Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:23, реферат
В результате начавшейся в конце XIX в. второй научной революции возникает новая, неклассическая наука, которая существенно отличается от классической. В ней нет уже прежних претензий на полную объективность и адекватность знания. Понятие истинности все больше уступает место понятию валидности(обоснованности), которое опирается на внутренний, формально-логический критерий. Все более значимыми в познании становятся теории и модели построенные математическим способом. Основными мотодологическими принципами в науке становятся принципы релятивизма и плюрализма, в силу которых складывается плюрализм общих картин мира.
Философия XX в. Представляет собой сложное духовное образование. Её плюрализм расширился и обогатился как за счет дальнейшего развития науки и практики, так и за счет развития самой философской мысли и в предшествующие столетие и особенно во второй половине XIX в.
В результате начавшейся в конце XIX в. второй научной революции возникает новая, неклассическая наука, которая существенно отличается от классической. В ней нет уже прежних претензий на полную объективность и адекватность знания. Понятие истинности все больше уступает место понятию валидности(обоснованности), которое опирается на внутренний, формально-логический критерий. Все более значимыми в познании становятся теории и модели построенные математическим способом. Основными мотодологическими принципами в науке становятся принципы релятивизма и плюрализма, в силу которых складывается плюрализм общих картин мира.
Меняется социальная роль науки. Классическая наука превращается в технонауку. Наука все больше становится инструментальной и прагматичной; основными её целями теперь являются не столько знания и истина, сколько прямое участие в преобразовании и эксплуатации природы, в повышении эффективности экономического производства. Наука становится непосредственной производственной силой.
Не менее важные изменения происходят в искусстве. Здесь в конце XIX в. присоединяется авангард. Эти направления радикально отличаются от предшествующего классического искусства. В них происходит резкое смещение акцента с объекта на субъект, с объективности и правдивости на субъективные ощущения и представления. Принцип “неверности предмету” становится одним из главных принципов эстетики модернизма и авангарда, принципом сознательной деформации, искажения и разложения предмета, принципом отказа от предмета, предметности и фигуративности. Особое внимание также уделяется эксперименту, поиску новых выразительных средств, технических и художественных приемов, что в авангарде превращается в настоящую страсть к эксперименту, в погоню за новизной.
Важные изменения происходят в религии, особенно в её социальном положении, которое все более ухудшается. Можно сказать, что первая половина XX в. стала самой безрелигиозной в истории Запада. Во второй половине XX в., в связи с возникновением постмодернизма, положенение религии несколько улучшается, но остается весьма сложным.
Сходные
процессы и изменения происходят
в философии. Вслед за наукой она
становится неклассической. В ней
возникают новые течения, которые
характерны для складывающейся культурной
ситуациии. Весьма примечательным в
этом плане представляется появление
в начале ХХ в. американского прагматизма,
ставшего философией и идеологией современного
делового человека. Не менее примечательным
и характерным явлением стало
возникновение в последней
Все эти перемены затронули материальную, политическую и духовную сферы общественной жизни.
Особенности духовной жизни общества в разных странах породили её отражение в философских течениях
Ведущими философскими течениями мировой философии ХХ в. выступили позитивизм, неопотивизм, постпозитивизм, прагматизм, феноменология, неотомизм, экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм и структурализм.
Для того чтобы охарактеризовать современную философию ХХ в. как явление духовной жизни, полезно обратить внимание на её существенные черты. Важнейшей из них является отсутствие в ней единобразия. Она представляет собой множество развивающихся школ и направлений . Другая черта проявляется в богатстве проблематики, в обилии концептуальных решений в области онтологии, гносеологии, социальной философии, религоведения, этики и эстетики. Третья черта выражается в общей для многих фолофских школ озабоченности судьбами цивилизации и обнаруживается в интересе к глобальным проблемам человечества. Четвертая состоит в повышенном интересе к проблеме человека и его взаимосвязи с обществом. Пятая проявляется в интересе к вопросам методологии познания и практической деятельности. Шестая черта выражается в связи разных философских наравлений и школ с учениями прошлого и направленности на сохранение и приумножение положительных достижений философской мысли прошлого. Седьмая черта проявляется в господстве плюрализма, в стремлении большинства философов к терпимости, к инакомыслию и достижению взаимопонимания. Восьмая черта вытекает из особого интереса многих философов к философии политики, права, науки, техники, экономики.
