Основные категории и законы диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:39, реферат

Описание работы

Гегелю удалось выявить общие законы развития и сформулировать основные категории диалектики применительно к развитию абсолютной идеи.
В данной работе были поставлены следующие задачи:
- дать понятие термина «диалектика».
- исследовать различные концепции развития диалектики.
- раскрыть сущность законов диалектики.
- раскрыть понятия философских категорий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… ….3

1. Историческое развитие диалектики, как метода познания и развития…………………………………………………………….…………….4

2. Принцип развития как один из основных принципов диалектики.......8

3.Законы диалектики……………………………………………….………….10

3.1. Закон перехода количественных изменений в качественные……..10

3.2. Закон единства и борьбы противоположностей………………………12

3.3. Закон отрицания отрицания…………………………………………...14

4.Категории диалектики как отражение универсальных связей бытия и как всеобщие формы мышления…………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………...23

Список литературы…………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 68.94 Кб (Скачать файл)

 Рассматриваемый закон характеризует направление и форму развития, поступательность и преемственность, относительную повторяемость определенных моментов старого. Основополагающей для данного закона является категория диалектического отрицания.

Противоречивость явлений  предполагает скачкообразный переход  от одного качества к другому, что  со стороны взаимоотношения старого  и нового выступает процессом отрицания. Воздействие на предмет (например, размалывание зерна) может привести к гибели этого предмета, что, однако, не означает остановки развития, ведь полученный от размалывания продукт, употребляемый в пищу, способствует развитию человека или животного. Любое действие представляет собой не изолированный акт, а находится в системе объективных взаимосвязей вещей. Например, хищники, истребляя менее приспособленных особей, содействуют их естественному отбору, т.е. прекращение индивидуального развития отдельных особей сопровождается в целом совершенствованием вида. «Отрицательное, - писал Гегель, - равным образом и положительно..., противоречащее себе не переходит ни во что...»

В обществе не всякое отрицание - диалектическое, существует и метафизическое. Метафизичность отрицания проявляется  в преувеличении момента разрушения (уничтожение храмов, исторических памятников), при абсолютизации одной из сторон противоречия. Например, попытки создать государственный социализм как антикапитализм привели к подавлению рынка, следствием чего стала «затратная» экономика, имитация труда и общественной активности, в целом - застой в разных сферах жизни. Ненаучно также стремление формировать «чистый» капитализм без привнесения положительных моментов социализма. Как отмечают некоторые исследователи, Запад умело вплел в рыночную ткань элементы мобилизационного механизма, в особенности в военной и научно-технической областях.

Конструктивное начало означает соединение внедрения передовых  технологий с новым механизмом хозяйствования, экономических мотивов деятельности с социальными и экологическими регуляторами, правового государства  с человеческим творчеством и  т.д. Главное направление модернизации общества лежит в созидании: обеспечение  правовых механизмов перехода к социально  ориентированной рыночной экономике; формирование политических партий и  движений, способных выражать интересы различных слоев населения; укрепление и расширение амортизаторов, облегчающих  вхождение масс в рыночную экономику; обретение идеала, в основе которого - гражданское согласие.

Поиски наглядной модели развития вели многие философы. Наиболее известно образное описание развития в форме, раскручивающейся по вертикали  спирали, которое давали Ф. Энгельс  и В.И.Ленин. Последний о содержании закона отрицания отрицания писал: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие... по спирали, а  не по прямой линии», «...повторение в  высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому».

Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности (циклов формирования и гибели, обновления и старения и т.д.), относительной повторяемости и поступательности.

Преемственность, сохранение старого в новом и поступательность выражаются в следующем.

Старое качество продолжает существовать наряду с новым, более  высоким по своему типу, как необходимое  условие его бытия. Так, появление  живых организмов не исключает неживую  природу, животный мир не предполагает гибель растительности.

Отрицание отрицания осуществляется как трансформация, переход от одной  стадии эволюции вещи, какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы.

