Общество как объект философского осмысления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:26, доклад

Описание работы

Общество совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Для того, чтобы представить общество во всем многообразии его явлений и процессов, а также уяснить различные подходы к его изучению, необходимо познакомиться с рядом основных положений и понятий, с помощью которых могут быть объяснены структура общества, т.е. характер взаимосвязей и взаимозависимостей его сторон, а также механизмы его функционирования и развития. На пути осмысления данных вопросов предстоит познакомиться с содержанием концепций наиболее влиятельных течений и школ социальной философии, внесших заметный вклад в понимание проблем развития общества. Все это поможет представить общество как целостную социальную систему.

Файлы: 1 файл

Философия-реферат лебедева.docx

— 26.70 Кб (Скачать файл)

 

 

Доклад 

по философии  на тему:

 

 

« общество как  объект философского осмысления»

 

 

 

 

 

Сургут 2011г. 

Общество как  объект философского осмысления

Прежде всего, следует дать определение слову «общество».

Термин общество многозначен:

  • в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически
  • в узком понимании— исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений
  • русские крестьяне называли сельскую общину
  • социальное окружение человека, круг его общения
  • добровольные объединения людей по профессиям и интересам.

 

Общество совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Для того, чтобы представить общество во всем многообразии его явлений и процессов, а также уяснить различные подходы к его изучению, необходимо познакомиться с рядом основных положений и понятий, с помощью которых могут быть объяснены структура общества, т.е. характер взаимосвязей и взаимозависимостей его сторон, а также механизмы его функционирования и развития. На пути осмысления данных вопросов предстоит познакомиться с содержанием концепций наиболее влиятельных течений и школ социальной философии, внесших заметный вклад в понимание проблем развития общества. Все это поможет представить общество как целостную социальную систему.

Прежде чем преступить к рассмотрению общества как целостной социальной системы, укажем на основные значения понятия «социальное». В современной  философско-социологической литературе данное понятие употребляется в  узком и широком смыслах.

В узком смысле «социальное» обозначает существование особой области общественных явлений, составляющих содержание так  называемой социальной сферы жизни  общества, в которой решается свой круг проблем, затрагивающий соответствующие  интересы людей. Эти проблемы касаются социального положения людей, их места в системе общественного  разделения труда, условий их трудовой деятельности, перемещений из одних  социальных групп в другие, их жизненного уровня, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и т.д. Все эти проблемы внутри социальной сферы решаются на почве складывающихся здесь специфических социальных отношений, понимаемых также в узком смысле. Их специфическое содержание определяется содержанием указанных проблем, по поводу которых они возникают. Этим они отличаются, скажем, от экономических, политических, нравственных, правовых и других общественных отношений.

В широком смысле понятие «социальное» употребляется в значении «общественное», как синоним данного понятия, совпадая с ним по объему и содержанию. В этом случае понятие «социальное» («общественное») обозначает все происходящее в обществе в отличие от происходящего  в природе.

Представители разных направлений  социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы («социального организма»). Рассматривая общество как систему  взаимодействий людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни. Но как бы там ни было, общество это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений. В процессе своей практической деятельности - производственно-экономической, нравственной, духовной, социально-политической, научной люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу и социокультурную среду.

В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой в различные  отношения, чтобы решать насущные вопросы  их общественной жизни. Речь идет о  производственных, семейно- бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества. Ведь общество это прежде всего люди в их общественных отношениях друг к другу. Подобное понимание общества имеет место в целом ряде социально-философских теорий. В рамках общественных отношений людей реализуются все виды их практической деятельности, создаются государственные, экономические, нравственные и прочие социальные институты, развиваются все стороны культуры общества. В литературе понятие «общественных отношений» встречается в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе (в том числе и межличностные, даже интимные отношения), и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические, межнациональные, экологические и т.д.).

В философии общественные отношения  рассматриваются с материалистических или идеалистических позиций. Материалистическое, т.е. научное, понимание общественных отношений впервые выработано марксизмом. Оно заключается в том, что  все многообразные общественные отношения экономические, политические, правовые, нравственные и т.п. делятся на первичные материальные, базисные и вторичные идеологические, надстроечные.

Базис и надстройка являются понятиями  исторического материализма. Они  обозначают общественные отношения  исторически определенного общества как целостную систему, в которой  материальные отношения представляют его реальный базис, основание общества, а политические и идеологические отношения - надстройку, вырастающую  на данном базисе и им обусловленную. Базис общества это совокупность исторически определенных производственных отношений. Надстройка - это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений, в нее входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения. Историческое изменение базиса вызывается и обуславливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке.

Из всех общественных отношений  главными являются материальные - экономические, производственные отношения. Характер материальных общественных отношений  определяется производительными силами общества и не зависит от воли и  сознания людей. Идеологические общественные отношения - политические, правовые, нравственные и другие возникают на базе материальных общественных отношений и складываются как надстройка над ними, проходя  предварительно через сознание людей. Поэтому общество представляет собой  не механическое соединение различных  общественных отношений, а единую систему  этих отношений.

Над тайнами своего бытия люди стали  задумываться с тех пор, как вообще возникло человеческое общество. Все  многообразие взглядов на развитие общества условно можно свести к следующим  основным теоретическим моделям: натурализм (социал-дарвинизм; географический детерминизм), социальный идеализм, теоцентризм, диалектический материализм.

