Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 15:12, контрольная работа
Проблема начала мира – это самая что ни есть основная онтологическая проблема на протяжении всей истории мировой философии и остается таковой до сих пор, причем в наши дни она актуальна, как для философии, так и для современной науки.
Введение с.3-4
1. Проблема материального и идеального в философии с. 5-14
2. Философский идеализм, его исторические формы с. 15-21
3. Разновидности философского материализма с. 22-31
Заключение с. 32-33
Список литературы с. 34
Вне человека и помимо человека никакого «идеального» нет. Но человек при этом понимается, что подчеркивает Ильенков, не как отдельный индивид с его мозгом, а как реальная совокупность реальных людей, совместно осуществляющих свою специфически человеческую жизнедеятельность, «совокупность всех общественных отношений», складывающихся между людьми вокруг общего дела, вокруг процесса общественного производства их жизни. Идеальное и существует только внутри человека, понимаемого таким образом. [4] (Ильенков)
Другой подход к проблеме идеального
представлен наиболее полно работами
Д. И. Дубровского. Существо этого направления
– в неразрывной связи
С его точки зрения неувязка получается,
когда идеальное связывается
главным образом с
По его мнению, идеальное не существует
само по себе, оно необходимо связано
с материальными мозговыми
Итак, мы рассмотрели взгляды известных философов, политических деятелей и ученых, касавшихся основного вопроса философии в своих трудах. Проблема материального и идеального пронизывает всю историю философской мысли как одна из важнейших. Она продолжает сохранять свою актуальность и как одна из загадок мира, и как одно из существенных оснований для упорядочения философских школ, учений, взглядов.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: материализм и идеализм – это два противоположных учения в философии, на протяжении истории они ведут спор друг с другом, развивая и пополняя знания, находя все новые и новые аргументы для утверждения своих позиций. Как мы можем видеть, существует масса различных суждений и мнений о проблеме материального и идеального. Одни считают, что первична материя, связывая материализм как учение с естественными науками: физикой, биологией, химией, и доказывая свою точку зрения через физические и психические процессы в мозге человека, в его сознании. Другие считают первичным дух, причем необязательно это Бог, т.е. идеализм не ставит религию на первое место. Идеалисты считают, что существует какой-либо сверхразум, который сотворил нашу планету и всех, кто на ней обитает. Сторонники данного мировоззрения берут за точку опоры сознание человека, его психическую составляющую. Как в идеализме, так и в материализме существуют различные формы, о чем будет сказано в следующей главе.
Глава 2. Философский идеализм, его исторические формы
Идеализм есть такой тип и такой способ философствования, который активную, творческую роль в мире отводит исключительно духовному началу, лишь за ним признавая способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает её как низший род бытия – не как творческое, а как вторичное (сотворенное) начало.
Безусловно, творческая природа духовного
производства «заметнее», внешне ярче,
более открыта и для взгляда
теоретика, и для общественного
сознания в целом, по сравнению с
историко-творческим характером «грубого»,
неэлитарного, повседневно-привычного
процесса – производства материального.
Дух (мысли, сознание) есть высший цвет
материи, без чего материя не полна,
не выражена во всю мощь своих глубинных
возможностей. Диалектика природы –
только «пролог» к диалектике духа.
Поэтому идеалистическая
Исторически сложились две формы идеалистического учения: субъективный идеализм и объективный идеализм.
Субъективный идеализм —
группа направлений в философии, представители которых отрицают
существование независимой от воли и сознания субъекта ре
Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли. Английский философ Джордж Беркли (1685-1753) выступал с критикой понятий материи, как вещественной основы (субстанции) тел, а также теории Исаака Ньютона о пространстве, как вместилище всех природных тел и учения Джона Локка о происхождении понятий материи и пространства.
Беркли заметил: «В основе
понятия материи лежит
Но рассуждения с
Беркли стремился доказать, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, то есть то, как эти вещи воздействуют на наши органы чувств, но мы не схватываем сути самой вещи, а ведь свойства весьма относительны к воспринимающему объекту. Чувственные впечатления – это феномен психики. Если у вас одна рука холодная, а другая теплая, опустите руки в теплую воду, и вы почувствуете одной рукой холод, а другой тепло. Беркли доказывает верную мысль об относительности наших восприятий, их зависимости от состояния субъекта.