Позитивизм
Позитивизм - широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. ХIX в. французским философом О. Контом. Во Франции этого течения придерживались Э.Литтре, Ж.Э. Ренан. В Англии позитивизм был представлен в творчестве Дж. С .Милля и Г. Спенсера. В Германии идеи позитивизма развивали Я. Молешотт и Э. Геккель.
Названные философы относятся к “первому позитивизму”.” Второй позитивизм” связан с деятельностью Э. Маха и Р. Авенариуса, немецких ученых, называвших свою философию эмпириокритицизмом, а также с деятельностью французского ученого А. Пуанаре.
Идеи позитивизма были подхвачены и преобразованы в трудах представителей неопозитивизма или “третьего позитивизма”. Их философия нашла развитие в трудах представителей постпозитивизма, или “четвертого позитивизма”.
Программу
позитивизма с учетом его эволюции
можно представить так:
1)познание должно быть освобождено от
мировоззренческой и ценностной интерпретации;
2)Вся прежняя, традиционная философия
как доктринерски – догматическая, метафизическая,
т.е. направленная на поиски первопричи
и субстанциональных начал и сверхчувственных
сущностей, должна быть упразднена и заменена
либо непосредственно специальными науками,
либо обзором системы знаний, учением
о языке науки;
3)следует оказаться от крайностей материализма
и идеализма и пойти третьим путем.
Как
совокупность философских идей, распространенных
по всему миру, поитивизм имеет
следующие черты:
1. В противовес субъективному идеализму
И. Канта позитивизм отказывается от признания
априорного познания единственным средством
достижения подлинного знания. В качестве
единственного средства научного познания
позитивисты выделяют научные методы.
2. Наука рассматривается позитивистами
как средство познания и преобразования
мира. Они верят в силу научной рациональности.
3. Позитивисты полагают, что наука способна
выявить в процессах природы и общества
закономерное.
4. Для позитивизма характерна вера в прогресс.
Родоначальником позитивизма является Огюст Конт(1798-1857). По мнению О. Конта, наука должна ограничиться описанием действительности и её предметов и явлений, отказавшись от попыток вскрыть их сущность.
Конт в своих работах писал, что открыл главный, основной закон, которому эти различия подчинено безусловно, и который может быть твердо установлен или путем рациональных доказательств, доставляемых знакомством с нашим организмом, или с помощью исторических данных, извлекаемых при внимательном изучении прошлого. Это закон состоит в том, что каждая из наших главных идей, каждая из отраслей нашего знания проходит последовательно три различные теоретических состояния: состояние теологическое или фиктивное; состояние метафизическое или абстрактное; состояние научное или положительное. Другими словами, человеческих дух по самой своей природе пользуется тремя методами мышления, по характеру своему существенно различными и даже прямо противоположными друг другу: сначала теологическим методом, затем метафизическим и наконец положительным методом.
Согласно О. Конту, в теологическом состоянии человеческий дух, направляя свои исследования главным образом на внутреннюю природу вещей, первые и конечные причины поражающих его явлений, стремясь к абсолютному познанию, воображает, что явления производятся прямым и постоянным воздействием многочисленных сверхъестественных факторов.
В
метафизическом состоянии сверхъестественные
факторы заменены абстрактными силами,
настоящими сущностями, неразрывно связанными
с разными вещами, и могущими сами
собой производить все
Только в положительном состоянии, по О. Конту, человеческий дух, осознав невозможность достижения абсолютных истин, стремится, правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, к познанию действительных законов явлений.
Мыслитель полагал, что на теологической стадии наблюдается преобладании силы, как, например, при феодализме; для метафизической стадии характерны революции и реформы, например, реформирование христианства ; позитивная стадия характеризуется появлением индустриального общества с его бесконечной свободой сознания.
