Конечно, вырванные из контекста отдельные высказывания можно использовать в различных целях, но в целом творчество Ф. Ницше направлено против фашизма, в основе которого лежали пангерманизм, антисемитизм и славянофобия.
Многие использовали идеи Ницше в своих интересах: фашисты цитировали его слова о превосходстве одних над другими, коммунисты использовали его антирелигиозною составляющую, а либералы вспоминали его ориентированность на свободу индивида. В сущности, философия Ницше не попадает ни под одну политическую идеологию. Он отвергал консерватизм, национализм (и даже патриотизм), социализм, этатизм и демократию. Если попытаться перевести Ницше в политическую плоскость, то получится своеобразный аристократический анархизм. Однако современное ницшеанское движение (ARES) небезосновательно относит себя к Правым, хоть и не похожим на остальных.
Влияние Ницше на развитие психотерапевтической и философской мысли трудно переоценить. Его идеи можно проследить в работах Фрейда, Франкла, Фромма, Берна и многих других.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ И ИДЕЙ
Фридрих Ницше – один из самых противоречивых философов в мировой истории. Прежде всего, потому, что его наследие столь самобытно, что вот уже более века ни один из исследователей его философских произведений не в состоянии даже приблизительно сформулировать, в какой из философско-идеологических парадигм следует их рассматривать. Ницше – не либерал, не социалист, не коммунист, не консерватор, не националист, не радикал. Ницше в полной мере – и не материалист, и не идеалист.
В противоположность всей европейской традиции Ницше не создал и не стремился создать целостной философской системы, возможно поэтому в мировой философии до сих пор не сложилось сколько-нибудь целостного и непротиворечивого ницшеанского философского портрета. Чтобы понять философское творчество Ницше, необходимо хронологически проследить становление и развитие главных его идей и проанализировать стиль и характер его мышления.
Исследователи философии Ницше выделяют три периода развития его философии: первый или ранний (с 1871 г. по 1876 г.), когда были написаны: «Рождения трагедии из духа музыки» (1872 г.), «Несвоевременные размышления»; второй или средний период (с 1877 г. по 1881 г.) «Человеческое, слишком человеческое» (1878 г.) «Утренняя заря» (1881г.); и третий период (1882 – 1889 г.г.) «Веселая наука», «Так говорил Заратустра» (три книги 1883-1884), «По ту сторону добра и зла» (1886 г.), «Воля к власти» (1889 г.).
В первый период на философию Ницше большое влияние оказала философия немецкого философа первой половины ХIХ века Шопенгауэра и музыка и эстетика современного Ницше немецкого композитора Р.Вагнера. Шопенгауэр представил мир явлений как объективировавшуюся волю, создающую мир для эстетического и этического самопознания. Ницше берёт этот принцип. Философия Шопенгауэра для Ницше соединила слово и музыку в качестве двух сторон мировой воли. Изучая греческую культуру, Ницше стремиться проследить многие закономерности культуры: этапы, гармонию и дисгармонию, отражение в искусстве как художественную целостность.
В культуре, по Ницше, мировая воля должна увидеть саму себя, произвести человека, породить гения. Античная культура, считает Ницше, была разрушена попытками её познания рациональными и логическими средствами. Сократ положил начало этому разрушению, перейдя к попыткам осмыслить мир логическим способом. Так же Еврипид разрушил древнегреческую трагедию, отойдя от мифа и целостного отражения в нём мира к рационально-психологическим приемам. То есть, по Ницше, переход к рационализму в культуре и искусстве привёл к разрушению искусства, его художественной целостности.
На втором этапе развития философии Ницше, его иррационализм ещё больше усиливается. На Ницше большое влияние оказывает естествознание его времени и философия науки того времени - позитивизм. В философию Ницше входят понятия: «мир», «жизнь», «становление», «человек» понимаемый больше в биологическом смысле. У Ницше нет логически связанной и выведенной системы понятий, как у Гегеля или Фихте, но определённая логика в его философии была.
Основополагающим понятием выступает «становление» как не имеющая в себе цели и конца, конкретной определенности, длительность мирового процесса, поток вечного круговорота и возвращения. Её нельзя познать или конкретно представить, так как это остановило бы весь процесс становления. Движущей силой этого становления является всё та же воля.
Центральным понятием философии Ницше выступает понятие «жизнь». Ницше причисляют к основоположникам философии жизни. То Ницше понимает жизнь, как чисто биологическое явление, то, как психологическое переживание. Ницше как бы стремится «преодолеть» противоположность материализма и идеализма, встав над ними. Жизнь, по Ницше, есть воля к власти, инстинктивная бессознательная и иррациональная сила, подчинившая себе чувства и мысли человека. Отсюда и понимание человека как биологического, подчиняющегося инстинктам бессознательного и иррационального существа.
Философские труды Ницше написаны не в форме сухих трактатов, а высоко художественно, афористично, парадоксально, отличным языком, что сразу же привело к его популярности и известности.
Ницше и сегодня один из наиболее цитируемых авторов. Многие философские направления в XX веке развивались под влиянием его идей и предсказаний. Отношение к философии Ницше не было и не будет однозначным уже в силу противоречивости эпохи и самой философии Ницше. Его философию считали предвестницей потрясений самого мира и культуры. Особенно это относилось к третьему периоду развития его философии, когда он выступил со своим учением о кризисе современной культуры, о воле и власти, которая приведёт к появлению сверхчеловека.
