Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 07:48, реферат
Слово «техника» обычно употребляется в двух смыслах. Во-первых, для обозначения мастерства субъекта какой-либо деятельности, и, во-вторых, для обозначения средств и орудий деятельности. В XX в. техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры начинают уделять осмыслению техники все большее внимание.
Введение 2
Основная часть 2
1. История развития технического знания 2
2. Понятие техники 4
3. Философия техники 6
4. Сциентизм и антисциентизм 13
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Введение
Основная часть
1. История развития технического знания 2
2. Понятие техники
3. Философия техники
4. Сциентизм и антисциентизм
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Слово «техника» обычно употребляется в двух смыслах. Во-первых, для обозначения мастерства субъекта какой-либо деятельности, и, во-вторых, для обозначения средств и орудий деятельности. В XX в. техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Зачастую попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса совре-менного общества, и внимание привлекалось прежде всего к его отрицательным сторонам. Так или иначе, в обоих случаях техника стала предметом специального анализа и исследования. Таким образом, философия техники уже сравнительно давно выделилась в самостоятельную область философского исследования.
Какова сущность техники, как она взаимодействует с природой, обществом, человеком, каковы закономерности ее развития, каково отношение к ней? Эти вопросы мы попытаемся рассмотреть в данной работе.
Основная часть
1. История развития технического знания
Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Это не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но, во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической сфере. Наука древнего мира была еще не только неспециализированной и недисцисциплинарной, но и неотделимой от практики и техники.
Важнейшим шагом на пути развития западной цивилизации была античная философия, которая выделила теоретическую форму познания и освоения мира в самостоятельную сферу человеческой деятельности. В античности понятие «техне» охватывает и технику, и техническое знание, и искусство. Но оно не включает теорию. Поэтому у древнегреческих философов, например Аристотеля, нет специальных трудов о «техне». Более того, древние греки проводили четкое различение теоретического знания и практического ремесла.
В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменялось лишь незначительно. Инженеры, художники и математики эпохи Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения наметившаяся уже в раннем средневековье тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета выразилась, в частности, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего — в самых различных областях познания и техники.
В науке нового времени можно наблюдать иную тенденцию — стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета, как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Одновременно выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, технике. Именно этот идеал привел в конечном итоге к дисциплинарной организации науки и техники. В социальном плане это было связано со становлением про-фессий ученого и инженера, повышением их статуса в обществе. Сначала наука многое взяла у мастеров-инженеров эпохи Возрождения, затем в XIX—XX вв. профессиональная организация инженерной деятельности стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества науч-ных и технических дисциплин, сложившихся в XIX— XX вв. в более или менее стройное здание дисциплинарно организованных науки и техники. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специ-ально-научного и основанного на науке инженерного образования.
Таким образом, в ходе исторического развития техническое действие и техническое знание постепенно отделяются от мифа и магического действия, но первоначально опираются еще не на научное, а лишь на обыденное сознание и практику. Это хорошо видно из описания технической рецептуры в многочисленных пособиях по ремесленной технике, направленных на закрепление и передачу технических знаний новому поколению мастеров. В рецептах уже нет ничего мистически-мифологического, хотя перед нами еще не научное описание, да и техническая терминология еще не устоялась. В новое время возникает настоятельная необходимость подготовки инженеров в специальных школах. Это уже не просто передача накопленных предыдущими поколениями навыков от мастера к ученику, от отца к сыну, но налаженная и социально закрепленная система передачи технических знаний и опыта через систему профессионального образования.
Современное техническое знание — это часть человеческого знания, которая служит для проектирования, конструирования, развития и функционирования искусственно созданных средств целесообразной деятельности людей.
Характеризуя специфику технического знания, нужно, прежде всего отметить, что это знание об искусственной, природе, второй форме объективной реальности. Техническое знание отражает объекты, их конструктивные особенности, их функционирование в производственном процессе. В этом плане оно выступает мощным орудием господства человека над природой.
К специфическим чертам технического знания следует отнести его ярко выраженную практическую направленность. Оно не просто в идеальной форме воспроизводит образ не существующих в природе искусственных ус-тройств, а ориентирует человека на его материализацию, создание этих или ему подобных устройств.
В силу своей ярко проявляющейся практической направленности техническое знание все свойства предметов и процессов объективного мира «просматривает» сквозь призму возможностей их использования в процессе создания технических устройств. Специалист в области техники из всей совокупности естествознания и обществознания берет только то, что он может применить в технических устройствах и технологии.
Особенностью технического знания является его разделение на проектно-конструкторское и технологическое. Первое представляет собой знание, используемое в процессе создания технических средств, их компонентов, а также целых совокупностей технических систем. Второе — это знание о функционировании технических средств и связанных с этим изменением свойств, состояния, формы и положения обрабатываемого предмета.
Техническое знание представляет собой один из краеугольных камней человеческого знания. Это знание о целесообразной производственной деятельности субъекта, которое реализуется в технике и технологии.
