Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:29, контрольная работа
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
Вступление…….…………………………………………………………….……3
Социокультурные предпосылки мировоззренческой революции эпохи Возрождения. Коперниковская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной………………………………..……..4
Основные натурфилософские системы Ренессанса…………………..……..9
Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения….………….…...23
Социально-политические идеалы эпохи Ренессанса…………………..…..27
Заключение
Цитируемая литература……………..……………………………………….31
Литература……………………………
Вступление…….……………………………………………
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
1. Социокультурные предпосылки мировоззренческой революции эпохи Возрождения. Коперниковская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
Средние века заканчиваются, и начинается двухвековая эпоха Возрождения или Ренессанс, охватывающая период с XIV по начало XVII вв. Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций, имеющий самобытную ценность. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся разложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до ранних буржуазных революций.
Эпоха Возрождения
(или Ренессанса), возникнув в
Италии (конец XIV в.), затем превращается
в явление общеевропейской
Термин
«возрождение» впервые
В узком смысле термин "возрождение" означал активное использование литераторами, философами, учеными богатых традиций античного наследия. В широком — стал синонимом новой европейской культуры. Ее существенным признаком становится антропоцентризм — напряженный интерес к конкрет-ному человеку, его деятельности, месту в мире, предназначению, внутреннему и внешнему облику, нуждам и чаяниям. Индивидуализм как принципиальная установка при рассмотрении человека становится средством обоснования его самоценности, необходимости освобождения от социально-политических и духовных оков средневековья.
В развитых странах Европы уже на переломе XII и XIII вв. в связи с развитием ремесел и торговли, с расцветом городов происходит рост произво-дительности труда. Город представлял силу, благодаря которой феодализм пришел к вершинам своей экономической зрелости, но вместе с тем в росте городов проявлялись черты, которые переходили за рамки феодального строя. С прогрессирующим экономическим развитием городов связан процесс быстрого накопления торгового и ростовщического капитала, а впоследствии возникают зародыши (локальные, ограниченные, неустойчивые) капиталистических произ-водственных отношений. Ренессанс является периодом преодоления предшествующей длительной стагнации производительных сил.
В феодальной Европе существовали большие различия в экономическом, политическом и культурном развитии городов, поэтому Ренессанс не возникает сразу во всех странах, но прежде всего в самых развитых. Его колыбелью является Италия — почти весь первый период своего развития Ренессанс был «итальянским явлением», и лишь во втором периоде он приобретает европейский характер.
Великие
технические изобретения
Поступавшие из арабского Востока, а также из Византии все новые и новые работы античных, греческих и римских авторов ранее неизвестные в средневековой Европе, побуждали к переосмыслению великого культурного наследия древней средиземноморской цивилизации. Знакомство с подлинными текстами Платона изменило привычные представления о его учении, сложившиеся под влиянием августинканской переработки в духе догматов христианства. Становятся доступными и приобретают популярность совершенно непривычные для средневековья идеи античных атомистов, скептиков, пифагорейцев. Но наибольшее воздействие на сознание гуманитарно-образованных и не скованных традициями догматической церковной учености людей оказали произведения классической античной литературы, открывшие не просто иные горизонты миропонимания, а прежде всего, совершенно новое ощущение, переживание бытия. Навеянное этой литературой взволнованное обращение к земной человеческой жизни, к миру человеческих чувств и страстей вполне отвечало тому жизненному стилю, который утвердился в богатых и политически автономных городах северной Италии - центрах мануфактурного производства и торговли, банковского дела и мореплавания. Люди, достигшие успеха в этих и других видах деятельности, осознавали значимость и продуктивность личной инициативы, ощущали себя творцами и хозяевами жизни. В этой новой, с точки зрения средневековья, организации жизни причудливым образом соединялись религиозное рвение и жесткая, цепкая хозяйственная предприимчивость и расчетливость; склонность к размышлению о высочайших истинах бытия и тяга к разнообразным земным наслаждениям; обостренная нравственная рефлексия и откровенный аморализм.
В эпоху Возрождения возрастает запрос на умственный, интеллектуальный труд, быстро растет число так называемых "свободных профессий". В распространении и развитии новой культуры большую роль сыграли "гуманистические кружки" — сообщества прогрессивно мыслящих представи-телей искусства, науки, религии, активно выступающих против засилья схоластики. Культура этого общества XV–XVI вв. также имеет переходный характер – религиозные ценности постепенно утрачивают своё господство и во многом уступают место мирским, светским. В городах появляется новая, светская интеллигенция – образованные люди, не связанные с церковью. Происходит глубокий, “тектонический” сдвиг в мировоззрении общества, секуляризация сознания. Церковь теряет авторитет и власть, утрачивает духовную монополию, исключительное право на обладание истиной. Философия понемногу освобождается от её власти. Снова появляется свободное, независимое, не связанное никаким безусловным авторитетом философствование, которое подвергает критике схоластику. Античное философское наследие восстанавливается и осваивается в полном объёме – возрождаются забытые в Средние века античные философские школы. Заново переосмысливаются и учения Платона и Аристотеля – они освобождаются от схоластической оболочки. Более того: впервые делаются попытки превзойти античность и создать принципиально новое, небывалое ещё объяснение мира.
Наука постепенно
утрачивает книжный и традиционный
характер и обращается к опыту, к
самостоятельному изучению действительности.
Благодаря развитию ремесла и
кругосветному мореплаванию появляется
масса новых эмпирических сведений,
благодаря которым рушатся
В XVI в. революционный
переворот происходит и в астрономии.
Со II в. н.э. в ней господствовала
геоцентрическая система
Согласно
Копернику, в центре мира находится
Солнце, а все остальные планеты,
включая Землю, вращаются вокруг
него. Он утверждал, что центр Земли
не является центром мира, а только
центром тяготения и центром
орбиты спутника Земли – Луны. Центр
же мира находится вблизи Солнца. Таким
образом, Земля теряла своё привилегированное
положение и становилась
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что предпосылками возникновения философии Возрождения были:
• кризис феодализма;
• зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;
• ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;
• незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;
• кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;
• распространение в Европе идей гуманизма;
• рост самосознания личности, индивидуализм;
• рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.
2. Основные натурфилософские
Информация о работе Основные натурфилософские системы Ренессанса