Человек только
переход к сверхчеловеку. Сверхчеловек
– главная цель развития
В творчестве и личной судьбе Фридриха Ницше «наиболее отчетливо запечатлен драматизм «переходной эпохи» рубежа ХIХ-ХХ веков. С одной стороны, Ницше – идейный наследник философской классики, профессионально и творчески осмысливший как истоки западной культуры (античность), так и другие важнейшие ее этапы (христианство, Возрождение, Новое время). С другой стороны, он – первый декадент, поэт-безумец, пророк, силой своего таланта всколыхнувший долго дремавшие иррациональные пласты европейской культуры. Столкновение этих дух тенденций во многом и обусловило многоплановость и противоречивость как самого творчества Ницше, так и его последующего влияния». [21, с. 292]
В работах Ницше обнаруживаются «истоки тех глобальных тем, которые стали ключевыми в творчестве многих известных мыслителей ХХ века. Здесь и шпенглеровский закат западного мира, и ортеговская тема «восстания масс», и шелеровская «девальвация ценностей», и зомбартовская власть буржуа, и хайдеггеровская метафизика нигилизма, и основы философской проблематики как религиозного, так и атеистического направлений экзистенциалистской мысли». [3, с. 8] Следует отметить, что «Ницше не создал философской школы как таковой, поэтому термином «ницшеанство» часто обозначают совершенно различные явления. Во-первых, речь идет о рецепции тех или иных идей Ницше, которая может быть как более или менее систематичной (например, представителями «русского религиозного ренессанса» конца ХIХ – начала ХХ веков, а также Хайдеггером, Ясперсом), так и фрагментарной (например, Лёвитом, Финком, Делезом, Фуко, Деррида и др.). Во-вторых, в настоящее время сложилась международная школа ницшеведения. В–третьих, под «ницшеанством» иногда понимают разработку в рамках иного, чем у Ницше, философского контекста тех или иных тем и мотивов, которые вошли в современную культуру через творчество Ницше, причем его приоритет устанавливается нередко задним числом. Данный признак неспецифичен, и по нему к «ницшеанству» можно отнести многие направления современной философии.
Эти значения термина «ницшеанство» указывают на широту влияния наследия Ницше на западную культуру. Противоречивость этого влияния ярче всего отражает четвертое значение, закрепившееся за «ницшеанством». Оно имеет значительную политическую нагрузку, основанную в основном на аберрации реального образа Ницше. В данном значении, наиболее последовательно применявшемся национал-социалистической идеологией, под «ницшеанством» понимается ничем не сдерживаемый активизм, торжество иррациональной витальности, циничное пренебрежение к духовным ценностям, аморализм, политический экстремизм». [21, с.294]
«Трудно отыскать среди сколько-нибудь значительных философов ХХ века такого, который обошел бы своим вниманием певца Заратустры». [3, с.10] Так, Альбер Камю относил Ницше к философам абсурда. "Мы не испытываем недостатка в великих авантюристах абсурда, - пишет он в своей работе "Бунтующий человек". Но, в конечном счете их величие измеряется тем, что они отказались от любования абсурдом, сохраняя его требования. Они разрушают ради большего, а не ради меньшего. "Мои враги те, кто хочет разрушать, а не творить самих себя". Сам он разрушал, но с тем, чтобы попытаться творить". [10, с.124-125]
«Мятежный дух» Фридриха Ницше нашел выражение в его литературном стиле. Ему не хватало терпения давать строгие определения понятий, проводить непрерывный логический анализ, отыскивать доказательства относительно глубинной сущности вещей – на его взгляд, все это было типично для философии прошлого. Его творчеству присущи вспышки озарения, афористические высказывания и воззвания. Его идеи часто кажутся несистематическими и бессвязными, для них характерен конфликт и даже противоречие. Ницше не позаботился разъяснить эти нестыковки, чтобы облегчить жизнь своему читателю.
Между несоизмеримыми утверждениями Ницше действительно существует связь, однако он призывает нас восстанавливать связующие звенья самостоятельно – если, конечно, мы в силах. И даже после этого Ницше не желает вселять в читателя чрезмерную уверенность в том, что он приблизился к окончательной, неопровержимой истине. «Всякая философия, - написал он однажды, - это философия переднего плана… Всякая философия также скрывает философию». Мы вправе также сказать, что Ницше подрывает или деконструирует даже собственную мысль – не для того, чтобы ее обесценить, но чтобы подчеркнуть необходимость вкапываться в нее все глубже, не прекращая поиски слишком быстро». [5, с.586]
Форма изложения философских идей у Ницше – это афоризмы, мифы, проповеди, полемика, декларации. Его философские взгляды – это его собственное бытие. "Переоценка ценностей", о чем часто писал Ницше, была его естественным состоянием. Поэтому знакомство с сочинениями Ницше – это знакомство с его личностью". [26, с.125] "Можно принимать или не принимать учение Ницше,- писал Лев Шестов,- можно приветствовать его мораль или предостерегать против нее, но, зная его судьбу, зная, как пришел он к своей философии, какою ценой было им куплено "свое слово",- нельзя ни возмущаться им, ни негодовать против него. У Ницше было святое право говорить то, что он говорил". [28,с.23]