Общество, наука, техника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 07:48, реферат

Описание работы

Слово «техника» обычно употребляется в двух смыслах. Во-первых, для обозначения мастерства субъекта какой-либо деятельности, и, во-вторых, для обозначения средств и орудий деятельности. В XX в. техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры начинают уделять осмыслению техники все большее внимание.

Содержание работы

Введение 2
Основная часть 2
1. История развития технического знания 2
2. Понятие техники 4
3. Философия техники 6
4. Сциентизм и антисциентизм 13
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

Общество, наука, техника.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие техники как элемента производительных сил с социальными институтами носит сложный и неоднозначный характер. Техника оказывает воздействие на общество различными путями в различных формах. В зависимости от социально-экономических условий ее применения это воздействие претерпевает модификации — смягчается, амортизируется, или наоборот, усиливается, усугубляется. И, наконец, само развитие техники испытывает мощное влияние экономических, политических и идейных институтов общества, которое может или стиму-лировать научно-технический прогресс, или тормозить его, модифицируя технические формы и задерживая их развитие в соответствии с экономическими или политическими целями того или иного класса.

Воздействие техники на общество идет, прежде всего, через повышение производительности труда, которое обуславливается развитием технических средств. Рост производительности труда, явившийся следствием усовершен-ствования первоначальных простейших орудий производства, привел к росту общественного богатства, к возникновению некоторого излишка совокупного общественного продукта и, следовательно, к частной собственности, а затем к общественному неравенству и классовому расслоению. Скачок в повышении производительности труда, происшедший с переходом к машинному производству, способствовал дальнейшей поляризации эксплуатируемых и эксплуататоров.

Другим направлением воздействия техники на общество является специализация средств труда, служащая технической основой разделения труда. Развитая автоматика, полностью устраняющая субъекта как механическое орудие из своей структуры, кладет конец расчленению человеческого труда на основе разделения средств производства.

При анализе социальной роли техники следует иметь в  виду меру замещения техническими средствами трудовых функций человека. Опредмечивание основных технологических функций физического труда, а затем умственного, обусловливает коренные изменения в технологическом способе производства, в способе соединения человека и техники в трудовом процессе. Эти изменения, в свою очередь, вызывают цепную реакцию изменений в технике, производстве, экономических и социальных институ-тах общества. Переход от ручного труда к машинному вызвал существенные изменения не только в профессиональной, но и в социальной структуре общества (класс рабочих и класс владельцев средств производства превра-тились в основные классы общества). В конце концов новый технологический способ производства привел к укреплению и господству нового общественного способа производства — на смену феодальным общественным отношениям пришли капиталистические.

Рост производительности труда, являясь главным, итоговым направлением техники на общество можно назвать также и некоторые другие: форму технических средств, их структуру, материал, технологические методы воздействия. Все эти факторы, вместе взятые, характеризуют тот или иной уровень развития производительных сил общества.

Один из философов, оставивших глубокие и оригинальные размышления о технике — испанец Хосе Ортега-и-Гассет (1883—1955). Он исходит из того, что техника — это практические действия, которые изменяют или преобразуют природу. В эти действия обязательно входят изобретения и технические устройства. Техника, считает философ, и есть совокупность таких актов, которые преображают природу ради удовлетворения потребностей человека. В противовес приспособлению к среде, которое характерно для отношения животного к природе, человек благодаря технике приспособляет среду к себе. Такова исходная предпосылка его анализа техники. В ходе ее конкретизации Ортега показывает, что техника — это дей-ствия, которые не ограничиваются удовлетворением человеческих потребностей, а действия избыточные, направленные на изобретение чего-то, на выполнение плана деятельности. Тем самым техника уменьшает усилия человека и, изменяя обстоятельства, улучшает его жизнь.

Техника и жизнь, техника  и благосостояние, критика идеи прогресса технического детерминизма, техника и угрозы европейской культуре, направленность развития техники и типы культур, ее связь с точной и строгой наукой, изменчивость и лабильность техники, периодизация раз-вития техники, в основе которой отношение «человек — машина», превращение человека в придаток машины, техницизм как способ мысли, возникший вместе с Галилеем и получивший в наши дни свою высшую форму, — вот круг проблем, обсуждавшихся Ортегой.

