Особенности философии Новейшего времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:32, реферат

Описание работы

Основная цель работы - анализ сущности основных философских направлений конца ХХ – начала ХХI века.
Исходя из выделенных основных направлений современной философии, мы поставили следующие задачи:
-выявить особенности философии новейшего времени;
- определить понятие и основные положения:
- феноменологии;
- герменевтики;
- аналитической философии;
- неопозитивизма и постпозитивизма;
- экзистенциализма;
- неотомизма;
- психоанализа;
- на основе проведенного исследования сделать общие выводы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Особенности философии Новейшего времени……………………………………5
2.Основные течения современной философии……………………………………....6
2.1. Феноменологическое направление в философии……………………………….6
2.2. Философия герменевтики……………………………………………………….9
2.3. Аналитическая философия…………………………………………………….11
2.4. Неопозитивизм и постпозитивизм……………………………………………..13
2.5. Экзистенциализм……………………………………………………………….17
2.6. Неотомизм………………………………………………………………………..20
2.7. Психоанализ……………………………………………………………….……22
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………....29

Файлы: 1 файл

Философия.rtf

— 324.46 Кб (Скачать файл)

     Видными представителями изучения вопросов герменевтики являются немецкий философ Х.-Г. Гадамер, французский философ Поль Рикер, американский философ Томас Кун и др.

     Основные положения герменевтики сводятся к тому, что4:

     1. Герменевтика из метода познания социально-гуманитарных наук превратилась в учение о бытии. «Человек есть существо, бытие которого заключается в понимании». Следовательно, понимание является не только способом познания, но и способом существования человека.

     2. Интерпретация (толкование) является процессом проникновения в глубь смысловой структуры текста, т.е. движение от явного смысла к скрытому.

     3. Интерпретация подчинена достижению понимания - это главная цель герменевтики.

     4. В этом процессе  всегда просматривается так называемый герменевтический круг, сутью которого является взаимосвязь части и целого:

     а) понимание целого складывается из понимания отдельных частей;

     б) для понимания частей необходимо понимание целого.

     Идея герменевтического круга предполагает, что беспредпосылочного понимания не существует. Для того чтобы начать понимать какой-либо текст, необходимо иметь некоторое представление о том, что предстоит понять. Разработка предварительного наброска смысла текста и его последовательный пересмотр и являются процессом понимания смысла текста.

     5. Для этого необходимо понять внутренний мир человека, писавшего данный текст, дух иной культуры, т.е. перенестись в жизнь автора текста.

     6. Герменевтика рассматривает сквозь призму понимания весь объём человеческих взаимоотношений, самые разнообразные формы общения и приходит к выводу:

     во-первых, что человек очень сложное существо и представлен не только лишь сознанием. Сознание есть лишь тонкая оболочка, покрывающая глубинные пласты непознанной субъективности;

     во-вторых, противопоставление человека и мира оправдано только для методологических потребностей естествознания. В действительности же человек является неотъемлемой частью мира. Бытие человека - есть составная часть мирового бытия;

     в-третьих, чтобы понять и освоить мировое бытие, необходимо углублённое познание человеческого бытия, его субъективного мира.

     Герменевтика как одно из влиятельнейших философских течений ХХ в. обладает значительным нереализованным потенциалом.

 

  2.3. Аналитическая философия

     Грандиозные успехи науки, особенно логики, лингвистики (языковедения), математики и физики, не могли не изменить содержание философствования. Более того, эти изменения оказались впечатляющими.

     Аналитическая философия -- это философствование посредством детального анализа используемой логики и языка. Логика и язык выдвигаются на самый передний план.

    Этому способствовало две основных причины5:

    Во-первых, это трудности, с которыми имели дело математики в начале XX века (равно как и в его конце). В науке образцом строгости всегда считалась математика. Но довольно неожиданно математики стали все чаще встречаться с различного рода парадоксами, противоречиями. Простыми средствами с этими затруднениями не удавалось справиться. В силу этого крепло убеждение, что корни затруднений скрыты в основаниях математики, которыми являются логика и некоторый искусственный язык, а также философия. Глубокие специалисты в области математики и логики, такие как немец Готтлоб Фреге и англичанин Бертран Рассел, пришли к выводу (особенно резко высказывался на этот счет Рассел), что прежняя философия устарела, в ней не меньше путаницы, чем в математике.

