Омар Хайям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

Омар Хайям… универсальный гений такого же масштаба, как Леонардо да Винчи, и родившийся так же несвоевременно. Ему в истории повезло еще меньше. Не одно из его важнейших научных открытий не было понято современниками, потому и не сыграло никакой роли в общечеловеческом прогрессе. Построенная им величайшая в мире обсерватория была закрыта еще при его жизни. Разработанный им точнейший календарь был вскоре вновь заменен традиционным. Написанные им стихи соответствовали мышлению совершенно другой (нашей) эпохи, а потому не пользовались популярностью и уцелели благодаря буквально нескольким почитателям с «извращенным» вкусом, чудом находившимся в каждом столетии. Творчеству Баха пришлось сто лет ждать признания… Творчеству Хайяма – семь с половиной столетий.

Содержание работы

1.Введение
2.Биография
3.Омар Хайям - астроном
4.Омар Хайям – математик
5.Философия Хайяма
6.Заключение
7.Список литературы

Файлы: 1 файл

хайам.docx

— 48.60 Кб (Скачать файл)

Лирика Хайяма носит философский характер, в  ней чувствуется напряжённая  бьющаяся мысль мятущегося, ищущего  человека. Она проста по своим образам  и языку, понятна и доступна каждому, но в каждой рубаи лежит скрытый  смысл, понять который, можно только проникнув в атмосферу творчества Хайяма. Его смелая бунтарская мысль порой прерывается призывами к наслаждению и успокоению, порой становится печальной, отчаянной, но никогда Хайям не теряет надежды на жизнь, считая её даром всевышнего. Жизнь со всеми неурядицами и всем известным окончанием он принимает и ценит, не отделяя её от таких явлений как любовь и вино, находящихся у Хайяма в неразрывном симбиозе.

Мир – мгновенье, и я в нем –  мгновенье одно.

Сколько вздохов мне сделать за миг  суждено?

Будь  же весел, живой! Это бренное зданье

Никому  во владенье навек не дано.

Имеющий уши - услышит. Центральным символом Хайяма является вино.

Напитком  вечности зовут вино. Испей

Веселье мира в нем воплощено. Испей.

Пускай  захватит дух и обожжет как  пламя,

Зато  огонь беды зальет оно. Испей! 

Философия любви  и вина переплетается с его  жизненной позицией: пока ты жив  и прах твой не смешан с глиной, живи и наслаждайся земными дарами:

Даже  имя не вечно твоё под  луной,

Наслаждайся покуда усладой  земной:

Пей вино и развязывай кудри красавиц,

Ожидая, несчастный, развязки иной.

Вино вбирает  в себя много различных смыслов  и несёт с собой разнообразный подтекст. Вино как веселье, вино как любовный пожар, вино как вино, вино как жизненная философия. 

Вино - то, лучшее в жизни, чем можно услаждать  свой дух: молодость и любовь, весна  и цветение садов, музыка и песни, зрелость и творчество, научное познание мира и общение с друзьями, старость и мудрость, афористичные стихи и  мудрый спор. Иными словами под вином Хайям понимает истинные ценности бытия. Иногда это «чистое», «прозрачное вино», «сок лоз», иногда с конкретизацией: «любовное вино», «вино познанья». Главная эмоция, сопровождающая это «вино» радость жизни, веселье.

Что значит «путь купил», что значит» зелье  пить»?

Наперекор судьбе всегда весёлым быть:

Не веселить народ, когда итак веселье,

А в невесёлый  день веселье всем  дарить. 

Именно на  это «вино» и возложена в  учении Хайяма надежда в пробуждении  «спящих», в приобщении к «мудрецам». 

Вино - ответы на все вопросы, ведь не напрасно говорят, что истина в вине. Вино - веселье, жизненный оптимизм, так необходимые нам в наш нелегкий век:

Поток вина - родник душевного покоя,

Врачует сердце  он усталое, больное.

Потоп отчаянья тебе грозит? Ищи

Спасения  в вине: ты ни в ковчеге Ноя.  

Могут спросить: почему он так много писал о  вине? Он что — много пил? Ответ  дал французский ориенталист  Дж. Дермстетер еще в прошлом веке: «Человек непосвященный сначала будет удивлен и немного скандализирован местом, какое занимает вино в персидской поэзии. Вспомним, что Коран запрещал вино (Мухаммед запретил пить вино, ибо не мог смириться с тем, что его дядя Хамза, напившись, срезал саблей горбы верблюдам). Застольные песни Европы — песни пьяниц, здесь же это бунт против Корана, против святош, против подавления природы и разума религиозным законом. Пьющий для поэта — символ освободившегося человека, попирающего каноны религии». Это целиком относится и к поэзии Омара Хайяма. 

