Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:39, реферат
Гегелю удалось выявить общие законы развития и сформулировать основные категории диалектики применительно к развитию абсолютной идеи.
В данной работе были поставлены следующие задачи:
- дать понятие термина «диалектика».
- исследовать различные концепции развития диалектики.
- раскрыть сущность законов диалектики.
- раскрыть понятия философских категорий.
Введение……………………………………………………………………… ….3
1. Историческое развитие диалектики, как метода познания и развития…………………………………………………………….…………….4
2. Принцип развития как один из основных принципов диалектики.......8
3.Законы диалектики……………………………………………….………….10
3.1. Закон перехода количественных изменений в качественные……..10
3.2. Закон единства и борьбы противоположностей………………………12
3.3. Закон отрицания отрицания…………………………………………...14
4.Категории диалектики как отражение универсальных связей бытия и как всеобщие формы мышления…………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………….25
в) как конфликт – несовместимость формы с содержанием, а содержания с формой, при которой предмет не может больше развиваться в прежнем качестве.
Таким образом, развитие предмета есть единство и борьба его противоположных сторон – формы и содержания. Причем содержанию присуща тенденция к постоянному изменению, форме – тенденция не меняться, оставаться прежней. Противодействие данных тенденций обнаруживается в противоречии между новым содержанием и старой формой. Данное противоречие в природе разрешается как бы автоматически, а в обществе человек должен быть готов к самостоятельному его решению, искать форму, соответствующую содержанию.
Гегель создал фактически непревзойденную до сих пор систему категорий диалектики. Определения категорий поражают своей точностью, лаконичностью и глубиной. Он дает такие определения, которыми мы можем воспользоваться и сегодня: «результат есть снятое противоречие», «качество есть определенно сущее», «мера — это качественное количество или количественное качество», «действительность — единство сущности и существования», «случайность — то, что не имеет причину в самом себе, а имеет в чем-то другом» и др.
Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в друга. Он видит связь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или таких, как явление, форма, единичное, случайное.
Можно сделать следующие выводы:
Законы и
категории диалектики взаимосвязаны.
Изучая основные законы диалектики, мы
видим, что они представляют, в сущности,
отношение, связь категорий. Например,
закон перехода количественных изменений
в качественные выражает определенную
связь категорий количества и качества.
Поэтому без знания категорий невозможно
уяснить и законы. С другой стороны, знание
законов позволяет понять сущность категорий
диалектики. Так, закон единства и борьбы
противоположностей дает возможность
раскрыть действительный смысл таких
противоположных категорий, как содержание
и форма, необходимость и случайность,
возможность и действительность и т.д.
Категории диалектики являются итогом,
обобщением многовекового опыта людей,
их трудовой деятельности и познания.
Соприкасаясь
в процессе практической деятельности
с предметами и явлениями мира, познавая
их, человек выделял в них существенное
общее, а результаты выделения фиксировал
в категориях, понятиях. Категории причины
и следствия, содержания и формы и другие
формировались в сознании по мере того,
как человек миллиарды раз практически
сталкивался с объективно существующими
причинами и следствиями, содержанием
и формой конкретных материальных тел
и другими важнейшими сторонами действительности.
Таким образом,
категории представляют результат
практической и познавательной деятельности
человека, являются ступеньками познания
человеком окружающего мира.
Являясь итогом
практики и познания, категории материалистической
диалектики имеют огромное значение для
практической и познавательной деятельности.
Будучи ступеньками в познании, они помогают
людям разобраться в сложной сети явлений
природы и общества, раскрыть взаимную
связь и зависимость вещей, определенный
порядок, закономерность их развития и
в соответствии с этим успешно действовать
на практике.
Заключение.
Диалектика - теория и метод осмысления новых граней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Диалектика постигает окружающее через диалог мысли и действия, через анализ и синтез взаимоисключающих и взаимополагающих мнений и точек зрения. Диалектика учит мудрости, учит избегать ошибок. В своем внутреннем основании диалектика едина, в проявлениях, формах и способах применения - разнообразна и многомерна. В исходных установках и целях она относительно устойчива, в конкретных приложениях и воплощениях - изменчива, постоянно совершенствуется (последнее видно, хотя бы, на примере обогащения диалектики идеями синергетики).
Диалектика – это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия и развития всего сущего. Диалектика – это способ мышления, при котором окружающий человека мир воспринимается как единое и динамическое целое. Объективная диалектика – процессы взаимодействия и развития, царящие во всем мире. Субъективная диалектика – отражение процессов, царящих в мире, в головах людей. Это движение человеческих мыслей и представлений.
Понимание законов диалектики носит более широкий характер, чем открытие законов реального, материального мира. Законы диалектики являются важной частью определенной философской культуры. Они образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий нам диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, рассматривать мир как развивающийся объект.
Значение
философии Гегеля заключалось в
том, что в ней в систематической
форме было изложено диалектическое
миропонимание и
В особенности
же Гегель стремился исследовать
и всесторонне обосновать важнейшие
принципы диалектического способа
мышления, в корне противоположного
метафизике. Подвергнув глубокой и
основательной критике
Гегелю принадлежит открытие
основных законов диалектики: закона
количественно-качественных изменений,
закона взаимопроникновения
Сущность закона перехода количественных изменений в качественные заключается в том, что в процессе любого развития происходят непрерывные количественные изменения. Достигнув определенного уровня, они приводят к коренным качественным изменениям. Количественные изменения совершаются эволюционно, а коренные качественные изменения - революционно. Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм развития и отвечает на вопрос, каким именно образом возможен переход от одного качества к другому.
Другой закон —
взаимопроникновение
Наконец, закон отрицания
отрицания. В нем Гегель видел
не только поступательное развитие абсолютной
идеи, но и каждой отдельной вещи.
По Гегелю, мысль в форме тезиса
вначале полагается, а затем как
антитезис противополагается
Любая деятельность осуществляется в рамках объективных законов природы и общества. Изучив законы диалектики мне стало ясно, что в любой деятельности мы должны руководствоваться этими законами. Не является исключением и управленческая деятельность. Именно поэтому для повышения эффективности деятельности менеджеру необходимо знать и понимать возможности и ограничения, которые "диктуют" законы объективного мира (законы его развития).
К законам управления можно отнести закон единства и целостности системы управления, который гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством, т. е. она должна содержать все необходимые для реализации единой цели элементы и реализовывать все функции, необходимые для эффективного развития систем и процессов. Целостность систем достигается применением единых принципов, ценностей, подходов при проектировании и функционировании системы управления. Нарушение действия закона приводит к несогласованности действий и чрезмерным затратам на управление.
Список литературы.
1. Гегель Г. Философия истории. - СПб.: Наука, 1993.
2.Алексеев П.В. , Панин А.В. Философия: учебник для вузов – 4-е изд. – М.: ТК Велби; Проспект, 2007 г.
3. Философия. Учебник под редакцией А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. Изд. Проспект, изд. Московского университета 2009 г.
4. Философское понимание мира: Учебное пособие под ред. В.В. Терентьева, МИИТ, 2000 г.
5. Философия Учебник, П. Г. Кабанов. - Томск. Издательство ТГУ,2003 г.
7. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М., 1987 г.
8. Таранов П.С. Острая философия.