     Во-вторых, аналитизм возник как реакция на засилье идеализма в английских университетах начала XX века. Для английских философов (например, Дж. Локк), всегда был характерен эмпиризм и сенсуализм, конкретность, антисхоластичность. Можно даже сказать так: англичане меньшие идеалисты, чем немцы и французы. Лишь временно, в конце XIX века, в Англии преобладал идеализм. Реакция не заставила себя долго ждать. Было признано, что идеализм несостоятелен, он затуманивает ясное положение дел. В философии надо брать за основу не абстрактные впечатления и слова, которые необходимы для отображения всего этого. То есть речь идет о стремлении к ясной философии. Ясность философии связывалась, прежде всего, с языком, а не с тем, что творится в голове, что сугубо индивидуально и непроверяемо. В отличие от мыслей и чувств в истинности языковых описаний внешних для человека фактов может убедиться каждый. А это означает, что ясная философия должна сводиться к высказываниям о внешних для человека фактах. Отметим также, что англичанин Джон Мур и австриец Людвиг Витгенштейн были теми, кто поставили в центр философского анализа не искусственные языки математики и логики, а естественный язык. Итак, аналитизм в философии возник не случайно, а в силу вполне определенных оснований.

     Укажем на идеи основателей аналитического движения в философии6.

     - Фреге и Рассел считали, что здравая философия является логикой, ибо она начинается с объяснения предложений, того, что может быть истинным или ложным, а это -- задача логики.

     - Логика занимается высказываниями, предложениями, состоящими из слов, т.е. она имеет языковой характер. Первые философские вопросы: что есть слово? что есть предложение?

     - По Фреге, собственное имя обладает значением и смыслом. Два выражения могут иметь одно и то же значение, но разный смысл. Уже древние вавилонские астрономы знали, что «утренняя звезда» и «вечерняя звезда» -- это планета Венера. Два рассматриваемых выражения имеют одинаковое значение (планета Венера), но разные смыслы, ибо они представляют различную информацию. Часть логической путаницы заключается в отождествлении значения имени и его смысла.

     - По Расселу, редукция, сведение к предельным элементам реальности позволяет избежать ложных представлений. Предметное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах еще чего-либо (это, по Расселу, есть его вариант «бритвы Оккама»; британский философ Оккам выступал против преумножения сущностей).

     - Мур выступал в «защиту здравого смысла» в философии, предлагал неясные, спорные суждения переформулировать в более ясные.

     Ранний этап развития аналитической философии получил свое завершение в небольшой книжке Витгенштейна «Логико-философский трактат».

    

     2.4. Неопозитивизм и постпозитивизм

     Вторая мировая война вынудила абсолютное большинство философов Европы эмигрировать в США, где они продолжали плодотворно работать. Эмиграция способствовала тому, что аналитическая философия стала популярной не только в Англии, где она доминировала, но и в США.

     Неопозитивизм является третьим этапом в развитии позитивизма - течения, сутью которого является стремление поставить философию на твёрдую научную основу. Оно зародилось в 30 - 40-е годы XIX столетия. Основателем является французский философ Огюст Конт - (1798 - 1857), ученик Сен-Симона.Большой вклад в развитие позитивизма внесли также английские учёные Джон Милль (1806 - 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903).

     Неопозитивизм представляют учёные, входившие в так называемый «Венский кружок», возникший в Венском университете, австрийский физик М. Шлик, немецкий философ Р. Карнап, английский философ К. Поппер и др.

     Рассмотрим основные идеи неопозитивизма7.

     1. Отрицание метафизики как учения о первых принципах философии. По мнению Карнапа, истинность философских предложений невозможно обосновать. От философии следует отказаться в пользу науки, лишь она представляет собой обоснованное знание.

     2. Аналитические и синтетические предложения. Это различение имело важное значение в неопозитивистском понимании предложения, истинность которого разделяется его собственным содержанием, чего нет в случае синтетического предложения. Примеры аналитических предложений: «В квадрате все углы прямые», «Тела притяженны». По определению в квадрате все углы прямые, а тела представляют собой нечто притяженное. Примеры синтетических предложений: «На столе лежит книга», «Студенты смеются чаще, чем преподаватели». По определению стол не является чем-то таким, на чем непременно лежит книга. Истинность синтетических предложений устанавливается эмпирическим путем.

