Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:28, доклад
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
онтология (учение о бытии);
гносеология (учение о познании);
человек;
общество.
Общее понятие и содержание
предмета философии.
Предметом
называется круг вопросов, которые изучает
философия. Общую структуру предмета философии,
философского знания составляют четыре
основных раздела:
онтология
(учение о бытии);
гносеология
(учение о познании);
человек;
общество.
Основные проблемы, исследуемые философией.
В рамках
данных четырех основных разделов философии
можно выделить множество изучаемых ею
частных вопросов:
сущность
бытия;
происхождение
бытия;
материя (субстанция),
ее формы;
сознание,
его происхождение и природа;
взаимоотношение
материи и сознания;
бессознательное;
человек его
сущность и существование;
душа, духовный
мир человека;
общество;
общество
и человек;
духовная
сфера жизни общества;
материально-экономическая
сфера жизни общества;
социальная
сфера общества;
общественно-экономические
формации, цивилизации;
перспективы
человека, общества;
экология,
проблемы выживания;
особенности
познания;
влияние познающего
субъекта на процесс познания и его результаты;
ограниченность
и безграничность познания;
движение;
философские
категории;
диалектика
и ее законы;
иные вопросы.
Общее понятие и содержание методов философии.
Основными
методами философии (путями, средствами,
с помощью которых осуществляется философское
исследование) являются:
диалектика;
метафизика;
догматизм;
эклектика;
софистика;
герменевтика.
Диалектика
– метод философского исследования, при
котором вещи, явления рассматриваются
гибко, критически, последовательно с
учетом их внутренних противоречий, изменений,
развития, причин и следствий. Единства
и борьбы противоположностей.
Метафизика
– метод, противоположный диалектике,
при котором объекты рассматриваются:
Обособлено,
как сами по себе (а не с точки зрения их
взаимосвязанности);
Статично
(игнорируется факт постоянных изменений,
самодвижения, развития);
Однозначно
(ведется поиск абсолютной истины, не уделяется
внимания противоречиям, не осознается
их единство).
Догматизм
– восприятие окружающего мира через
призму догм – раз и навсегда принятых
убеждений, недоказуемых, «данных свыше»
и носящих абсолютный характер. Данный
метод был присущ средневековой теологической
философии.
Эклектика
– метод, основанный на произвольном соединении
разрозненных, не имеющих единого творческого
начала фактов, понятий, концепций, в результате,
которого достигаются поверхностные,
но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными
выводы. Часто эклектика применялась для
обоснования каких-либо взглядов, идей,
привлекательных для массового сознания,
но не имеющих реальной ни онтологической,
ни гносеологической ценности и достоверности
(в средние века – в религии, в настоящее
время – в рекламе).
Софистика
– метод, основанный на выведении из ложных,
но искусно и некорректно поданных как
истинные посылок (суждений), новой посылки,
логически истинной, но ложной по смыслу
либо любой иной выгодной для принимающего
данный метод. Софистика была распространена
в Древней Греции, имела цель не получения
истины, а победы в споре, доказательства
«чего угодно кому угодно» и использовалась
как прием ораторского искусства.
Герменевтика
– метод правильного прочтения и истолкования
смысла текстов. Широко распространен
в западной философии.
Одновременно
и направлениями в философии, и философскими
методами являются:
материализм;
идеализм;
эмпиризм;
рационализм.
При материалистическом
методе действительность воспринимается
как реально существующая, материя – как
первичная субстанция, а сознание – ее
модус – есть проявление матери. (Материалистическо-
Суть идеалистического
философского метода – признание в качестве
первоначала и определяющей силы идеи,
а материи – как производной от идеи, ее
воплощением. Идеалистический метод особенно
широко распространен в США в ряде стран
Западной Европы (например, Германии).
Эмпиризм
– метод и направление в познании, согласно
которому в основе познавательного процесса,
знания лежит опыт, получаемый преимущественно
в результате чувственного познания. («Нет
ничего в мыслях, чего бы до этого не было
в опыте и чувственных ощущениях».)
Рационализм
– философский метод и направление в философии,
в силу которого истинное, абсолютно достоверное
знание может быть достигнуто только с
помощью разума (то есть выведено из самого
разума) без влияния опыта и ощущений.
(Все можно подвергнуть сомнению, а любое
сомнение – это уже работа мысли, разума.)
4. Особенности
античной философии. Досократики: основные
представители и их философские взгляды
Общее понятие досократических философских
школ.
Первые, досократические
философские школы Древней Греции возникли
в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих
полисах, находившихся в процессе становления.
К наиболее известным ранним философским
школам Древней Греции относятся:
милетская
школа:
школа пифагорейцев;
школа Гераклита
Эфесского;
элейская
школа;
атомысты.
Характерными
чертами досократических философских
школ являлись:
ярко выраженный
космоцентризм;
повышенное
внимание к проблеме объяснения явлений
окружающей природы;
поиск первоначала,
породившего все сущее;
гилозоизм
(одушевление неживой природы);
доктринерский
(недискуссионный) характер философских
учений.
2. Милетская
школа («физики») – Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен.
Милетская
школа существовала в Древней Греции в
VI в. до н.э. и получила свое наименование
от названия города, где она была основана:
Милета – крупного торгово-ремесленного
полиса в Малой Азии. Представителями
данной школы являлись Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен. Философы милетской школы:
выступали
с материалистических позиций;
занимались
не только философией, но и другими науками
– точными и естественными;
пытались
объяснить законы природы (за что получили
свое название – школа «физиков»);
искали первоначально
– субстанцию, из которой возник окружающий
мир.
Фалес (примерно
640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской
школы, один из самых первых выдающихся
греческих ученых и философов. Фалес, оставивший
большое научное и философское наследие:
первоначально
всего сущего считал воду («архэ»);
представлял
Землю в виде плоского диска, который покоится
на воде;
считал, что
неживая природа, все вещи имеют душу (то
есть был гилозоистом – одушевлял все
сущее);
допускал
наличие множества богов;
считал центром
вселенной Землю;
точно определил
продолжительность года – 365 дней;
сделал ряд
математических открытий (теорема Фалеса
и др.).
Анаксимандр
(610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:
первоначалом
всего сущего считал «апейрон» - вечную,
неизмеримую, бесконечную субстанцию,
из которой все возникло, все состоит и
в которую все превратиться;
вывел закон
сохранения материи (фактически открыл
атомарное строение вещества): все живое,
все вещи состоят из микроскопических
элементов; после гибели живых организмов,
разрушения веществ элементы («атомы»)
остаются и в результате новых комбинаций
образуют новые вещи и живые организмы;
первым выдвинул
идею о происхождении человека в результате
эволюции от других животных (предвосхитил
учение Ч.Дарвина).
Анаксимен
(546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:
первопричиной
всего сущего считал воздух;
выдвинул
идею о том, что все вещества на Земле –
результат различной концентрации воздуха
(воздух, сжимаясь, превращается сначала
в воду, затем в ил, затем в почву, камень
и т.д.);
проводил
параллели между душой человека («психэ»)
и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;
отождествлял
божества с силами природы и небесными
светилами.
3. Гераклит
Эфесский.
