Основные направления философии 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:23, реферат

Описание работы

В результате начавшейся в конце XIX в. второй научной революции возникает новая, неклассическая наука, которая существенно отличается от классической. В ней нет уже прежних претензий на полную объективность и адекватность знания. Понятие истинности все больше уступает место понятию валидности(обоснованности), которое опирается на внутренний, формально-логический критерий. Все более значимыми в познании становятся теории и модели построенные математическим способом. Основными мотодологическими принципами в науке становятся принципы релятивизма и плюрализма, в силу которых складывается плюрализм общих картин мира.

Файлы: 1 файл

Философия XX в.docx

— 57.67 Кб (Скачать файл)

Философия XX в. Представляет собой сложное духовное образование. Её плюрализм расширился и обогатился как за счет дальнейшего развития науки и практики, так и за счет развития самой философской мысли и в предшествующие столетие и особенно во второй половине XIX в.

В результате начавшейся в конце XIX в. второй научной революции возникает новая, неклассическая наука, которая существенно отличается от классической. В ней нет уже прежних претензий на полную объективность и адекватность знания. Понятие истинности все больше уступает место понятию валидности(обоснованности), которое опирается на внутренний, формально-логический критерий. Все более значимыми в познании становятся теории и модели построенные математическим способом. Основными мотодологическими принципами в науке становятся принципы релятивизма и плюрализма, в силу которых складывается плюрализм общих картин мира.

Меняется  социальная роль науки. Классическая наука  превращается в технонауку. Наука  все больше становится инструментальной и прагматичной; основными её целями теперь являются не столько знания и истина, сколько прямое участие в преобразовании и эксплуатации природы, в повышении эффективности экономического производства. Наука становится непосредственной производственной силой.

Не  менее важные изменения происходят в искусстве. Здесь в конце  XIX в. присоединяется авангард.  Эти направления радикально отличаются от предшествующего классического искусства. В них происходит резкое смещение акцента с объекта на субъект, с объективности и правдивости на субъективные ощущения и представления. Принцип “неверности предмету” становится одним из главных принципов эстетики модернизма и авангарда, принципом сознательной деформации, искажения и разложения предмета, принципом отказа от предмета, предметности и фигуративности. Особое внимание также уделяется эксперименту,  поиску новых выразительных средств, технических и художественных приемов, что в авангарде превращается в настоящую страсть к эксперименту, в погоню за новизной.

Важные  изменения происходят в религии, особенно в её социальном положении, которое все более ухудшается. Можно сказать, что первая половина XX в. стала самой безрелигиозной в истории Запада. Во второй половине XX в., в связи с возникновением постмодернизма, положенение религии несколько улучшается, но остается весьма сложным.

Сходные процессы и изменения происходят в философии. Вслед за наукой она  становится неклассической. В ней  возникают новые течения, которые  характерны для складывающейся культурной ситуациии. Весьма примечательным в  этом плане представляется появление  в начале ХХ в. американского прагматизма, ставшего философией и идеологией современного делового человека. Не менее примечательным и характерным явлением стало  возникновение в последней четверти ХХ в. постомодернистской философии  как отражения новых тенденций  в западной культуре.

Все эти перемены затронули материальную, политическую и духовную сферы общественной жизни.

Особенности духовной жизни общества в разных странах породили её отражение в  философских течениях

Ведущими  философскими течениями мировой  философии ХХ в. выступили позитивизм, неопотивизм, постпозитивизм, прагматизм, феноменология, неотомизм, экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм и структурализм.

Для того чтобы охарактеризовать современную  философию ХХ в. как явление духовной жизни, полезно обратить внимание на её существенные черты. Важнейшей из них является отсутствие в ней единобразия. Она представляет собой множество развивающихся школ и направлений . Другая черта проявляется в богатстве проблематики, в обилии концептуальных решений в области онтологии, гносеологии, социальной философии, религоведения, этики и эстетики. Третья черта выражается в общей для многих фолофских школ озабоченности судьбами цивилизации и обнаруживается в интересе к глобальным проблемам человечества. Четвертая состоит в повышенном интересе к проблеме человека и его взаимосвязи с обществом. Пятая проявляется в интересе к вопросам методологии познания и практической деятельности. Шестая черта выражается в связи разных философских наравлений и школ с учениями прошлого и направленности на сохранение и приумножение положительных достижений философской мысли прошлого. Седьмая черта проявляется в господстве плюрализма, в стремлении большинства философов к терпимости, к инакомыслию и достижению взаимопонимания. Восьмая черта вытекает из особого интереса многих философов к философии политики, права, науки, техники, экономики.

