Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 05:17, реферат
Устойчивость исследовательского интереса к творчеству Ницше вызвана многоаспектностью его философско-культурологических идей, в разное время обнаруживающих свою глубину и получающих своеобразное преломление в современной культуре. Он – явление исключительное во всех отношениях. Его труды при жизни не были восприняты современниками, а после смерти подверглись фальсификации. Его философия сразу же стала вызывать яростные споры, не утихающие по сей день.
Введение …………………………………………………………………
3
1. Общая характеристика проблем и идей …………………………….
5
2. Идея возвращения к жизни и критика христианства ………………
11
3. Мораль Заратустры и идея сверхчеловека ………………………….
21
Заключение ………………………………………………………………
25
Список литературы ……………………………………………………..
27
Литературность творчества Ницше вряд ли может быть поставлена ему в упрек. "Философия всегда была близка художественной литературе, она начиналась в Греции с поэм Парменида и Эмпедокла, диалогов Платона, писем Эпикура и Сенеки. Эти связи не прерывались и в дальнейшем: Августин, Данте, Эразм, Вольтер, Лихтенберг, романтики т.д., вплоть до "Трех разговоров" Соловьева и "Так говорил Заратустра" Ницше". [10, с.5]
Следуя Шопенгауэру, Ф. Ницше в качестве первичной жизненной реальности рассматривает «волю к власти» как основной и определяющий принцип жизни. Причем принцип воли к власти Ницше переносит не только на область человеческой активности, но и на неживую, и на органическую природу. Воля к власти организует завоеванное пространство жизни, придавая каждому явлению соответствующий характер ценности. Если Шопенгауэр видел в отказе от «воли к жизни», самоотречении, аскетизме как намеренном сокращении воли средство спасения, то Ницше противопоставил утверждение «воли к власти» («жизнь стремится к максимальному чувству власти»).
Наряду с учением о воли к власти ведущими идеями ницшеанской философии являются и учения о «переоценке всех ценностей, о вечном возвращении, о сверхчеловеке» и др. Все ценности западной культуры должны быть переосмыслены, поскольку в этой культуре сформировано полное пренебрежение к реальному постороннему миру, обесценена сама жизнь, которая рассматривается лишь как преддверие иной, потусторонней жизни. Начиная от Сократа («теоретизирующего человека») происходил длительный процесс отхода человечества от ценностей постороннего опыта жизни — эпоха мирового нигилизма. Для обозначения настроения наступления новой Всемирной эпохи переоценки всех ценностей, следующей за эпохой нигилизма, Ницше использовал такой символ мирового события, как «Смерть Бога». «Бог, который умер», для Ницше это тот Бог, который может умереть, т.е., скорее всего, лишь Бог, олицетворяющий прежних богов, предрассудки верований, чем Бог как таковой. «Смерть Бога» символизирует не просто утрату веры в высшие ценности, но необходимость переоценки прежних ценностей, утверждения новой иерархии, наполнения их «жизнью». Человеку же остается только «земля», только требование установить «новую разметку жизненного поля», возвыситься над своим нынешним состоянием, стать сверхчеловеком, властелином этой «земли» ради самого себя. Поэтому сверхчеловек как идеал и как цель становится смыслом бытия, смыслом истории, и этот формирующийся сверхчеловек, вырастающий из прежнего человека, выбирает волю к власти как акт собственного воления.
2. ИДЕЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ К ЖИЗНИ И КРИТИКА ХРИСТИАНСТВА
В начале августа 1881 г., недалеко от Сильс-Мария, прогуливаясь в покрытых лесами Швейцарских Альпах Верхнего Энгандина, Ницше пришел, по его словам, к новой концепции, значительно превосходящей верования и ценности всех прочих мыслителей. Это событие произошло на горной тропе, когда он, погруженный в свои мысли, набрел на могучую каменную пирамиду недалеко от Сурлея. Его немедленно осенило счастливое объяснение высшей реальности - идея вечного возвращения тех же самых событий. Ницше был прямо-таки охвачен эйфорией по поводу этой новой парадигмы, полагая, что она придает человеческому существованию космическое значение и высшую цель в мире, в котором нет Бога.
Динамическая метафизика Ницше, в том виде, в каком она представлена его рассуждениями о вечном возвращении, основана на нескольких главных и a priori взаимосвязанных предположениях: (1) общая сумма энергии или силы в нашей вселенной конечна; (2) вся энергия сохранна (она не создается и не разрушается); (3) число состояний энергии конечно; (4) пространство конечно, но время бесконечно, циклично и необрати- мо; (5) продолжительность энергии бесконечна; (6) изменение вечно (никогда не было и даже не будет состояния максимальной энтропии, беспорядка или равновесия); и (7) причины появления разумных существ можно понять без всякого обращения к теологии или религии.
