Основные онтологические направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 15:12, контрольная работа

Описание работы

Проблема начала мира – это самая что ни есть основная онтологическая проблема на протяжении всей истории мировой философии и остается таковой до сих пор, причем в наши дни она актуальна, как для философии, так и для современной науки.

Содержание работы

Введение с.3-4
1. Проблема материального и идеального в философии с. 5-14
2. Философский идеализм, его исторические формы с. 15-21
3. Разновидности философского материализма с. 22-31
Заключение с. 32-33
Список литературы с. 34

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии Оксане.docx

— 60.97 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, если признаком материальности является свойство «быть объективной  реальностью», то никакие тела, вещи, процессы, как природные, так и  произведенные человеком, не могут  претендовать на свое исключительное право быть материей. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Люди открывают все новые и  новые свойства природных тел  и процессов, производят бесконечное  множество несуществующих в природе  вещей. Это дает возможность утверждать, что материя неисчерпаема.

В-третьих, материя «копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями». Этим признается принципиальная познаваемость  материального мира, что означает согласование, совпадение между собой  содержания законов мышления и законов  объективного мира. Объясняется факт такого согласования следующим образом: мышление – продукт человеческого  мозга; но и человек и его мозг – продукты природы, которые развиваются  вместе с ней. Следовательно, мышление – продукт природы, а потому его  законы совпадают с законами объективного мира.

Понятию материи приписываются те же характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожимость, несотворенность. Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного обоснования, существования не только материального мира, но и духовного. Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это взаимодействие выступает, согласно материализму, основанием мира.

Другими словами, в вопросе о  существовании здесь дается первое и последнее слово только и  исключительно самим конкретным вещам. Это и есть позиция науки. Наука и материализм имеют  одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, а функция обоснования этого существования приписывается материи.

Для Маркса идеальное – это отражение  материального в голове человека, в сознании индивида и общества, это мысли, идеи сугубо земного происхождения, свойство высокоорганизованной материи. Энгельс сформулировал принцип, согласно которому существует объективная  и субъективная диалектика – диалектика в реальном мире и в головах  людей, отражающих этот мир.

Диалектическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса приобрело большую  популярность во многих странах. Однако и в нем нашлись некоторые  минусы, которые подверглись резкой критике современников. Карл Поппер: «Марксистская теория… в некоторых своих ранних формулировках… давала проверяемые предсказания и действительно была фальсифицирована. Однако вместо того, чтобы признать это опровержение, последователи Маркса переинтерпретировали и теорию и свидетельство с тем, чтобы привести их в соответствие. Таким путем они спасли теорию от опровержения, однако это было достигнуто ценой использования средств, сделавших её неопровержимо,  и благодаря этой уловке они разрушили её широко разрекламированные претензии на научный статус.» [ Карл Р. Поппер Что такое диалектика? // Институт философии РАН Вопросы философии : Журнал. — М.: 1995. — В. 1. — С. 118-138.]

Антропологический материализм, как одно из направлений материалистического учения - усматривает в человеке основную мировоззренческую категорию; и утверждает, что только на ее основе можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении.

Наиболее выраженным сторонником данного направления материализма был Л. Фейербах (1804-1872) – немецкий философ, ученик Гегеля, впоследствии, его непримиримый критик, особенно его взглядов на религию. Будучи материалистом, он отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному, т.е. он рассматривал идеальное как нечто производное от определённого уровня организации материального. Парадокс, однако, заключается в том, что Фейербах, являясь материалистом, не считал себя таковым.

Фейербаху импонировала идея «реального чувствующего человека». Характерной  чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека, как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней. Природа – основа духа. Она же должна стать основой новой  философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа  наделила чувствами и разумом, и  психика которого зависит от его  телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Однако, «природная» сторона в человеке Фейербахом преувеличивалась, а социальная – недооценивалась.

Исходным пунктом воззрений  Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: «не Бог  создал человека, а человек –  Бога». Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком  своих сил, придав ему потусторонний  отчужденный от самого человека смысл. [Спиркин]Источник религии, отмечает Фейербах, лежит в страхе и бессилии человека перед природой, что и порождает в его сознании фантастические религиозные образы. В результате Бог как творение человеческого духа превращается в сознании людей в творца, от которого зависит человек. По Фейербаху, религия – не просто продукт человеческого невежества, как полагали некоторые авторы. Она обладает множеством достоинств: в религии нельзя видеть предписания к благоговейному отношению человека к человеку, в первую очередь, к возвышенному чувству взаимной любви. Критика религии подвела его к критике идеалистического мировоззрения в целом. Мышление вторично по отношению к бытию, утверждает Фейербах, и исходит из этого.

Таким образом, Фейербах приходит к  выводу о необходимости создания «новой религии», которая заменит  старые, и в этом качестве должна выступить предлагаемая им «новая философия», которая рассматривает эмоциональные  структуры как онтологические предпосылки. [Алексеев, Панин]

Вульгарный материализм - течение в философии сер. 19 в., где крайне упрощается материалистическое миропонимание, отрицается специфика сознания, отождествляя его с материей. [Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с]

Вульгарные материалисты (Л. Бюхнер, О. Фогг, М. Молешотт) считали, что мысль неотделима от мыслящей материи и является её продуктом. Они полагали, будто мысль находится примерно в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени, сводили сознание к физическим реакциям. [спиркин]

Вульгарному материализму присущи биологизм, натурализм и эмпиризм при объяснении социальной жизни; отрицание научного статуса философии; противопоставление философии и естествознания. Фогт писал: "... все способности, известные под названием душевной деятельности, суть только отправления мозгового вещества...". Данное течение не сложилось в целостную философскую традицию.

Итак, мы рассмотрели разновидности  философского материализма: наивный (стихийный), метафизический, диалектический, антропологический, вульгарный материализм. Все они  имеют различные особенности  и характеристики, которые сложились  в зависимости от исторического  периода, научных открытий, отношения  самих философов к религии, влияния ученых-философов других направлений, в т.ч. и идеалистов, и других не менее важных факторов; хотя и относятся к одному течению философского мировоззрения.

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.


Информация о работе Основные онтологические направления