Позитивизм

Позитивизм  - широко распространенное течение  в философии, основанное в 30-х гг. ХIX в. французским философом О. Контом. Во Франции этого течения придерживались Э.Литтре, Ж.Э. Ренан. В Англии позитивизм был представлен в творчестве Дж. С .Милля и Г. Спенсера. В Германии идеи позитивизма развивали Я. Молешотт и Э. Геккель.

Названные философы относятся к “первому позитивизму”.” Второй позитивизм” связан с деятельностью Э. Маха и Р. Авенариуса, немецких ученых, называвших свою философию эмпириокритицизмом, а также с деятельностью французского ученого А. Пуанаре.

Идеи  позитивизма были подхвачены и преобразованы  в трудах представителей неопозитивизма или “третьего позитивизма”. Их философия нашла развитие в трудах представителей постпозитивизма, или “четвертого позитивизма”.

Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить так: 
1)познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации; 
2)Вся прежняя, традиционная философия как доктринерски – догматическая, метафизическая, т.е. направленная на поиски первопричи и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками, либо обзором системы знаний, учением о языке науки; 
3)следует оказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.

Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, поитивизм имеет  следующие черты: 
1. В противовес субъективному идеализму И. Канта позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы. 
2. Наука рассматривается позитивистами как средство познания и преобразования мира. Они верят в силу научной рациональности. 
3. Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное. 
4. Для позитивизма характерна вера в прогресс.

Родоначальником позитивизма является Огюст Конт(1798-1857). По мнению О. Конта, наука должна ограничиться описанием действительности и её предметов и явлений, отказавшись  от попыток вскрыть их сущность.

Конт  в своих работах писал, что  открыл главный, основной закон, которому эти различия подчинено безусловно, и который может быть твердо установлен или путем рациональных доказательств, доставляемых знакомством с нашим  организмом, или с помощью исторических данных, извлекаемых при внимательном изучении прошлого. Это закон состоит в том, что каждая из наших главных идей, каждая из отраслей нашего знания проходит последовательно три различные теоретических состояния: состояние теологическое или фиктивное; состояние метафизическое или абстрактное; состояние научное или положительное. Другими словами, человеческих дух по самой своей природе пользуется тремя методами мышления, по характеру своему существенно различными и даже прямо противоположными друг другу: сначала теологическим методом, затем метафизическим и наконец положительным методом.

Согласно  О. Конту, в теологическом состоянии человеческий дух, направляя свои исследования главным образом на внутреннюю природу вещей, первые и конечные причины поражающих его явлений, стремясь к абсолютному познанию, воображает, что явления производятся прямым и постоянным воздействием многочисленных сверхъестественных факторов.

В метафизическом состоянии сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами, настоящими сущностями, неразрывно связанными с разными вещами, и могущими сами собой производить все наблюдаемые  явления, объяснение которых состоит  в таком случае только в подыскании соответствующей сущности.

Только  в положительном состоянии, по О. Конту, человеческий дух, осознав невозможность  достижения абсолютных истин, стремится, правильно комбинируя рассуждение  и наблюдение, к познанию действительных законов явлений.

Мыслитель полагал, что на теологической стадии  наблюдается преобладании силы, как, например, при феодализме; для метафизической стадии характерны революции и реформы, например, реформирование христианства ; позитивная стадия характеризуется появлением индустриального общества с его бесконечной свободой сознания.

Закон трех стадий применим для объяснения самых разных явлений общественной жизни. Он проявляется и в развитии человека( каждый из нас теолог в  детстве, метафизик в юности и  физик в зрелости).

Конт  видит достоинство предлагаемой им положительной философии “в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытое низведение которых до

минимума  и составляет цель всех наших усилий”. Он также утверждал, что его идеи должны придать последнему классу наших познаний тот положительный характер, который уже имеют другие науки. Если только это условие будет в действительности выполнено, современная философская система во всей своей совокупности будет поставлена на прочное основание, так как не будет существовать ни одного доступного наблюдению явления, которое не входило бы в одну из установленных выше пяти великих категорий явлений: астрономических, физических, химических, физиологических и социальных. После того как все наши понятия станут однородными, философия окончательно достигнет положительного состояния.  Она не будет уже в состоянии изменять свой характер, и ей останется только развиваться бесконечно путем новых постоянно увеличивающихся приобретений. Достигнув этого состояния, положительная философия, по замыслу создателя позитивизма, заменит теологическую и метафизическую философию, которое потеряют свое преимущество.