Число состояний энергии (изменений, комбинаций и превращений) в космическом цикле конечно, и последовательность всех этих состояний представляет собой ограниченное число событий. Таким образом, существует предел количеству возможных состояний всей вселенной. Если количество отдельных неделимых событий в вечной вселенной конечно, то последовательность, абсолютно идентичная существующей сейчас, уже существовала раньше и в будущем будет когда-нибудь с необходимостью повторена опять. Поэтому то, что есть сейчас, уже было и будет повторяться бесконечное число раз, поскольку вечность простирается как в прошлое, так и в будущее. Вся последовательность завершенных состояний бесконечно повторяется тем же самым образом в ходе великой игры в рулетку бытия; для человеческой породы эта завершенная последовательность неизвестна и непознаваема в принципе. Короче говоря. каждый космический цикл - круговое движение объектов, событий и отношений, полностью идентичный всем другим завершенным циклам.
По своей сути, вселенная есть повторяющийся цикл событий. Она замкнута кругом возвращений, поскольку снова и снова та же самая завершенная цепь событий должна следовать в фиксированном порядке, всегда возвращаясь к началу. И этот космический цикл продолжается вечно; все события и отношения, в том числе различные акты созидания и разрушения, заперты в циклической структуре конечной, но вечной вселенной. Хотя в рамках каждого законченного цикла есть прогресс и последующая деволюция, не существует никакой прогрессивной эволюции от цикла к циклу, поскольку все космические циклы абсолютно идентичны.
Ницше считал свою идею вечного возвращения полностью научной гипотезой и даже искал формального подтверждения этой метафизической концепции высшей реальности в математических и химических науках. Он даже говорил о вечном возвращении как о самой могущественной мысли из всех мыслей и величайшей из достижимых формул высшего дионисийского утверждения жизни.
Для Ницше вечное возвращение оправдывает человеческое существование вообще и, в частности, предоставляет философскую поддержку двум другим его взаимозависимым и сопоставимым идеям воли к власти и пришествия сверхчеловека. Ни время, ни этот мир никогда не имели начала и не будут иметь конца, в прошлом и в будущем, как изменения, так и природа бесконечны. Время - вечная связь, пространство - завершенный цикл, а реальность - воля к власти как творческая сила энергии без начала или конца (бытие есть бесконечное возвращение завершенного становления). Для этого философа всеобщий круг вечных изменений - неизбежный закон космической реальности.
Первые свои серьезные претензии к христианству Ницше сформулировал в главе “Религиозная жизнь” книги “Человеческое, слишком человеческое”. Научные и особенно психологические знания, говорит он, теперь запрещают нам верить в христианские догматы: “…при нынешнем состоянии знания уже более невозможно иметь что-то общее с ним (христианством), не замарав безнадежно свое интеллектуальное сознание...”
Вера в христианского бога – “...лживое утверждение жрецов, что существует бог, которому угодно, чтобы мы делали добро; который является надзирателем и свидетелем всякого действия, всякого момента, всякой мысли; который любит нас...”.
в божественность Христа – “...еврея, распятого две тысячи лет назад, который сказал, что он Сын Божий. Доказательства для подобного утверждения не существует”.
Христианская религия – “...бог, который производит на свет детей от смертной женщины; мудрец, который призывает не работать больше, но внимать знамениям грядущего конца света; справедливость, которая принимает в искупительную жертву невинного человека; некто велящий своим ученикам пить свою кровь; молитвы о свершении чуда; грехи, содеянные против бога и богом отпущенные; страх перед потусторонним, вратами которого является смерть; образ креста как символ в эпоху, которая ужен не ведует назначения и позора креста...”.
Для мыслящего человека это уже не представляется возможным. По Ницше, влияние христианства оказалось также психологически вредным. Именно христианство привнесло в мир понятие греха.
Далее критика продолжается в “Рассвете”, где святой Павел назван “первым христианином, изобретателем христианскости”, а христианская церковь – “энциклопедией доисторических культов”.
В основе враждебности Ницше к христианству, таким образом, лежит мнение, что эта религия безрассудна: что просвещенный и разумный человек не должен верить в нее. Но критика христианства с этих позиций, в принципе, могла бы быть заявлена любым философом; но при этом существует единое мнение о какой-то особой, ницшеанской, специфике этого неприятия.
Эта специфика состоит в том, что корнями уходит в собственную философию Ницше и направлена (особенно в “Антихристе”), в первую очередь, против учения самого Иисуса Христа.
