Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:38, контрольная работа
Цель контрольной работы состоит в раскрытии специфики и уникальности средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития европейской культуры, следующей после античности, изучение мировоззрения средневековья и схоластики, как широкого интеллектуального движения, как метод обучения средневековья.
Формирование научной культуры средневековья . 3-9
Схоластический идеал знания. 10-12
Гипотеза как форма и метод 13-15
теоретического исследования.
Гипотезы физике 16-27
Литература. 28
Духовное и светское сословия в
течение средних веков
Та же рознь светского и духовного
обнаруживается и на языке. Если наука,
почти исключительно
Тема 13. Гипотеза в научном познании.
Цель теоретического исследования заключается в установлении законов и принципов, которые позволяют систематизировать, объяснять и предсказывать факты, установленные в ходе эмпирического исследования. В истории методологии был период, когда некоторые ученые и философы считали, что основным методом теоретического исследования является индуктивный метод, позволяющий логически выводить общие законы и принципы из фактов и эмпирических обобщений. Но уже в конце XIX в. стало ясно, что такого метода построить нельзя. Однозначного дискурсивного пути, ведущего от знаний о фактах к знаниям о законах, не существует. Это по-своему констатировал А. Эйнштейн. Провозгласив, что высшим долгом физиков является установление общих законов, он добавляет, что «к этим законам ведет не логический путь, а только основанная на проникновении в суть опыта интуиция» (Эйнштейн А. «Физика и реальность». М., 1964. С. 9). Но то, что Эйнштейн называет «основанной на проникновении в суть опыта интуицией», на самом деле является сложным познавательным приемом, именуемым методом гипотезы, в рамках которого и проявляется интуиция исследователя.
В методологии термин «гипотеза» используется
в двух смыслах: как форма существования
знания, характеризующаяся
Лучше всего представление о методе гипотезы дает ознакомление с его структурой. Первой стадией метода гипотезы является ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению. Первоначально этому материалу стараются дать объяснение с помощью уже существующих в науке законов и теорий. Если таковые отсутствуют, ученый переходит ко второй стадии -- выдвижению догадки или предположения о причинах и закономерностях данных явлений. При этом он старается пользоваться различными приемами исследования: индуктивным наведением, аналогией, моделированием и др. Вполне допустимо, что на этой стадии выдвигается несколько объяснительных предположений, несовместимых друг с другом.
Третья стадия есть стадия оценки серьезности предположения и отбора из множества догадок наиболее вероятной. Гипотеза проверяется прежде всего на логическую непротиворечивость, особенно если она имеет сложную форму и разворачивается в систему предположений. Далее гипотеза проверяется на совместимость с фундаментальными интертеоретическими принципами данной науки. Например, если физик, объясняя факты, обнаружит, что его объясняющее предположение входит в противоречие с принципом сохранения энергии или принципом физической относительности, он будет склонен отказаться от такого предположения и искать новое решение проблемы. Однако в развитии науки бывают такие периоды, когда ученый склонен игнорировать некоторые (но не все) фундаментальные принципы своей науки. Это так называемые революционные, или экстраординарные, периоды, когда необходима коренная ломка фундаментальных понятий и принципов. Но на этот шаг ученый идет лишь в том случае, если перепробованы все традиционные пути решения проблемы. Так, основатели электродинамики были вынуждены отказаться от принципа дальнодействия, который в ньютоновской физике имел фундаментальное значение. М.Планк, перепробовав множество путей традиционного объяснения излучения абсолютно черного тела, отказался от принципа непрерывности действия, который до этого момента считался в физике «неприкосновенным». Такого рода гипотезы Н. Бор и называл «сумасшедшими идеями». Но от шизофренического бреда эти идеи и догадки отличает то, что, порывая с одним или двумя принципами, они сохраняют согласие с другими фундаментальными принципами, что и обусловливает серьезность выдвигаемой научной гипотезы.
На четвертой стадии происходит
разворачивание выдвинутого предположения
и дедуктивное выведение из него
эмпирически проверяемых
На пятой стадии проводится экспериментальная
проверка выведенных из теории следствий.
Гипотеза или получает эмпирическое
подтверждение, или опровергается
в результате экспериментальной
проверки. Однако эмпирическое подтверждение
следствий из гипотезы не гарантирует
ее истинности, а опровержение одного
из следствий не свидетельствует
однозначно о ее ложности в целом.