Гераклит
из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина
V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий
философ-материалист, основатель философского
направления (первоначально принадлежал
к логической школе):
первоначалом
всего сущего считал огонь;
вывел закон
единства и борьбы противоположностей
– ключевой закон диалектики (наиболее
важное философское открытие Гераклита);
считал, что
весь мир находится в постоянном движении
и изменении («в одну и ту же реку нельзя
войти дважды»);
был сторонником
круговорота веществ в природе и цикличности
истории;
признавал
относительность окружающего мира («морская
вода грязная для человека, но чистая для
рыб», в разных ситуациях один и тот же
поступок человека может быть и хорошим,
и плохим);
всеобъемлющим,
всепроникающим божеством считал Логос
– Мировой Разум;
выступал
за материальность человеческой и мировой
души;
был сторонником
чувственного (материалистического) познания
окружающей действительности;
движущей
силой всех процессов считал борьбу: «война
(борьба) есть отец всему и мать всему».
4. Пифагорейцы.
Пифагорейцы
– сторонники и последователи Пифагора
(2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого
философа и математика:
первопричиной
всего сущего считали число (всю окружающую
действительность, все происходящее можно
свести к числу и измерить с помощью числа);
выступали
за познание мира через число (считали
познание через число промежуточным между
чувственным и идеалистическим сознанием);
считали единицу
мельчайшей частицей всего;
пытались
выделить «протокатегории», которые показывали
диалектическое единство мира (честное
– нечестное, светлое – темное, прямое
– кривое, правое – левое, мужское – женское
и др.).
5. Элеаты.
Элеаты –
представители элеской философской школы,
существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом
полисе Элея на территории современной
Италии. Наиболее известными философами
данной школы являлись парменид, Зенон
Элейский, Мелисс Самосский.
Элеаты:
изучали проблемы
познания;
жестоко разделяли
чувственное познание (мнение, «докса»)
и высшее духовное идеалистическое;
были сторонниками
монизма – выводили всю множественность
явлений из единого первоначала;
считали все
сущее материальным выражением идей (были
предвестниками идеализма).
6. Атомисты.
Атомисты
– материалистическая философская школа,
философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным
материалом», «первокирпичиком» всего
сущего считали микроскопические частицы
– «атомы».
Демокрит
считался основоположником материалистического
направления в философии («линия Демокрита»
- противоположность «линии Платона» -
идеалистическому направлению). В учении
Демокрита можно выделить следующие основные
положения:
весь материальный
мир состоит из атомов;
атом – мельчайшая
частица, «первокирпичик» всего сущего;
атом неделим
(данное положение было опровергнуто наукой
только в наши дни);
атомы имеют
различную величину (от мельчайших до
крупных), различную форму (круглые, продолговатые,
кривые, «с крючками» и т.д.);
между атомами
существует пространство, заполненное
пустотой;
атомы находятся
в вечном движении;
существует
круговорот атомов: вещи, живые организмы
существуют распадаются, после чего из
этих же самых атомов возникают новые
живые организмы и предметы материального
мира;
атомы невозможно
«увидеть» путем чувственного познания.
Философия
Сократа.
Наиболее
уважаемым из философов, имеющих отношение
к софистике, был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.).
Сократ не оставил значительных философских
произведений, но вошел в историю как выдающийся
полемист, мудрец, философ-педагог. Основной
метод, выработанной и применяемый Сократом,
получил название «майевтика». Суть майевтики
не в том, чтобы научить истине, а в том,
чтобы благодаря логическим приемам, наводящим
вопросам подвести собеседника к самостоятельному
нахождению истины.
Сократ вел
свою философию и просветительскую работу
в гуще народа, на площадях, рынках в форме
открытой беседы (диалога, спора), темами
которой были злободневные проблемы того
времени, актуальные и ныне: добро; зло;
любовь; счастье; честность и т.д. Философ
был сторонником этического реализма,
согласно которому:
любое знание
есть добро;
любое зло,
порок совершается от незнания.
Сократ не
был понят официальными властями и воспринимался
ими как обычный софист, подрывающий устои
общества, сбивающий с толку молодежь
и не чтящий богов. За это он был в 399 г.
до н.э. приговорен к смерти и принял чашу
с ядом – цикутой.
Историческое
значение деятельности Сократа в том,
что он:
способствовал
распространению знаний, просвещению
граждан;
искал ответы
на извечные проблемы человечества –
добра и зла, любви, чести и т.д.;
открыл метод
майевтики, широко применяемый в современном
образовании;
ввел диалогический
метод нахождения истины – путем ее доказательства
в свободном споре, а не декларированная,
как это делал ряд прежних философов;
воспитал
много учеников, продолжателей своего
дела (например, Платона), стоял у истоков
целого ряда так называемых «сократических
школ».
«Сократические
школы».
«Сократические
школы» - философские учение, сложившиеся
под влиянием идей Сократа и развитые
его учениками. К числу «сократических
школ» относится:
Академия
Платона;
школа киников;
киренская
школа;
лигарная
школа;
элидо-эритрийская
школа.
Академия
Платона – религиозно-философская школа,
созданная Платоном в 385 г. до н.э., имевшая
целью исследование философских проблем,
почитание богов и муз и просуществовавшая
до VI в. н.э. (около 1000 лет).
Киники –
философская школа, которая обосновывала
идею свободы вне общества (асоциальной
свободы). Ее представители проверяли
свои философские изыскания на себе. Киники
вели паразитический, бродяжнический
образ жизни, не имели семьи, игнорировали
государство и законы, презирали традиционную
культуру, мораль, богатство, концентрировали
внимание на человеческих пороках.
Наиболее
известными представителями киников являлись
Антисфен, Диоген Синопский (прозванный
Платоном «Сократ, сошедший с ума»).
Киренская
школа – основана в IV в. до н.э. Аристиппом
из Кирены, учеником Сократа. Представители
данной школы (киренаики):
выступали
против изучения природы;
высшим благом
считали наслаждение;
соответственно
целью жизни видели наслаждения, счастье
воспринимали как совокупность наслаждения,
богатство – как средство для достижения
наслаждения.
Мегарская
школа основана учеником Сократа Евклидом
из Мегары в IV в. до н.э. Представители –
Евбулид, Диодор Крон.
Мегарцы считали,
что существует абстрактное высшее благо,
которое не поддается точному описанию,
- Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности
высшего блага (абсолютного зла) не существует.
Помимо философских
теоретических изысканий мегарцы вели
активную практическую деятельность (фактически
занимались софистикой) и получили прозвище
«спорщики».
Представители
мегарской школы (Евбулид) стали авторами
известных апорий, то есть парадоксов
(не путать с софизмами), - «Куча» и «Лысый»,
с помощью которых пытались понять диалектику
перехода количества в качество.
Апория «Куча»:
«Если на землю бросить зерно и к нему
добавлять по одному зерну, то с какого
момента на этом месте возникает куча?
Может ли совокупность зерен превратиться
в кучу после добавления одного зерна?»
Апория «Лысый»:
«Если из головы человека выпадает по
одному волосу, то с какого момента он
становится лысым? Можно ли установить
конкретный волос, после выпадения которого
человек становиться лысым? Можно ли установить
грань, разделяющую «еще не лысого» и «уже
лысого»?»
Философия
Платона.
1. Общая характеристика
личности и творчества Платона.
Платон (427
– 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней
Греции, ученик Сократа, основатель собственной
философской школы – Академии, основоположник
идеалистического направления в философии.
Платон – первый древнегреческий философ,
оставивший после себя ряд фундаментальных
философских произведений, наиболее важными
из которых являются «Апология Сократа»,
«Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство»,
«Законы». Большинство произведений Платона
написано в форме диалогов.
