Основы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

При определении специфики философии, а тем более ее природы, не нужно все-таки абсолютизировать роль проблем. Это чрезвычайно важный, но не единственный параметр, способный характеризовать ее своеобразие. Проблемность сама по себе релятивна и неопределенна. Лишь когда четко фиксируется предметное основание и теория, категории, законы, его отражающие, «проблема» становится одним из важнейших признаков, разделяющих мировоззрение и частнонаучное знание.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Истоки проблем философского мировоззрения……………………………...4
2. Специфика основных проблем философии ………………………………….6
Заключение ………………………………………………………………………11
Список использованной литературы …………………………………………..12

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 35.10 Кб (Скачать файл)

Вечный характер проблем  мировоззрения не означает, что отсутствует  прогресс в глубине их осмысления. Проблема материи, например, от ориентации на единственную стихию или состояние вещества в античности эволюционировала к ориентации на первичные, в принципе неделимые атомы во французском материализме XVIII в., с переориентацией на ее гносеологический, а затем и субстанциальный аспект; такой поворот проблемы не есть ее исчерпывающее осмысление на все времена, но осмысление в стратегическом ее направлении. «Инвариантность» проблем философии создает видимость их неразрешимости вообще и отсутствия сколько-нибудь существенного прогресса в философии. М. Борн писал: «Я изучал философов всех времен и встретил у них множество ярких идей, но не смог усмотреть никакого стабильного прогресса к более глубокому познанию или пониманию сути вещей. Наука, напротив, наполняет меня чувством устойчивого прогресса»1.

Вечность проблем философии  не означает их принципиальной нерешаемости. Они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне научного знания, уровне развития общества, да и в зависимости от способностей самих философов. Как справедливо замечает У.Дж. Рапапорт, неверно измерять прогресс в философии, успешность мышления, исходя из числа решенных проблем; в философии прогресс не столь очевиден, как, например, в физике; прогресс в философии реализуется в развитии мысли одного и того же философа, школы, ориентации; прогресс в том, что так или иначе выявляются тупиковые пути, в том, что становится ясно, какие предпосылки необходимо принять, чтобы лучше осмыслить проблему.

Итак, специфика проблем  философии состоит также и  в том, что значительная их часть  является постоянно воспроизводимой  на новой основе и в этом смысле «вечными».

В философии проблема происхождения  жизни имеет предельно широкий  смысл: она рассматривается в  отношении к материи в целом. Эта проблема имеет специфическое  решение. Если мир бесконечен в пространстве и во времени, если сохраняемость и неуничтожимость материи, ее атрибутов и модусов понимать не только количественно, но и качественно, то следует признать, что мир никогда не был и не может быть свободен от своего противоположения - духа (сознания), как и вообще от органической формы движения материи. В этом плане расколотость реальности на две части представляет собой не меньшую всеобщность, чем любая другая расчлененность материи.

Проблема происхождения  жизни, как видим, фактически распадается  на две проблемы. Одна из них касается возможности возникновения жизни (и сознания) на Земле или вне  Земли, условий и механизма превращения  неорганических образований в биополимеры  и формулируется на языке химии, биохимии; при наличии в ней  мировоззренческого аспекта, она все  же (особенно в наше время) является в целом естественнонаучной проблемой. Вторая проблема есть проблема качественной неуничтожимости материи, ее атрибутов, модусов, общих генетических отношений форм движения материи, т. е. проблема соотношения духа и материи вообще; вторая проблема включает в себя мировоззренческий аспект первой, но полностью к нему не сводится; она является специфически философской. Проблемы научно-философского мировоззрения и частных наук даже тогда, когда они близки в своих формулировках (например, проблема причинности в медицине и философии), не являются идентичными, но, имея общность в постановке и переплетаясь в решении, они остаются, несмотря на это, относительно самостоятельными, разнотипными проблемами.

Внутри теоретического естествознания существует определенный слой знания, подвергающийся воздействию со стороны  философии и содержащий в себе понятия и идеи философии. С другой стороны, в самой философии имеются проблемы, по своему генезису уходящие в той или иной мере в частные науки и для решения которых привлекаются помимо философских также частнонаучные понятия и представления. В результате сам язык философов не является «чисто философским»: в нем имеются наряду с философскими категориями и субкатегориями также и термины частных теоретических наук (как и термины обыденного языка).

Рассмотрение специфики  философских проблем и феномена «философская проблема науки» приводит, помимо прочего, к выводу, что философское  знание по своему характеру неодинаково. Имеется фундаментальный тип  знания, направленный на разработку всеобщих мировоззренческих категорий, законов, принципов, на развитие философской  теории, и имеется прикладное философское  знание, главной задачей которого является помощь частным наукам, а  также конкретной практической деятельности людей. Философская онтология, гносеология, социальная философия являются фундаментальным  типом философского знания, требующим  для полноты своего функционального  проявления (в том числе и для  своего развития) тесной связи с  философскими проблемами общественных, гуманитарных и естественных наук и  вообще с многообразием природной, социальной и духовной действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение.

Большая роль проблем в процессе становления и развития философского мировоззрения находит свое отражение в возможности определить само понятие «мировоззрение» (или «философия») через главные вопросы мировоззрения. Философия есть не что иное, как система развернутых ответов на мировоззренческие вопросы. И если сами проблемы своеобразны, то своеобразны и ответы на них.

Если бы дело обстояло так, что, к примеру, проблемы универсального развития складывались бы как механическая сумма проблем биологического, космологического, социального развития, то такая универсальность  проблемы не была бы философско-мировоззренческой, да и комплекс ответов на соответствующие  вопросы не выходил бы за рамки  знания об отдельных частях или сторонах мира на уровень мира в целом. Но, сформулировав проблему на уровне всеобще-мировоззренческом в виде вопроса «Что такое развитие вообще?», философы соотносят проблему развития с материей как субстанцией и с атрибутами материи, прежде всего с движением. В этом ракурсе выявляются критерии развития, формы развития, соотношение развития и мирового круговорота и т.п. Ни одна из этих сторон не изучается какой-либо частной наукой, хотя без данных частных наук не может быть составлено подлинное научно-философское представление о развитии. Из этого следует, что если проблемы мировоззрения специфичны, несводимы к проблемам частных наук, то и философско-мировоззренческое знание специфично и несводимо к частнонаучному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Список использованной литературы:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000.

2. Борн М. Моя жизнь и взгляды. - М., 1973.

3. Введение в философию: в 2-х ч. / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989.

4. Введение в философию / Под ред. Л.И. Грекова – М.: Политиздат, 1999.- 636 с.

5. Вернадский В.И. Очерки и речи. Вып.11. П-г., 1922.

6. Гуревич П.С. Основы философии - М.: Гардарика, 2003. – 438 с.

7. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2003. С. 46.

 


Информация о работе Основы философии