Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:23, реферат
В результате начавшейся в конце XIX в. второй научной революции возникает новая, неклассическая наука, которая существенно отличается от классической. В ней нет уже прежних претензий на полную объективность и адекватность знания. Понятие истинности все больше уступает место понятию валидности(обоснованности), которое опирается на внутренний, формально-логический критерий. Все более значимыми в познании становятся теории и модели построенные математическим способом. Основными мотодологическими принципами в науке становятся принципы релятивизма и плюрализма, в силу которых складывается плюрализм общих картин мира.
Применительно к обществу эволюция выражается в том, что возрастание общества, как в отношении его численности , так и прочности, сопровождается возрастанием разнородности его политической и экономической организации. То же самое относится ко всем научно-историческим продуктам и прочим продуктам – языку, науке, искусству и литературе. В этом состоит суть понимания Спенсером прогресса.
Прагматизм
Прагматизм как особое философское течение занимает важное место в философии США начала ХХ в. и в последующие годы. Термин “прагматизм” этимологически происходит от греческого слово pragma, означающего дело, действие.
Прагматизм – это философия, сочетающая в себе идеи “второго позитивизма”, философии жизни и некоторые идеи, свойственные только прагматизму. Специфика прагматизма обнаруживается в понимании понятия научного языка. Представители прагматизма наряду с отрицанием объективной познавательной роли понятий в центр своего внимания ставили вопрос об их значении. Они пытались соединить мир понятий, идей и суждений с миром объёктов с помощью соединяющего эти миры значения, отстаивали мысль о том, что значение понятия определяется отношением не к объекту, а к субъекту. По их мнению, значение следует рассматривать в терминах тех практических последствий, которыми оборачивается использование нами определенного понятия. Разработчики философии прагматизма полагали, что такая теория значения поможет выяснить подлинный смысл интересующих их проблем.
Основы концепции прагматизма были заложены американским философом Чарлзом Пирсом, человеком многогранного дарования: математиком, астрономом, химиком. Его взгляды формировались под влиянием идей английский философов Беркли и Юма, Милля и Спенсера, а также идей представителей немецкого идеализма. Особую роль в формировании взглядом философа сыграло восприятия им обыденного сознания американского общества того времени с его духом здравого смысла и практицизма. В истории философии Пирс остался именно в качестве основоположника прагматизма: он сформулировал программу этого течения и предложил термин для его обозначения.
Для Пирса достижение исчерпывающего знания проблематично. По его мнению, человек в состоянии достичь только относительное знание. Но такого знания, по Пирсу, вполне достаточно, чтобы действовать успешно. Мышление, с его точки зрения, выступает лишь приспособительной реакцией, необходимой для деятельности человека. Согласно Пирсу, человек – существо сомневающееся, но ему ради успеха в деятельности надо преодолеть сомнения и достичь веры, опосредующей привычку действовать. Иными словами, человек должен стремится не столько к истине, сколько к вере. Последняя складывается на основе постижения значения. Понятие о следствиях, производимых объектом, и есть полное понятие объекта. Причем то, что означает вещь, есть просто те привычки, которые она вызывает, а идея какой-либо вещи есть идея её чувственных последствий. Иными словами, идея вещи раскрывается в поведении личности, которое она вызывает.
Согласно Пирсу, каждое понятие выступает в качестве понятия о мыслимых и практических последствиях.
Большое внимание мыслитель уделял выяснению значения верований убеждений. Перечисляя способы укрепления веры, Пирс придает им статус методов. По его классификации, их всего четыре: 1) метод упорства, или слепой приверженности 2)метод авторитета 3)априорный метод 4)научный метод.
Смысл идей Пирса, получивших название “принципы Пирса” можно понять содержанием фундаментального положения прагматизма, которое было сформулировано философом в следующих слова: “Следует рассмотреть все диктуемые некоторым понятием следствия, которые будет иметь понятие предмет этого понятия. Причем те, что, согласно этому же понятию способны иметь практический смысл. Понятие об этих следствиях и будет составлять полное понятие о предмете”. Принцип Пирса может быть истолкован по-разному и применен как в логике, так и в прикладной науке, как в теологии, так и в сфере бизнеса. Сам же философ основную функцию своего принципа усматривал в определений понятий.