2. Платон
– основоположник идеалистического направления
философии.
Платон является
основателем идеализма. Главными положениями
его идеалистического учения являются
следующие:
материальные
вещи изменчивы, непостоянны и со временем
прекращают свое существование;
окружающий
мир («мир вещей» также временен и изменчив
и в действительности не существует как
самостоятельная субстанция;
реально существуют
лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
чистые (бестелесные)
идеи истинны, вечны и постоянны;
любая существующая
вещь является всего лишь материальным
отображением первоначальной идеи (эйдоса)
данной вещи (например, кони рождаются
и умирают, но они лишь являются воплощением
идеи коня, которая вечна и неизменна и
т.д.);
весь мир
является отображением чистых идей (эйдосов).
3. «Триада»
Платона – «единое», «ум», «душа».
Также Платон
выдвигает философское учение о триаде,
согласно которому все сущее состоит из
трех субстанций:
«единого»;
«ума»; «души».
«Единое»:
является
основой всякого бытия;
не имеет
никаких признаков (ни начала, ни конца,
ни частей, ни целостности, ни формы, ни
содержания, и т.д.);
есть ничто;
выше всякого
бытия, выше всякого мышления, выше всякого
ощущения;
первоначало
всего – всех идей, всех вещей, всей явлений,
всех свойств (как всего хорошего с точки
зрения человека, так и всего плохого).
«Ум»:
происходит
от «единого»;
разделен
с «единым»;
противоположен
«единому»;
является
сущностью всех вещей;
есть обобщение
всего живого на земле.
«Душа»:
подвижная
субстанция, которая объединяет и связывает»единое
– ничто» и «ум – все живое», а также связывает
между собой все вещи и все явления;
также согласно
Платону душа может быть мировой и душой
отдельного человека; при гилозоическом
(одушевленном) подходе душу могут иметь
также вещи и неживая природа;
душа человека
(вещи) есть часть мировой души;
душа бессмертна;
при смерти
человека умирает только тело, душа же,
ответив в подземном царстве за свои земные
поступки, приобретает новую телесную
оболочку;
постоянство
души смена телесных форм – естественный
закон Космоса.
4. Гносеология
(учение о познании) Платона.
Касаясь гносеологии
(учения о познании), Платон исходит из
созданной им идеалистической картины
мира:
поскольку
материальный мир является всего лишь
отображением «мира идей», то предметом
познания должны стать прежде всего «чистые
идеи»;
«чистые идеи»
невозможно познать с помощью чувственного
познания (такой тип познания дает не достоверное
знание, а лишь мнение – «докса»);
высшей духовной
деятельностью могут заниматься только
люди подготовленные – образованные интеллектуалы,
философы, следовательно, только они способны
увидеть и осознать «чистые идеи».
5. Проблема
государства в философии Платона.
Особую роль
в своей философии Платон уделил проблеме
государства (что было нетипично для предшественников
– «досократиков» Фалеса, Гераклита и
др., которые занимались поисками первоначала
мира и объяснением явлений окружающей
природы, но не общества). Платон выделяет
семь типов государства: идеальное «государство
будущего», которого пока не существует
и в котором отпадает необходимость в
государственной власти и законах, и шесть
типов ныне существующих государств. Среди
шести существующих типов Платоном указываются:
монархия
– справедливая власть одного человека;
тирания –
несправедливая власть одного человека;
аристократия
– справедливая власть меньшинства;
олигархия
– несправедливая власть меньшинства;
демократия
– справедливая власть большинства;
тимократия
– несправедливая власть большинства,
власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия
являются несправедливыми формами государства,
а демократия – власть большинства –
редко бывает справедливой и, как правило,
вырождается в тиранию, олигархию или
тимократию, двумя стабильными и оптимальными
формами государства могут быть только
аристократия и монархия.
6. Платоновский
проект государства.
Также Платон
выдвигает собственный план государственного
устройства, согласно данному плану:
все население
государства (полиса) делится на три сословия
– философы, воины, работники;
работники
(крестьяне и ремесленники) занимаются
грубым физическим трудом, создают материальные
блага, могут в ограниченных размерах
владеть частной собственностью;
воины занимаются
физическими упражнениями, тренираются,
поддерживают в государстве порядок, в
случае необходимости – участвуют в военных
действиях;
философы
(мудрецы) – разрабатывают философские
теории, познают мир, учат, управляют государством;
философы
и воины не должны иметь частной собственности;
жители государства
вместе проводят свободное время, вместе
едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
не существует
брака, все жены и дети общие;
допускается
и приветствуется труд рабов, как правило,
варваров, захваченных в плен.
В дальнейшем
Платон пересмотрел некоторые идеи своего
проекта, допустив небольшую частную собственность
и личное имущество для всех сословий,
однако другие положения данного плана
были сохранены.
7. Значение
философии Платона.
Историческое
значение философии Платона в том, что
впервые философом
оставлено целое собрание фундаментальных
произведений;
положено
начало идеализму как крупному философскому
направлению (так называемая «линия Платона»
- противоположность материалистической
«линии Демократа»);
впервые глубоко
исследованы проблемы не только природы,
но и общества – государство, законы и
т.д.;
были заложены
основы понятийного мышления, произведена
попытка выделить философские категории
(бытие – становление, вечное – временное,
покоящееся – движущееся, неделимое –
делимое и др.);
была создана
философская школа (Академия), просуществовавшая
около 1000 лет, где выросли многие видные
последователи Платона (Аристотель и др.).
Академия
Платона.
Академия
Платона – религиозно-философская школа,
созданная Платоном в 387 г. в природе Афин
и просуществовавшая около 1000 лет (до 529
г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками
академии являлись: Аристотель (учился
у Платона, основал собственную философскую
школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай.
Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы
(учитель Цицерона). Академия была закрыта
в 529 г. византийским императором Юстинианом
как рассадник язычества и «вредных» идей,
однако за свою историю успела добиться
того, что платонизм и неоплатонизм стали
ведущими направлениями европейской философии.
Философия
Аристотеля.
1. Этапы творчества
Аристотеля и его основные произведения.
Аристотель
(384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ
классического периода, ученик Платона,
воспитатель Александра Македонского.
В своей философской деятельности Аристотель
прошел три основных этапа:
367-347 гг. до
н.э. (20 лет) – работал, начиная с 17-летнего
возраста, в Академии Платона и был его
учеником (до момента смерти Платона);
347-335 гг. до
н.э. (12 лет) – жил и работал в Пелле – столице
Македонского государства по приглашению
царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;
335-322 гг. –
основал собственную философскую школу
– Ликей (перипатетическую школу) и работал
в ней до своей смерти.
К наиболее
известным произведениям Аристотеля относятся:
«Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика»,
«О душе», «История животных», «Никомахова
этика», «Риторика», «Политика», «Афинская
полития», «Поэтика».
2. Классификация
философии, данная Аристотелем.
Философию
Аристотель разделил на три вида:
теоретическую,
изучающую проблемы бытия, различных сфер
бытия, происхождения всего сущего, причины
различных явлений (получила название
«первичная философия»);
практическую
– о деятельности человека, устройстве
государства;
поэтическую.
Считается,
что фактически Аристотелем как четвертая
часть философии была выделена логика.
3. Критика
Аристотеля как способ объяснения сути
бытия.
Рассматривая
проблему бытия, Аристотель выступил с
критикой философии Платона, согласно
которой, окружающий мир делился на «мир
вещей» и «мир чистых (бестелесных идей),
и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь
в отдельности, являлся лишь материальным
отображением соответствующей «чистой
идеи».
