Основные натурфилософские системы Ренессанса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

Содержание работы

Вступление…….…………………………………………………………….……3
Социокультурные предпосылки мировоззренческой революции эпохи Возрождения. Коперниковская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной………………………………..……..4
Основные натурфилософские системы Ренессанса…………………..……..9
Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения….………….…...23
Социально-политические идеалы эпохи Ренессанса…………………..…..27
Заключение
Цитируемая литература……………..……………………………………….31
Литература……………………………

Файлы: 1 файл

Вступление.docx

— 57.30 Кб (Скачать файл)
  • Эмпиризм, согласно которому научное знание может быть получено из опыта и наблюдения с последующим индуктивным обобщением этим данных. Основателям эмпиризма были Ф. Бэкон, а его идеи развили Локк и Т. Гоббс.
  • Рационализм, согласно которому научное знание может быть получено путем дедуктивного поведения, разнообразными следствиями из общих достоверных положений. Основателем был Р. Декарт («Я мыслю, значит я существую»), а развили его Б. Спиноза, Лейбниц.

Таким образом, философия нового времени – это  философия рационального антропоцентризма, согласно которому каждый человек представляет собой самостоятельную мыслящую субстанцию – действия и поведения  его обуславливаются лишь его  желаниями и мотивами. Следовательно, кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Д. Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает. В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти, Марсилио Фичино, Томмазо Кампанеллы, Пико и других проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма - тенденция к обожествлению человека. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. В подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем - человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.

Однако, прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения  неизбежно приходили к сближению  человека с Богом.

4. Социально-политические идеалы  эпохи Ренессанса

В эпоху  Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества, государства, Церкви. При их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов сосредоточила основное внимание на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Английский  гуманист и политический деятель  Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем  утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального  государства, так как он профессионально  занимался политической деятельностью.  Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении "Утопия". Утопия (греч. U — нет; topos — место, место, которого нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство. В своей книге он пытался разрешить конкретные задачи общественного переустройства. Книга состоит из двух разделов. В первом анализируются конкретно-исторические условия английского общества в XVI веке. Во втором описывается идеал общественного устройства, существующего на вымышленном острове — Утопия. Главные принципы этого общества - отсутствие частной собственности и обязательный труд для всех. Основная идея государственного устройства - государство будет идеальным, если следовать здравому смыслу и законам природы. Принципы государства в "утопии": отсутствие частной собственности, все граждане равны. В таком государстве процветает ремесло и земледелие, люди обмениваются продуктами своего труда. В этом государстве нет денег, работа добровольная, а не по принуждению и рабочий день составляет всего 6 часов. В государстве есть церковь и священники, но нет государственной религии. Существуют различные религиозные культы и веротерпимость. Граждане миролюбивы и ведут здоровый образ жизни. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам, а самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники. Первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья", фактически трудовой коллектив. Зачем создавать концепцию государства, которого никогда не будет? Томас Мор видит изъяны общества, но не в состоянии бороться с ними, он лишь может показать людям идеал, к которому нужно стремиться.

Другой, наиболее известный проект социального  переустройства связан с именем Томмазо  Кампанеллы (1568-1639). Интерес к естествознанию сочетался у него с еще большей  заинтересованностью в социально-политических проблемах своего времени. За участие  в борьбе против испанского ига он провел в заключении около тридцати лет, где и написал свой главный  труд - "Город Солнца". Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии  — построили идеальное общество, основанное на социаль-ной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. В городе господствует труд как обязанность и отсутствует частная собственность. По Кампанелле, в Городе Солнца все граждане участвуют в производительном труде, а результаты труда поступают в собственность всего общества и затем равномерно распределяются между его членами. Жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну. Они все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни. Во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель, избираемый соляриями Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями. Большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца.

В отличие  от Т.Мора, Кампанелла стремился к революционной перестройке общественных отношений.

На основании  вышеизложенного можно сделать  вывод, что для эпохи Возрождения  было характерно не только повышение  интереса к человеку, но и большой  интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений  Церкви и государственных институтов, верующих. Философия Возрождения  имела своей целью реформу  католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между  Богом, Церковью и верующими.

Идеи  социалистов-утопистов, выдвинутые в  эпоху Возрождения, сыграли значительную роль в дальнейшем формировании социалистических идей. Они были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

Идея  свободного человека вела за собой  широкие демократические слои в  борьбе за эти права. Человек, его  свободное развитие становится теперь в центре жизни, к нему устремлено внимание, а не к богу. Человек  рожден для деятельности, и проводником  ему должен служит разум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цитируемая  литература

1  - Кузанский, Н. Об ученом незнании / Н. Кузанский //  Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 64

 2  - Кузанский, Н. Об ученом незнании / Н. Кузанский //  Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 63

  3  - Кузанский, Н. Об ученом незнании / Н. Кузанский //  Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 66

         4  - Кузанский, Н. Об ученом незнании / Н. Кузанский //  Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 70.

        5  - Бруно, Дж. О бесконечности, Вселенной и мирах / Дж. Бруно // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 168.

        6  - Бруно, Дж. О бесконечности, Вселенной и мирах / Дж. Бруно // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 168.

        7  - Бруно, Дж. О бесконечности, Вселенной и мирах / Дж. Бруно // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 173.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Бруно, Дж. О бесконечности, Вселенной и мирах / Дж. Бруно // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 168, 170, 173.
  2. Леонардо да Винчи. Об истинной и ложной науке / Леонардо да Винчи // Антология мировой философии : в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 85, 86, 87.
  3. Кузанский, Н. Об ученом незнании / Н. Кузанский //  Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 55-56,  63, 64, 66, 69 – 70.

 

Дополнительная  литература:

 

  1. Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли / И. Ф. Габрусь.

–  Минск, 2005.

  1. Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения / А. Х. Горфункель. –

Москва, 1980.

  1. Мор, Т. Утопия / Т. Мор. – Москва, 1978.
  2. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. – Москва, 1982.

 




Информация о работе Основные натурфилософские системы Ренессанса