Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:38, контрольная работа
Цель контрольной работы состоит в раскрытии специфики и уникальности средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития европейской культуры, следующей после античности, изучение мировоззрения средневековья и схоластики, как широкого интеллектуального движения, как метод обучения средневековья.
Формирование научной культуры средневековья . 3-9
Схоластический идеал знания. 10-12
Гипотеза как форма и метод 13-15
теоретического исследования.
Гипотезы физике 16-27
Литература. 28
Образование. Школы и университеты.
Средневековое образование часто проводилось под непрестанным присмотром церкви. Во времена правления Карла Великого (800 годы) империя нуждалась в образованных людях, они были необходимы, для того чтобы выжить, и Карл попросил помощи у Католической церкви. В изданном им декрете говорилось о том, что при каждом соборе и монастыре должны были быть учреждены школы, дабы обеспечить свободное образование каждому мальчику, имеющему интеллект и настойчивость, чтобы успешно выполнять все поставленные перед ним образовательные задачи.
Такие науки как, грамматика, риторика,
логика, латинский язык, астрономия,
философия и математика были ядром
большинства учебных планов. Во времена
Средневековья единственное изучение
естествознания велось по популярным
на тот момент энциклопедиям, которые
в своей основе содержали древние
письма Плиния и другие римские первоисточники.
Средневековый студент мог
Средневековые студенты часто собирались вместе и сидя на полу, небрежно писали примечания к урокам на деревянных табличках, покрытых зеленым или темным парафином, используя при письме слоновую кость. Рыцари также были образованы и смотрели с высока на тех, кто не умел читать и писать. Только дочерям очень богатых и влиятельных граждан, разрешалось посещать курсы на выбор.
В XIV или XV веках, некоторые ученые продолжали свое образование в университете. Они были «созданиями» Средневековья и могли быть востребованы в больших европейских городах. Но войны и вторжения часто останавливали исследования, но эти университеты получат вторую жизнь во времена позднего Средневековья и Ренессанса.
Корни некоторых предметов одежды выпускника средневекового колледжа прослеживаются и в одежде современного студента-выпускника.
Средневековая школа, университеты.
При средневековье существовало три
вида школ. Низшие школы, образовавшиеся
при церквях и монастырях, ставили
целью подготовить элементарно
грамотных духовных лиц — клириков.
Главное внимание обращалось в них
на изучение латинского языка (на котором
велось католическое богослужение), молитв
и самого порядка богослужения. В
средней школе, возникавшей чаще
всего при епископских
Первые университеты возникли в XII
веке — частью из епископских школ,
имевших наиболее крупных профессоров
в области богословия и философии,
частью из объединений частных
Другими наиболее старинными университетами Европы были Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании и Неаполитанский в Италии, основанные в XIII веке. В XIV веке были основаны университеты в городах Праге, Кракове, Гейдельберге. В XV веке число их быстро увеличйва лось. В 1500 году во всей Европе было уже 65 университетов.
Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке. Основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения являлись также диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принимали участие главным образом профессора университетов. Но также устраивались диспуты и для схоларов (схолары — студенты, от слова Schola — школа).
В Средние века комплекс представлений о мире, верований, умственных установок и системы поведения, который условно можно было бы назвать «народной культурой» или «народной религиозностью» так или иначе был достоянием всех членов общества .
Мышление средних веков было преимущественно теологическим.
Средневековая церковь, с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Как пример, можно привести санкционирование церковью культа святых в его народной интерпретации.
Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.
Европейское средневековой общество
было очень религиозно и власть духовенства
над умами была чрезвычайно велика.
Учение церкви было исходным моментом
всякого мышления, все науки - юриспруденция,
естествознание, философия, логика - все
приводилось в соответствие с
христианством. Высшее духовенство
было единственно образованным классом,
однако средневековый европеец, включая
и высшие слои общества, был неграмотен.
Ужасающе низким был уровень грамотности
даже священников в приходах. Лишь
к концу XV века церковь осознала
необходимость иметь
Массовая средневековая
«Переводом» мыслей социальной и духовной
элиты на доступный для понимания
всех людей язык стали проповеди,
представляющие собой значительный
пласт средневековой культуры. Приходские
священники, монахи, миссионеры должны
были растолковывать народу основные
положения богословия, внушать принципы
христианского поведения и
Во времена классического
Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики.