Всё это верно, однако, это
не спасает Беркли от крайних выводов,
ведущих к субъективному
Ещё одним философом, придерживающимся субъективного идеализма, считается И. Г. Фихте (1762-1814). Для Фихте подлинная реальность – единство субъекта и объекта; мир – это «субъекто-объект, причем ведущую роль играет субъект». Фихте конструирует «субъективный субъект-объект». Опираясь на каждодневный жизненный опыт человека, Фихте предлагает отличить и противопоставить реальные события воображаемым, существующим лишь в сознании. Согласно Фихте, внимание сознания может занять и факт, уже исчезнувший из непосредственного созерцания, бывший в прошлом и тем самым запечатленный. Поскольку и при наблюдении реального события, и при воспоминании прошлых действий у человека одинаково проходит, исчезает часть жизни, часть времени, то Фихте полагает возможным оба явления – воображаемое и реально существующее – объявить одинаково реальными. А где же критерии такой реальности? В субъекте! - отвечает Фихте.
Воспринимая предмет или задумавшись о прошедшем, человек забывает себя. Самозабвение – это одна из особенностей человека, переживающего связи с действительностью. Отсюда определение действительности: то, что отрывает тебя от самого себя, и есть действительно происходящее и наполняющее данный момент твоей жизни. Это и есть, по Фихте, начало и истинный фокус всей философии и жизни. Придя к такому общему определению действительности, нельзя отождествлять то, что связано с действием человека в области воображения, с тем, что непосредственно не зависит от него. Таким образом, получаются два ряда действительности: одна создает сама себя, другая возникает в результате творческого акта сознания того, кому нужно её существование. Возможность зависимости между реальным бытием и духовной жизнью субъекта, Фихте, как и Беркли, распространяет и на ту действительность, в отношениях с которой человек не находится. Отсюда течение всей объективной реальности рассматривается как её возможное осознание человеком: реальное существует только в связи с жизнью человека.
Философия Фихте оказала значительное влияние на последующее развитие немецкой классической философии. Философию Фихте резко критиковали его современники, а также все последующие философы за чрезмерный субъективизм и за чрезмерную самоуверенность автора в своей правоте.
Объективный идеализм - одна из разновидностей идеализма. Признавая первичность духа и вторичность, производность материи, объективный идеализм, в отличие от субъективного, первоосновой существующего считает не личное, человеческое сознание, а некое объективное, потустороннее сознание - «абсолютный дух», «мировой разум». [Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.]
Сторонником вышеназванного учения был Ф. В. Шеллинг (1775-1854). Шеллинг предпринял попытку философского обобщения достижений естествознания своего времени в самых различных областях. Природа, по Шиллингу, есть становление духовного начала. Он считал, что если в человеке духовное начало осознает себя, то в природе оно бессознательно. Движение от бессознательной духовности природно-сущего к сознанию проходит ряд прогрессирующих ступеней.
Природа, в понимании Шиллинга, представляется как силовое динамическое единство противоположностей, при этом, на всех этапах развития наблюдается противоположность объекта и субъекта. Прообраз этого – магнит как проявление универсального мирового закона. В основе всякого раздвоения сущего лежит изначально единая сила, которая мыслится Шеллингом только как живая.
Природа есть космический организм, обладающий «мировой душой». По Шеллингу, лестница бытия со всеми её ступенями дана от века. Все ступени абсолютно одновременны. Материя для него – загадка, волнующая, влекущая к себе, неразрешимая. Она не существует без духа, как дух без нее, - даже в Боге. Шеллинг утверждал тождество духа и природы. Здесь исходным было понятие абсолютного разума, в котором субъективное и объективное неразличимы. Абсолютное полагает своей деятельностью субъект и объект. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней субъекта или объекта, иначе говоря, - степенью Абсолюта. При этом, развитие характеризуется как целесообразное: на одном полюсе – материя, на другом – истина познания. По Шеллингу, идея абсолютного тождества тесно связана с мыслью о самосознании единого – Бога. Бог и есть разум.
В заключение скажем,
что труды Шеллинга оказали
очень большое влияние не
Приверженцем объективного идеализма был Г. Гегель(1770-1831). Гегель утверждал, что в основе действительности лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира.
Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в её собственном лоне, в стихии чистого мышления; развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы; развитие идеи в мышлении и в истории человечества. На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Дух Бога, по Гегелю, не есть дух над звездами, за пределами мира, но Бог присутствует вездесущно. В своих трудах Гегель выступает как биограф мирового духа.