Основные натурфилософские системы Ренессанса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

Содержание работы

Вступление…….…………………………………………………………….……3
Социокультурные предпосылки мировоззренческой революции эпохи Возрождения. Коперниковская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной………………………………..……..4
Основные натурфилософские системы Ренессанса…………………..……..9
Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения….………….…...23
Социально-политические идеалы эпохи Ренессанса…………………..…..27
Заключение
Цитируемая литература……………..……………………………………….31
Литература……………………………

Файлы: 1 файл

Вступление.docx

— 57.30 Кб (Скачать файл)

Вступление…….…………………………………………………………….……3

  1. Социокультурные предпосылки мировоззренческой революции эпохи Возрождения. Коперниковская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной………………………………..……..4
  2. Основные натурфилософские системы Ренессанса…………………..……..9
  3. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения….………….…...23
  4. Социально-политические идеалы эпохи Ренессанса…………………..…..27
  5. Заключение
  6. Цитируемая литература……………..……………………………………….31
  7. Литература………………………………..…………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философией  эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших  и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная  и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в  его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и  оптимистический характер.

К характерным  чертам философии эпохи Возрождения  относятся:

  • антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
  • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);
  • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
  • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
  • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
  • торжество индивидуализма;
  • широкое распространение идеи социального равенства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социокультурные предпосылки мировоззренческой революции эпохи Возрождения. Коперниковская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной.

Средние века заканчиваются, и начинается двухвековая эпоха Возрождения или Ренессанс, охватывающая период с XIV по начало XVII вв. Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций, имеющий самобытную ценность. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся разложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до ранних буржуазных революций.

Эпоха Возрождения (или Ренессанса), возникнув в  Италии (конец XIV в.), затем превращается в явление общеевропейской культуры (XV-XVI вв.). Коренной перелом в духовной жизни европейских народов имел глубокие корни в социально-экономических изменениях, вызванных формированием раннебур-жуазных отношений. Возрожденческое движение начинается в Венеции, Флоренции, Генуе (север Италии), где интенсивно развивалась торговля, происходили процессы первоначального накопления капитала, господствовали республиканские политические режимы.

Термин  «возрождение» впервые встречается  у итальянского историка искусства  Дж. Вазари (XVI в.). Свое название «Ренессанс», «Возрождение» данная эпоха получила потому, что она характеризовалась возрождением античного способа мышления и чувствования. От античности перенимается эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом. От средневекового неоплатонизма наследуется понимание человека как одухотворенной личности. Возрождение, возникнув на базе развития средневековой культуры, приобрело новые черты.

В узком  смысле термин "возрождение" означал  активное использование литераторами, философами, учеными богатых традиций античного наследия. В широком  — стал синонимом новой европейской  культуры. Ее существенным признаком  становится антропоцентризм — напряженный  интерес к конкрет-ному человеку, его деятельности, месту в мире, предназначению, внутреннему и внешнему облику, нуждам и чаяниям. Индивидуализм как принципиальная установка при рассмотрении человека становится средством обоснования его самоценности, необходимости освобождения от социально-политических и духовных оков средневековья.

В развитых странах Европы уже на переломе XII и XIII вв. в связи с развитием ремесел и торговли, с расцветом городов происходит рост произво-дительности труда. Город представлял силу, благодаря которой феодализм пришел к вершинам своей экономической зрелости, но вместе с тем в росте городов проявлялись черты, которые переходили за рамки феодального строя. С прогрессирующим экономическим развитием городов связан процесс быстрого накопления торгового и ростовщического капитала, а впоследствии возникают зародыши (локальные, ограниченные, неустойчивые) капиталистических произ-водственных отношений. Ренессанс является периодом преодоления предшествующей длительной стагнации производительных сил.

В феодальной Европе существовали большие различия в экономическом, политическом и культурном развитии городов, поэтому Ренессанс не возникает сразу во всех странах, но прежде всего в самых развитых. Его колыбелью является Италия — почти весь первый период своего развития Ренессанс был «итальянским явлением», и лишь во втором периоде он приобретает европейский характер.

Великие технические изобретения позднего средневековья и эпохи Возрождения  стимулировали изменения всех сторон общественной жизни, в том числе  и перемены в мировоззрении. Применение пороха в военном деле лишило неуязвимости замки средневековых феодалов, что  символизировало движение к закату феодальной общественной формации. Усовершенствованиие механи-ческих часов позволило вести точный отсчет времени, что выражало новый, ускоренный ритм городской жизни. Печатный станок Гуттенберга сделал книгу более доступной и ликвидировал монополию церкви на ученость, обеспечил оперативный обмен идеями в рамках достаточно широкого круга образованных людей. Книгопечатание дало принципиально новые возможности для сохранения и распространения знаний. Изобретение компаса сделало  возможными дальние морские путешествия и способствовало великим географическим открытиям. Благодаря великим географическим открытиям была получена масса новых сведений, резко расширившим горизонты мироздания. Попутно были поставлены под сомнение географические познания, а с ними и общий авторитет античных ученых.