Символ  «любовь» у Хайяма очень близок к «вину», с той разницей, что «любовь» - для Сердца, а «вино» - для Духа. Можно сказать, что «любовь» - это тот настрой Сердца, при котором оно способно снабжать Дух возвышенными радостями Бытия. Чтобы пробудить Дух, Сердце должно радовать его «вином», а для этого предварительно само войти в постоянное состояние любви - любовного опьянения. «Любовь» - открытость взгляда, свежесть восприятия, жадная тяга ко всему прекрасному, постоянная готовность радоваться и радовать других. В любви истинная человечность радоваться и радовать других. Именно любовь концентрирует в человеке силу сравнимую с мощью богов, именно она порывает на самые благородные поступки, является основой творчества многих художников, поэтов, музыкантов, именно она делает человека возвышенней и прекрасней. 

Вино отождествлено  у Хайяма с любовью. Хмельной дурман любви подкреплён напитком из сока виноградных лоз. Как и вино, любовь будоражит кровь и ассоциативно представляется как нечто алое, багряное гранатовое словно вино.

Хочешь  тронуть розу - рук иссечь не бойся,

Хочешь  пить - с похмелья хворым слечь не бойся.

А любви  прекрасной, трепетной и страстной

Хочешь - понапрасну сердце сжечь не бойся!

Весь смысл  жизни сосредоточен и выражен  в любви, в том, что любить и  быть любимым:

На мир  пристанище немногих дней –

Я долго  устремлял пытливый взор очей,

И что  ж? Твоё лицо светлее, чем светлый  месяц;

Чем светлый  кипарис, твой чудный стан прямей. 

Он воспевает  свою любимую с той же страстью, что и вино, но гораздо нежней, он находит смысл жизни в ней, так же как ищет его в вине. Два понятия любовь и вино неразрывно связаны в его поэзии и не могут  быть разделены. Одно без другого  могут существовать, но уже не будут  нести с собой тот смысл, тот  поток чувств, что несут они в себе, находясь в гармонии:

Сады  в цвету, вино, благоуханный луг ...

Все радости  весны, лишь нет тебя, мой друг.

До радости ли мне, когда тебя не вижу?

А встретив, с радости не вижу, что вокруг.

Лирические  стихи поэта о любви и дружбе, о поиске смысла жизни и о многом другом - оптимистичные и скорбные, практические и возвышенные, всегда наполнены глубоким философским  смыслом.

В день завтрашний нельзя сегодня заглянуть,

Одна лишь мысль о  нем стесняет мукой грудь.

Кто знает, много ль дней тебе прожить осталось?

Не трать их попусту, благоразумен будь.

Ты скажешь, эта жизнь  — одно мгновенье.

Ее цени, в ней черпай вдохновенье.

Как проведешь ее, так  и пройдет,

Не забывай: она —  твое творенье.

Сердце к злу тебя клонит — так делай добро!

Может узел распутать умело  добро.

Если оба спешат стать  навек твоим другом,

То в друзья выбирай  себе смело добро!

Тот, кто в сердце своем  тайны духа познал,

Тот читает в сердцах, кто  б пред ним не стоял.

Сам он — море, ныряльщик  и жемчуг бесценный!

Вникни в мудрость того, что сейчас я сказал!

Живи праведно, будь тем  доволен, что есть,

Живи вольно, храни и  свободу, и честь.

Не горюй, не завидуй  тому, кто богаче,

Кто беднее тебя, — тех  на свете не счесть!

Не теряй никогда  в жизни мудрости суть,

Не теряй, чтоб к добру  или злобе прильнуть!

Ты — и путник, и  путь, и привал на дороге,

Не теряй же к себе возвращения путь!

Будешь людям служить - будешь ими любим.

Другом верным, желанным становишься им.

Мы — источник веселья  — и скорби рудник,

Мы вместилище скверны  — и чистый родник.

Человек — словно в зеркале  мир, — многолик,

Он ничтожен — и он же безмерно велик.

Послушай, юноша, что старец, произносит —

Он только суть одну тебя постигнуть просит:

Не должен ты дружить  с безграмотным невеждой,

Не должен труд вершить, что пользы не приносит.

Поэзия  непревзойденного мастера блестящих  по остроумию и изяществу четверостиший  пронизана стремлением к радостям земной жизни. Он прославляет человеческие чувства и подлинный, смелый и  все постигающий разум. Справедливость, доброта, свобода, честность - вот идеалы для Хайяма.

И с другом, и с врагом ты должен быть хорош!

Кто по натуре добр, в том  злобы не найдешь.