2. Понятие техники
Техника относится к сфере материальной культуры. Это — обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. Каждый здравомыслящий человек укажет на те технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни, специалисты назовут конкретные примеры такого рода устройств из изучаемых или создаваемых ими видов техники и т. д. Поэтому современную эпоху обычно называют технотронной эпохой. По этой же причине область действительности, для которой характерно применение техники, называют техносферой, по аналогии с биосферой, ноосферой и т. д.
Техника — настолько сложное явление, что сформулировать его сущностные характеристики весьма трудно. Поэтому в литературе предложено множество схем, по которым эта работа может быть осуществлена с достаточной полнотой. Наибольшей популярностью среди них пользуется схема К. Ясперса, в которой названы следующие специфические черты техники как социокультурного явления:
1) Техника является частью общей рационализации общества. Она покоится на деятельности исчисляющего рассудка.
2) Техника есть применение силы природы против самой природы.
3) Применение техники осуществляется методами, внешними по отношению к предмету. Она характеризует способность делать и господствовать, а не созидать и выращивать.
4) Техника ставит на место непосредственного отношения между человеком и природой опосредованное отношение.
5) Применение силы природы против самой природы основано на знании, в конечном счете, научном знании.
6) Применение техники имеет своим следствием облегчение жизни, сокращение каждодневных усилий, затрачиваемых на поддержание условий физического существования, увеличение досуга и удобства.
7) Если животное находит уже данную среду и живет в ней, человек посредством техники выводит эту среду за собственные границы в беспредельность.
8) Эта среда, выведенная в беспредельность, есть новая, искусственная среда обитания, вторая природа. А жизнь в среде, отчасти созданной им самим, является признаком самой сущности человека.
9) Этот, созданный техникой,
искусственный мир в свою
Несмотря на то, что сущностные характеристики техники как социокультурного явления нельзя дать списком, следует признать, что предложенная К. Ясперсом схема относится к числу весьма удачных и в значительной мере отражает то состояние, которое сложилось к началу вто-рой половины XX в., за исключением, пожалуй, категорического утверждения о тотальной человекоразмерности техники.
За предметами технической деятельности человека, материальными результатами его технических усилий и размышлений лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий. Поэтому техни-ка должна быть понята как совокупность:
технических устройств, артефактов — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;
технических знаний — от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний. В плане философского анализа техники она выступает как:
а) особый вид человеческой деятельности;
б) средство этой деятельности;
в) реализованное знание;
г) социальный феномен.
Исследование техники как определенного вида человеческой деятельности является антропологическим аспектом ее анализа. В этом случае техника понимается как творческая деятельность, направленная на преобразование природы с целью удовлетворения разнообразных жиз-ненных человеческих (индивидуальных и общественных) потребностей.
Когда идет речь о технике, то прежде всего имеют в виду ручные орудия труда, машины, автоматы, компьютеры и пр., т. е. определенные, созданные людьми, материальные средства своей деятельности. Утверждение, что «техника всегда поставляет лишь средства для достижения чего-либо», широко распространено. Понимание техники в таком плане является инструментальным аспектом ее анализа.
Техника как реализованное знание — один из важных моментов ее исследования. Рассматривая технику как материализованное знание нужно иметь в виду, что сам этот процесс реализации в различные исторические периоды имел свою специфику.
Техника — сложнейший социальный феномен: она существует в обществе и для общества, имеет общественную природу, является наиболее подвижным, динамичным элементом социальной системы. Развитие общества начинается с тех изменений, которые происходят в ее техническом базисе и которые через сложнейшую социальную ткань в конечном счете определяют развитие всех остальных общественных явлений1.
3. Философия техники
Многозначность в понимании техники и разнообразие ее определений неизбежно требует детального анализа и глубокого философского осмысления. Однако философия начала изучать феномен техники с явным опозданием. Античные концепции уже упоминавшегося «техне» имели в виду скорее не технику, а искусство производства вещей, воплощающее в себе знание, подражающее природе и выступающее в качестве образца для понимания изменчивого природного бытия. Французские и немецкие просветители (Даламбер, Дидро, Алштед, Бекман, Юр и др.) обратили внимание на ремесла и описали многие технические нововведения и изобретения. Гегель в «Реальной философии» и «Философии права» связал возникновение машины с разделением труда, дал первый философский анализ орудийного отношения человека к природе. Предпочтение, которое всегда оказывалось философией теоретическому знанию и разуму, теоретической установке перед практическим знанием и разумом, очевидно и было одной из причин упомянутого запаздывания осмысления феномена техники и ее роли в жизни человека. В повороте философии к технике огромную роль сыграли труды К. Маркса (1818—1889), который дал не только экономический анализ роли машины в создании капитализма, но и показал разрушительное воздействие машинного способа производства на рабочего. Эту роль Маркса в социально-философском анализе техники признают все философы техники.