Ошибка Платона,
по Аристотелю, в том что он оторвал «мир
идей» от реального мира и рассматривал
«чистые идеи» вне всякой связи с окружающей
действительностью, которая имеет и свои
собственные характеристики – протяженность,
покой, движение и др.
Аристотель
дает свою трактовку данной проблемы:
не существует
«чистых идей», не связанных с окружающей
действительностью, отображением которых
являются все вещи и предметы материального
мира;
существуют
только единичные и конкретно определенные
вещи;
данные вещи
называются индивидуумы (в переводе –
«неделимые»), то есть существует только
конкретная лошадь в конкретном месте,
а не «идея лошади», воплощением которой
данная лошадь является, конкретный стул,
находящийся в конкретном месте и имеющий
свои признаки, а не «идея стула», конкретный
дом, имеющий точно определенные параметры,
а не «идея дома», и т.д.;
индивидуумы
являются первичной сущностью, а виды
и роды индивидуумов (кони вообще, дома
вообще и т.д.) – вторичной.
4. Категории
Аристотеля как способ объяснения сути
бытия.
Поскольку
бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы»)
и их материальное отражение («вещи»),
возникает вопрос: что такое бытие?
Дать ответ
на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель
пытается через высказывания о бытие,
то есть через категории (в переводе с
древнегреческого – высказывания).
Аристотель
выделяет 10 категорий, которые отвечают
на поставленный вопрос (о бытии), причем
одна из категорий говорит о том, что такое
бытие, а 9 остальных дают его характеристики.
Данными категориями являются:
сущность
(субстанция);
количество;
качество;
отношение;
место;
время;
положение;
состояние;
действие;
страдание.
Иначе говоря,
по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция),
обладающая свойствами количества, качества,
места, времени, отношения, положения,
состояния, действия, страдания.
Человек,
как правило, способен воспринимать лишь
свойства бытия, но не сущность. Также
согласно Аристотелю категории – это
высшее отражение и обобщение окружающей
действительности, без которых немыслимо
само бытие.
5. Проблема
материи в философии Аристотеля
Важное место
в философии Аристотеля занимают проблемы
материи. Что есть материя? По Аристотелю,
материя – это потенция, ограниченная
формой (например, медный шар – это медь,
ограниченная шарообразностью, и т.д.).
Касаясь данной проблемы, философ также
приходит к выводам о том, что:
все сущее
на Земле обладает потенцией (собственно
материей) и формой;
изменение
хотя бы одного из этих качеств (либо материи,
либо формы) приводит к изменению сущности
самого предмета;
реальность
– это последовательность перехода от
материи к форме и от формы к материи;
потенция
(материал) есть пассивное начало, форма
– активное;
высшей формой
всего сущего является Бог, имеющий бытие
вне мира.
6. Проблема
души и человека в философии Аристотеля.
Носителем
сознания, по Аристотелю, является душа.
Философ выделяет три уровня души:
растительная
душа;
животная
душа;
разумная
душа.
Являясь носителем
сознания, душа также ведает функциями
организма.
Растительная
душа отвечает за функции питания, роста
и размножения. Этими же функциями (питание,
рост, размножение) ведает и животная душа,
однако благодаря ей организм дополняется
функциями ощущения и желания. И только
разумная (человеческая) душа, охватывая
все вышеперечисленные функции, ведает
еще и функциями рассуждения и мышления.
Именно это выделяет человека из всего
окружающего мира.
Аристотель
материалистически подходит к проблеме
человека. Он считает, что человек:
по биологической
сущности является одним из видов высокоорганизованных
животных;
отличается
от животных наличием мышления и разума;
имеет врожденную
склонность жить вместе с себе подобными
(то есть жить в коллективе).
Именно последнее
качество – потребность жить в коллективе
– приводит к возникновению общества
– большого коллектива людей, занимающегося
производством материальных благ и их
распределением, проживающего на одной
территории и объединенного языком, родственными
и культурными связями.
Регулирующим
механизмом общества (защита от врагов,
поддержание внутреннего порядка, содействие
экономике и т.д.) является государство.
7. Классификация
Аристотеля форм государства.
Аристотель
выделяет шесть типов государства:
монархия;
тирания;
аристократия;
крайняя олигархия;
охлократия
(власть толпы, крайняя демократия);
полития (смесь
умеренной олигархии и умеренной демократии).
Подобно Платону
Аристотель разделяет «дурные» формы
государства (тирания, крайняя олигархия
и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия
и полития).
Наилучшей
формой государства, по Аристотелю, является
полития – совокупность умеренной олигархии
и умеренной демократии, государство «среднего
класса» (идеал Аристотеля).
8. Историческое
значение философии Аристотеля в том,
что он:
внес существенные
коррективы в ряд положений философии
Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
дал материалистическую
трактовку происхождения мира и человека;
выделил 10
философских категорий;
дал определение
бытия через категории;
определил
сущность материи;
выделил шесть
типов государства и дал понятие идеального
типа – политии;
внес существенный
вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного
метода – от частного к общему, обосновал
систему силлогизмов – вывода из двух
и более посылок заключения).
7. Средневековая
философия: Общее понятие и основные черты средневековой
философии.
Средневековой
теологической философией называется
ведущее философское направление, распространенное
в Европе в V – ХVI вв., которое признавало
Бога в качестве высшего существующего
начала, а весь окружающий мир – Его творения.
Теологическая философия начала зарождаться
еще в Римской империи в I – V вв. н.э. на
основе раннего христианства, ересей и
античной философии и достигла высшего
расцвета в V – XIII вв. н.э. (в период между
распадом Западной Римской империи (476
г.) и началом эпохи Возрождения).
Наиболее
яркими представителями средневековой
теологической философии являлись: Тертуллиан
Карфагенский (160-220), Август Блаженный
(354-430), Боэций (480-524), Альберт Великий (1193-1280);
Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский
(1033-1109), Пьер Абеляр (1-79-1142), Уильям Оккам
(1285-1349), Николай из Отрекура (XIVв.).
Можно выделить
следующие основные черты средневековой
теологической философии:
теоцентризм
(главной причиной всего сущего, высшей
реальностью, основным предметом философских
исследований являлся Бог);
изучению
самого по себе космоса, природы, явлений
окружающего мира уделялось мало внимания,
так как они считались творением Бога;
господствовали
догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах)
о творении (всего Богом) и откровении
(Бога о Самом Себе – в Библии);
сглаживается
противоречие между материализмом и идеализмом;
человек выделялся
из природы и объявлялся творением Бога,
стоящим над природой (подчеркивалась
божественная сущность человека);
провозглашался
принцип свободы воли человека в рамках
божественного предопределения;
выдвигалась
идея о воскрешении человека из мертвых
(как души, так и тела) в будущем при богоугодном
поведении;
выдвигался
догмат о спасении окружающего мира и
человечества путем воплощения Бога в
теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения)
и принятия Иисусом Христом на Себя грехов
всего человечества;
мир считался
познаваемым через понятие Бога, которое
может быть осуществлено через веру в
Бога.
Средневековая
теологическая философия отличалась замкнутостью
на самой себе, традиционностью, повернутостью
в прошлое, оторванностью от реального
мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью,
учительством.
2. Идеи (догматы)
творения и откровения как основополагающие
в средневековой философии и теологии.
