Основные идеи и принципы науки средневековья. Гипотеза в научном познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы состоит в раскрытии специфики и уникальности средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития европейской культуры, следующей после античности, изучение мировоззрения средневековья и схоластики, как широкого интеллектуального движения, как метод обучения средневековья.

Содержание работы

Формирование научной культуры средневековья . 3-9
Схоластический идеал знания. 10-12
Гипотеза как форма и метод 13-15
теоретического исследования.
Гипотезы физике 16-27
Литература. 28

Файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 101.89 Кб (Скачать файл)

 

БРЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Кафедра философии, истории и социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

 

 

по  философии

 

Тема: «Основные идеи и принципы науки средневековья.

Гипотеза  в научном познании».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент з/о гр.ПГС-202 (4 г)

Рева  Ю.А.

Шифр  – 11-8.213

      Преподователь: Шабалина Е.Ю.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск   2012

 

Содержание:

 

         Содержание.                                                                                                        2

  1. Формирование научной культуры средневековья .                                    3-9                                                                                     
  1. Схоластический идеал знания.                                                                     10-12
  1. Гипотеза как форма и метод                                                                       13-15

теоретического  исследования. 

  1. Гипотезы физике                                                                                      16-27

Литература.                                                                                                       28

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Основные идеи и принципы науки средневековья.

 

    1. Формирование научной культуры средневековья.

Западноевропейская средневековая  культура, несмотря на кажущуюся легкость и "узнаваемость", является достаточно сложной для студентов. У студентов  преобладает крайне упрощенная и  ошибочная оценка средневековья  как мрачного тысячелетия всеобщей дикости, упадка культуры, торжества  невежества и всевозможных предрассудков, реже - идеализация этой культуры как  времени подлинного торжества благородства в духе романов В. Скотта (понятно, что причиной такой категоричности и однозначности оценок является как сложность самой проблематики средневековой культуры, так и  неглубокое, поверхностное знакомство с этим важным этапом развития европейской  культуры).

Средние века. Это один из терминов используемых для описания 1000 летней истории, которую трудно понять, из-за нехватки документов и зачастую покрытой мифами и легендами. В Западной Европе господствовали сотни феодалов и  королей. Замки доминировали над  пейзажем, и все города были окружены крепостными стенами.

Римская империя формально легализовало христианство в течение 4-го столетия, и вскоре эта вера распространяется по всей Западной Европе и дальше на запад в Ирландию. Церковь была одним из самых мощных средневековых  учреждений, также она руководила публикацией книг и создавала  законы. Большая часть искусства  и архитектуры имела прямую связь  с христианской церковью.

Цель контрольной работы состоит  в раскрытии специфики и уникальности средневековой культуры как целостной  и качественно новой ступени  развития европейской культуры, следующей  после античности, изучение мировоззрения  средневековья и схоластики, как  широкого интеллектуального движения, как метод обучения средневековья.

 

Формирование средневековой культуры. Поиск нового содержания, форм культуры.

Термин "средневековье" возник в  эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как  мрачные "срединные" века в развитии европейской культуры, время всеобщего  упадка, лежащее посередине между  блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской  культуры, возрождением античных идеалов. И хотя позже, в эпоху романтизма, возник "светлый образ" средневековья, обе эти оценки средневековья  создавали крайне односторонние  и ложные образы этого важнейшего этапа развития западноевропейской культуры.

На самом деле все обстояло гораздо  сложнее. Это была сложная, многообразная, противоречивая культура, как и сложным  иерархическим образованием было средневековое  общество.

Западноевропейская средневековая  культура представляет собой качественно  новую ступень развития европейской  культуры, следующую после античности и охватывающую более чем тысячелетний период (V-XV вв.).

Переход от античной цивилизации к  средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи  в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Глубинный кризис римской цивилизации, выразившийся в кризисе всего  социально-экономического строя, лежащего в ее основе, обозначился уже в III в. Остановить процесс начавшегося  распада было невозможно. Не помогла  и духовная реформа императора Константина, превратившая христианскую религию  в дозволенную, а затем и господствующую. Варварские народы охотно принимали  крещение, но это отнюдь не уменьшало  силу их натиска на одряхлевшую империю.

Во-вторых - Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки  племен устремились к завоеванию новых земель. С 375 г., когда первые отряды вестготов пересекли дунайскую  границу империи, и до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный  процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий  и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки  варварских королевств.

С падением Римской империи начинается история западноевропейского средневековья (Восточная Римская империя - Византия - существовала еще 1000 лет - до сер. XV в.)

Становление средневековой культуры происходило в результате драматического и противоречивого процесса столкновения двух культур - античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры (так, взятие Рима вандалами  в 455 г. стало символом уничтожения  культурных ценностей - "вандализмом"), с другой стороны, - взаимодействием  и постепенным слиянием римской  и варварской культур.

Культурное взаимодействие между  варварскими племенами и Римом  существовало и до гибели империи. После  падения Рима культурное влияние  античности происходило в форме  освоения ее наследия (особенно способствовало этому освоение латыни, ставшей языком общеевропейского общения и правовых актов). Знание латыни позволило осмыслить  не только античное право, но и науку, философию, искусство и т.д.

Таким образом, становление средневековой  культуры происходило в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское начало). Третьим  и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской  культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о  западноевропейской культуре как о  единой целостной культуре.

Таким образом, средневековая культура - это результат сложного, противоречивого  синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства

Однако влияние этих трех начал  средневековой культуры на ее характер не было, да и не могло быть равнозначным. Доминантой средневековой культуры, ее духовным стержнем стало христианство. Оно выступало в качестве новой  мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи.