Обидишь друга — наживешь врага ты,

Врага обнимешь — друга  обретешь.

Мы не знаем, протянется ль жизнь до утра...

Так спешите же сеять  вы зерна добра!

И любовь в тленном мире к друзьям берегите

Каждый миг пуще золота и серебра.

Будь мудр и жалкий путь глупца себе не выбирай.

Коль щедр друг, в друзья скупца себе не выбирай.

Сердца людей открыты  тем, кто помыслами чист,

Дари всем благо, но льстеца  себе не выбирай.

Не смотри, что иной выше всех по уму,

А смотри, верен слову  ли он своему.

Если он своих слов не бросает на ветер -

Нет цены, как ты сам  понимаешь, ему.

Изначальней всего остального - любовь,

В песне юности первое слово  — любовь.

О, несведущий в мире любви  горемыка,

Знай, что всей нашей  жизни основа — любовь!

В своих  бессмертных стихах Омар Хайям воспевал свободу, бичевал ханжество и  лицемерие, высмеивал суеверие, отвергая веру в потусторонний мир. Обращаясь  к Богу, Хайям пишет о несправедливости на земле:

Говорят, что ты смертных умеешь прощать,

Не дозволишь грешить  и не дашь обнищать.

Если ты воскресишь меня ангелом светлым.

То зачем меня черною книгой стращать?

Небо! Жалуешь ты почему подлецов?

Бани, мельницы - им, им —  сиянье дворцов,

Человек благородный и  хлеба не видит,

Наплевать я на небо такое  готов.

Когда б я властен  был над этим небом злым,

Я б сокрушил его и  заменил другим.

Чтоб не было преград  стремленьям благородным,

И человек мог жить тоскою не томим.

Стихи Омара Хайяма - своеобразный бунт против догм официальной религии.

Душой ты безбожник с  Писаньем в руке,

Хоть вызубрил буковки  в каждой строке.

Без толку ты оземь башкой ударяешь,

Ударь лучше оземь всем тем, что в башке!

Миром правят насилие, злоба  и месть,

Что еще на земле достоверного есть?

Где счастливые люди в озлобленном  мире?

Если есть — их по пальцам  легко перечесть.

Я презираю лживых, лицемерных

Молитвенников сих, ослов  примерных.

Они же, под завесой благочестия,

Торгуют верой хуже всех неверных. 

За такие  стихи поэт подвергался нападкам духовенства и, изливая душу в  своих четверостишиях, часто недоговаривая, скрываясь за намеками, сохранил свою жизнь только благодаря покровительству  высоких правителей. В одном из своих стихотворений Хайям пишет:

То облечет судьба меня в шелка,

То обдерет, как дольку чеснока,

Но об ее капризах долго  думать —

Так превратишься скоро  в старика.

Но надо заметить, что ученый-поэт тяжело переживал  свою постоянную зависимость от богатых  меценатов, отсутствие свободы личности. Он пишет:

О, если б каждый день иметь  краюху хлеба,

Над головою кров и скромный угол, где бы

Ничьим владыкою, ничьим рабом не быть-

Тогда благословить за счастье  можно небо.

Лучше впасть в нищету, голодать или красть,

Чем в число блюдолизов презренных попасть.

Лучше кости глодать, чем  прельститься сластями

За столом у мерзавцев, имеющих власть.

Долго ль будешь ты всяким скотам угождать?

Только муха за харч может  душу отдать!

Кровью сердце питайся, но будь независим.

Лучше слезы глотать, чем  объедки глодать.

Лучше мыкать нужду и  невзгоды с ослом.

Чем с презренным сидеть за обильным столом.

Лучше черствую корку глодать  в одиночку,

Чем халвой угощаться с  вельможным ослом. 

На самом  же деле великий ученый был глубоко  верующим человеком. Его истинная вера выражалась в его стихах:

Есть много вер, и  все несхожи...

Что значат — ересь, грех, ислам?

Любовь к тебе я выбрал, Боже,

Все прочее — ничтожный  хлам.

Мусульманин, еврей иль  язычник ты есть —

Жертвуй жизнью, чтоб душу до Бога донесть.

Будь прямой, как стрела, в соблюдении веры!

Иль — лежать в колчане  тебе скромная честь.

Только Бог! Ничего больше нет, знаю я,

Мне о том рассказала тетрадь Бытия.

Светом Истины сердце едва озарилось —

От неверья очистилась вера моя!

Ты, стремящийся в вечность дорогу найти,

Можешь в светлой  молитве ты много найти.

Бог — в тебе, а великое  небо есть в сердце,

Лишь в себе — где  еще тебе Бога найти? 

Информация о работе Омар Хайям