Основополагающими
догматами средневековой философии и
теологии являлись догмат творения и догмат
откровения.
Согласно
догмату творения:
Бог сотворил
окружающий мир из ничего;
творение
мира есть результат акта Божественной
воли;
мир сотворен
благодаря всемогуществу Бога;
природа не
может творить сама себя;
единственным
творческим началом во Вселенной является
Бог;
Бог вечен,
постоянен и всепроникающ;
подлинным
бытием является только Бог;
сотворенный
Богом мир не есть подлинное бытие, он
вторичен по отношению к Богу;
поскольку
мир не обладает самодостаточностью и
возник по воле другого (Бога), он непостоянен,
изменчив и временен;
нет четкой
границы между Богом и Его творением.
Согласно
догмату откровения:
мир можно
познать, только познав Бога;
Бог недоступен
для познания;
несмотря
на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил
познать Себя (дал информацию о себе) через
откровение – Библию;
единственный
способ познания Бога и всего сущего –
толкование Библии;
Бога можно
познать лишь сверхъестественным путем,
благодаря особой способности человека
– вере.
3. Проблема
добра и зла в средневековой теологической
философии.
Особое место
в средневековой теологической философии
занимает проблема добра и зла. Проблема
добра и зла решается исходя из идеи творения:
окружающий
мир всецело сотворен Богом;
Бог является
носителем и сосредоточением добра и справедливости;
следовательно,
окружающий мир изначально наполнен добром;
зло в мир
приносит дьявол (сатана) – падший ангел,
восставший против Бога;
поскольку
зла первоначально в мире не было, оно
часто маскируется под добро и добивается
своих темных целей;
в мире идет
постоянная борьба между добром и злом,
но поскольку мир – творение Бога и Бог
добрый, то добро в итоге одержит победу
над злом.
В отношении
проблемы добра и зла (как в отношении
многих иных вопросов) теологическая философия
средневековья имеет оптимистический
характер.
4. Разделение
сущности и существования в средневековой
теологической философии.
Средневековая
теологическая философия (в отличие от
античной) практически не противопоставляет
материю и идею (форму), материализм и идеализм.
Однако то, что древнегреческие философы
(например, Аристотель) считали единой
сущностью – бытием, теологическая философия
разделяет на:
бытие (существование)
– экзистенцию;
сущность
– эссенцию.
Экзистенция
(бытие, существование) показывает, есть
ли вещь вообще (то есть существует или
не существует).
Эссенция
(сущность) характеризует вещь:
Что такое
вещь?
Какая вещь?
Для чего
она существует?
Античные
философы видели сущность (признаки) и
существование (факт бытия) в неразрывном
единстве, как единую сущность – бытие.
Согласно теологической философии сущность
(признаки) может иметь место и без бытия
(без существования). Чтобы стать существующим
(бытием), сущность (признаки) должна быть
сотворена Богом. Иначе говоря, бестелесная
сущность (признаки, образы – сродни платоновским
«чистым идеям») витает в сознании Бога
и только актом его воли и благодаря присущей
только ему способности творить становится
материальным бытием. Существование (бытие)
может быть познано чувственными ощущениями,
опытом (как существующее и доступное
для такого познания), сущность же (признаки
бытия, Божественный замысел) – только
разумом. Только в Боге сущность и существование
совпадают.
5. Общие понятия
схоластики, номинализма и реализма.
Схоластика
– господствующий тип средневековой теологической
философии, отличительными чертами которого
являлись оторванность от реальной действительности,
замкнутость, консерватизм, крайний догматизм,
полное и беспрекословное подчинение
религиозным идеям, схематичность, назидательность,
учительство.
Название
«схоластика» произошло от латинского
слова schola (школа), поскольку данный тип
философии несколько столетий преподавался
в школах и университетах Европы. Таким
образом, схоластика представляла собой
не столько науку, занимающуюся творческим
поиском, сколько застывшую школьно-университетскую
дисциплину, имевшую цель философски обосновать
религиозное учение и догматы Церкви (за
что получила прозвище «Философия – служанка
богословия»).
Для схоластики
характерно восприятие Библии как жесткого
нормативного текста, абсолютной истины.
Схоласты
подразделяли знание на два вида:
сверхъестественное,
даваемое в откровении (то есть то, что
имел в виду Бог, закладывая ту или иную
мысль в Библии);
естественное,
отыскиваемое человеческим разумом (то
есть то, что сумел человек «расшифровать»
из текста Библии, как он понял идеи Бога).
В этой связи
схоласты вели многочисленные споры, написали
сотни философских томов, в которых пытались
правильно понять идеи Бога, спрятанные
за строчками Библии. Причем предметом
данных споров и изысканий становилась
не суть идей Бога, а правильность и четкость
понятий, определений, формулировок, иначе
говоря, внешняя, формально-логическая
сторона религиозного учения.
В средневековой
теологической философии (схоластике)
выделяются два противоположных направления
– номинализм и реализм.
Реализм –
направление теологической философии,
сторонники которого считали подлинно
существующими (т.е. подлинным бытием)
не сами вещи, а их общее понятие – универсалии
(по смыслу реализм близок к учению Платона
о «чистых идеях», воплощением которых
являются реальные вещи).
Видными представителями
реализма были Ансельм Кентерберийский,
Гильом из Шампо.
Номинализм
(от лат. nomen – имена) – направление теологической
философии, сторонники которого считали
реально существующими лишь сами конкретные
вещи, в то время как общие понятия (универсалии)
воспринимали как имена вещей. (По смыслу
номинализм близок учению Аристотеля,
отвергавшего «чистые идеи» и считавшего
реально существующими «индивидуумы»
- определяемые материальные вещи). Согласно
номиналистам универсалии существуют
не до, а после вещей, а вещи познаются
чувственным опытом.
К числу номиналистов
принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс
Скот.
6. Значение
средневековой теологической философии
для последующего развития философии
в том, что она:
стала связующим
звеном между античной философией и философией
эпохи Возрождения и нового времени;
сохранила
и развила ряд античных философских идей,
поскольку возникла на основе античной
философии христианского учения;
способствовала
расчленению философии на новые сферы
(помимо онтологии – учения о бытии, полностью
сливавшегося с античной философией, выделилась
гносеология – самостоятельное учение
о познании);
способствовала
разделению идеализма на объективный
и субъективный;
положила
начало появлению в будущем эмпирического
(Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического
(Декарт) направлений философии как результатам
соответственно практики номиналистов
опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного
интереса к проблеме самосознания (Я –
концепция, рационализм);
пробудила
интерес к осмыслению исторического процесса;
выдвинула
идею оптимизма, выразившегося в вере
в победу добра над злом и в воскрешении.
8. Общее понятие
и предпосылки философии эпохи Возрождения.
Философией
эпохи Возрождения называется совокупность
философских направлений, возникших и
развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые
объединяла антицерковная и антисхоластическая
направленность, устремленность к человеку,
вера в его великий физический и духовный
потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический
характер.
Предпосылками
возникновения философии и культуры эпохи
возрождения были:
совершенствование
орудий труда и производственных отношений;
кризис феодализма;
развитие
ремесла и торговли;
усиление
городов, превращение их в торгово-ремесленные,
военные, культурные и политические центры,
независимые от феодалов и Церкви;
укрепление,
централизация европейских государств,
усиление светской власти;
появление
первых парламентов;
отставание
от жизни, кризис Церкви и схоластической
(церковной) философии;
повышение уровня образованности в Европе
в целом;
великие географические
открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
научно-технические
открытия (изобретение пороха, огнестрельного
оружия, станков, доменных печей, микроскопа,
телескопа, книгопечатания, открытия в
области медицины и астрономии, иные научно-технические
достижения).