     Неопозитивисты считали, что все предложения науки являются либо аналитическими, либо синтетическими. Аналитические предложения являются логически необходимыми («если я утверждаю, что существуют тела, то я должен также утверждать, что эти тела обладают притяженностью»), синтетические предложения - эмпиричны, они отражают экспериментальные данные. В соответствии с этим можно разделить все науки на экспериментальные (физика, химия, психология, история, социология) и неэкспериментальные (логика и математика). А предложения философии не аналитичны и не синтетичны, они бессмысленны.

     Рассматриваемое воззрение было подвергнуто аргументированной критике.

     Современный американский философ Уильям Куайн обвинил неопозитивистов в том, что они слишком жестко отделили друг от друга аналитические и синтетические предложения. Следует учитывать их взаимосвязь. А это означает, что в эксперименте проявляется теория в целом, в том числе и правомерность аналитических, равно как и философских, предложений. Философские предложения не являются бессмысленными, они тоже научны.

     3. Верификация (проверяемость). Согласно принципу верификации, достоверность синтетических предложений выявляется в эксперименте. Проще говоря: не доверяй, а проверяй; проверяй каждое суждение. С этой целью сложный текст надо разложить на элементарные предложения. Элементарные предложения проверяются фактами.

     На первый взгляд следование принципу верификации гарантирует в случае оперирования с синтетическими предложениями достижение достоверного знания. Но как обнаружили сами неопозитивисты, процедура верификации не всегда достигает цели. Сам принцип верификации не может быть проверен. Например, не поддаются верификации гипотезы, т.е. предположительное знание. Выходит, неопозитивисты придали принципу верификации слишком большое значение.

     4. Физикализм - это убеждение, что в эмпирических науках все предложения должны в конечном счете сводиться к предложениям физики. В основе физикализма лежит все то же стремление к ясности. Что такое биологическое, жизнь, социальное, политическое? В конечном счете, физическое, утверждали неопозитивисты.

     Итак, неопозитивизм или логический позитивизм существенно прояснил содержание научного знания, вызвал к жизни многие новые проблемы, в том числе философского порядка.

     В конце XX века оформился новейший вариант позитивизма - постпозитивизм8. Его представителями являются К. Поппер (1902 - 1994) и Т. Кун (род. 1922).

     Постпозитивизм отходит от проблем логического исследования научного знания (языка, понятий), а сосредотачивается на исследовании развития научного знания. Основными вопросами постпозитивизма являются:

     а) как возникает новая теория?

     б) как она добивается признания?

     в) каковы критерии сравнения научных теорий (родственных и конкурирующих)?

     г) возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий?

      Американский философ Томас Кун сформулировал представление о науке, как едином стиле мышления, назвав его парадигмой т.е. единая модель постановки проблем и их решения.

     Парадигмы носят исторический характер, а их смена происходит в ходе научных революций. Таким образом, формирование и развитие знаний осуществляется в определённом пространстве предпосылок, характерных для данного общества на данном этапе его развития.

     Развитие науки - это смена парадигм, периодические скачкообразные изменения в стиле мышления, методологии и методике научного исследования.

     Подводя итог, следует сказать, что неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания.

     Но суть в том, что философский анализ с точки зрения неопозитивистов не распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь непосредственным опытом или языком.

 

     2.5. Экзистенциализм

     Экзистенциализм - направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности существования в окружающем мире. Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами, как ответная реакция на хрупкость человеческого существования в критических и кризисных ситуациях.

     Родоначальниками экзистенциализма являются немецкие философы Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс; французские философы и писатели Жан Поль Сартр, Габриэль Марсель, Альберт Камю.

     Карл Яспер (1883 - 1969) - немецкий философ - был одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в ХХ в. (в книге «Психология мировоззрений», вышедшей в 1919 году - после окончания первой мировой войны).

     Согласно Ясперу человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью - «как все». При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я». Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперу, это пограничные ситуации - между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцендентальностью - высшим бытием.

     Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции - к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта.

     Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые «шифры» трансцендентального: эротику, секс; единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой); свободу; смерть - конечность бытия.

     Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 - 1980) - проблема выбора.

     Центральным понятием сартровской философии является «для себя бытие»9.

     «Для себя бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него, прежде всего, его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для другого бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого».

Информация о работе Особенности философии Новейшего времени