Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:39, реферат
Гегелю удалось выявить общие законы развития и сформулировать основные категории диалектики применительно к развитию абсолютной идеи.
В данной работе были поставлены следующие задачи:
- дать понятие термина «диалектика».
- исследовать различные концепции развития диалектики.
- раскрыть сущность законов диалектики.
- раскрыть понятия философских категорий.
Введение……………………………………………………………………… ….3
1. Историческое развитие диалектики, как метода познания и развития…………………………………………………………….…………….4
2. Принцип развития как один из основных принципов диалектики.......8
3.Законы диалектики……………………………………………….………….10
3.1. Закон перехода количественных изменений в качественные……..10
3.2. Закон единства и борьбы противоположностей………………………12
3.3. Закон отрицания отрицания…………………………………………...14
4.Категории диалектики как отражение универсальных связей бытия и как всеобщие формы мышления…………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………….25
Рассматриваемый закон характеризует направление и форму развития, поступательность и преемственность, относительную повторяемость определенных моментов старого. Основополагающей для данного закона является категория диалектического отрицания.
Противоречивость явлений
предполагает скачкообразный переход
от одного качества к другому, что
со стороны взаимоотношения
В обществе не всякое отрицание
- диалектическое, существует и метафизическое.
Метафизичность отрицания проявляется
в преувеличении момента
Конструктивное начало означает
соединение внедрения передовых
технологий с новым механизмом хозяйствования,
экономических мотивов
Поиски наглядной модели развития вели многие философы. Наиболее известно образное описание развития в форме, раскручивающейся по вертикали спирали, которое давали Ф. Энгельс и В.И.Ленин. Последний о содержании закона отрицания отрицания писал: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие... по спирали, а не по прямой линии», «...повторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому».
Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности (циклов формирования и гибели, обновления и старения и т.д.), относительной повторяемости и поступательности.
Преемственность, сохранение старого в новом и поступательность выражаются в следующем.
Старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия. Так, появление живых организмов не исключает неживую природу, животный мир не предполагает гибель растительности.
Отрицание отрицания осуществляется как трансформация, переход от одной стадии эволюции вещи, какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы.
Сохранение приобретений
предшествующего периода в «
Исходя из теорий цивилизационных
кризисов П.А. Сорокина, кризис стал интерпретироваться
не как отрицание предшествующей
стадии развития, а как движущая
сила и форма проявления самого этого
развития, различные фазы которого
выражают преемственность мирового
процесса. Кризис в обществе рассматривается
также как революционная
Марксизм использовал этот закон для обоснования неизбежности социалистической революции и перехода к коммунизму.
Реализуясь во взаимодействии противоположностей и переходе количественных и качественных изменений, развитие содержит в себе преодоление старого, преемственность и утверждение нового, что определяется законом отрицания отрицания.
4.Категории диалектики как отражение универсальных связей бытия и как всеобщие формы мышления.
Философские категории – это такие понятия, которые отражают общие черты и связи, стороны и свойства действительности. Это, прежде всего, категории материи и сознания, а также движения, пространства и времени. Такие категории, как противоречие, количество, скачок, отрицание, отдельное и общее, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Изучение этих категорий существенно дополняет наши представления о всеобщем развитии и связях материального мира, об основных законах диалектики.
Установленные связи между категориями называются законами диалектики.
Все законы и категории диалектики выражают ее принципы:
а) всеобщей связи, б) детерминизма, в) развития.
a) Принцип всеобщей связи раскрывается категориями: общее и единичное, явление и сущность, необходимость и случайность, закон и др. Как они связаны между собой?
На протяжении всей истории философии существовала проблема взаимосвязи общего и единичного.
Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.
Диалектика утверждает, что общее
существует через единичное, а единичное
содержит в себе общее. Категории единичное и общее ха
Единичное, особенное, общее – соотносимые
категории, отражающие различные, но взаимосвязанные
аспекты развития предмета. Развиваясь,
предмет изменяется во всех трех аспектах.
Но в зависимости от природы рассматриваемого
образования в нем преобладает
тот аспект развития, которым характеризуется
способ его существования. Так, у
животного преобладает общее
– родовая программа поведения.
Человек развивается при
Главное в диалектике единичного, особенного, общего состоит в том, что они существуют в тесной взаимосвязи как стороны реального предмета, процесса, явления. Так, гениальность есть, с одной стороны, высшее проявление индивидуальности (единичного), с другой – высшее проявление общего (разумной природы людей), нашедшие гармоничную связь (особенное) в конкретном человеке (отдельное).