2. Основные
направления философии эпохи Возрождения.
Основными
направлениями философии эпохи Возрождения
являлись:
гуманистическое
(XIV – XV в., представители: Данте Алигьери,
Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.)
– в центр внимания ставило человека,
воспевало его достоинство, величие и
могущество, иронизировало над догматами
Церкви;
неоплатоническое
(сер. XV – XVI вв.), представители которого
– Николай Кузанский, Пико делла Мирандола,
Парацельс и др. – развивали учение Платона,
пытались познать природу, Космос и человека
с точки зрения идеализма;
натурфилософское
(XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали
Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео
Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд
положений учения Церкви и Боге, Вселенной,
Космосе и основах мироздания, опираясь
на астрономические и научные открытия;
реформационное
(XVI – XVII вв.), представители которого –
Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин,
Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др.
– стремились коренным образом пересмотреть
церковную идеологию и взаимоотношение
между верующими и Церковью;
политическое
(XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало
проблемы управления государством, поведение
правителей;
утопическо-социалистическое
(XV – XVII вв., представители – Томас Мор,
Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические
формы построения общества и государства,
основанные на отсутствии частной собственности
и всеобщем уравнении, тотальном регулировании
со стороны государственной власти.
3. Характерные
черты философии эпохи Возрождения относятся:
антропоцентризм
и гуманизм – преобладание интереса к
человеку, вера в его безграничные возможности
и достоинство;
оппозиционность
к Церкви и церковной идеологии (то есть
отрицание не самой религии, Бога, а организации
сделавшей себя посредником между Богом
и верующими, а также застывшей догматической,
обслуживающей интересы Церкви философии
– схоластики);
перемещение
основного интереса от формы идеи к ее
содержанию;
принципиально
новое, научно-материалистическое понимание
окружающего мира (шарообразности, а не
плоскости Земли, вращения Земли вокруг
Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной,
новые анатомические знания и т.д.);
большой интерес
к социальным проблемам, обществу и государству;
торжество
индивидуализма;
широкое распространение
идеи социального равенства.
????9. Английская
философия нового времени (материализм,
эмпиризм, социально-политическая направленность)
1. Предпосылки
и общая характеристика английской философии
нового времени.
Новое время
стало периодом расцвета философии в Англии.
Английская философия XVII – XVIII вв. имела
свою специфику:
материалистическую
направленность (большинство философов
Англии, в противоположность философам
других стран, например Германии, предпочитало
материалистически объяснить проблемы
бытия и резко критиковало идеализм);
господство
эмпиризма над рационализмом (Англия стала
редкой для своего времени страной, где
в вопросах познания победил эмпиризм
– направление философии, которое при
познании ведущую роль отводило опыту
и чувственному восприятию, а не разуму,
как рационализм);
большой интерес
к социально-политическим проблемам (философы
Англии не только пытались объяснить суть
бытия и познания, роль человека в мире,
но и искали причины возникновения общества
и государства, выдвигали проекты оптимальной
организации реально существующих государств).
Философия
Англии была для XVII в. очень прогрессивной.
Большое влияние на ее характер имели
следующие политические события:
революция
Оливера Кромвеля середины XVII в. (свержение
и казнь короля, непродолжительное существование
республики, движение индепендентов);
«славная
революция» 1688 года;
окончательная
победа протестантизма над католицизмом,
достижение внутренней автономии англиканской
Церкви, ее независимостью от Папы Римского;
упрочение
роли парламента;
развитие
новых буржуазных общественно-экономических
отношений.
Наибольший
след в философии Англии нового времени
оставили:
Фрэнсис Бэкон
– считается родоначальником эмпирического
(опытного) направления в философии;
Томас Гобсс
(уделял болшое внимание проблемам государства,
автор книги «Левиафан», выдвинул идею
«общественного договора»);
Джон Локк
(изучал проблемы государства, продолжил
традицию Т.Гоббса).
2. Ф. Бекон
– основоположник эмпирического направления
в философии.
Основателем
эмпирического (опытного) направления
в философии считается Фрэнсис Бэкон (1561
– 1626) – английский философ и политический
деятель (в 1620 – 1621 гг. – лорд-канцлер Великобритании,
второе должностное лицо в стране после
короля).
Суть основной
философской идеи Фрэнсиса Бэкона – эмпиризма
– заключается в том, что в основе познания
лежит исключительно опыт. Чем больше
опыта (как теоретического, так и практического)
накопило человечество (и отдельный человек),
тем ближе оно к истинному знанию. Истинное
знание, по Бэкону, не может быть самоцелью.
Главные задачи знания и опыта – помочь
человеку добиваться практических результатов
в его деятельности, способствовать новым
изобретениям, развитию экономики, господству
человека на природе.
В связи с
этим Бэконом был выдвинут афоризм, который
сжато выразил все его философское кредо:
«Знание – сила».
3. Индукция
как главный метод эмпирического познания.
Бэкон выдвинул
новаторскую идею, в соответствии с которой
главным методом познания должна стать
индукция.
Под индукцией
философ понимал обобщение множества
частных явлений и получение на основе
обобщения общих выводов (например, если
многие отдельные металлы плавятся, то
значит, все металлы обладают свойством
плавления).
Метод индукции
Бэкон противопоставил методу дедукции,
предложенному Декартом, согласно которому
истинное знание можно получить, опираясь
на достоверную информацию с помощью четких
логических приемов.
Достоинство
индукции Бэкона перед дедукцией Декарта
– в расширении возможностей, интенсификации
процесса познания. Недостаток индукции
– ее недостоверность, вероятностный
характер (так как если несколько вещей
или явлений обладают общими признаками,
это вовсе не значит, что данными признаками
обладают все вещи или явления из данного
их класса; в каждом отдельном случае возникает
необходимость в экспериментальной проверке,
подтверждении индукции).
Путь преодоления
главного недостатка индукции (ее неполноты,
вероятностного характера), по Бэкону,
- в накоплении человечеством как можно
большего опыта во всех областях знания.
4. Три пути
познания Бэкона.
Определив
главный метод познания – индукцию, философ
выделяет конкретные пути, с помощью которых
может проходить познавательная деятельность.
Это:
«путь паука»;
«путь муравья»;
«путь пчелы».
«Путь паука»
- получение знания из «чистого разума»,
то есть рационалистическим путем. Данный
путь игнорирует либо значительно принижает
роль конкретных фактов, практического
опыта. Рационалисты оторваны от реальной
действительности, догматичны и, по Бэкону,
«ткут паутину мыслей из своего ума».
«Путь муравья»
- такой способ получения знания, когда
во внимание принимается исключительно
опыт, то есть догматический эмпиризм
(полная противоположность оторванного
от жизни рационализма). Данный метод на
практическом опыте, сборе разрозненных
фактов, доказательств. Таким образом,
они получают внешнюю картину знания,
видят проблемы «снаружи», «со стороны»,
но не могут понять внутреннюю сущность
изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему
изнутри.
«Путь пчелы»,
по Бэкону, - идеальный способ познания.