Сохранение приобретений предшествующего периода в «снятом», т.е. преобразованном, виде. Гегель писал, что снятие имеет двоякий смысл: означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец. Пример: практика показывает, что к успеху ведет на определенном промежуточном, достаточно длительном отрезке истории образование не одной (общественной либо частной), а системы всех выработанных историей форм, где совмещены частная, акционерная, кооперативная, коллективная, государственная, или общенародная, формы собственности. Сосуществуя и взаимодействуя, эти формы подавляют друг у друга негативные черты и тенденции и развивают позитивные. Развитие науки есть не возврат якобы к старому, а больше похоже на «ветвящееся древо» обогащающихся и усложняющихся знаний - ветвей в множащихся направлениях.

Исходя из теорий цивилизационных  кризисов П.А. Сорокина, кризис стал интерпретироваться не как отрицание предшествующей стадии развития, а как движущая сила и форма проявления самого этого  развития, различные фазы которого выражают преемственность мирового процесса. Кризис в обществе рассматривается  также как революционная ситуация, когда возникает несоответствие старой социальной структуры (главным  образом формы власти и собственности) новым социальным элементам (новые  люди и новые корпорации), что  порождает в общественном сознании представления о возможных вариантах  иного структурирования общества.

 

Марксизм использовал этот закон  для обоснования неизбежности социалистической революции и перехода к коммунизму.

Реализуясь во взаимодействии противоположностей и переходе количественных и качественных изменений, развитие содержит в себе преодоление старого, преемственность и утверждение нового, что определяется законом отрицания отрицания.

 

4.Категории диалектики как отражение универсальных связей бытия и как всеобщие формы мышления.

Философские категории –  это такие понятия, которые отражают общие черты и связи, стороны  и свойства действительности. Это, прежде всего, категории материи и сознания, а также движения, пространства и времени. Такие категории, как противоречие, количество, скачок, отрицание, отдельное и общее, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Изучение этих категорий существенно дополняет наши представления о всеобщем развитии и связях материального мира, об основных законах диалектики.

Установленные связи между категориями  называются законами диалектики.

Все законы и категории диалектики выражают ее принципы:

а) всеобщей связи, б) детерминизма, в) развития.

a) Принцип всеобщей связи раскрывается категориями: общее и единичное, явление и сущность, необходимость и случайность, закон и др. Как они связаны между собой?

На протяжении всей истории философии  существовала проблема взаимосвязи общего и единичного.

Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими  им специфическими особенностями, составляющими  их неповторимую качественную и количественную определённость.

Диалектика утверждает, что общее  существует через единичное, а единичное  содержит в себе общее. Категории единичное и общее характеризуют предмет, как со стороны его уникальности, так и со стороны схожести с другими предметами. «Единичное » – категория, отражающая в предмете только ему присущие, неповторимые свойства и признаки. « Общее » – категория, характеризующая в предмете те его признаки, свойства, которые объединяют его с множеством других предметов. Связь между общим и единичным в предмете выражается категорией «особенное».

Единичное, особенное, общее – соотносимые  категории, отражающие различные, но взаимосвязанные  аспекты развития предмета. Развиваясь, предмет изменяется во всех трех аспектах. Но в зависимости от природы рассматриваемого образования в нем преобладает  тот аспект развития, которым характеризуется  способ его существования. Так, у  животного преобладает общее  – родовая программа поведения. Человек развивается при взаимодополнительности процессов социализации и индивидуализации.

Главное в диалектике единичного, особенного, общего состоит в том, что они существуют в тесной взаимосвязи  как стороны реального предмета, процесса, явления. Так, гениальность есть, с одной стороны, высшее проявление индивидуальности (единичного), с другой – высшее проявление общего (разумной природы людей), нашедшие гармоничную связь (особенное) в конкретном человеке (отдельное).

Явление и сущность.

Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание  всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение  которых зависит от строения и  действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

Явление - это внешне наблюдаемые  характеристики предметов. Сущность - это внутренняя, глубинная, устойчивая сторона предметов. Они не совпадают  друг с другом. Диалектика их связи  такова: сущность является, явление  есть проявление сущности.

Сущность перед нами не может  предстать непосредственно (иначе  наука была бы излишней).

Сущность взаимодействует с  другими сущностями и предстает  нам в искаженном виде - в явлении. (В античности явление называли мнением. Юм, Кант считали, что сущность непознаваема.)