Конт  полагал, что для перехода общества от кризисного состояния к “социальному порядку” потребуется знание социальных законов, основанных на анализе фактов. По представлениям родоначальника позитивизма законы общественных явлений выявляются путем наблюдения и рассуждения. Он выделяет социальную статистику и социальную динамику.  Социальная статистика призвана выявить связи самых разных аспектов жизни, включая культурные, политические и экономические. Социальная динамика изучает законы развития общества и является базой рациональной политики. Главными здесь, по Конту, выступают закон трех стадий и закон прогресса. Мыслитель считал, что выявить эти законы можно только путем наблюдений, экспериментов и сравнений.

Знания  социальных законов, с его точно  зрения, позволяет установить “правила поведения, как общие, так и специальные, и эти правила будут наиболее соответствовать всеобщему порядку и, следовательно , необходимо окажутся наиболее благоприятными для личного счастья”.

Идеи  О. Конта оказали большое влияние  на творчество многих ученых, работавших в области социальной философии  и социологии.

Основателем позитивизма в Англии стал Джон Стюарт Милль(1806-1873).

Дж. С. Милль первый сделал попытку создать  систематическую логику наук о духе. Среди нравственных или социальных наук основополагающей  Миллем мыслилась  психология. Именно психология, по Миллю, возможна как образцовая индуктивная  наука, тогда как общественные науки  неизбежно приобретают дедуктивный  характер, пытаясь объяснить разновидности  социального поведения конкретных людей с помощью общих законов, найденных индуктивно.

Согласно  Миллю, ближе всего к психологии основанная на ней этология, понимаемая как “наука о формировании характера”, которая дедуктивно выводит из психологических законов законы формирования характера и их форм. В этих законах находят выражения различные физические и психологические обстоятельства, что придает характерам индивидуальные черты.

По  Миллю, основная задача социальной науки  заключается в отыскании законов, согласно которым всякое данное состояние  общество вызывает другое, следующее  за ним и замещающее его. Открытые социальные законы позволяют сформулировать правила деятельности, отвечающей требованиям  этих законов. Но действовать в этом направлении надо осторожно, причем “тот общий принцип”, и тот признак, которым надо пользоваться для их испытания, есть содействие счастью человечества, или, скорее, всех чувствующих существ, иначе говоря, конечный принцип телеологии есть увеличения счастья.

Другим  крупным позитивистом в Англии был  Герберт Спенсер(1820-1903).

Спенсер стремился доказать совместимость  науки и религии. Он полагал, что  наука помоет религии очиститься от мистики.

Спенсер рассматривал философию как познание на ступени максимального обобщения, так как философские обобщения  объединяют и систематизируют достижения всех наук. Согласно Спенсеру, философия  должна начать с общих принципов, к которым пришла наука. Это, по его  мнению, принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения, силового сопротивления. Настоящие принципы следует использовать всем наукам.  Их можно унифицировать  в более общий принцип –  принцип “непрерывного перераспределения материи и движения”. Закон общего изменения и есть закон эволюции.

Впервые термин “эволюция” употреблен Спенсером в 1857 г. Однако Спенсер говорит об эволюции Вселенной. По его мнению, первая её характеристика – переход от менее связанной формы существования к более связанной. Вторая характеристика – переход от однородного связанного состояния к разнородному, несвязанному состоянию. Третья характеристика эволюции – переход от неопределенного состояния к определенному. Спенсер отмечал, что эволюция есть интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязанной автономности к определенной и связанной однородности.

Спенсер выделял три фазы “большой эволюции”: неорганическую, органическую и надорганическую, плавно переходящие друг в друга. Социальная эволюция – часть надорганической эволюции, которая подразумевает взаимодействием многих особой, скоординированную коллективную деятельность, по своим последствиям превышающую возможности любых индивидуальных действий. Предмет социологии – это изучение эволюции общества.

Информация о работе Основные направления философии 20 века