Явление и сущность.
Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.
Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.
Явление - это внешне наблюдаемые характеристики предметов. Сущность - это внутренняя, глубинная, устойчивая сторона предметов. Они не совпадают друг с другом. Диалектика их связи такова: сущность является, явление есть проявление сущности.
Сущность перед нами не может предстать непосредственно (иначе наука была бы излишней).
Сущность взаимодействует с другими сущностями и предстает нам в искаженном виде - в явлении. (В античности явление называли мнением. Юм, Кант считали, что сущность непознаваема.)
Необходимость и случайность.
Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.
Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.
Диалектика утверждает, что случай есть проявление необходимости. То есть одно и то же явление и случайно, и необходимо. Мера необходимого в случайном есть вероятность случая. (Демокрит считал, что случайность не существует, все необходимо. Спиноза утверждает, что случайным называют что-то из-за несовершенства знания.)
Необходимость следует рассматривать на двух уровнях. На уровне сущности необходимость отражает тенденцию развития сущности предмета. На уровне существования предмета она выражает тенденцию развития предмета, исходя из изменений его сущности.
Случайность можно рассматривать как отклонение от тенденции развития, не связанное с изменениями в сущности предмета. Поскольку необходимость "пробивает" себе дорогу сквозь богатство содержания предмета (внутренний ее путь) и, одолевая противодействие предметов, имеющих другие тенденции изменений (внешний ее путь), постольку случайность может характеризоваться соответственно как форма проявления и как форма дополнения необходимости.
Подобное понимание
Закон. Закон - это наиболее повторяющиеся, существенные, необходимые, устойчивые связи. (Философское понимание закона отличается от его обыденного понимания. То, что мы называем законом, в диалектике не будет таковым, если нет устойчивых, повторяющихся связей. Например, юридический закон если не соблюдается, то в диалектике это уже не закон.)
Почему-то в философии Гегеля и Маркса не нашлось парной категории для категории "закон", но логично предположить, что на эту роль подходит категория "хаос". Закон - это порядок, хаос - беспорядок. Чем больше порядка, тем меньше беспорядка.
б) Принцип детерминизма раскрывается категориями: причина и следствие.
Детерминизм – это учение о всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности явлений (нет явлений без причины).
Действительную причину явлений установить трудно, так как все явления взаимосвязаны. Диалектика утверждает лишь то, что следствие всегда имеет причину, что причина предшествует следствию, что причина порождает следствие, в отличие от повода, который является случайной связью. Причина – это действие, обуславливающее определённые изменения.
Следствие – это результат взаимодействия явлений, в котором фиксируется, то новое, что побуждалось причиной.
Все связи, кроме причинной, называются условиями. (Философское учение, отрицающее причинные связи, называется индетерминизмом.)
в) Принцип развития раскрывается категориями: содержание и форма, возможность и действительность и др.
Согласно диалектике, развитие есть
превращение возможности в
Возможность - диалектическая противоположность действительности. Категория действительность отражает все осуществившееся и существующее в настоящем как результат развития. Возможность — это характеристика развития с точки зрения его перспективы, дальнейшего осуществления в различных вариантах.
Развитие есть изменение содержания и смена формы. Содержание определяет форму, но форма организует содержание. (Форма - содержательна, содержание оформлено.)
Содержание и форма. Под содержанием понимается все находящееся в предмете (процессе): его существенные связи, компоненты и его несущественные связи.
Под формой понимается как внешнее выражение содержания, так и внутренний способ взаимосвязи компонентов содержания (в последнем случае форма близка, по сути, структуре). Форма – это организация устойчивых связей между компонентами содержания.
Диалектику формы и содержания раскрывают следующие положения.
• Единство формы и содержания. Любой материальный предмет, процесс есть единство формы и содержания. Следовательно, нет бесформенного содержания, как нет и бессодержательной формы.
2 . Противоречивость формы и содержания. Форма и содержание – диалектические противоположности. Отношения между ними могут быть охарактеризованы:
а) как гармония – соответствие формы содержанию, а содержания форме и как следствие этого - оптимальность развития предмета;
б) как дисгармония – несоответствие формы содержанию и, наоборот, при котором возникают деформации в функционировании и развитии предмета;