Омар Хайям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

Омар Хайям… универсальный гений такого же масштаба, как Леонардо да Винчи, и родившийся так же несвоевременно. Ему в истории повезло еще меньше. Не одно из его важнейших научных открытий не было понято современниками, потому и не сыграло никакой роли в общечеловеческом прогрессе. Построенная им величайшая в мире обсерватория была закрыта еще при его жизни. Разработанный им точнейший календарь был вскоре вновь заменен традиционным. Написанные им стихи соответствовали мышлению совершенно другой (нашей) эпохи, а потому не пользовались популярностью и уцелели благодаря буквально нескольким почитателям с «извращенным» вкусом, чудом находившимся в каждом столетии. Творчеству Баха пришлось сто лет ждать признания… Творчеству Хайяма – семь с половиной столетий.

Содержание работы

1.Введение
2.Биография
3.Омар Хайям - астроном
4.Омар Хайям – математик
5.Философия Хайяма
6.Заключение
7.Список литературы

Файлы: 1 файл

хайам.docx

— 48.60 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1.Введение

2.Биография

3.Омар Хайям - астроном

4.Омар Хайям – математик

5.Философия Хайяма

6.Заключение

7.Список литературы 

 
 
 
Введение

Омар Хайям… универсальный гений такого же масштаба, как  Леонардо да Винчи, и родившийся так же несвоевременно. Ему в истории  повезло еще меньше. Не одно из его важнейших научных открытий не было понято современниками, потому и не сыграло никакой роли в общечеловеческом прогрессе. Построенная им величайшая в мире обсерватория была закрыта еще при его жизни. Разработанный им точнейший календарь был вскоре вновь заменен традиционным. Написанные им стихи соответствовали мышлению совершенно другой (нашей) эпохи, а потому не пользовались популярностью и уцелели благодаря буквально нескольким почитателям с «извращенным» вкусом, чудом находившимся в каждом столетии. Творчеству Баха пришлось сто лет ждать признания…  Творчеству Хайяма – семь с половиной столетий.  

140 лет  назад на литературном небосклоне  Европы вспыхнула неожиданная  звезда. Стихи чужеземного поэта,  о котором на Западе прежде  никто,  кроме  редких  специалистов, не слышал, преодолев толщу веков,  заговорили на чужом языке,  засверкали  среди чуждой им  культуры. Всемирную славу Омару  Хайяму  принесли  вольные переводы  переводчика Эдварда Фитцджеральда.  Пристрастный  отбор  четверостиший,  произвольное толкование их, для  связности сюжета собственные  стихотворные вставки - всё это  позволило ему из сотни рубаи  (самостоятельных  стихотворений,  по 4 строки в каждом) создать связную  поэму.   

Тема данного  реферата выбрана мною не случайно. Однажды столкнувшись с книжкой этого поэта, меня заинтересовало немного «странное» творчество этого человека. Не каждому дано понять глубокий смысл его четверостиший, но попытаться раскрыть смысл его творений я все-таки попытаюсь.

Один  не разберёт, чем пахнут розы…   
Другой из горьких трав добудет мёд,   
Дай хлеба одному — навек запомнит…   
Другому жизнь пожертвуй — не поймёт.   

Биография

 

 

 Омар Хайям (около 1048, Нишапур, - после 1122, там же) - всемирно известный классик персидско -таджикской поэзии, ученый, математик, астроном, поэт и философ. Полное имя - Гияс ад-Дин  Абуль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям  Нишапури.

Омар  Хайям прожил 75 лет. Родился в 1048 году в Нишапуре. О его семье сведений не сохранилось. Прозвище - Хайям, что означает "палаточник", "палаточный мастер", позволяет высказать предположение, что его отец принадлежал к ремесленным кругам. Во всяком случае, семья располагала достаточными средствами, чтобы предоставить сыну возможность многолетней серьезной учебы. Омар Хайям учился сначала в Нишапурском медресе, имевшем в это время славу аристократического учебного заведения, готовящего крупных чиновников для государственной службы, затем продолжал образование в Балхе и Самарканде.