Используя его, философ-исследователь
берет все достоинства «пути паука» и
«пути муравья» и в то же время освобождается
от их недостатков. Следуя по «пути пчелы»,
необходимо собрать всю совокупность
фактов, обобщить их (взглянуть на проблему
«снаружи») и, используя возможности разума,
заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять
ее сущность.
Таким образом,
лучшим путем познания, по Бэкону, является
эмпиризм, основанный на индукции (сбор
и обобщение фактов, накопление опыта)
с использованием рационалистических
приемов понимания внутренней сущности
вещей и явлений разумом.
5. Препятствия
на пути познания («призраки»).
Фрэнсис Бэкон
не только показывает, какими путями должен
происходить процесс познания, но и выделяет
причины, которые препятствуют человеку
(человечеству) получить истинное знание.
Данные причины философ иносказательно
называет «призраками» («идолами») и определяет
четыре их разновидности:
призраки
рода;
призраки
пещеры;
призраки
рынка;
призраки
театра.
Призраки
рода и призраки пещеры – врожденные заблуждения
людей, которые заключаются в смешивании
природы познания с собственной природой.
В первом
случае (призраки рода) речь идет о преломлении
познании через культуру человека (рода)
в целом – то есть человек осуществляет
познания, находясь в рамках общечеловеческой
культуры, и это откладывает отпечаток
на итоговой результат, снижает истинность
знания.
Во втором
случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии
личности конкретного человека (познающего
субъекта) на процесс познания. В итоге
личность человека (его предрассудки,
заблуждения – «пещера») отражается в
конечном результате познания.
Призраки
рынка и призраки театра – приобретенные
заблуждения.
Призраки
рынка – неправильное, неточное употребление
речевого, понятийного аппарата: слов,
дефиниций, выражение.
Призраки
театра – влияние на процесс познания
существующей философии. Зачастую при
познании старая философия мешает проявлять
новаторский подход, направляет познание
не всегда в нужное русло (пример: влияние
схоластики на познание в средние века).
Исходя из
наличия четырех основных препятствий
познания, Бэкон советует максимально
абстрагироваться от существующих «призраков»
и получать свободное от их влияния «чистое
знания».
6. Попытки
классификации наук и значение философии
Ф. Бэкона.
Ф. Бэкону
принадлежит одна из попыток классифицировать
имеющиеся науки. Основание классификации
– свойства человеческого ума:
память;
воображение;
рассудок.
Памяти соответствуют
исторические науки, воображению – поэзия,
рассудку – философия, что составляет
основу всех наук.
Философию
Бэкон определяет как науку о:
Боге;
природе;
человеке.
Каждый из
трех предметов философии человек познает
по-разному:
природу –
непосредственно с помощью чувственного
восприятия и опыта;
Бога – через
природу;
себя – через
рефлексию (то есть обращенность мысли
на саму себя, изучение мыслью мысли).
Философия
Ф. Бэкона оказала огромное влияние на
философию нового времени, английскую
философию, философию последующих эпох:
было положено
начало эмпирическому (опытному) направлению
в философии;
гносеология
(наука о познании) поднялась из второстепенной
отрасли философии до уровня онтологии
(науки о бытии) и стала одним из двух главных
разделов любой философской системы;
определена
новая цель философии – помогать человеку
добиваться практических результатов
в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно
заложил основы будущей философии американского
прогматизма);
предпринята
первая попытка классифицировать науки;
дан импульс
антисхоластической, буржуазной философии
как Англии так и Европы в целом.
7. Философия
Т. Гоббса. Учения о познании и о государстве.
«Левиафан».
Томас Гоббс
(1588 – 1679), ставший учеником и продолжателем
философской традиции Ф. Бэкона:
решительно
отвергал теологическую схоластическую
философию;
целью философии
видел достижение практических результатов
в деятельности человека, способствовании
научно-техническому прогрессу;
в споре между
эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом
(познанием с помощью разума) выступил
на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую
философию Декарта;
был убежденным
материалистом;
считал важнейшей
философской проблемой вопросы общества
и государства;
разработал
теорию государства;
первым выдвинул
идею, согласно которой в основе возникновения
государства лежал общественный (совместный)
договор.
Основной
предмет философских интересов Гоббса
– гносеология (учение о познании) и проблема государства.
Т. Гоббс считал,
что человек осуществляет познание главным
образом благодаря чувственному восприятию.
Чувственное восприятие – это получение
органами чувств (глаза, уши и т.д.) сигналов
из окружающего мира и их последующая
переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует
«знаками» и дает их последующую классификацию:
сигналы –
звуки, издаваемые животными для выражения
своих действий или намерений («пение»
птиц, рычание хищников, мяуканье и т.д.);
метки – различные
знаки, придуманные человеком для обобщения;
естественные
знаки – «сигналы» природы (гром, молния,
тучи и т.д.);
произвольные
коммуникативные знаки – слова различных
языков;
знаки и роли
«меток» - специальная «закодированная»
речь, понятная немногим (научный язык,
язык религии, жаргон и т.д.);
знаки знаков
– имена имен – универсалии (общие понятия).
В качестве
метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное
использование, как индукции, так и дедукции.
Проблема
общества и государства, по Гоббсу, - главная
в философии, поскольку цель философии
– помогать человеку добиваться практических
результатов в своей деятельности, а человек
живет и действует в обществе и конкретном
государстве.
Философ стал
автором всемирно известной книги «Левиафан»
(«Чудовище» - вышла в 1651 г. в период диктатуры
Кромвеля), в которой обосновал теорию
общества и государства. Суть данной теории
в следующем:
человек обладает
изначально злой природой;
движущей
силой действий человека являются личная
выгода и эгоизм, страсти, потребности,
аффекты;
указанные
качества приводят к сознанию каждым человеком
права на все;
право каждого
человека на все и пренебрежение к интересам
других приводит к «войне всех против
всех», в которой не может быть победителя
и которая делает невозможной нормальную
совместную жизнь людей и экономической
прогресс;
в целях совместного
выживания люди заключили свои притязания
и «право всех на все»;
для предотвращения
«войны всех против всех», подавления
крайнего эгоизма возник общий институт
(механизм) для регулирования жизни в обществе
– государство;
чтобы эффективно
выполнять свои очень трудные функции,
государство должно стать всесильным;
государство
– непоколебимое, многоликое, всесильное
чудовище – «Левиафан», которое «пожирает
и сметает все на своем пути» - сила, которой
невозможно противостоять, но которая
необходима для поддержания жизнеспособности
общества, порядка и справедливости в
нем.
8. Философия
Дж. Локка. Tabula rasa. Разделение властей.
Джон Локк
(1632 – 1704) развил многие философские идеи
Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных
теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую
традицию английской философии нового
времени.
Можно выделить
следующие основные положения философии
Дж. Локка:
мир материалистичен;
в основе
познания может лежать только опыт («нет
ничего в мыслях (разуме) человека, чего
до этого не было в чувствах»);
сознание
– пустое помещение (empty cabinet), которое
в течение жизни заполняется опытом (в
этой связи является всемирно известным
высказывание Локка о сознании как о «чистой
доске», на которой записывается опыт
- tabula rasa);
источником
опыта выступает внешний мир;
цель философии
– помочь человеку добиваться успеха
в своей деятельности;
идеал человека
– спокойный, законопослушный, добропорядочный
джентльмен, который повышает свой уровень
образования и добивается хороших результатов
в своей профессии;
идеал государства
– государство, построенное на основе
разделения властей на законодательную,
исполнительную (в том числе судебную)
и федеративную (внешнеполитическую).
