Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:38, контрольная работа
Цель контрольной работы состоит в раскрытии специфики и уникальности средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития европейской культуры, следующей после античности, изучение мировоззрения средневековья и схоластики, как широкого интеллектуального движения, как метод обучения средневековья.
Формирование научной культуры средневековья . 3-9
Схоластический идеал знания. 10-12
Гипотеза как форма и метод 13-15
теоретического исследования.
Гипотезы физике 16-27
Литература. 28
БРЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
Кафедра философии, истории и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
по философии
Тема: «Основные идеи и принципы науки средневековья.
Гипотеза в научном познании».
Выполнил:
студент з/о гр.ПГС-202 (4 г)
Рева Ю.А.
Шифр – 11-8.213
Преподователь: Шабалина Е.Ю.
Брянск 2012
Содержание:
Содержание.
теоретического исследования.
Литература.
Тема 3. Основные идеи и принципы науки средневековья.
Западноевропейская
Средние века. Это один из терминов используемых для описания 1000 летней истории, которую трудно понять, из-за нехватки документов и зачастую покрытой мифами и легендами. В Западной Европе господствовали сотни феодалов и королей. Замки доминировали над пейзажем, и все города были окружены крепостными стенами.
Римская империя формально легализовало христианство в течение 4-го столетия, и вскоре эта вера распространяется по всей Западной Европе и дальше на запад в Ирландию. Церковь была одним из самых мощных средневековых учреждений, также она руководила публикацией книг и создавала законы. Большая часть искусства и архитектуры имела прямую связь с христианской церковью.
Цель контрольной работы состоит
в раскрытии специфики и
Формирование средневековой
Термин "средневековье" возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные "срединные" века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов. И хотя позже, в эпоху романтизма, возник "светлый образ" средневековья, обе эти оценки средневековья создавали крайне односторонние и ложные образы этого важнейшего этапа развития западноевропейской культуры.
На самом деле все обстояло гораздо сложнее. Это была сложная, многообразная, противоречивая культура, как и сложным иерархическим образованием было средневековое общество.
Западноевропейская
Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Глубинный кризис римской цивилизации, выразившийся в кризисе всего социально-экономического строя, лежащего в ее основе, обозначился уже в III в. Остановить процесс начавшегося распада было невозможно. Не помогла и духовная реформа императора Константина, превратившая христианскую религию в дозволенную, а затем и господствующую. Варварские народы охотно принимали крещение, но это отнюдь не уменьшало силу их натиска на одряхлевшую империю.
Во-вторых - Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель. С 375 г., когда первые отряды вестготов пересекли дунайскую границу империи, и до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки варварских королевств.
С падением Римской империи начинается
история западноевропейского
Становление средневековой культуры происходило в результате драматического и противоречивого процесса столкновения двух культур - античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры (так, взятие Рима вандалами в 455 г. стало символом уничтожения культурных ценностей - "вандализмом"), с другой стороны, - взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур.
Культурное взаимодействие между варварскими племенами и Римом существовало и до гибели империи. После падения Рима культурное влияние античности происходило в форме освоения ее наследия (особенно способствовало этому освоение латыни, ставшей языком общеевропейского общения и правовых актов). Знание латыни позволило осмыслить не только античное право, но и науку, философию, искусство и т.д.
Таким образом, становление средневековой
культуры происходило в результате
взаимодействия двух начал: культуры варварских
племен (германское начало) и античной
культуры (романское начало). Третьим
и важнейшим фактором, определившим
процесс становления
Таким образом, средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства
Однако влияние этих трех начал
средневековой культуры на ее характер
не было, да и не могло быть равнозначным.
Доминантой средневековой культуры,
ее духовным стержнем стало христианство.
Оно выступало в качестве новой
мировоззренческой опоры
Социальной основой
- Отчужденность от основного
производителя (земля, на
- Условность (феод считался пожалованным за службу и, хотя позже он превратился в наследственное владение, формально за несоблюдение договора он мог быть отчужден у вассала).
- Иерархичность - собственность
была, как бы распределена между
всеми феодалами сверху вниз,
таким образом, полной частной
собственностью не обладал
На основе феодальной земельной собственности сформировались два основных полюса социокультурного поля средневековой культуры - феодалы (светские и духовные) и феодально-зависимые производители - крестьяне, что, в свою очередь, обусловило существование двух полюсов средневековья: 1) ученой культуры духовной и интеллектуальной элиты, 2) культуры "безмолвствующего большинства", т.е. культуры простонародья, в массе своей безграмотного.
Средневековая культура формировалась в условиях:
- господства натурального
- замкнутой феодальной вотчины
- сеньории, являющейся основной
хозяйственной, судебной и
- слабой центральной власти,
- феодальной раздробленности,
Христианство стало своего рода объединяющей оболочкой, которая обусловила формирование средневековой культуры как целостности.
Во-первых, христианство создало единое
идеолого-мировоззренческое
Высшей целью христианство объявляет спасение человека. Люди грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невозможно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христианской догматике, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа. В христианстве образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей милостью. Христианская этика смирения и аскезы основывается на понимании человеческой природы как "зараженной" грехом. Зло в результате первородного грехопадения укоренилось в природе человека. Отсюда проповедь аскетизма и смирения как единственного способа борьбы с греховным началом, пребывающим в человеке (а не самой природой человека). Сам по себе человек богоподобен, достоин бессмертия (праведников ждет телесное воскресение после Страшного суда). Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его душе греховными мыслями и желаниями, поэтому он должен смирить гордыню, отказаться от свободной воли, добровольно вручить ее Богу. В этом добровольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит, с точки зрения христианства, подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие. Провозглашая доминирование духовного над плотским, отдавая приоритет внутреннему миру человека, христианство сыграло огромную роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры.
Во-вторых, христианство создало единое
вероисповедальное
В-третьих, христианство выступило
организационным, регулирующим началом
средневекового общества. В условиях
разрушения старых родовых отношений
и распада "варварских" государств
собственная иерархическая
В драматический период упадка культуры
после разрушения Рима христианская
церковь на протяжении веков была
единственным социальным институтом,
общим для всех европейских стран.
Церковь выступала регулирующим
началом в жизни средневекового
общества, чему способствовало само положение
католической церкви, которая не только
не подчинялась верховной
Информация о работе Основные идеи и принципы науки средневековья. Гипотеза в научном познании