В период
Позднего Возрождения (XVI-XVII вв.) в Европе
(особенно Италии) получили распространение
натурфилософские идеи. К середине
XVI в. философия гуманизма и философия
неоплатонизма выполнили свое назначение.
На их место приходит натурфилософия.
Она становится определяющим фактором
развития философской мысли на пути
становления ее суверенитета. Опираясь
на достижения естествознания и ренессансного
неоплатонизма, натурфилософия формирует
новую картину мира, освобожденную
от теологии. Основу ее метода составляет
«рассмотрение природы, исходя из ее
собственных начал». Наиболее яркими
представителями натурфилософии эпохи
Возрождения являлись Леонардо да Винчи,
Н. Кузанский, Николай Коперник, Джордано
Бруно, Галилео Галилей. Представители
натурфилософии :
- обосновывали материалистический взгляд на мир;
- стремились отделить философию от теологии;
- формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
- выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
- считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).
Натурфилософия
стала одним из важнейших разделов
философии, получивших развитие в эпоху
Возрождения. Надо отметить, что ренессансные
представления о природе существенно
отличались от воззрений предшествующей
эпохи. Натурфилософия постигает природу
как единство и создаёт её целостный образ,
тогда как объектом естественных наук
является не вся природа, а лишь её частные
проявления. Методическое отличие натурфилософии
от естественных наук заключается в том,
что учёные исходят в своих выводах из
чувственного постижения природы, получаемых
путём наблюдений (а позже и экспериментов),
тогда как натурфилософы используют умозрительное,
спекулятивное изучение природы, исходящее
из определённых мировоззренческих предпосылок.
Для эпохи Возрождения характерно явное
преобладание натурфилософского подхода,
однако существовали и учёные, делавшие
ставку на практическое познание (Николо
Тарталья, Джироламо Кардано).
Понимание
природы в эпоху Возрождения
существенно отличалось от средневекового.
В средние века самостоятельного
существования природы не признавалось,
бытие природы определялось актом
божественного творения. Также не
могло возникнуть представления
о вечных и неизменных законах
природы, поскольку Бог в любой
момент мог изменить их. В средние
века считалось, что природу
стоит постигать в первую очередь
для большего уяснения мощи
и величия творца. Правда, не исключалась
и практическая польза от изучения
природы, но дисциплины, стремившиеся
к этому, находились за рамками
схоластической учёности и не
считались благородными науками.
В эпоху Возрождения изучение
природы стало занимать всё
большее место в круге интересов
учёных и философов. В природе
теперь стали видеть самостоятельную
сущность, субстанцию, из которой
произошло всё существующее. В
определённой степени этому процессу
способствовал распространённый
в эпоху Ренессанса пантеизм,
утверждавший тождественность Бога
и природы. Это содействовало
повышению статуса природы в
системе мировоззрения. Природа
наделялась теми чертами, которые
прежде приписывались только
Богу (вечностью, беспредельной творящей
силой и пр.). Следует также помнить,
что знания о природе были существенно
расширены за счёт успехов конкретных
наук, а также в ходе открытия новых земель
(эпоха великих географических открытий).
Однако образ природы в эпоху Возрождения
был ещё далёк от преобладающего в Новое
время. В частности, природа многими ренессансными
мыслителями рассматривалась как совокупность
скрытых таинственных сил, которые необходимо
познать и поставить на службу человеку.
Тот, кто сможет овладеть этими силами,
станет могущественным хозяином мира.
Изучение скрытых сил природы считалось
возможным путём магии, герметической
мудрости, алхимии. Не случайно эпоха Возрождения
характеризуется развитием этих паранаучных
дисциплин, к которым тогда относились
чрезвычайно почтительно.
Надо
отметить, что в эпоху Возрождения
произошли изменения представлений
о структуре мироздания. В целом
средневековая картина мира базировалась
на представлениях, заимствованных от
античности. Средневековье возвело
в догму воззрения античных философов
о шарообразности и ограниченности
космоса, а также геоцентризм, нашедший
обоснование в трудах Аристотеля
и Клавдия Птолемея. Земля, согласно
геоцентристскому учению, находилась
в центре мира, а вокруг неё вращались
все небесные тела, в том числе
и Солнце. Геоцентризм соответствовал
обыденному уровню представлений о
мире, поскольку люди каждый день наблюдают,
как Солнце движется по небесному
своду. Однако во избежание некоторых
трудностей и противоречий сторонники
системы Птолемея были вынуждены
всё время усложнять своё учение,
что делало его всё более громоздким
и неудобным. Античный и средневековый
космос был анизотропен (не подразумевал
равенства направлений в пространстве),
а также не предполагал бесконечности
мироздания. Бесконечным мог быть
только отделённый от мироздания Бог.
