Особенности философии Новейшего времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:32, реферат

Описание работы

Основная цель работы - анализ сущности основных философских направлений конца ХХ – начала ХХI века.
Исходя из выделенных основных направлений современной философии, мы поставили следующие задачи:
-выявить особенности философии новейшего времени;
- определить понятие и основные положения:
- феноменологии;
- герменевтики;
- аналитической философии;
- неопозитивизма и постпозитивизма;
- экзистенциализма;
- неотомизма;
- психоанализа;
- на основе проведенного исследования сделать общие выводы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Особенности философии Новейшего времени……………………………………5
2.Основные течения современной философии……………………………………....6
2.1. Феноменологическое направление в философии……………………………….6
2.2. Философия герменевтики……………………………………………………….9
2.3. Аналитическая философия…………………………………………………….11
2.4. Неопозитивизм и постпозитивизм……………………………………………..13
2.5. Экзистенциализм……………………………………………………………….17
2.6. Неотомизм………………………………………………………………………..20
2.7. Психоанализ……………………………………………………………….……22
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………....29

Файлы: 1 файл

Философия.rtf

— 324.46 Кб (Скачать файл)

 

 

2

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Особенности философии Новейшего времени……………………………………5

2.Основные течения современной философии……………………………………....6

2.1. Феноменологическое направление в философии……………………………….6

2.2. Философия герменевтики……………………………………………………….9

2.3. Аналитическая философия…………………………………………………….11

2.4.  Неопозитивизм и постпозитивизм……………………………………………..13

2.5. Экзистенциализм……………………………………………………………….17

2.6. Неотомизм………………………………………………………………………..20

2.7. Психоанализ……………………………………………………………….……22

Заключение…………………………………………………………………………….27

Список использованной литературы……………………………………………....29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     В последние годы в литературе часто появляются публикации о кризисе философии; о том, что философия в своих традиционных, умозрительных формах не всегда поспевает за стремительной поступью современных научных и технологических новаций; что ее прогнозы достаточно часто запаздывают, а их практическое значение оставляют желать лучшего.

     Некоторые даже предполагают, что философия устарела, что она должна быть заменена некоторым новым положительным знанием. Такого рода высказывания опровергаются самим ходом исторического прогресса, проблемные аспекты и беды которого самим своим наличием указывают на необходимость развития философии. Существование большого количества относительно новых философских течений является тому подтверждением.

     Современная философия представляет собой единое, но в тоже время и разнородное целое. Одни современные философы удачнее реализуют научную, а другие эстетическую или морально-практическую стороны философии. Поэтому изучающему философию следует ориентироваться в этой разнородности.

    Необходимость ориентироваться в основных современных направлениях философии обусловливает актуальность данной темы

     Основная цель работы - анализ сущности основных философских направлений конца ХХ - начала ХХI века.

     Исходя из выделенных основных направлений современной философии, мы поставили следующие задачи:

     -выявить особенности философии новейшего времени;

     - определить понятие и основные положения:

     - феноменологии;

     - герменевтики;

     - аналитической философии;

     - неопозитивизма и постпозитивизма;

     - экзистенциализма;

     - неотомизма;

     - психоанализа;

     - на основе проведенного исследования сделать общие выводы.

     Структура работы состоит из введения, двух разделов, семи подразделов, заключения и списка использованной литературы.

     Работа написана на основе изучения учебной и специальной литературы по вопросам истории развития философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  1. Особенности философии Новейшего времени

    Современная философия формировалась в новейшую эпоху, начиная с конца XIX века. Она отразила существенные изменения, происходящие в экономике (последствия индустриальной цивилизации и формирование общества массового потребления), политике (мировые войны, противостояние капитализма и социализма, тоталитаризм), культуре (появление модернизма, главным принципом которого был антитрадиционализм), мировоззрении (так называемый «кризис личности» и засилье массового сознания). Сама философия, осмысливающая эти новые явления, также становится нетрадиционной, неклассической.

     Первыми почувствовали эти изменения еще романтики, которые в своей культуре отразили конфликт с разумом и показали значимость субъективных психологических переживаний и человеческих иллюзий.