Поступавшие из арабского Востока, а также  из Византии все новые и новые  работы античных,  греческих и  римских  авторов ранее неизвестные  в средневековой Европе, побуждали  к переосмыслению великого культурного  наследия древней средиземноморской  цивилизации. Знакомство с подлинными текстами Платона изменило привычные  представления о его учении, сложившиеся  под влиянием августинканской переработки  в духе догматов христианства. Становятся доступными и приобретают популярность совершенно непривычные для средневековья  идеи античных атомистов, скептиков, пифагорейцев. Но наибольшее воздействие на сознание гуманитарно-образованных и не скованных традициями догматической церковной учености людей оказали произведения классической античной литературы, открывшие не просто иные горизонты миропонимания, а прежде всего, совершенно новое ощущение, переживание бытия. Навеянное этой литературой взволнованное обращение к земной человеческой жизни, к миру человеческих чувств и страстей вполне отвечало тому жизненному стилю, который утвердился в богатых и политически автономных городах северной Италии - центрах мануфактурного производства и торговли, банковского дела и мореплавания. Люди, достигшие успеха в этих и других видах деятельности, осознавали значимость и продуктивность личной инициативы, ощущали себя творцами и хозяевами жизни. В этой новой, с точки зрения средневековья, организации жизни причудливым образом соединялись религиозное рвение и жесткая, цепкая хозяйственная предприимчивость и расчетливость; склонность к размышлению о высочайших истинах бытия и тяга к разнообразным земным наслаждениям; обостренная нравственная рефлексия и откровенный аморализм.

В эпоху  Возрождения возрастает запрос на умственный, интеллектуальный труд, быстро растет число так называемых "свободных  профессий". В распространении  и развитии новой культуры большую  роль сыграли "гуманистические кружки" — сообщества прогрессивно мыслящих представи-телей искусства, науки, религии, активно выступающих против засилья схоластики. Культура этого общества XV–XVI вв. также имеет переходный характер – религиозные ценности постепенно утрачивают своё господство и во многом уступают место мирским, светским. В городах появляется новая, светская интеллигенция – образованные люди, не связанные с церковью. Происходит глубокий, “тектонический” сдвиг в мировоззрении общества, секуляризация сознания. Церковь теряет авторитет и власть, утрачивает духовную монополию, исключительное право на обладание истиной. Философия понемногу освобождается от её власти. Снова появляется свободное, независимое, не связанное никаким безусловным авторитетом философствование, которое подвергает критике схоластику. Античное философское наследие восстанавливается и осваивается в полном объёме – возрождаются забытые в Средние века античные философские школы. Заново переосмысливаются и учения Платона и Аристотеля – они освобождаются от схоластической оболочки. Более того: впервые делаются попытки превзойти античность и создать принципиально новое, небывалое ещё объяснение мира.

Наука постепенно утрачивает книжный и традиционный характер и обращается к опыту, к  самостоятельному изучению действительности. Благодаря развитию ремесла и  кругосветному мореплаванию появляется масса новых эмпирических сведений, благодаря которым рушатся прежние  авторитеты. Европейская наука в XV–XVI в. уже превосходит по своему уровню античную. Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания. Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса  развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

В XVI в. революционный  переворот происходит и в астрономии. Со II в. н.э. в ней господствовала геоцентрическая система Птолемея. Идея гелиоцентризма была высказана  ещё в древности (Аристарх Самосский), но её научное воплощение впервые  было осуществлено Коперником (1543г.). Философско-мировоззренческое значение теории Коперника заключалось в том, что она бросила вызов церковному авторитету, церковь лишалась монополии на истину. Под сомнение ставилась сама Библия, в которой говорится о движении и остановке Солнца. "Коперникианский переворот" подорвал многовековое господство Аристотелевско-птоломеевской космологии, утверждавшей центральное место Земли и ее неподвижность, повлек далеко идущие выводы о несостоятельности религиозных представлений, способствовал формированию научного мировоззрения, оказал решающее воздействие на дальнейшее развитие естествознания.

Согласно  Копернику, в центре мира находится  Солнце, а все остальные планеты, включая Землю, вращаются вокруг него. Он утверждал, что центр Земли  не является центром мира, а только центром тяготения и центром  орбиты спутника Земли – Луны. Центр  же мира находится вблизи Солнца. Таким  образом, Земля теряла своё привилегированное  положение и становилась рядовой  вращающейся вокруг Солнца планетой, наряду с прочими. Коперник доказал  также, что все движения, замечаемые нами у Солнца на небосводе обусловлены  движениями самой Земли. Этим Коперник поставил под сомнение достоверность  открывающейся нашим чувствам картины  мира. Достижения Коперника не следует  ни преувеличивать, ни недооценивать. Действительно, он «остановил Солнце и сдвинул Землю», что имело чрезвычайно большое значение для развития научной картины мира. Однако Коперник не смог до конца пересмотреть средневековые представления о мироздании. Он по-прежнему считал космос совпадающим с нашей планетной системой (миром), конечным, имеющим шарообразную форму и ограниченным сферой неподвижных звёзд. И в рамках такого космоса Коперник лишь переставил местами Солнце и Землю. Однако и это произвело революцию в сознании современников Коперника. Церковь резко негативно восприняла открытие Коперника, поскольку утверждение о том, что Земля является рядовой планетой, подрывало веру в спасительность пришествия Христа, который почему-то пришёл именно на Землю, а не на какую-либо другую равнозначную Земле планету. Гелиоцентрическая теория перевернула господствующую точку зрения на познание мира. Была утверждена установка — видимое еще не есть достоверное, оно есть отражение скрытой за явлением сущности.

На основании  вышеизложенного можно сделать  вывод, что предпосылками возникновения философии Возрождения были:

• кризис феодализма;

• зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

• ослабление феодальной раздробленности, становление  европейских государств;

• незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской  власти Папы Римского и католической Церкви;

• кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

• распространение  в Европе идей гуманизма;

• рост самосознания личности, индивидуализм;

• рост влияния антикатолических религиозно-философских  учений, ересей, мистики, гусизма.

 

2. Основные натурфилософские системы  Ренессанса

Информация о работе Основные натурфилософские системы Ренессанса