В эпоху
Возрождения в трудах Николая
Кузанского, Николая Коперника и
Джордано Бруно происходит пересмотр
подобных представлений. Кстати, это
является иллюстрацией того, что мыслители
Возрождения при всех декларациях
о восстановлении античности на самом
деле отбрасывали и те античные воззрения,
которые не согласовывались с
новым уровнем познания мира. На
смену антично-средневековому космосу
пришел бесконечный изотропный космос,
в котором даже Солнце играло роль
лишь центра нашей планетной системы,
одной из многих в мироздании, а
не центра мира, которого вообще не предусматривалось.
Также стоит отметить, что в
эпоху Возрождения происходит переоценка
понятия «бесконечность». В античности
всё бесконечное считалось несовершенным
в силу своей неоформленности, эстетической
непривлекательности по сравнению
с конечным, оформленным. Поэтому
и космос как верховный абсолют
представал именно ограниченным. В
средневековье бесконечность была реабилитирована,
но она могла приписываться только всесовершенному
Богу, мир же считался, как и всё тварное,
ограниченным, что говорило о его ущербности.
В эпоху Возрождения бесконечность стала
приписываться и обожествленному пантеистическими
воззрениями мирозданию, что содействовало
формированию представлениям нового времени
о бескрайней бездне космоса.
Натурфилософские
воззрения Возрождения можно
охарактеризовать как органицистские.
Мир для философов Возрождения
представал в качестве гигантского
одушевлённого целого, содержащего
в себе все формы, а также
начала жизни и разума. Мир,
таким образом, уподоблялся биологическому
(а часто и человеческому) организму
и ему приписывались свойства,
характерные для такового. Достаточно
частыми в исследуемую эпоху
были аналогии между миром
и живыми существами. Идея тождества
макрокосма (мира) и микрокосма (живого
существа) пронизывает не только
философские, но, например, биологические
и медицинские представления
мыслителей той эпохи. Органицизм
был тесно связан с гилозоизмом
как учением об одушевлённости
всего мироздания, которое выражалось
в частности в признании разлитой
по всему универсуму мировой
души. Подобные воззрения характерны
для Марсилио Фичино и Джордано
Бруно.
Надо
отметить, что и пантеистические
воззрения играют не маловажную
роль в формировании образа
природы в эпоху Ренессанса. Пантеизм
- религиозные и философские учения, отождествляющие
Бога и материальный мир. Христианский
Бог здесь утрачивает свой внеприродный
характер, он как бы сливается с природой,
а она тем самым обожествляется. В основе
этого учения находится проблема об отношении
единства к множественности, бесконечного
к конечному, с которой приходится иметь
дело всякой философии. Пантеизм в корне противоречил
принятым в христианской догматике представлениям
об изначальной разделённости Бога и мира,
их трансцендентности друг другу. Пантеизм
подразумевает вывод об имманентности
Бога и мира, и их совпадении, что католической
церковью объявлялось ересью. Также пантеизм
вёл к деперсонификации образа Бога, Бог
из супранатуральной личности, своей волей
творящей мир, превращался в безличное
природное начало, создающее мир в силу
необходимости. Для иллюстрации пантеизма
эпохи Возрождения можно обратиться к
воззрениям Николая Кузанского и Джордано
Бруно.
Интересным
и глубоким мыслителем раннего Возрождения,
впервые поставившим проблему бесконечности
мироздания, можно считать Николая
Кузанского (1401 – 1464). Основной труд Николая
Кузанского носит название «Об учёном
незнании». Уже в самом заглавии
можно заметить оппозицию Кузанского
мнимому схоластическому всеведению
и его близость к апофатическо-платонической
традиции богословия. Основной проблемой,
занимавшей Николая Кузанского, был
вопрос о соотношении Бога и мира.
В конечном итоге, этот вопрос решается
им с позиций пантеизма (отождествления
Бога и мира), противоположных христианскому
учению о сверхнатуральности Бога.
Бога Николай Кузанский понимает
в качестве бесконечного единого
начала, лежащего в основе мироздания
и порождающего всё в универсуме.
Это скрытая сущность всех вещей.
Бог, в представлении Кузанского,
деперсонифицируется, лишается личностных
черт, которыми он обладал в философии
Средневековья, и становится безличным
началом всего сущего:
« … бог – во всех вещах, как все они в
нем, и так как он во всех вещах существует
как бы через посредничество Вселенной,
то ясно, что все – во всем и любое – в
любом» 1.
Николай
Кузанский утверждает, что Бог
есть Единое. Но поскольку Единому
ничто не противоположно, остаётся
прийти к выводу, что Единое (т.е.
