Особенности философии Новейшего времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:32, реферат

Описание работы

Основная цель работы - анализ сущности основных философских направлений конца ХХ – начала ХХI века.
Исходя из выделенных основных направлений современной философии, мы поставили следующие задачи:
-выявить особенности философии новейшего времени;
- определить понятие и основные положения:
- феноменологии;
- герменевтики;
- аналитической философии;
- неопозитивизма и постпозитивизма;
- экзистенциализма;
- неотомизма;
- психоанализа;
- на основе проведенного исследования сделать общие выводы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Особенности философии Новейшего времени……………………………………5
2.Основные течения современной философии……………………………………....6
2.1. Феноменологическое направление в философии……………………………….6
2.2. Философия герменевтики……………………………………………………….9
2.3. Аналитическая философия…………………………………………………….11
2.4. Неопозитивизм и постпозитивизм……………………………………………..13
2.5. Экзистенциализм……………………………………………………………….17
2.6. Неотомизм………………………………………………………………………..20
2.7. Психоанализ……………………………………………………………….……22
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………....29

Файлы: 1 файл

Философия.rtf

— 324.46 Кб (Скачать файл)

     Важнейшее условие жизни человека, ее «стержень», основание активности - свобода.

     Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

     Вся жизнь - цепочка различных «маленьких жизней», отрезков разного бытия, связанная особыми «узлами» - экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т.д.

    По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

     Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, - мое»).

     Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

     Альберт Камю (1913 - 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.

     Главный тезис философа - жизнь человека, в сущности, бессмысленна.

     Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) - смерть, Ничто. Смертны все - и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований).

     Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни10:

     1. соприкосновение со смертью - при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство - теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

     2. соприкосновение с окружающим миром, природой - человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что мир мой»).

     В итоге, смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

     Мартин Хайдеггер (1889 - 1976) занимался разработкой самих основ экзистенционалистического понимания предмета и задач философии.

     Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.

    Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется философом «бытие в мире»). В свою очередь, «бытие в мире» состоит из «бытия с другими» и «бытия самого себя».

     «Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого, как все».

     «Бытие самого себя» одновременно с «бытием с другими» возможно только при отличии «Я» от других.

     Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять «другим», отставать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.

     Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире - главная проблема и забота человека.

     Философия экзистенциализма очень популярна в современной Западной Европе и актуальна для нее.

 

     2.6. Неотомизм

     Неотомизм - философское направление обновленного томизма, то есть философии Фомы Аквинского, философа XIII века. В 1879 году неотомизм получил признание главы римско-католической церкви (папы Римского) и с этого времени составляет важную часть официальной доктрины католицизма. Наиболее известные представители неотомизма - Э.Жильсон, Ж.Маритэн, В.Бруггер, А.Демпф. И. де Фриз, Д.Мерсье, К.Фабро и другие. В неотомизме возрождаются основные категории философии Ф.Аквинского, такие как бытие, сущее, существование, акт и потенция, форма и материя.

     Основные положения неотомизма11.

     1. Мир един. Однако единство мира состоит не в его материальности, а в бытии, т.е. существовании.

     2. Под «бытием вообще» они понимают бытие Бога, который является первичной и универсальной реальностью. Бытие Бога доказывается путём аналогии с бытием мира, причём, бытие Бога - бесконечное.

     3. Отрицая свою принадлежность к лагерю идеализма, неотомисты уверяют, что разрабатывают «реализм», утверждая наличие объективной реальности, независимой от нашего сознания, подразумевают под этой объективной реальностью Бога и Душу человека, которая бессмертна.

     4. Защищая принцип «гармонии» веры и разума, религии и науки, неотомизм на деле исходит из вторичности науки. Утверждает, что наука способна познать только заранее заложенное Богом в природу. Отсюда любое достижения науки доказывает силу и помощь божественного духа, подтверждает абсолютную истинность догматов веры, которые сами по себе недоступны человеческому разуму.

     Неотомисты различают три ступени знания, образующие иерархию. Её основу составляют частные науки, центр - философия, а ее вершину - религия.

     Ступеням знания соответствуют три этапа познания:  

     а) чувственное;

     б) разумное;

     в) божественное откровение, доступное вере, а не разуму.

     Центральной проблемой является не теоцентризм, а проблема человека, отстаивание общечеловеческих ценностей, исследование смысла человеческого бытия и миссии человека в истории, смысл скорби. Стремление показать человеку и понять вечные ценности и ценности сегодняшние:

     а) утверждается, что человек всегда личность - персона, сутью которой является Душа;

     б) Душа фокусирует в себе космическую энергию, отличается самосознательностью и самонаправленностью;

     в) история и общество развиваются через личность человека.

     Отсюда, основная проблема - это вопросы свободы и нравственного воспитания человека.

     Неотомизм создал новый образ человека, который творит свой культурно-исторический мир, побуждаемый к этому Творцом. Поскольку человек есть основной элемент бытия и через него проходит история, ведущая к «Граду Божьему», то история имеет гуманный смысл и назначение построение общества на высших религиозно - нравственных ценностях.

 

 2.7. Психоанализ

     Психоанализ-направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного и других психических процессов в жизни человека и общества.

     Основателем является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939).

     Основным объектом исследования в психоаналитической философии является психика человека12. Она рассматривается как имеющая собственную природу, закономерности функционирования и развития, не сводимые к свойствам физического мира (как неорганического, так и органического, в том числе к физическим, химическим и т.п. качествам человеческого организма). Психика при этом понимается как состоящая из различных слоев, важнейшие из которых -- сознание и бессознательное. Центральное место в психоаналитической философии занимает учение о бессознательном: о его природе и происхождении, о взаимодействии с сознанием и о роли бессознательного в жизни отдельных людей и общества в целом.