Натурализм (от лат. naturalis – природный, естественный) считает, что решающую роль в развитии общества играют природные факторы: географическая среда, климатические условия, биологические и расовые особенности людей.

Социальный Идеализм определяющей силой общественного развития признает идеальное, духовное начало. Такой взгляд на общество Г. В.Плеханов назвал наивно-идеалистическим, а его суть кратко сформулировал так: «…разум, мнения правят миром».

С позиции Теоцентризма человек и его история есть результат божественного предопределения.

Материализм признает решающую роль материального фактора в существовании и развитии общества. В этом плане натурализм тоже материализм. Но наиболее полное развитие материализм получил в диалектико-материалистической теории общественного развития, согласно которой главным, определяющим фактором общественного развития признавался не идеальный, а материальный фактор, прежде всего Способ производства материальной жизни. Суть этого взгляда выражена в следующей формуле К.Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Общественное бытие это материальная (объективная) основа человеческой жизнедеятельности. В структуру общественного бытия входят:

1) технико-технологические отношения  (отношения человека к природе), выражением которых является  уровень развития производительных  сил;

2) производственные отношения (отношения  производства, распределения, обмена, потребления);

3) воспроизводство самого человека  как социального существа;

4) материальные отношения людей  вне производственной деятельности (быт, семья).

Общественное сознание это вся совокупность общественных идей, взглядов, теорий, чувств, настроений, мнений людей. С позиции диалектико-материалистического понимания истории общественное сознание, в конечном счете есть отражение общественного бытия. Однако общественное сознание не только отражает общественное бытие, но и само оказывает на него активное обратное воздействие.

Предметом социальной философии является познание общества как Целостной системы, анализ взаимодействия всех ее структурных элементов и выяснение их роли в этом взаимодействии.

Сюда входят:

1) вопросы устройства общества, т. е. выяснение того, из каких  «комплектующих» оно складывается  и как они взаимосвязаны;

2) вопросы закономерностей общественного  развития;

3) проблемы направленности исторического  процесса;

4) проблемы периодизации истории;

5) вопросы источников и движущих  сил развития общества;

6) проблема смысла истории и  др.

Специальные науки об обществе (экономическая  теория, политология, религиоведение, история государства и права  и др.) изучают имманентные законы отдельных, относительно самостоятельных  образований общества, т. е. свой, «закрепленный  за каждой из них, участок общественной жизни». Философская теория общества понимает общество как сложную систему  коллективного бытия людей и  рассматривает его в трех взаимосвязанных  аспектах: Структурном (установление частей целого); Функциональном (выявление способа взаимосвязи элементов, компонентов и подсистем общества) и Динамическом (анализ основных причин, факторов, механизмов и форм общественных изменений). Итак, общество есть целостная система (от греч. sistema – целое совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенное единство). Элементами этой системы могут выступать различные сферы общественной жизни (экономическая, политическая, правовая, духовная и др.), социальные группы и общности (классы, слои, сословия и т. п.), виды общественных отношений (экономические, политические, правовые, религиозные, эстетические и др.).

Общественные отношения – это  многообразные связи между социальными  группами, классами, нациями, а также  внутри них, складывающиеся в процессе различных видов деятельности (экономической, социальной, политической, художественной и др.). Материалистическая философия  определяет общественные отношения  как предпосылку, форму (способ) и  результат деятельности людей.

Основные признаки общественных отношений:

1) повод, по которому они складываются (власть, собственность);

2) субъекты-носители, которые своей  деятельностью постоянно производят  и воспроизводят те или иные  виды общественных отношений;

3) формы социальной предметности, в которых они объективизируются.

Выделяют вещные, знаковые и институциональные  формы социальной предметности.

Диалектико-материалистическая философия  выделяет отношения Первичные – материальные, базисные (производственные отношения) и Вторичные – идеологические, надстроечные (политические, правовые, религиозные, эстетические и др.).

Материалистическая концепция  характеризует развитие общества как  Закономерный процесс и исходит из того, что функционирование и развитие общества конкретно обнаруживает себя в виде общественно-исторической практики сменяющих друг друга поколений людей. Общественно-историческая практика представляет материальное, предметно-чувственное взаимодействие субъекта и объекта. Активной стороной этого взаимодействия выступает субъект, т. е. человек или группа людей, обладающих сознанием, волей, способностью к познавательной, оценивающей и преобразующей деятельности.

Соотношение исторической необходимости (закономерности) и сознательной деятельности людей раскрывается через призму категорий: объективные условия  и субъективный фактор, свобода и  необходимость. Объективные условия это такие факторы, обстоятельства, предпосылки, которые не зависят от воли и сознания субъекта деятельности и определяют рамки и направление этой деятельности. Субъективный фактор это интеллектуально-волевые, морально-психологические и организаторские свойства субъекта (компетентность, профессионализм, культура, ответственность, степень гражданской зрелости, нравственные качества и т. д.). Практическая деятельность людей всегда осуществляется в определенных Объективных условиях, с которыми люди должны считаться, иначе их деятельность лишится своей важнейшей черты – продуктивности. Однако, как сознательные существа, люди в рамках, предлагаемых объективными обстоятельствами, Сами выбирают линию своего поведения и в этом плане сами творят свою историю. Выбор же линии поведения определяется степенью зрелости субъективного фактора, о чем было сказано выше.

Информация о работе Общество как объект философского осмысления