Философ исходит из того, что человеческое существование, пребывание в мире вовсе не похоже на пассивное присутствие. Жить, согласно Ортеге, означает иметь дело с миром, обращаться к миру, действовать в нем, заботиться о нем. Жизнь в его интерпретации тождественна деятельному производству, активному творчеству. А оно немыслимо без технических изобретений и создания технических средств. Реализация человеком своего бытия в мире невозможна без сбережения человеком своих усилий, которое осуществляется благодаря технике и в технике. Ее миссия — освобождение человека от его слитности с природой, от затраты усилий, перенесение усилий на мир технических средств, на машины.

Развитие техники в современном  мире все более остро проявляет  двойственный характер ее достижений. С одной стороны, без техники просто невозможно представить развитие человечества, а с другой техника — мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические последствия. Непродуманное ее развитие приводит к тому, что успехи технического прогресса обычно оборачиваются сложными социальными проблемами. Заменяя рабочую силу человека на производстве, приводя тем самым к повышению производительности труда, техника обостряет проблемы занятости и безработицы; жилищный комфорт приводит сегодня к нежелательной разобщенности людей; достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютных, обезличенных городов, загубленной природы и т. д.

Многие исследователи всерьез  заинтересованы такими проблемами, как  социальные последствия технического развития, этические проблемы и особенности современной технотронной эры, формирование системы ценностей в индустриальном и постиндустриальном обществе, техническое образование, воспитание, взаимодействие общества и техники. Сегодня эти проблемы затрагивают интересы всего человечества. Причем опасность заключается не только в необратимых изменениях природной среды: прямое следствие этих процессов — изменение самого человека, его сознания, восприятия мира, его ценностных ориентаций и т. д.

Французский социолог Ж. Эллюль (р. 1912) в работе «Другая революция» так представляет себе влияние техники на жизнь человека: «Мы живем в техническом и рационалистическом мире. Природа уже не есть наше животное окружение. По сути дела, среда, мало-помалу создающаяся вокруг нас, есть прежде всего Вселенная Машины. Техника сама становится средой в прямом смысле этого слова. Техника окружает нас как сплошной кокон без просветов, делающий природу совершенно бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной. Что имеет значение — так это техника. Природа оказалась демонтированной науками и техникой, техника составила целостную среду обитания, внутри которой человек думает, живет, чувствует, приобретает опыт. Все глубокие впечатления, получаемые им, приходят от техники»2. Определяя технику как совокупность методов, рационально обработанных и эффективных в любой области человеческой деятельности, Эллюль связывает ее со всеобщей рационализацией мира и выдвигает требования контроля над техническим развитием. Техника способна превращать средства в цель, стандартизировать человеческое поведение и, как следствие, делает человека объектом «калькуляций и манипуляций».

Таким образом, технический  прогресс с точки зрения философов  техники — антисциентистов, оказывает губительное воздействие не только на окружающую среду, но и на то, как человек воспринимает этот мир. Техника, превращаясь в самостоятельную целостную среду обитания, преобразуя наше восприятие мира, вторгается даже в область искусства. «Искусство, — пишет Эллюль, — по-настоящему укоренено в этой среде, которая, со своей стороны, вполне реальна и требовательна. И совершившегося перехода от старой, традиционной среды к этой технической среде достаточно для объяснения всех особенностей со-временного искусства. Все творчество сосредоточивается в области техники, и миллионы технических средств выступают свидетельством этого технического размаха, намного более поразительного, чем все то, что смог произвести художник. Художник уже не может оставаться творцом перед реальностью этого колоссального продуцирования вещей, материалов, товаров, потребностей, символов, выбрасываемых ежегодно техническим производством. Теперешнее искусство — отражение технической реаль-ности».

Взаимодействие техники и общества в своих работах рассматривал и Мартин Хайдеггер (1889—1976). В его представлениях техника являет собой величайшую опасность для общества. До него техника, безусловно, ставилась в связь с развитием культуры в целом и истории человека, однако трактовалась она лишь как фактор среди многих. По Хайдеггеру, наоборот, техника является сущностью современной эпохи, сущностью, вытекающей из предшествующей истории. Наконец, до Хайдеггера техника рассматривалась в первую очередь как проблема философии культуры и философии истории и во вторую очередь как антропологическая проблема.

