Основной вопрос философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Основной вопрос философии. Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное рег шение О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность.

Содержание работы

1. Основной вопрос философии………………………………….………………3
2. Экзистенциализм………………….……………………………………………4
3. Диалектика и ее альтернатива………………………………………………...5
4. Проблема истины и заблуждения……………………………………………..6
5. Источники сознания……………………………………………………………7
6. Человек в «пограничных ситуациях»………………………………………..10
7. Человек и природа: проблема взаимодействия……………………………..13
8. Обозримое будущее человечества…………………………………………...18
9. Личность – это………………………………………………………………...19
10. Эмпиризм – это………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Философия контрольная работа.docx

— 68.32 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЭКОНОМИКА»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4

По дисциплине: Философия

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса, 2 семестр

 

 

 

 

 

 

г. Тюмень, 2013 год

Содержание:

1. Основной вопрос философии………………………………….………………3

2. Экзистенциализм………………….……………………………………………4

3. Диалектика и ее альтернатива………………………………………………...5

4. Проблема истины и  заблуждения……………………………………………..6

5. Источники сознания……………………………………………………………7

6. Человек в «пограничных  ситуациях»………………………………………..10

7. Человек и природа:  проблема взаимодействия……………………………..13

8. Обозримое будущее человечества…………………………………………...18

9. Личность – это………………………………………………………………...19

10. Эмпиризм – это………………………………………………………………22

 Список использованной  литературы…………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основной вопрос философии. Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное рег шение О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их т. зр., познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Промежуточную, непоследовательную позицию в решении О. в. ф. занимают дуализм, агностицизм. Прежней философии был присущ метафизический подход к решению О.-в. ф., проявляющийся либо в недооценке активности сознания, в сведении познания к пассивному созерцанию (метафизический материализм), в отождествлении сознания и материи (Вульгарный материализм), либо в преувеличении активности мысли, в возведении ее в абсолют, оторванный от материи (Идеализм), либо в утверждении их принципиальной несовместимости (дуализм, агностицизм). Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение О. в. ф. Первичность материи она видит в том, что: 1) материя является источником сознания, а сознание - отражением материи; 2) сознание - результат длительного процесса развития материального мира; 3) сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга; 4) существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи; 5) сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека; 6) сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием. Отмечая абсолютную противоположность материи и сознания лишь в пределах О. в. ф., диалектический материализм одновременно указывает на их взаимосвязь и взаимодействие. Будучи производным от материального бытия, сознание обладает относительной самостоятельностью в своем развитии и оказывает обратное активное воздействие на материальный мир, содействуя его практическому освоению и преобразованию. Человеческое сознание, опираясь на практику, способно к достоверному познанию мира. Вопрос об отношении материи и сознания, будучи основным, определяет не только решение частных проблем, но и характер мировоззрения в целом, дает надежный критерий для различе-, ния осн. философских направлений. Поэтому научная формулировка О. в. ф. позволяет последовательно провести принцип партийности философии, четко разграничить и противопоставить материализм и идеализм, решительно отстаивать научное мировоззрение диалектического материализма.

 
2. Общая характеристика  экзистенциализма. Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.  Своими предшественниками они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти). Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени.      

Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и  обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь.

Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую  цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных  ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

Бытие ими представляется как некоторая  непосредственная нерасчлененная целостность  субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия выделяется само переживание, а именно – переживание человеком  своего “бытия-в-мире”.

При этом бытие понимается как непосредственно  данное человеческое существование, как  экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.

Экзистенция направлена на другое, а  не на самое себя. И только в моменты  глубочайших потрясений, в условиях “пограничной ситуации” (перед лицом  смерти) человек может прозреть, постичь экзистенцию как стержень своего существа.

Экзистенция конечна, т.е. она сама есть временность, точкой отсчета которой  является смерть. Представление о  смерти как непереходимой границе  всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии (кстати говоря, различают экзистенциализм религиозный - Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов - и атеистический - Сартр, Камю, Мерло-Понти). Человек не должен устраняться от сознания своей смертности, конечности, напротив, нужно высоко ценить все то, что напоминает ему о суете мирской.

Гносеология экзистенциализма не что  иное, как бунт против крайностей рационалистического  познания. Наука, считают они, не в  состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым  надежным свидетелем истины оказывается  индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности. В  них всегда есть нечто общее всем людям и выражающее самую суть положения человека в мире.

3. Диалектика и  ее альтернативы. Диалектика - одна из древнейших наук о наиболее общих, универсальных законах развития всей действительности. Диалектика выступает методологической основой всех без исключения видов деятельности, является результатом обобщения научного познания и общественной практики во всей истории существования человеческого общества.

Обычно различают объективную  и субъективную диалектику. Объективная  диалектика представляет собой диалектику внешнего мира - живой и неживой  природы, общества, а субъективная диалектика – это диалектика интеллектуальной деятельности, нематериальной сферы  действительности. Объективная и  субъективная диалектика в общем  и целом совпадает одна с другой, так как мышление есть более или  менее адекватное отражение внешнего мира.

Говоря о диалектике, можно отметить факт совпадения диалектики с логикой  и теорией познания. Под логикой  при этом понимается не формальная, а диалектическая логика, которая  рассматривается и как Логика, т.е. теория диалектики (результат филогенеза общественного сознания, итог развития философии и науки), и как знание этой теории конкретным человеком (результат  развития индивидуального сознания, итог обучения и воспитания конкретного  субъекта, формирование у него соответствующих  понятий иных структур), и как  диалектический метод мышления (следствие  использования человеком знаний Логики в каждом конкретном акте мышления).

Таким образом, диалектика выступает  и в качестве теории, и всеобщей методологии, и метода мышления, в  котором реализуется эта методология.