Изучал  математику, физику, историю, философию, медицину, филологию, теорию музыки, изучал труды древне-греческих мыслителей в арабском переводе. Он овладел  широким кругом точных и естественных наук, развитых в его время: математикой, геометрией, физикой, астрономией; специально изучал философию, теософию, корановедение, историю, правоведение и весь комплекс филологических дисциплин, входящих в  понятие средневековой образованности; был начитан в родной поэзии, знал в совершенстве арабский язык и арабскую литературу, владел основами стихосложения. Омар Хайям был искусен в астрологии и врачевании, профессионально изучал теорию музыки. Он ознакомился с  достижениями античной науки - трудами  Архимеда, Евклида, Аристотеля, переведенными  на арабский язык. Вокруг истории жизни  Хайяма накручено множество легенд. Легенд самых разных: красивых и  дурацких, правдоподобных и не пролезающих  ни в одни исторические ворота. Творцы легенд старались, и отделить правду и вымысел вряд ли возможно.  
           По оставшимся его научным трудам и сообщениям современников установлены некоторые детали биографии. Около 1069г. он, находясь в Самарканде, написал тракт «О доказательствах задач Алгебры и алмукабалы». А до этого были написаны два математических тракта. В 1074 году Омар Хайям возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане, в 1077 году завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида», а в 1079 году вместе со своими сотрудниками ввел в действие календарь.

К 1080 году относится первый философский трактат  Омара Хайяма - "Трактат о бытии  и долженствовании". Он был написан  в ответ на письмо имама и судьи  Фарса, одной из южных провинций  Ирана. Судья предлагал "царю философов  Запада и Востока Абу-л-Фатху ибн-Ибрахиму Хайяму" объяснить, как он понимает мудрость аллаха в сотворении мира и человека и признает ли необходимость  молитв. Это обращение к Хайяму идеолога ислама было вызвано распространившимися  уже в это время антиисламскими высказываниями авторитетного ученого.          Письмо имело своей целью побудить Омара Хайяма выступить с открытым признанием основных религиозных положений ислама. В ответном трактате Омар Хайям, заявив себя учеником и последователем Авиценны, высказал свои суждения с философских позиций восточного аристотелианства. Признавая существование бога, как первопричины всего сущего, Хайям утверждал, однако, что конкретный порядок явлений - не результат божественной мудрости, а определяется в каждом частном случае законами самой природы. Взгляды Хайяма, заметно расходившиеся с официальной мусульманской догматикой, были изложены в трактате сдержано и конспективно, эзоповым языком недомолвок и иносказаний. Несравненно более смело, даже вызывающе дерзко, эти антиисламские настроения ученого находили выражения в его стихах.

В середине 90-х годов XI века, после закрытия обсерватории, вызванного сменой правителей, Хайям совершил паломничество в  Мекку. Об этом сообщает один из его  недружелюбных биографов Ибн  Ал-Кифти следующими словами: что  он совершил паломничество «…придержав  поводья своего языка и пера, из страха, а не из благочестия».

Около 1097 г. Хайям работает врачом при наместнике Хорасана. Возможно в это время  он написал свой тракт на языке  фарси – «О всеобщности бытия».

Последние 10 – 15 лет своей жизни Хайям  провел в уединении в Нишапуре. Он мало общался с людьми. Об этом сообщает историк Бейхаки: «Был скуп в сочинении книг и преподавании…»

По-видимому последние годы Омар Хайяма проходили  тяжело. Он пишет:

Трясу надежды ветвь, но где желанный плод?

Как смертный нить судьбы в кромешной тьме найдет?

Тесна мне бытия печальная  темница, -

О, если б дверь найти, что к вечности ведет.