Бог) есть всё. Бог практически не
отличается от мира и совпадает с
ним. Поскольку же мир совпадает
с бесконечным Единым, Богом, бесконечен
и мир. В Едином совпадают все
противоположности. «Очищая максимум
и минимум от количества, мысленно отбрасывая
большое и малое, тебе станет очевидным,
что максимум и минимум совпадают»2,
- так, Бог, по мысли Кузанского, является
одновременно абсолютным максимумом (наибольшим)
и абсолютным минимумом (наименьшим). Бог
есть абсолютный максимум, поскольку ничто
не может быть больше Бога. Бог в качестве
абсолютного максимума является единственным
началом, из которого всё берёт начало.
Но Бог есть также и абсолютный минимум,
так как Единое не может быть меньше того,
что оно есть (иначе оно не будет Всем).
Мир и Бог – это всего лишь разные формы
проявления Единого вселенского начала.
Только мир есть Всё в развёрнутом виде,
а Бог – в свёрнутом. Мир представлялся
Кузанскому развёрнутым Богом, подобно
тому, как линия являлась развёрнутой
точкой, а время – развёрнутым мгновением.
Тезис о совпадении в бесконечном противоположностей
Николай Кузанский иллюстрирует на геометрических
примерах. Если мы будем из одной точки
проводить окружности, всё более и более
увеличивая их радиус, вскоре станет заметным,
что чем больше радиус, тем «прямее» окажется
окружность. А если мы попытаемся начертить
окружность с радиусом, равным бесконечности?
В таком случае эта максимальная окружность
станет бесконечной прямой. При оперировании
конечными величинами окружность и прямая
представляются нам несоединимыми противоположностями.
Однако, если речь идёт о бесконечности,
они совпадут. У такого максимального
круга диаметр станет тождественен окружности;
причём, с окружностью совпадёт не только
диаметр, но и центр окружности. Следовательно,
точка (абсолютный минимум) совпадёт с
бесконечной прямой (абсолютный максимум).
Кузанский пишет: «…Мир не имеет окружности,
ибо если бы он имел центр и окружность,
то имел бы, таким образом, в себе свое
начало и конец и сам был бы завершен в
отношении чего-то другого. … Как земля
не есть центр мира, так и окружность его
не является сферой неподвижных звезд
… Тот, кто является центром мира, иными
словами, Бог, да святится имя его, является
и центром земли, и всех сфер, и всего того,
что есть в мире, и он же вместе с тем есть
бесконечная окружность всяких вещей.»3
Таким образом, наш мир, совпадающий с
Богом, становится бесконечным. Вселенная,
как считал Николай Кузанский, не имеет
нигде ограничивающей её окружности. При
признании бесконечности вселенной лишается
смысла представление о центре мира. Таким
центром сферического мира в античности
и средние века представала Земля. Кузанский
же утверждает, что на право именоваться
центром безграничного мира, может претендовать
любая точка пространства. Кроме того,
применительно к бесконечной вселенной
исчезает понятие абсолютного верха и
низа, имеющее значение только относительно
определённого небесного тела, в бескрайности
универсума противоположности – верх
и низ – совпадут.
В
понимании человека воззрения
Николая Кузанского также существенно
отличаются от средневековых.
Для него человек есть малый
мир (микрокосм), который аналогичен
большому миру - вселенной (макрокосму).
Николай Кузанский утверждал, что весь
мир есть Бог. Следовательно, человек,
подобно макрокосму, может претендовать
на божественный статус, на роль земного
Бога. Он писал: «Человеческая природа
заключает в себе умственную и чквственную
природу и в себе всю Вселенную: она есть
микрокосм, малый мир, как называли ее
с полным основанием древние…»4.
Творческая деятельность разума по своей
сути божественна, так как творение изначально
присуще миру как порождающей все явления
природе. Высшим видом познания Николай
Кузанский считал интуицию. Рассудочное
же познание несовершенно, поскольку оно
может постичь лишь конечное, ограниченное
и не в состоянии адекватно понять бесконечный
мир и Бога, в которых всякие противопоставления
приобретают лишь относительный характер.
Мы видим, что Николай Кузанский на основе
умозрительных выводов приходит к радикальному
переосмыслению основных положений античной
и средневековой космологии, а также христианской
теологии. Он может рассматриваться в
качестве предшественника последующих
мыслителей Ренессанса – Н. Коперника
и Дж. Бруно.
Совершить
подлинный переворот в представлении
о мироздании было суждено
польскому астроному Николаю
Копернику (1473 – 1543). Он длительное
время занимался наблюдениями
над небесными телами, вычисляя
их положение на небосводе
в разное время года и суток.
Такие вычисления были очень
сложны и запутанны с позиций
геоцентрических представлений
о мире. Коперник предположил, не легче
ли было бы производить подобные вычисления
при замене геоцентрического учения гелиоцентрическим.