     До Фрейда сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного. Поэтому одним из важнейших его достижений можно считать введение в область научного рассмотрения понятия «бессознательного» (в более поздних работах Фрейд называет его «Оно»). С точки зрения Фрейда, бессознательное стоит за множеством наших действий, и, прежде всего, за такими, как фантазии, сны, оговорки, за забытыми впечатлениями (вытесненными из сферы сознательного).

    Первым шагом к пониманию бессознательного стал для Фрейда анализ сновидений, когда сознательное «Я» наименее активно, а значит, деятельность бессознательного проявляется особенно свободно. Во снах Фрейд различал два основных слоя. Первый из них -- это явное, открытое содержание, именно его пересказывает человек, увидевший сон. Но за ним стоит второй -- скрытый -- слой, представляющий подлинное содержание сна, и его правильное понимание требует специальных усилий, применение метода психоанализа. Это связано с тем, что наше сознательное «Я» устанавливает цензуру на целый ряд желаний и влечений, поэтому, проявляясь во сне, эти желания и влечения обретают причудливую, символическую, зашифрованную форму.

     Человеческая психика хранит в себе следы всех событий, всех желаний человека, которые он имел за свою жизнь. Однако на поверхности психики, в сознании, остаются далеко не все. Напротив, большая часть их уходит, а точнее, вытесняется в область подсознания. Там оказываются все желания и влечения, которые не прошли «цензуру» нашего «Я», т.е. оказались несовместимыми с этическими требованиями, которые человек осваивает в процессе своей социализации. Наиболее активно социализация протекает в детстве и юности, и именно в этот период происходит особенно сильное и «массированное» вытеснение в область подсознательного различных произвольных импульсов и побуждений, идущих от инстинктов самосохранения, продолжения рода и т.п. Особое место среди них занимает сексуальное влечение (либидо), которое общество оценивает как постыдное и греховное. Поэтому такого рода влечения вытесняются из области сознательного «Я» в область подсознания; при этом они заменяются (сублимируются) чем-то более «пристойным» с точки зрения общества. Отсюда «невинные», на первый взгляд, образы, посещающие нас во время сновидений, интерпретировались Фрейдом как символы «постыдных» эротических влечений. Специфическими видами сублимации он считал религию и искусство.

     По Фрейду, либидо имеет место уже у ребенка. Обнаружение детской сексуальности и эротизма стало еще одним шокирующим общество открытием Фрейда. Он считал, что рождение ребенка, т.е. переход от единства с материнским организмом к самостоятельному существованию, есть психическая травма. И мать, являющаяся источником удовольствия (например, пищи -- при кормлении грудью), становится первым объектом эротического влечения. В возрасте 3--5 лет у мальчиков формируется «Эдипов комплекс»: желание овладеть своей матерью (как сексуальной партнершей) и стремление убить своего отца -- «конкурента» в этом отношении. Страх перед наказанием со стороны отца (комплекс кастрации) приводит к вытеснению соответствующего влечения и его частичной замене. Поскольку ребенок не может избавиться от отца, то мальчик отождествляет себя с ним, перенимая тем самым черты мужского поведения и систему моральных запретов и предписаний, которые формируют его личность.

    В структуре психики З. Фрейд выделяет следующие области13:

     - Ид («Оно») - это примитивный, животный, инстинктивный элемент; все генетически предопределенное, то, что предшествует «Я» на пути развития психики. Слово «Оно» использовано Фрейдом для того, чтобы показать, что внутри личности живут и действуют силы, неизвестные и неподвластные «Я», которые подразумеваются, когда человек говорит, например: «это сильнее меня». Идея «Оно» заимствована Фрейдом у Ницше, который называл так «...все безличное, что есть в человеческом существе». Ид («Оно») - источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия.

     - Эго («Я») контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряжённость, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает ему употреблять в пищу ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи. «Я» реализует целый спектр функций: контроль за движением и восприятием, исследование реальности, предвосхищение, упорядочение психических процессов во времени, рациональное мышление и пр. В то же время «Я» свойственны и такие процессы, как отказ от признания очевидного, устойчивое непонимание, рационализация, навязчивая защита от влечений.

     - Суперэго («Сверх-Я») - это идеализированный родитель, оно ответственно за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом. Фрейд разделил «Сверх-Я» на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний за «непослушное поведение». Совесть включает способность к критической самооценке, моральные запреты и возникновение чувства вины, когда ребенок не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект «Сверх-Я» - это эго-идеал. Он воплощает в себе то, что родители одобряют или высоко ценят. Эго-идеал способствует установлению высоких личных стандартов.

     В основе человеческой природы, по Фрейду, лежит ряд «влечений», «энергий» или инстинктов. Суть этих «влечений» и их источник остаются у Фрейда неопределенными, и он сам пишет о них как о «мифических существах». Среди всех этих влечений в качестве основных выделил два: инстинкт жизни (влечение Эроса) и инстинкт смерти (влечение Танатоса).

     Эрос имеет конструктивный характер. Выражает волю к жизни и любви. Ведет к созиданию. Цель - развитие органической жизни. Танатос имеет деструктивный характер. Выражает волю к смерти и агрессивность. Ведет к разрушению, убийству и самоубийству. Цель - возвращение людей и всего живого к неорганическому состоянию.

Информация о работе Особенности философии Новейшего времени