 Самой вероятной  датой его кончины принято  считать 1123 год 

Как сообщают историки, в последние часы жизни  Омар Хайям читал «Книгу исцеления» Ибн Сины (Авиценны). Он дошел до раздела  «О единстве и всеобщности» философского сочинения, положил на книгу зубочистку, встал, помолился и умер.

Творчество  Омара Хайяма – удивительное явление  в истории культуры народов Средней  Азии и Ирана, всего человечества. Его открытия в области физики, математики, астрономии переведены на многие языки мира и имеют историческое значение. Его стихи «жалящие как  змея» до сих пор покоряют своей  предельной емкостью, лаконичностью, образностью, простотой изобразительных средств  и гибким ритмом. Философия Омара  Хайяма сближает его с гуманистами  эпохи Возрождения («Цель творца и вершина творения – мы»). Он ненавидел и обличал существующие порядки, религиозные догмы и  пороки, царившие в обществе. Однако часто Хайям впадал в пессимизм  и фанатизм, что было широко распространено в средневековье и особенно на востоке. Этот мир считался временным  и преходящим. Богословы и философы того времени придерживались того мнения, что вечную жизнь и блаженство можно найти только после смерти. Все это не могло не найти своего отражения в творчестве Омара  Хайяма. Однако поэт также любил  и реальную жизнь, протестовал против ее несовершенства и взывал наслаждаться каждым ее мигом, невзирая на то, что  существующие нравы и инквизиция не разделяли и преследовали подобные взгляды на жизнь.

Рубаи Омара  Хайяма – классика средневековой  восточной поэзии, которая и по сей день привлекает к себе всех ценителей мудрого слова.

О поэзии Омар Хайяма исследователи судят  по-разному. Некоторые считают, что  поэтическое творчество было для  него забавой, которой он предавался в свободное от научных занятий  время. Но все же рубаи Хайяма пережили века и дошли до наших дней.

Свои  стихи Хайям писал по-персидски, Арабской поэзии четверостишия-рубаи  были неведомы. Это детище чисто  персидской культуры, порожденное поэтами, писавшими на фарси (в X - XV веках фарси  был чем-то вроде "латыни Востока"). Омар Хайям трансформировал эту  форму в жанр философско-афористический. Некоторые исследователи полагают, что, подобно античным стихам рубаи  пелись одно за другим, отделенные паузой (как куплеты песнен). А образы и идеи получали развитие от одного рубаи к другому. Возможно именно поэтому Эдвард Фицджеральд объединил 101 рубаи в целую поэму, выдержавшую  до конца XIX века 25 изданий (!). С тех  пор приписываемые Хайяму рубаи  многократно переиздавались во многих странах и во множестве переводов.  
           Точно неизвестно сколько и какие рубаи написаны Хайямом. Ему приписывают авторство 300-400 рубаи. Наследие Хайяма обросло таким количеством "бродячих" рубаи, что выделить из позднейших сборников, на которых значится авторство Хайяма, первоначальное ядро теперь невозможно. Древнейшая известная нам рукопись - уже XV века.

Забавно, что на своей родине - в Иране, Омар Хайям не считался великим поэтом, хотя с давних пор был признан  прославленным представителем персидской культуры - но только в науке. 

 

Омар Хайям – астроном

 

От земной глубины до далеких планет

Мирозданья загадкам нашел  я ответ.

От зенита Сатурна до чрева Земли

Тайны мира свое толкованье нашли.

Я распутал все петли  вблизи и вдали...

Этими стихами  можно начать рассказ об увлечении  Омар Хайям астрономией.

Благодаря покровительству одного из министров  сельджукского султана Маликшаха  в распоряжение Омара Хайяма была предоставлена обсерватория в Исфахане.

Проводя астрономические наблюдения, Хайям  стал подлинным революционером в  науке. Он считал, что Земля, как и  другие небесные тела, движется в бесконечном  пространстве Вселенной, вращаясь вокруг своей оси. Он утверждал, что Вселенная  никогда не была создана - она существовала вечно. Хайям учил, что только наука  может открывать законы природы  и заставлять природу служить  людям. Он составил «Маликшахские астрономические  таблицы», он работал над реформой иранского, солнечного календаря.