На рубеже античного и средневекового мира складывается патристика — корпус христианского вероучения, оформленный отцами Церкви — Августином (354-430), Иеронимом (342-420), Амвросием Медиоланским (339-397), Григорием I Великим (540-604).
До Возрождения (нач. XIV в.) средневековая
культура определялась церковно-религиозной
идеологией. Церковь и церковная
идеология служили высшей санкцией
всех сторон жизни обитателей средневековой
Западной Европы. Основой религиозного
мировоззрения средневековья
По общему своему характеру схоластика
представляет религиозную философию
не в смысле свободной спекуляции
в области вопросов религиозно-нравственного
характера, как это мы видим в
системах последнего периода греческой
философии, а в смысле применения
философских понятий и приёмов
мышления к христиански-церковному
вероучению, первый опыт которого представляет
предшествовавшая схоластике патристическая
философия. Имея в виду путём такого
применения сделать доступным разуму
содержание веры, схоластика и патристика
тем отличались одна от другой, что
для последней этим содержанием
служило Св. Писание и для догматической
формулировки собственно откровенного
учения она пользовалась философией
— тогда как для схоластики
содержание веры заключалось в установленных
отцами догматах и философия применялась
преимущественно к уяснению, обоснованию
и систематизации последних. Абсолютной
противоположности, впрочем, между
схоластикой и патристикой нет,
потому что и в патриотическое
время, наряду с постепенным формулированием
догматов, шло обоснование и приведение
их в систему, а с другой стороны,
нельзя сказать, чтобы и в период
схоластики система догматов представляла
собою во всех пунктах законченное
целое: в области богословско-
Отношение между схоластикой и патристической философией точнее можно определить так: первая осуществляет и развивает то, что не достигло ещё осуществления и развития в последней, хотя и находилось в ней в качестве зародыша.
Философствование схоластиков
строилось на почве установленного
учения церкви и тех учений античной
философии, которые сохранились
до средних веков. В этом двойном
богословско-философском
В период расцвета схоластических систем философия и теология действительно переходили одна в другую. Однако различие их природы должно было всё-таки проявить себя — и к концу средних веков богословие и философия уже резко обособляются друг от друга.
Средневековая мысль ясно понимала различие этих областей. Философия основывалась на естественно-разумных принципах и доказательствах или, как тогда говорили, на «естественном свете», а теология — на божественном откровении, которое было сверхъестественно. Учениям философским истина присуща, сравнительно с откровением, в незначительной мере; показывая, до каких пределов познания может дойти человек своими естественными силами, философия вместе с тем даёт доказательство того, что она не может удовлетворить стремления нашего разума к созерцанию Бога и вечному блаженству и что здесь необходима помощь сверхъестественного откровения.
Схоластики чтили древних
Взгляд на философию как на служанку
богословия хотя и не проводился строго
всеми схоластиками, однако выражал,
можно сказать, господствующую тенденцию
времени. Тон и направление всей
духовной жизни в средние века
давала церковь. Естественно, что и
философия в это время
Учреждения практического
Внимание схоластиков потому уже должно было направиться в эту сторону, что в их распоряжение от прежнего времени был предоставлен материал, требующий не критического обсуждения и не апологетико-полемической работы, а именно только систематизации: это были общеустановленные положения церковной веры, которые надлежало подвергнуть формальной обработке при помощи доступных философских приёмов. Этим объясняется и другая черта схоластической философии: её тяготение к форме, к формальной обработке понятий, к построению формальных выводов. Схоластику нередко упрекают в излишнем, пустом формализме. Упрёки эти не лишены основания; но нужно иметь в виду, что такой формализм был неизбежен. В другие времена перед мыслью стояло богатство и разнообразие опытного содержания; наоборот, материал, над которым оперировала схоластическая философия, был ограничен, и свежие умственные силы новых народов должны были найти себе исход в усиленной формальной работе.
Общая задача заключалась в том,
чтобы усвоить полученные от античного
миpa памятники философской мысли
и применить их к потребностям
времени. Философские учения древности
делались достоянием средних веков
постепенно; сначала из них были
известны только скудные отрывки. В
первое время являлась, таким образом,
задача восполнить пробелы в философском
предании, а потом требовалось
уже согласить не всегда согласные
между собою философские
Информация о работе Основные идеи и принципы науки средневековья. Гипотеза в научном познании