В основной идее хайдеггеровской философии техники, а именно в рассмотрении техники как нового и всемирно-исторически радикального способа отношения к бытию обосновывается та точка зрения, что «...опасность техники для человека заключается прежде всего не в уничто-жении существования человека, а в преобразовании его сущности»3. Философ не приемлет представление о технике как средстве и как воплощении человеческой деятельности, инструментальный и антропологический подходы к технике. Неявно полемизируя с Ортегой-и-Гассетом и К. Ясперсом, Хайдеггер видит в технике способ конструирования мира. Техника несет с собой и выражает в себе новое отношение человека к миру, новый способ раскрытия бытия. В этом она родственна искусству и со-пряжена с истинным познанием. Подобно искусству, техника — творчество, отлагающееся в произведении, а поскольку всякое произведение выводит из потаенности в открытость, техника относится к той же области, где сбы-вается истина.

Однако современная  техника связана с забвением  бытия и его открытости. В этом исток той угрозы, которую несет  с собой техника. Она формирует сугубо технический способ конструирования мира, где природа оказывается поставщиком энергии и материалов, ставится на службу производству как добыванию новых материалов, новой энергии, нового сырья. Техника из раскрытия потаенности бытия превращается в производящее, добывающее раскрытие, для которого бытие, ставшее сущим, поставлено как состоящее-в-наличии, функционально используемое человеком. Своеобразие современного сознания заключается в том, что онтологическая природа техники, ее сопряженность с Тайной Бытия исчезает, элиминируется из сознания. Вещь конституируется в горизонте техники, утрачивает свою индивидуальность и самостоятельность, подчиняясь власти собирательного начала — поставления бытия как состоящего-в-наличии. Способ обнаружения сущности техники, форма раскрытия потаенности бытия, правящего современной техникой, не будучи чем-то техническим, Хайдеггер называет поставом (Ge-stell).

Особенностями этого  способа отношения человека к  бытию, которое с наибольшей силой  выражено в технике и которое, по Хайдеггеру, составляет миссию и судьбу человека, являются:

1) превращение природы в материал и источник поставления энергии;

2) унификация, не постигающая многообразие и дифференцированность бытия;

3) функционализация, умаляющая  индивидуальную самостоятельность  вещи;

4) противопоставление субъекта и объекта, при котором объект включен в систему добывающего предоставления, сознание дистанцировано от сущего, а субъект, отождествляемый с опредмечиванием, становится лишь моментом развития технических средств;

5) подчинение всего и вся планирующему и проектирующему расчету;

6) установка на господство, которая не ограничивается лишь осуществлением воли, а является способом онтологической конституции и мира, и вещи, и природы;

7) решающее значение производства, редуцирующегося к труду обрабатывающему, добыванию и изготовлению;

8) утилизация всего и вся и замещение природных вещей эрзацами;

9) нарастание риска  вместе с техническим прогрессом  и опасности техники для всей  цивилизации, связанное с тем,  что добывающее производство оказывается забвением бытия, что техника влечет за собой отвлечение от истины бытия, его овеществление;

10) технизация естествознания  и всей науки, которая возникла  вместе с поворотом новоевропейского  мышления в XVII в. и привела к усугублению технизации мира.

В поздних работах Хайдеггер под воздействием негативных последствий научно-технического прогресса занимает еще более жесткую позицию по отношению к научному познанию, отходя от поисков того общего, что есть между философией и наукой, проводя резкую дифференциацию между ними, утверждая, что наука все более отчуждается от философии и культуры. Он характеризует науку как «вычисляющее мышление», которое является принципиально односторонним, основанным на узких и прагматичных задачах. Сущность многих областей знания и феноменов жизнедеятельности людей (история, искусство, поэзия, язык, Бог) не поддается жесткому опредмечиванию и поэтому недоступна науке. Истина бытия не связана с ее практическим использованием, как это осуществляется в науках. Цель наук — овладение миром, но не понимание смысла. Философия не стремится овладеть бытием, а направлена на постижение его смыслов.

Антисциентистская позиция  характерна и для другого великого немецкого философа, Карла Ясперса (1883— 1969). Исходя из того, что и наука и философия как формы сознания основаны на определенных ценностных сис-темах, философ утверждает, что они абсолютно несовмести-мы. В науке в качестве высшей выступает познавательная ценность, тогда как в философии установка на обязательное достижение истины отступает на второй план. Именно поэтому философия принципиально не должна стро-иться по образцу каких-либо наук, являясь совершенно иным способом постижения бытия. Если в науках мышление является лишь средством овладения знаниями и с их помощью предметным миром, то философия есть мышление в чистом виде — самомышление, которое реализуется через внутреннюю деятельность человека.

Информация о работе Общество, наука, техника