Локк стал первым, кто выдвинул данную
идею, и в этом его большая заслуга.
10. Немецкая
философия XIX в. как явление мировой философии,
ее основные направления и идеи.
1. Уникальность
немецкой философии XIX в., ее заслуги перед
мировой философией.
Немецкая
философия XIX в. – уникальное явление мировой
философии. Уникальность немецкой философии
в том, что за суть более чем 100 лет ей удалось:
глубоко исследовать
проблемы, веками мучающие человечество,
и прийти к таким выводам, которые определили
все будущее развитие философии;
совместить
в себе почти все известные в тот период
философские направления – от субъективного
идеализма до вульгарного материализма
и иррационализма;
открыть десятки
имен выдающихся философов, которые вошли
в «золотой фонд» мировой философии (Кант,
Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр,
Ницше и др.).
2. Основные
направления немецкой философии XIX в.
В целом в
немецкой философии XIX в. можно выделить
следующие основные направления:
немецкая
классическая философия (первая половина
XIX в.);
материализм
(середина и вторая половина XIX в.);
иррационализм
(вторая половина и конец XIX в.), «философия
жизни».
3. Общее понятие
немецкой классической философии.
Немецкая
классическая философия получила особое
распространение в конце XVIII – первой
половине XIX вв. Ее основу составило творчество
пяти наиболее выдающихся немецких философов
того времени:
Иммануила
Канта (1724 – 1804);
Иоганна Фихте
(1762 – 1814);
Фридриха
Шеллинга (1775 – 1854);
Георга Гегеля
(1770 - 1831);
Людвига Фейербаха
(1804 - 1872).
В немецкой
классической философии были представлены
три ведущих философских направления:
объективный
идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
субъективный
идеализм (Фихте);
материализм
(Фейербах).
Немецкая
классическая философия разработала несколько
общих проблем, что позволяет говорить
о ней как о целостном явлении. Она:
повернула
внимание философии от традиционных проблем
(бытие, мышление, познание и др.) к исследованию
человеческой сущности;
особое внимание
уделила проблеме развития;
значительно
обогатила логико-теоретический аппарат
философии;
взглянула
на историю как целостный процесс.
4. Основные
идеи ведущих представителей немецкой
классической философии.
Основоположником немецкой классической
философии считается Иммануил Кант (1724
– 1804). Иммануил Кант:
дал объяснение
возникновению Солнечной системы в силу
естественных причин на основе законов
Ньютона – из вращающейся туманности
разряженных в пространстве частиц материи;
выдвинул
теорию о наличии границ познавательной
способности человека и невозможности
познать внутреннюю сущность вещей и явлений
окружающего («вещей в себе»);
выдвинул
учение о категориях – основополагающих,
предельно общих понятиях, которыми оперирует
философия;
сформулировал
моральный закон («категорический императив»);
выдвинул
идею о «вечном мире» в будущем, основанном
на экономической неэффективности войны
и ее правовом запрете.
Георг Гегель
(1770 – 1831) отождествил бытие и мышление,
выдвинул учение об абсолютной идее, независимой
от сознания и являющейся первопричиной
всего сущего, материального мира, и тем
самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма,
распространенную в ряде стран Запада.
Исключительная
заслуга Гегеля перед философией – разработка
диалектики – учения о всеобщем развитии,
его основных законов и принципов.
Иоган Фихте
(1762 – 1814), наоборот, внес большой вклад
в разработку концепции субъективного
идеализма, согласно которой единственной
и главной реальностью для человека является
он сам, его сознание (так называемая «Я
– концепция»).
Фридрих Шеллинг
(1775 – 1854) глубоко обосновал понимание
природы с позиций объективного идеализма,
выдвинул идею, согласно которой свобода
и правовой строй изначально заложены
в природе.
Людвиг Фейербах
(1804 - 1872) был представителем материалистического
направления в немецкой классической
философии. Фейербах подверг критике идеализм
и выдвинул целостную и последовательную
материалистическую картину мира. В своей
философии Фейербах выступал как полный
атеист, доказывал отсутствие Бога, его
искусственность, выдуманность людьми,
перенесением на личность Бога нереализованных
человеческих идеалов.
5. Общее понятие
и основные направления немецкого материализма
XIX в.
Другим направлением
немецкой философии XIX в. наряду с немецкой
классической философией был материализм,
получивший широкое распространение во
второй половине XIX в.
Немецкий
материализм XIX в. представлен главным
образом:
философией
Людвига Фейербаха;
марксистской
философией;
творчеством
вульгарных материалистов.
Атеистическая
и материалистическая философия Людвига
Фейербаха причисляется как к немецкой
классической философии, так и материализму.
Это справедливо, так как философия Фейербаха
завершила немецкую классическую философию
и заложила основы немецкого материализма
XIX в., явилась водоразделом между ними.
6. Общее понятие
и основные идеи марксистской философии.
Классический
материализм XIX в. представлен марксизмом,
комплексным учением, в состав которого
входили:
марксистская
философия;
политэкономия
(экономическое учение);
научный коммунизм
(социально-политическая теория).
Основателями
марксизма были немецкие ученые и философы
Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс
(1820 – 1895).
Марксистская
философия:
выдвинула
последовательно-
показала
роль экономики, производства для материального
и общественного бытия;
осмысливала
философские проблемы с позиций диалектики
(диалектического материализма);
рассматривала
историю как целенаправленный и закономерный
процесс (исторический материализм);
дала подробную
картину возникновения человека, общества,
государства;
выступала
с атеистических позиций.
7. Общее понятие
и основные идеи вульгарного материализма.
Разновидностью
немецкого материализма XIX в. был вульгарный
материализм. Вульгарные материалисты
– Фохт, Бюхнер, Молешотт – смотрели на
проблемы человека, окружающего мира,
познания исключительно с позиций естественных
наук (физики, химии, биологии). В частности,
они:
механически
переносили законы природы (поведение,
организацию жизни животных, естественный
отбор, борьбу за существование) на человеческое
общество (социальный дарвинизм); отрицали
идеальное, идеальность сознания;
рассматривали
деятельность сознания как физиологический
процесс («мозг выделяет мысль, как печень
– желчь»).
8. Иррационализм,
«философия жизни».
Во второй
половине XIX в. особое распространение
в Германии получили идеи иррационализма.
Иррационализм
– направление в философии, отрицавшее
объективные законы бытия и истории, диалектику,
воспринимавшее окружающий мир и историю
как хаос, цепь случайностей.
Основоположником
иррационализма считается Артур Шопенгауэр
(1788 – 1860). В целом философия Шопенгауэра
наполнена пессимистическим духом, неверием
в возможности человека влиять на окружающий
мир и собственную жизнь.
Близкой к
иррационализму является «философия жизни»,
которая ставит в центр внимания не отвлеченные
понятия – бытие, идея, материя и т.д., а
бытие человека в мире – то есть жизнь,
единственную реальность для человека.
Одним из
основоположников «философии жизни» являлся
Фридрих Ницше (1844 – 1900). В частности, им
были выдвинуты идеи о возможности человека
полностью влиять на свою судьбу, движущих
силах человеческого поведения («воля
к жизни», «воля к власти» - экспансия своего
«Я»), иллюзорности, неактуальности Бога
(«Бог умер»).
В будущем
«философия жизни» легла в основу популярных
современных философских направлений
– прагматизма и экзистенциализма.
Информация о работе Общее понятие и содержание предмета философии