У последователей Пирса на первый план выдвигался или теоретический аспект этого принципа( в результате появился логический прагматизм, самым видным представителем которого бы Дж.Дьюи), или более приземленный, так сказать эмпирический его аспект( тогда появился прагматизм магический, представленный У. Джеймсом).
Прагматизм стал популярным с 1906 г. Когда последователь Пирса, Уильям Джеймс прочел кур общедоступных лекций, которые были изданы под этим названием.
“Моя философия, - писал Джеймс, - есть то, что я называю радикальным эмпиризмом, плюрализмом, тихизмом, которые представляют порядок в качестве постепенно завоевываемого и всегда находящегося в становлении. Она является теистической.. Она отрицает все доктрины об абсолютном…Я боюсь, что вы найдете мою систему слишком непонятной, романтичной”.
Эта романтичность определена его трактовкой реальности, которая вовсе не аналогична принятой в объективном естествознании: “Посколько мы имеет дело с космическими и общими вопросами, мы имеем дело с символами реальности, но коль скоро мы обращаемся к частным и личным явлениям как таковым, мы имеем дело с реальностями в самом полном смысле слова.
Основные идеи философии У. Джеймса изложены в его сочинении “Прагматизм”(1907). Эту книгу Джеймс начинает с того, что доказывает полезность философии, но философии не всякой, а только эмпирической, так как она эффективнее связывает человека с реальным миром. Именно эмпирической философией, не выпровождающей за дверь положительных религиозных построений, выступает прагматизм. Достоинство прагматизма, по Джеймсу, заключается в преложных истин, догматов, теорий. Прагматизм учит, что научные знания имеют относительный характер. Иными словами, человеческое познание имеет пределы. Однако те сведения, которые человек в состоянии приобрести, могут быть достаточными для более или менее эффективной практики. В подходе к объяснению действительности Джеймс использует принципы плюрализма и индетерминизма. Получаемые при этом знания могут быть истинными. Таким образом, критика рационалистического идеализма, осуществляемая У.Джеймсом, наряду с отстаиванием идей об относительной достоверности получаемых нами сведений и плюралистичности путей их получения, приводит к сведению истинности к ценности, а это открывает дорогу моральной непорядочности, политическому произволу, научной недобросовестности, экономической вседозволенности.
Приведенное
положение представляет собой неплохою
иллюстрацию философской
Третьим виднейшим теоретиком прагматизма был американский мыслитель Джон Дьюи(1859-1952), философ( его вариант прагматизма обрел собственное имя – инструментализм), социолог и психолог, правовед и педагог. Он называет легендой мнение о том, что прагматизм рассматривает познание как простое средство достижения практических целей или удовлетворение практических потребностей.
Вслед за своими предшественниками Дьюи утверждает, что главное в человеческом познании – следствия, имеющие значение для поведения. Познание, по мнению Дьюи, выполняет роль средства приспособления к среде. Жизнь людей невозможна без использования знания. Особую роль здесь, как он считает, играют философские знания. Для него философия – “это попытка постижения мира , стремящаяся собрать различные детали окружающей жизни во всеобщее целое”. Он считает , что философия … имеет двойную задачу: критика существующих целей по отношению к достигнутому уровню науки и интерпретация результатов конкретных наук применительно к будущим общественным устремлениям”. Далее он отмечает: “Философия есть форма мышления, которая, как и всякое мышление вообще, возникает из неуверенности в предметном содержании опыта, стремится определить природу недопонимания и выдвинуть гипотезы для его прояснения, подлежащие проверке в действии… Поскольку образование – именно тот процесс, посредством которого возможно необходимое реформирование, а не только гипотетический поиск, мы получаем подтверждение тезису, что философия – это теория образования как целенаправленно осуществляемой педагогической практики”.