Оказалось, что такая замена способствует
значительному упрощению вычислений.
Николай Коперник предположил, что на
самом деле не Солнце движется вокруг
Земли, а Земля вокруг Солнца. Таким образом,
Коперник стал основоположником гелиоцентрической
системы мироздания. Своё открытие он
долго не решался предавать огласке, опасаясь
непонимания научных кругов и преследований
со стороны церкви. Свою работу «Об обращениях
небесных сфер», в которой и содержалось
изложение гелиоцентрической системы
мира, Коперник опубликовал лишь перед
смертью в 1543 г., причём оговаривая, что
это всего лишь удобная гипотеза.
Можно
сделать вывод, что Николай
Коперник (1473 – 1543), опираясь на
астрономические исследования, выдвинул
принципиально иную картину бытия:
- Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
- Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;
- все космические тела движутся по собственной траектории;
- космос бесконечен;
- процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.
Однако
Коперник не смог до конца пересмотреть
средневековые представления о
мироздании. Он по-прежнему считал космос
совпадающим с нашей планетной
системой (миром), конечным, имеющим
шарообразную форму и ограниченным
сферой неподвижных звёзд. И в
рамках такого космоса Коперник лишь
переставил местами Солнце и Землю.
Однако и это произвело революцию
в сознании современников Коперника.
Церковь резко негативно восприняла
открытие Коперника.
Пантеистическая
натурфилософия Джордано Бруно (1548-1600)
явилась апогеем развития философской
мысли эпохи Возрождения. В ней
воплотились гуманизм, стихийная
диалектика и величие природы. Пантеизм
Дж. Бруно — самая радикальная и
бескомпромиссная натурфилософская система
эпохи Возрождения. Он утверждал: «Бог
есть бесконечное в конечном, он находится
во всем и повсюду, не вне и над, но в качестве
наиприсутствующего»5. Пантеизм
Дж. Бруно не равен пантеизму Н. Кузанского.
Кузанский просчитав тенденции научно-технического
прогресса, стремится спасти Бога, «растворив»
его во Вселенной, лишая науку возможности
исследовать Бога в качестве объекта познания.
Дж. Бруно, «растворяя» Бога в природе,
лишает церковь права целесообразного
существования. Если нет Бога, над миром
стоящего и диктующего ему свои законы,
то, стало быть, нет и необходимости в церкви,
как Божием земном представительстве.
Ибо Бог во Вселенной, Бог в природе, Бог
в нас.
Центральной
категорией философии Дж. Бруно является
Единое. Единое есть одновременно и
причина бытия, и само бытие вещей.
В Едином отождествляется сущность
и существование. Единое бесконечно
и беспредельно, оно есть все. В
нем материя совпадает с формой,
духовное с телесным, а действительность
с возможностью. У Аристотеля материя
всего лишь субстрат, лишенный жизни
и красок. Тогда как материя
— начало и конец предметного
мира. В ней возникают и гибнут
формы, но вечно пребывает сама материя,
как «беспричинная причина». Способность
материи к образованию форм Бруно
именует Душой мира. Основу Души
мира составляет всеобщий ум, как действующая
причина. По отношению к материи
он «внутренний художник», ибо формирует
материю изнутри, обеспечивает ее жизненное
начало, самодвижение.
Что касается
пространства и времени, то они являются
необходимым условием существования
материи. Пространство и время можно
мыслить отдельно от материи, но нельзя
оторвать их от движущейся материи. Такая
позиция обеспечила Бруно возможность
создавать новую космологию, сделать
радикальные выводы из коперниковской
концепции гелиоцентризма.
Признание
естественного характера движения
Земли и всех других небесных тел
означало отказ от аристотелевского
Перводвигателя, ибо движение от другого
есть насильственное движение, чуждое
природе, пребывающей в самодвижении.
«Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна,
не нужно искать ее двигателя … Бесконечные
миры, содержащиеся в ней, каковы земли,
огни и другие виды тел, называемые звездами,
все движутся вследствие внутреннего
начала, которое есть их собственная душа
.., и вследствие этого напрасно разыскивать
их внешний двигатель …»6, – утверждает
Дж. Бруно. Во Вселенной все подвержено
развитию, изменению и гибели. Миры рождаются
и умирают. Поскольку движение как самодвижение
тождественно жизни, то Бруно высказывает
мысль о существовании жизни на других
планетах: «На этих мирах обитают живые
существа, которые возделывают их, сами
же эти миры – самые первые и наиболее
божественные живые тела во Вселенной»7.
Другое дело, что в каждом случае формы
жизни могут иметь существенные различия,
отличные от тех, которые имеют место на
Земле.