Закон трех стадий применим для объяснения самых разных явлений общественной жизни. Он проявляется и в развитии человека( каждый из нас теолог в детстве, метафизик в юности и физик в зрелости).
Конт видит достоинство предлагаемой им положительной философии “в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытое низведение которых до
минимума и составляет цель всех наших усилий”. Он также утверждал, что его идеи должны придать последнему классу наших познаний тот положительный характер, который уже имеют другие науки. Если только это условие будет в действительности выполнено, современная философская система во всей своей совокупности будет поставлена на прочное основание, так как не будет существовать ни одного доступного наблюдению явления, которое не входило бы в одну из установленных выше пяти великих категорий явлений: астрономических, физических, химических, физиологических и социальных. После того как все наши понятия станут однородными, философия окончательно достигнет положительного состояния. Она не будет уже в состоянии изменять свой характер, и ей останется только развиваться бесконечно путем новых постоянно увеличивающихся приобретений. Достигнув этого состояния, положительная философия, по замыслу создателя позитивизма, заменит теологическую и метафизическую философию, которое потеряют свое преимущество.
Конт полагал, что для перехода общества от кризисного состояния к “социальному порядку” потребуется знание социальных законов, основанных на анализе фактов. По представлениям родоначальника позитивизма законы общественных явлений выявляются путем наблюдения и рассуждения. Он выделяет социальную статистику и социальную динамику. Социальная статистика призвана выявить связи самых разных аспектов жизни, включая культурные, политические и экономические. Социальная динамика изучает законы развития общества и является базой рациональной политики. Главными здесь, по Конту, выступают закон трех стадий и закон прогресса. Мыслитель считал, что выявить эти законы можно только путем наблюдений, экспериментов и сравнений.
Знания социальных законов, с его точно зрения, позволяет установить “правила поведения, как общие, так и специальные, и эти правила будут наиболее соответствовать всеобщему порядку и, следовательно , необходимо окажутся наиболее благоприятными для личного счастья”.
Идеи О. Конта оказали большое влияние на творчество многих ученых, работавших в области социальной философии и социологии.
Основателем позитивизма в Англии стал Джон Стюарт Милль(1806-1873).
Дж.
С. Милль первый сделал попытку создать
систематическую логику наук о духе.
Среди нравственных или социальных
наук основополагающей Миллем мыслилась
психология. Именно психология, по Миллю,
возможна как образцовая индуктивная
наука, тогда как общественные науки
неизбежно приобретают
Согласно Миллю, ближе всего к психологии основанная на ней этология, понимаемая как “наука о формировании характера”, которая дедуктивно выводит из психологических законов законы формирования характера и их форм. В этих законах находят выражения различные физические и психологические обстоятельства, что придает характерам индивидуальные черты.
По
Миллю, основная задача социальной науки
заключается в отыскании
Другим крупным позитивистом в Англии был Герберт Спенсер(1820-1903).
Спенсер стремился доказать совместимость науки и религии. Он полагал, что наука помоет религии очиститься от мистики.
Спенсер
рассматривал философию как познание
на ступени максимального
Впервые термин “эволюция” употреблен Спенсером в 1857 г. Однако Спенсер говорит об эволюции Вселенной. По его мнению, первая её характеристика – переход от менее связанной формы существования к более связанной. Вторая характеристика – переход от однородного связанного состояния к разнородному, несвязанному состоянию. Третья характеристика эволюции – переход от неопределенного состояния к определенному. Спенсер отмечал, что эволюция есть интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязанной автономности к определенной и связанной однородности.
Спенсер выделял три фазы “большой эволюции”: неорганическую, органическую и надорганическую, плавно переходящие друг в друга. Социальная эволюция – часть надорганической эволюции, которая подразумевает взаимодействием многих особой, скоординированную коллективную деятельность, по своим последствиям превышающую возможности любых индивидуальных действий. Предмет социологии – это изучение эволюции общества.