     В философии непосредственными предшественниками современной философии были Артур Шопенгауэр (1788-1860), который «заменил» власть разума на власть иррациональной мировой и индивидуальной воли, и Сёрен Кьеркегор (1813-1855), «точкой отсчета» у которого становится личность, одинокая в своих уникальных переживаниях.

     Основные черты современной философии:

1. Центр тяжести философских исследований смещается с метафизической проблематики на субъекта. При этом сам «субъект» определяется по-новому - как конкретный, «живущий», чувствующий человек. Таким образом, центральной проблемой становится именно проблема человека.

2. Пересматривается роль разума: расширяются границы и характер его взаимодействия с «неинтеллектуальными» составляющими души - волей, чувствами, бессознательным и т.п.

3. Развивается идея уникальности и неповторимости не только человеческой жизни, но и культур, эпох, событий. А значит, возникает проблема их понимания и интерпретации.

4. Меняется категориальный аппарат философии. Вместо привычных метафизических категорий появляются совершенно новые понятия, отражающие самоощущения субъекта и уникальные ситуации.

5.Однонаправленность традиционной проблематики сменяется плюрализмом взглядов, методов, предпочтений.

6. Все учения современной философии условно можно разделить на сциентистские (позитивизм, структурализм и др.) и несциентистские (философия жизни, экзистенциализм, философия психоанализа и др.)

 

     2. Основные течения современной философии

     2.1. Феноменологическое направление в философии

     Феноменология (учение о феноменах) является одним из важнейших направлений в философии XX века. Ее возникновению способствовали идеи Декарта, Лейбница, Беркли, Канта и неокантианцев марбургской школы. Значительный вклад в создание феноменологии внес Дильтей. Из российских философов прекрасными феноменологами были Г.Г. Шпет и А.Ф. Лосев. Но основоположником феноменологии как самостоятельного учения является Э. Гуссерль. Идеи феноменологии имеют ряд общих черт с философией буддизма, хотя неизвестно, был ли сам Гуссерль знаком с ней.

     Феномен -- в переводе с греческого «то, что является»1. С точки зрения философии речь идет о том, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и далее в процессе его осмысления. Феномен -- это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Феноменология -- это учение о сознании, о феноменах и их смыслах.

     На базе философии Гуссерля и в значительной степени под его влиянием феноменология развилась как сложное многоплановое течение современной философии. При этом одни исследователи стали развивать гуссерлевский феноменологический идеализм (М. Хайдеггер, Г. Шпет и т.д.), другие же -- феноменологический метод анализа, применяя его для исследования этических, культурно-исторических, онтологических и тому подобных проблем (М. Шелер, Н. Гартман, П. Рикер и т.д.). Феноменология оказала серьезное влияние и на ряд других философских учений XX века, в первую очередь, на экзистенциализм и герменевтику.

     В основе феноменологии лежат две фундаментальные идеи:

     1) каждый человек обладает сознанием, что самоочевидно для любого мыслящего существа (Р.Декарт «Мыслю, следовательно, существую»);

     2) поскольку орудием познания всего, лежащего за пределами сознания (т.е. внешнего мира), является сознание, то любые объекты или факты действительности познаются и осознаются нами, только будучи каким-то образом запечатлены и проявлены в сознании. Следовательно, все то, что мы познаем, есть, строго говоря, не сами объекты или факты действительности, а их проявления в сознании, т.е. феномены или явления.

     Впервые в явном виде эта идея была сформулирована Кантом, и в его терминологии эту ситуацию можно было описать следующим образом: то, что мы познаем посредством нашего сознания, всегда есть «вещь для нас», а не «вещь в себе».

     Однако феноменологии, и, в частности, Гуссерль пошли дальше, вообще отрицая кантовскую «вещь в себе». Так, если наше сознание как-то работает с этой «вещью в себе» (хотя бы утверждая ее непознаваемость, нахождение за пределами сознания и т.п.), то тем самым она оказывается уже «вещью для нас», т.е. тоже феноменом сознания. Если же сознание никоим образом не имеет дело с «вещью в себе», то последняя просто не существует для сознания.

     Отсюда следует общий вывод о том, что доминирующее в европейской философии со времен Платона резкое противопоставление познающего субъекта и познаваемого объекта должно быть устранен, поскольку любой познаваемый объект есть всего лишь феномен сознания.