Таким образом, критика христианства у Ницше имеет две стороны. Во-первых, это, собственно, критика учения Иисуса Христа. Сердцевина доктрины Христа, утверждает Ницше, состоит в оправдании тотального пацифизма, и эта доктрина должна быть выражением определенного состояния бытия: неаправданно преувеличенной чувствительности к страданиям. Если бы подобное состояние было пресуще в целом человеку , какие бы ценности ни производило человечество, - то тогда и “человечество”, как таковое, никогда не возникло бы, поскольку эволюция высших качеств выковывалась в конфликтах, как между индивидуумами, так и внутри индивидуумов, в недрах “души”. То есть, если все без исключения будут следовать доктринам Христа, то скоро наступит закат человечества.
Во-вторых, он критикует христианское мировоззрение как полностью абсурдное и противостоящее жизни. “Поведение в каждый отдельный момент жизни, всякий инстинкт, любая оценка, становящаяся поступком,- все сегодня противоречит христианству, все - антихристианское: каким же чудовищно лживым уродом должен быть современный человек, чтобы, несмотря на все это, не стыдиться называть себя христианином!”.
В чем же Ницше обвинял христианство? В том, что христианство - это религия сострадания, религия слабых и больных людей, что христианство ведет к несвободе и несопротивлению человека, что христианство оперирует сплошь воображаемыми понятиями, что оно возводит «греховность» человека и что, наконец, религия и наука несовместимы.
Христианство подхватило вымышленный Платоном истинный, сверхчувственный, потусторонний мир высших идеалов, норм, принципов, целей и ценностей, который был возведен над земной жизнью, чтобы придать последней порядок и внутренний смысл. Поскольку потусторонний мир понимался как совершенный, безусловный, абсолютный, истинный, добрый, прекрасный, желанный, постольку земной мир, в котором живут люди со всеми своими делами, заботами, трудностями и лишениями, представлялся в качестве лишь кажущегося, несовершенного, ненастоящего, обманчивого, порочного мира. Искусственно воздвигнутый истинный мир предстал в сознании людей неким идеалом, которому были приданы соответствующие атрибуты в виде разнообразных ценностей и целей, и который в связи с этим стал основой для критики известного нам земного мира, ибо первый казался более ценным и значимым, чем второй.
В связи с этим Ницше выступал против признания существования идеального мира. Реально существующий мир - единственный мир, а некий «идеальный мир» есть своеобразное повторение существующего мира. Этот идеальный мир - целительный, утешающий мир иллюзий и фикций, это все, что мы ценим и ощущаем как приятное. Он есть источник опаснейших покушений на жизнь, величайших сомнений и всяческого обесценивания того мира, который мы представляем собой. Так земная жизнь оказывается лишенной смысла и ценности и начинает отвергаться.
При этом «совершенный» мир, по мнению Ницше, был создан на основе страданий и бессилия людей. Те, кто презирает тело и землю ради потустороннего мира, - это больные и умирающие. В глубине христианства живет ненависть больных людей, инстинкт, направленный против здоровых людей. Не обладая самостоятельностью, здоровьем, интеллектуальными способностями, физической крепостью простолюдины, слабые, больные, усталые, отверженные, обездоленные, посредственные, неудачники используют христианскую мораль для оправдания недостатка мощи и уверенности в себе и для борьбы с сильными и независимыми людьми.
Именно они, «упадочные люди», а не сильные личности, нуждаются во взаимопомощи, сострадании, милосердии, любви со стороны окружающих, человечности. Без этого они просто бы не сумели выжить и тем более навязать свое господство и отомстить за себя и за свою врожденную ущербность и неполноценность. Высшим же людям такого рода моральные ценности не только не нужны, но и вредны, ибо обессиливают их души. Они поэтому разделяют ценности противоположного характера, которые связаны с утверждением инстинкта воли к жизни и власти.
Любая религия появилась из страха и нужды, когда люди не знали ничего о природе и ее законах, все было проявлением мистических сил, которых можно было умиротворить путем молитв и жертвоприношений. Ницше пишет, что христианство ни в одной точке не соприкасается с действительностью, в религии присутствуют сплошь выдуманные понятия: Бог, душа, дух, грех, кара, искупление, благодать, страшный суд, вечная жизнь…
Христианство возникло, чтобы облегчить жизнь человека, но теперь оно должно сначала отяготить их жизнь сознанием греховности, чтобы потом иметь возможность облегчить их. Церковь устроила все так, что без нее теперь ни шагу: все естественные события (рождение, свадьба, смерть) теперь требуют присутствия жреца, который бы «освятил» событие. Христианство проповедует греховность и презренность человека вообще, так что уже невозможно презирать других людей. Путем выдвижения чрезмерных требований, сравнения человека с совершенным Богом церковь заставляет человека чувствовать себя греховным, дурным, ему становятся нужны сверхъестественные силы, чтобы снять это бремя, чтобы «спастись» от «греховности», но когда отпадает представление о Боге, то отпадает и чувство «греха» как нарушения божественных предписаний.