Диалектический метод мышления и познания противоположен метафизическому, который в силу своей односторонности  предполагает рассмотрение объектов вне  их подлинной связи и развития. Проявлением метафизического метода мышления является догматизм, эклектика  и софистика. Догматизм предполагает абсолютизацию знания, его неизменности при любых обстоятельствах. Эклектика означает произвольное, случайное соединение разнородных, а иногда и логически не совместимых положений.

Софистика. Здесь за правдоподобной формой рассуждения скрывается, затушевываются нарушения требования логики, в том  числе и формальной. Ещё древним  грекам был известен софизм под названием "рогатый": "Ты имеешь то, что  не терял. Ты не терял рогов значит ты их имеешь". За внешней правдоподобностью  рассуждения здесь скрывается логическая неточность, допускается нарушение  диалектической логики, т.к. говорить, что человек обладает тем, что  он не терял, значит допускать явную  подтасовку: человек многое не терял, но это не значит, что он это имел.

Из характеристики диалектической логики вытекает то, что любое явление  действительности должно рассматриваться  с учетом не только всесторонних связей в конкретной обстановке, но и истории  его развития. Должен соблюдаться  конкретно-исторический подход к анализу  явлений. Это требование имеет большое  методологическое значения, особенно в связи с широким использованием в современной науке системно- структурного метода.

Как всякая иная наука, диалектика имеет  свою структурную организацию: законы, категории, принципы. В этой связи  следует отметить громадный вклад  в развитие диалектики немецкого  философа-идеалиста Гегеля, а также  Маркса и Энгельса.

 

4. Проблема истины  и заблуждения. Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.  
     Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни".  
От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимание им своего назначения. Примером тому может служить свидетельство нидерландского физика, создателя классической электронной теории X. А. Лоренца. Говоря в 1924 г. о развитии своей научной деятельности, приведшей к электронной теории, он, в частности, заявил, что видел в квантовом атоме неразрешимое противоречие, которое приводило его в отчаяние. "Сегодня, - признавал он, - утверждаешь прямо противоположное тому, что говорил вчера; в таком случае вообще нет критерия истины, а следовательно, вообще неизвестно, что значит наука. Я жалею, что не умер пять лет тому назад, когда этих противоречий не было (цит. по: Иоффе А Ф. "Развитие атомистических воззрений в XX веке" // "Памяти В. И. Ленина". М.- Л., 1934. С. 454). Этот факт показывает то драматическое положение, в котором порой оказываются ученые, переживающие смену одной теории другой и сталкивающиеся с необходимостью отказа от прежних теорий, считавшихся истинными.  
     Проблема истины, как и проблема смены теорий, не такая уж тривиальная, как может показаться с первого взгляда. В этом можно убедиться, вспомнив атомистическую концепцию Демокрита и ее судьбу. Ее главное положение: "Все тела состоят из атомов, атомы неделимы". Является ли оно с позиций науки нашего времени истиной или заблуждением? Для квалификации ее в качестве истины как будто нет оснований: современная наука доказала делимость атомов. Ну а является ли она заблуждением? Если считать ее заблуждением, то не будет ли это субъективизмом? Как может какая-либо концепция, подтвердившая свою истинность на практике (а таковой и была атомистическая концепция Демокрита), оказаться ложной? Не придем ли мы в таком случае к признанию того, что и сегодняшние теории - социологические, биологические, физические, философские - только "сегодня" истинные, а завтра, через 10 или 100, 300 лет будут уже заблуждениями? Так чем же мы сегодня занимаемся: не заблуждениями ли, не их ли созданием, развертыванием? Не будет ли здесь произвола, волюнтаризма? Получается, что мы приходим к оправданию открытой конъюнк-туршины. Поскольку мы этого делать не хотим, постольку альтернативное утверждение - что концепция Демокрита есть заблуждение - тоже приходится отбросить. Итак, атомистическая концепция античного мира, да и атомистическая концепция XVII - XVIII вв., не истина и не заблуждение. 

 

5. Источники сознания. Существуют различные историко-философские  толкования  проблемы сознания.  В  зависимости  от  того,   какое   мировоззрение   было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности,  при  господствующем  космоцентрическом   мировоззрении внимание  человека  было  всецело  направлено  на  окружающий  мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга . В момент  их  встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет  след  на воске. Античный грек не  сосредоточен  на  своем  внутреннем  мире. Античная  философия  открыла  только  одну   сторону   сознания   – направленность на объект.

     В культуре христианства  возникает  потребность  во  внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью  общения   с  Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой  возникла  практика  исповеди,  в  которой  закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание  –  знание прежде  всего  о  собственном  духовном  опыте.  В  его  содержании включены инкстинты и страсти, рефлексы и  рассуждения,  и  наконец, слиянием с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым. Т. е. Сознание это способность воспроизвести  переживания  поднявшись  до уровня Бога и свидетельства о ничтожности  человека.  Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.

     В Новое время человек отказывается от Бога,  сам  захотел  быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного  опыта  людей,  в  котором  человек освобождается от власти сверх чувственного о согласии принять  свое происхождение только через природную эволюцию. По сути  это  начало антропоцентристского мировоззрения. Человек был объявлен началом  и причиной всего, что с ним случается  в  мире.  Он  есть  условие  и возможность мира, мира, который он может понимать и  действовать  в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт объявил,  что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит – существую. Поэтому сознание  представляется  как  некий  сосуд  в котором  уже  содержится  идеи  и  образцы  того  с  чем  предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом.  Но  опыт обращения к внутреннему миру был  использован  в  утверждении,  что сознание открыто самому себе, т.е. является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением т.е. максимально рационализировано. Оно может  конструировать  мир  по  правилам  логики,   т.к.   сознание тождественно предметному миру.

Информация о работе Основной вопрос философии