    В обыденной жизни и в естественных науках мы имеем дело с наивной «естественной установкой», в которой внешний мир представляется нам как совокупность объективно существующих вещей, их свойств и отношений. И на этот противостоящий человеку объективный мир направлено работающее сознание мыслящего субъекта. С позиции же феноменологии единственная реальность, с которой имеет дело сознание и с которой оно только и может иметь дело, есть феномены, или явления сознания. И с этой точки зрения различия между вещами объективного мира и психическими переживаниями в определенном смысле стираются: и те и другие оказываются всего лишь материалом, с которым работает сознание.

     Задача феноменолога состоит в изучении деятельности самого сознания: в выявлении структуры и основополагающих актов чистого сознания (т.е. сознания как такового), отличая форму этих актов и структур от их содержания. Для этого необходимо очистить свое сознание с помощью специальных методов (феноменологическая редукция).

     Придя в процессе феноменологической редукции к «чистому сознанию», мы обнаруживаем, что оно представляет собой необратимый и не локализуемый в пространстве поток феноменов. Мы не можем посмотреть на него «сверху», «снизу» или «сбоку», встав над ним, находясь вне его (для этого сознание должно было бы выйти за свои пределы, т.е. перестать быть сознанием); постигать его возможно только «плывя в потоке». Но, изучая его, мы обнаруживаем, что он обладает своей структурой и относительной упорядоченностью, именно это и позволяет выделять в качестве элементарных его единиц отдельные феномены.

     Изучение структур «чистого сознания», проводимое в феноменологии, позволило приблизиться к постижению процессов смыслоформирования и коммуникации, самой возможности понимания и сыграло значительную роль в постановке и изучении актуальнейшей проблемы современной компьютеристики -- проблемы «искусственного интеллекта». Не случайно Гуссерля часто называют «дедушкой» «искусственного интеллекта»2.

     Что касается недостатков феноменологии, то их в основном видят в узком понимании проблемы практики, которая во многом сводится к сопоставлению феноменов сознания. Часто феноменологов критикуют за «эклектичность» - имеется в виду, что они недостаточно четко отделяют друг от друга чувственные и рациональные формы познания.

 

    2.2. Философия герменевтики

    Герменевтика (от греч. germeneutikos - разъясняю, истолковываю) - искусство и теория  истолкования текста.

     К сути, заложенной в этом понятии, обращались еще философы древности: истолковывали мифы, философские тексты, афоризмы, символы и иносказания.

     Согласно древнегреческим мифам, посланник богов Гермес должен был разъяснять людям смысл божественных вестей. Средневековая евангелия в переводе с греческого есть тоже весть (благая весть). Вначале было слово, но его смысл надо разъяснить (в этом состоит первоочередная задача посланников Бога апостолов). Христианские проповеди, методика которых была разработана еще в средние века, есть пояснение смысла божественного слова, но не столько рациональными, сколько иррациональными средствами.

     Исходя из изложенного, герменевтику часто определяют как способ философствования, центром которого является интерпретация, понимание текстов. Тем не менее, содержание герменевтики намного шире данного определения.

    Философы с давних времен видели свое призвание в разъяснении себе и другим глубинного смысла существующего и происходящего. В этой связи вполне справедливо, что каждый философ занимается проблемой понимания. Но не каждый философ является герменевтиком. По определению, герменевтиками являются лишь те философы, которые именно понимание считают основным принципом философии. Для них человек есть существо понимающее. Все остальное человеческое вторично и выступает то ли как сторона процесса понимания, то ли как его спецификация.

     Как философская проблема герменевтика  была поставлена и разработана немецким  протестантским теологом Фридрихом Шлейермахером. Для него герменевтика стала способом понимания характера и психологии автора текста.

     Следующий этап в развитии герменевтики связан с именем немецкого философа Вильгельма Дильтея3. Он утверждает, что для правильного толкования текста необходимо понять психологию автора, его мотивы, менталитет, образ жизни и мысли. Исследователь не в состоянии адекватно воспроизвести прошлые события, факты, если не сможет принять во внимание психологию создателя документа. Необходимо отыскать и понять индивидуальные особенности, главные жизненные моменты автора.

Информация о работе Особенности философии Новейшего времени