Все' попытки построить эффективную
логику подтверждения и опровержения
теоретических объяснительных гипотез
пока не увенчались успехом. Статус объясняющего
закона, принципа или теории получает
лучшая по результатам проверки из
предложенных гипотез. От такой гипотезы,
как правило, требуется максимальная
объяснительная и предсказательная
сила. Особую ценность имеют гипотезы,
из которых выводятся так
Знакомство с общей структурой метода гипотезы позволяет определить ее как сложный комплексный метод познания, включающий в себя все многообразие его и форм и направленный на установление законов, принципов и теорий.
Иногда метод гипотезы называют
еще гипотетико-дедуктивным
Объяснительная гипотеза как предположение
о законе -- не единственный вид гипотез
в науке. Существуют также «экзистенциальные»
гипотезы -- предположения о существовании
неизвестных науке элементарных
частиц, единиц наследственности, химических
элементов, новых биологических
видов и т.п. Способы выдвижения
и обоснования таких гипотез
отличаются от объяснительных гипотез.
Наряду с основными теоретическими
гипотезами могут существовать и
вспомогательные , позволяющие приводить
основную гипотезу в лучшее соответствие
с опытом. Как правило, такие вспомогательные
гипотезы позже элиминируются. Существуют
и так называемые рабочие гипотезы,
которые позволяют лучше
Важнейшей разновидностью метода гипотезы
является метод математической гипотезы,
который характерен для наук с
высокой степенью математизации. Описанный
выше метод гипотезы является методом
содержательной гипотезы. В его рамках
сначала формулируются
Специалист по методологии науки И. В. Кузнецов попытался выделить различные способы видоизменения исходных уравнений в процессе выдвижения математической гипотезы: 1) изменяется тип, общий вид уравнения; 2) в уравнение подставляются величины другой природы; 3) изменяется и тип уравнения, и вид величины; 4) изменяются предельные граничные условия. Все это дает основание и для типологии метода математической гипотезы.
Сфера применения метода математической гипотезы весьма ограничена. Он применим прежде всего в тех дисциплинах, где накоплен богатый арсенал математических средств в теоретическом исследовании. К таким дисциплинам прежде всего относится современная физика. Метод математической гипотезы был использован при открытии основных законов квантовой механики. Так, Э. Щредингер для описания движения элементарных частиц за основу взял волновое уравнение классической физики, но дал иную интерпретацию его членов. В итоге был создан волновой вариант квантовой механики. В. Гейзенберг и М.Борн пошли в решении этой задачи другим путем. Они взяли за исходный пункт в выдвижении математической гипотезы канонические уравнения Гамильтона из классической механики, сохранив их математическую форму или тип уравнения, но ввели в эти уравнения новый тип величин -- матрицы. В результате возник матричный вариант квантово-механической теории.
Метод гипотезы демонстрирует творческий характер научного исследования в процессе открытия новых законов, принципов и создания теорий.
Правила метода гипотезы не предопределяют однозначно результатов исследования и не гарантируют истинности полученного знания. Именно творческая интуиция, творческий выбор из многообразия возможных путей решения проблемы приводит ученого к новой теории. Теория не вычисляется логически и не открывается, она создается творческим гением ученого и на ней всегда лежит печать личности ученого, как она лежит на любом продукте духовно-практической деятельности человека.
Рассматривая проблемы фундаментальных физических теорий, нам пришлось изучить и проанализировать более 300 книг и статей по философии естествознания. Это была достаточно трудная работа. Причины в том, что некоторые философские исследования «растекаются мыслью по древу». Концы мыслей теряются в тонких ветвях за плотной листвой цитат и рассуждений. В других работах авторы совершают титаническую работу по историческому анализу, приводя и сопоставляя многочисленные точки зрения, и это только ради того, чтобы обосновать общеизвестное положение. Цитирование не есть доказательство. Оно является иллюстрацией. В этой статье мы хотели избежать упомянутых недостатков, руководствуясь философским положением: «истина всегда конкретна».
1. Конкретность научной истины
Давно уже существует философский тезис: «Научная истина всегда конкретна». Этот тезис имеет два аспекта.
Первый аспект. Конкретность научной истины означает, что любая гипотеза или научная теория, любое определение научных терминов (частно-научных категорий) всегда имеют пределы своей применимости. Когда мы используем их вне этих пределов, мы рискуем получить ошибочный результат или ложную интерпретацию явлений. Развитие фундаментальных теорий преследует цель постоянно расширять эти границы, совершенствуя фундаментальные теории.
Второй аспект. Он непосредственно
связан с первым аспектом. Развитие
научного знания в форме теорий всегда
предполагает уточнение и увеличение
объема наших знаний. Новая теоретическая
или экспериментальная
Информация о работе Основные идеи и принципы науки средневековья. Гипотеза в научном познании