Для
того чтобы упорядочить мышление,
согласно Дьюи, надо единить в нем
здравый смысл и достижения науки.
Идеи выступают инструментами для
практики. Используя их, необходимо
иметь в виду, что они нуждаются
в корректировке и
Одной из важных задач философии, по Дьюи, выступает разработка теории ценностей, призванной помочь людям правильно определиться в мире целей и средств их достижения.
Как философ, Дьюи был непримирим к тоталитаризму и утопизму. Он полагал, что для порядочного человека есть только один путь реализации свобод, состоящий в приумножении её для других людей.
Американский прагматизм сыграл важную роль в становлении практической философии в США, реализация которая дала значительные результаты в организации жизнеобеспечения населения этой страны.
Экзистенциализм
Философской
реакцией на позитивизм явилась философия
существования –
Экзистенциализм, или философия существования, - философское направление ХХ в. идеи которого получили широкое распространение во многих европейских странах, а также в США. Экзистенциализм считается одним из крупнейших течений мировой философии ХХ в. В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, свободы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности. Формирование экзистенциальной философии уходит корнями в умонастроения ХIХ в.
Наиболее
крупными представителями
Экзистенциализм не является академической доктриной, его основные темы – человеческое существование, судьба личности , вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни, - близкие любому художнику, писателю, поэту, с одной стороны, сделали это направление популярным среди художественной интеллигенции, а с другой – побудили самих экзистенциалистов обращаться к языку искусства.
В
отличии от методологизма и гносеологизма,
экзистенциализм пытается возродить
отнотогию( учение о бытии). С философией
жизни его сближает стремление понять
бытие как нечто
Родоначальник экзистенциализма считается выдающийся датский философ Серен Кьеркегор(1813-1856) . Он выступил против рационалистической философии и её учения об истине. Для него истина есть субъективная уверенность в своей правоте. Предмет его интереса – не всеобщая, а личная истина.
В ходе жизни личность может обретать три сменяющих друг друга облика и проходит три сменяющие друг друга стадии, которые противоположны одна другой: эстетическую, этическую и религиозную.
На
эстетической ступени человек обращен
к внешнему миру, погружен в чувственную
жизнь, и целью его жизни являются
удовольствия. Символ этой стадии –
Дон Жуан. Погоня за удовольствиями
приводит к пресыщению, и уделом
эстетического сознания становятся
сомнение и разочарование, тоска
и отчаяние. Человек осознает несовершенство
такой стадии и переходит на следующую
ступень жизнь – этическую. На
этой стадии жизни стремление к наслаждению
замещается чувством долга, и человек
добровольно подчиняется
Но человеческий выбор, обусловливающий переход с эстетической на этическую стадию жизни, не является последним. Впереди у человека ещё есть выбор безотчетной веры. Именно она и покорность Богу ведут человека к религиозной стадии. Выбрав веру в качестве основы организации жизни в акте последующего выбора, человек преодолевает недостатки этической стадии. Последнее, согласно Кьеркегору, связано с тем , что движущей силой поведения человека здесь выступает стремление к счастью, при этом действующий в мире подчиняется закону как чему то всеобщему, что ограничивает его свободу.
На религиозной ступени личность служит Богу. Религиозная вера возвышает человека над моралью, выработанной им для себя. Достигнув этой ступени, люди погружаются в страдание. Религиозный человек – это страждущий человек. Прекращение страдания означает прекращение религиозной жизни.
Переход
от одной ступени жизни к другой
совершается в результате волевого
акта, выбора, осуществляемого человеком.
Личность ведут по ступеням жизни
забота и отчаяние. Кризис отчаяния
приводит к появлению страха, который
стимулирует выбор и
Философ стремится заострить внимание на тревожных симптомах бытия, проявляющихся в духовной жизни людей. Он не склонен был переоценивать значение своих возможностей в предостережении людей о надвигающейся со стороны нилигизма опасности, угрожающей человеческому существованию…