Необходимость и случайность.

Случайность - такой тип связи, который  обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

Необходимость - закономерный тип  связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью  существенных условий их возникновения  и развития.

Диалектика утверждает, что  случай есть проявление необходимости. То есть одно и то же явление и  случайно, и необходимо. Мера необходимого в случайном есть вероятность  случая. (Демокрит считал, что случайность  не существует, все необходимо. Спиноза  утверждает, что случайным называют что-то из-за несовершенства знания.)

 

Необходимость следует рассматривать на двух уровнях. На уровне сущности необходимость отражает тенденцию развития сущности предмета. На уровне существования предмета она выражает тенденцию развития предмета, исходя из изменений его сущности.

Случайность можно рассматривать как отклонение от тенденции развития, не связанное с изменениями в сущности предмета. Поскольку необходимость "пробивает" себе дорогу сквозь богатство содержания предмета (внутренний ее путь) и, одолевая противодействие предметов, имеющих другие тенденции изменений (внешний ее путь), постольку случайность может характеризоваться соответственно как форма проявления и как форма дополнения необходимости.

Подобное понимание необходимости  и случайности предполагает наличие  различных возможностей дальнейшего  развития предмета.

Закон. Закон - это наиболее повторяющиеся, существенные, необходимые, устойчивые связи. (Философское понимание закона отличается от его обыденного понимания. То, что мы называем законом, в диалектике не будет таковым, если нет устойчивых, повторяющихся связей. Например, юридический закон если не соблюдается, то в диалектике это уже не закон.)

Почему-то в философии Гегеля и  Маркса не нашлось парной категории  для категории "закон", но логично  предположить, что на эту роль подходит категория "хаос". Закон - это порядок, хаос - беспорядок. Чем больше порядка, тем меньше беспорядка.

  б) Принцип детерминизма раскрывается категориями: причина и следствие.

Детерминизм – это учение о всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности  явлений (нет явлений без причины).

 Действительную причину явлений установить трудно, так как все явления взаимосвязаны. Диалектика утверждает лишь то, что следствие всегда имеет причину, что причина предшествует следствию, что причина порождает следствие, в отличие от повода, который является случайной связью. Причина – это действие, обуславливающее определённые изменения.

Следствие – это результат взаимодействия явлений, в котором фиксируется, то новое, что побуждалось причиной.

Все связи, кроме причинной, называются условиями. (Философское учение, отрицающее причинные связи, называется индетерминизмом.)

в) Принцип развития раскрывается категориями: содержание и форма, возможность и действительность и др.

Согласно диалектике, развитие есть превращение возможности в действительность. Всякое действительное существовало раньше в возможности, но не всякое возможное  становится действительным.

Возможность - диалектическая противоположность  действительности. Категория действительность отражает все осуществившееся и существующее в настоящем как результат развития. Возможность — это характеристика развития с точки зрения его перспективы, дальнейшего осуществления в различных вариантах. 

  Развитие есть изменение содержания и смена формы. Содержание определяет форму, но форма организует содержание. (Форма - содержательна, содержание оформлено.)

Содержание и  форма. Под содержанием понимается все находящееся в предмете (процессе): его существенные связи, компоненты и его несущественные связи.

Под формой понимается как  внешнее выражение содержания, так  и внутренний способ взаимосвязи  компонентов содержания (в последнем  случае форма близка, по сути, структуре). Форма – это организация устойчивых связей между компонентами содержания.

Диалектику формы и  содержания раскрывают следующие положения.

•  Единство формы и содержания. Любой материальный предмет, процесс есть единство формы и содержания. Следовательно, нет бесформенного содержания, как нет и бессодержательной формы.

2 . Противоречивость формы и содержания. Форма и содержание – диалектические противоположности. Отношения между ними могут быть охарактеризованы:

а) как гармония – соответствие формы содержанию, а содержания форме  и как следствие этого - оптимальность  развития предмета;

б) как дисгармония –  несоответствие формы содержанию и, наоборот, при котором возникают деформации в функционировании и развитии предмета;

Информация о работе Основные категории и законы диалектики