Социальной основой средневековой  культуры были феодальные отношения, для  которых характерны:

- Отчужденность от основного  производителя (земля, на которой  трудился крестьянин, являлась собственностью  феодала).

- Условность (феод считался пожалованным  за службу и, хотя позже он  превратился в наследственное  владение, формально за несоблюдение  договора он мог быть отчужден  у вассала).

- Иерархичность - собственность  была, как бы распределена между  всеми феодалами сверху вниз, таким образом, полной частной  собственностью не обладал никто.  Это обусловило характерную для  средневековья сословно-иерархическую  структуру общества, так называемую  феодальную лестницу - иерархию светских  феодалов, где почти каждый мог  быть и вассалом, и сюзереном  одновременно с четкими взаимными  обязательствами. 

На основе феодальной земельной  собственности сформировались два  основных полюса социокультурного поля средневековой культуры - феодалы (светские и духовные) и феодально-зависимые  производители - крестьяне, что, в свою очередь, обусловило существование  двух полюсов средневековья: 1) ученой культуры духовной и интеллектуальной элиты, 2) культуры "безмолвствующего большинства", т.е. культуры простонародья, в массе своей безграмотного.

Средневековая культура формировалась  в условиях:

- господства натурального хозяйства,  существовавшего примерно до XIII в., когда оно начало превращаться  в товарно-денежное в результате  роста и усиления городов; 

- замкнутой феодальной вотчины  - сеньории, являющейся основной  хозяйственной, судебной и политической  единицей;

- слабой центральной власти,

- феодальной раздробленности, порождавшей  нескончаемые войны, смерть, разрушение.

Христианство стало своего рода объединяющей оболочкой, которая обусловила формирование средневековой культуры как целостности.

Во-первых, христианство создало единое идеолого-мировоззренческое поле средневековой  культуры. Будучи интеллектуально развитой религией, христианство предлагало средневековому человеку стройную систему знаний о  мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действующих  в нем силах.

Высшей целью христианство объявляет  спасение человека. Люди грешны перед  Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невозможно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христианской догматике, объединяет христиан в одно мистическое  тело с безгрешной человеческой природой Христа. В христианстве образцом выступает  человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей милостью. Христианская этика смирения и аскезы основывается на понимании  человеческой природы как "зараженной" грехом. Зло в результате первородного грехопадения укоренилось в природе  человека. Отсюда проповедь аскетизма  и смирения как единственного  способа борьбы с греховным началом, пребывающим в человеке (а не самой  природой человека). Сам по себе человек  богоподобен, достоин бессмертия (праведников  ждет телесное воскресение после  Страшного суда). Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его  душе греховными мыслями и желаниями, поэтому он должен смирить гордыню, отказаться от свободной воли, добровольно  вручить ее Богу. В этом добровольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит, с точки зрения христианства, подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие. Провозглашая доминирование духовного над плотским, отдавая приоритет внутреннему миру человека, христианство сыграло огромную роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры.

Во-вторых, христианство создало единое вероисповедальное пространство, новую  духовную общность людей-единоверцев. Этому способствовал прежде всего  мировоззренческий аспект христианства, трактующий человека вне зависимости  от его социального статуса как  земное воплощение Творца, призванного  стремиться к духовному совершенству. Христианский Бог стоит над внешними различиями людей - этническими, сословными и т.д. Духовный универсализм позволил христианству обращаться ко всем людям, безотносительно от их сословной, этнической и т.п. принадлежности. В условиях феодальной раздробленности, политической слабости государственных образований, непрекращающихся войн христианство выступало  своего рода скрепой, которая интегрировала, объединяла разобщенные европейские  народы в единое духовное пространство, создавая вероисповедальную связь  людей.

В-третьих, христианство выступило  организационным, регулирующим началом  средневекового общества. В условиях разрушения старых родовых отношений  и распада "варварских" государств собственная иерархическая организация  церкви стала моделью для создания социальной структуры феодального  общества. Идея единого происхождения  человеческого рода отвечала тенденции  к образованию крупных раннефеодальных  государств, наиболее ярко воплотившейся  в империи Карла Великого, объединившей территорию современной Франции, значительной части будущих Германии и Италии, небольшой район Испании, а также  ряд других земель. Культурно-идеологической основой консолидации разноплеменной империи стало христианство. Реформы  Карла Великого в культурной сфере  были начаты с сопоставления различных  списков Библии и установления единого  для всего государства текста. Осуществлена была и реформа литургии, которая была приведена в соответствие с римским образцом.

В драматический период упадка культуры после разрушения Рима христианская церковь на протяжении веков была единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран. Церковь выступала регулирующим началом в жизни средневекового общества, чему способствовало само положение  католической церкви, которая не только не подчинялась верховной политической власти, но и сохраняла практически  полную самостоятельность в решении  внутренних и целого ряда политических проблем. Став господствующим политическим институтом уже в V в., когда римский  епископ был провозглашен папой, церковь сосредоточила огромную власть над раздробленной в политическом отношении Западной Европой, поставив свой авторитет выше авторитета светских государей. После периода резкого  ослабления (X - середина XI вв.), когда  папский престол был временно подчинен светской власти германских императоров, в последующий период (XII - XIII вв.) могущество и независимость  церкви, ее влияние на все сферы  общественной жизни не только были восстановлены, но еще более возросли. Будучи надгосударственной организацией, используя жестко организованную собственную  иерархическую структуру, церковь  была в курсе всех процессов, которые  происходили в католическом мире, умело контролировала их, проводя  свою линию.

Информация о работе Основные идеи и принципы науки средневековья. Гипотеза в научном познании