Мы для плоти Вселенной  — душа ее, суть,

Мы, кому в ее тайны дано заглянуть.

Присмотрись - лучше нас  ничего нету в мире,

Мы связуем миры, между  ними наш путь. 

Омар  Хайямом была предложена интересная система солнечного календаря. По ней  високосными годами должны были считаться  восемь лет из каждых 33. В среднем  продолжительность года по Хайяму составляет 365 и 8/33 суток. Погрешность всего 19 секунд в год, точнее современного времени  на 7 секунд. Год начинался со дня  весеннего равноденствия, т. е. соответствовал ритмам природы и сельским работам. Весенние и летние месяцы такого года длились 31 день, все месяцы второй его  половины - 30 дней. В простые годы последний месяц имел 29 дней. Календарь  Хайяма дает ошибку в один день за 5000 лет, тогда как нынешний Григорианский  календарь дает ошибку в один день за 3330 лет. О своем календаре Хайям  говорит в стихах:

Я рассчитал — твердит  людей молва —

Весь ход времен. Но дней ведь только два

Изъял навек я из календаря:

Тот, что не знаем, —  завтра, не вернем — вчера. 

Реформа календаря была осуществлена в 1079 году; он действовал в Иране почти 900 лет  и был отменен только в 1976 году.

«Эй, видящий вращенье небосвода,

Не помнящий, что смерть стоит у входа,

Очнись, взгляни хоть мельком, как с людьми

Жестокосердно поступают  годы!»— с горечью писал Омар Хайям.

В 1092 году после смерти Маликшаха обсерватория была закрыта.

Кроме астрономии и математики, Омар Хайям увлекался  географией, написал несколько трактатов  по естествознанию. Как настоящий  ученый, он был скромен, сознавал, что  лишь очень небольшая часть всех тайн Вселенной известна ему. Он писал:

Меня философом враги  мои зовут,

Однако, — видит Бог, — ошибочен их суд.

Ничтожней многого я: ведь мне ничто не ясно.

Не ясно даже то, зачем  и кто я тут.

 

Омар  Хайям-математик

 

Математические  сочинения, дошедшие до наших дней, характеризуют Омара Хайяма как  выдающегося ученого своего времени. Он сыграл большую роль в создании и развитии алгебры. Вот что пишет  он об алгебре:

«Алгебра  есть научное искусство. Ее предмет  — это абсолютное число и измеримые  величины, являющиеся неизвестными, но отнесенные к какой-нибудь известной  вещи так, что их можно определить. Это известная вещь есть количество или индивидуально определенное отношение, и к этой известной  вещи приводят, анализируя условие  задачи; в этом искусстве ищут соотношения, связывающие данные в задачах  величины с неизвестной, которая  вышеуказанным образом составляет предмет алгебры. Совершенство этого  искусства состоит в знании математических методов, с помощью которых можно  осуществить упомянутые определения  как числовых, так и геометрических неизвестных... Алгебраические решения  производятся лишь с помощью уравнений».

Это первое дошедшее до нас определение алгебры  как науки означает: алгебра - это  наука об определении неизвестных  величин, состоящих в некоторых  отношениях с величинами известными. Определение неизвестных осуществляется с помощью составления и решения  уравнений.

Первый  математический трактат Омара Хайяма «Трудности арифметики» пока не обнаружен. Из других работ известно, что он содержит сведения о разработанном  им общем приеме извлечения корня  любой степени с натуральным  показателем «методом индийцев». Основываясь  на известных фактах, ученые предполагают, что Хайям открыл формулу возведения двучлена a+b в степень n. Славу Омару  Хайяму, как алгебраисту, принесла теория геометрических решений алгебраических уравнений. Он изложил ее в трактате «О доказательствах задач алгебры  и ал – мукабалы».

Информация о работе Омар Хайям