Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:32, реферат
Основная цель работы - анализ сущности основных философских направлений конца ХХ – начала ХХI века.
Исходя из выделенных основных направлений современной философии, мы поставили следующие задачи:
-выявить особенности философии новейшего времени;
- определить понятие и основные положения:
- феноменологии;
- герменевтики;
- аналитической философии;
- неопозитивизма и постпозитивизма;
- экзистенциализма;
- неотомизма;
- психоанализа;
- на основе проведенного исследования сделать общие выводы.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Особенности философии Новейшего времени……………………………………5
2.Основные течения современной философии……………………………………....6
2.1. Феноменологическое направление в философии……………………………….6
2.2. Философия герменевтики……………………………………………………….9
2.3. Аналитическая философия…………………………………………………….11
2.4. Неопозитивизм и постпозитивизм……………………………………………..13
2.5. Экзистенциализм……………………………………………………………….17
2.6. Неотомизм………………………………………………………………………..20
2.7. Психоанализ……………………………………………………………….……22
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………....29
Понятия «влечение Эроса» и «влечение Танатоса» Фрейд применял не только к отдельным людям, но и к целым обществам и культурам, классифицируя их по доминирующему в них влечению.
Постановка и исследование проблемы бессознательного и сексуальных влечений, открытие явления сублимации, сама разработка основ метода психоанализа и многое другое являются безусловной заслугой Фрейда. И хотя многие центральные идеи самого Фрейда (учение об «Эдиповом комплексе», архаическом убийстве отца, о доминировании сексуальных влечений и т.п.) были позднее отвергнуты даже фрейдистами, тем не менее, Фрейд оказал колоссальное влияние на развитие не только современной психологии, но философии и культуры Запада в целом.
В 1929--1930 гг. начал развиваться неофрейдизм, получивший особое распространение в США. Его наиболее выдающиеся представители: К. Хорни, Г.С. Салливан, Э. Фромм, А. Адлер, Г. Юнг. Иногда подлинным началом неофрейдизма считается выход в свет в 1941 г. книги Фромма «Бегство от свободы».
Неофрейдисты отказались от идеи Фрейда о господстве в бессознательном биологического начала и, в частности, сексуальных влечений. Они полагали, что на жизнь индивида и общества, а также формирование неврозов гораздо большее влияние оказывают социальные и культурные факторы. Каждая культура обладает собственным «идеологическим стержнем», и именно он оказывает решающее воздействие на воспитание детей и формы поведения взрослых. Поэтому основным объектом исследования у неофрейдистов стали межличностные отношения.
Неофрейдизм не является целостным учением, различные его представители существенно расходятся друг с другом во многих важных вопросах, связанных с трактовкой природы человеческой личности.
Заключение
В современной философии наблюдается сдвиг в сторону духовной проблематики, появляется много работ этического и эстетического содержания. Возрастает значимость аналитических и рационалистических тенденций. Дальнейшее развитие получают неоклассические тенденции, сохраняя преемственность классической философии. Все более продуктивным становится диалог различных философских направлений.
Современная философия состоит из направлений, которые взаимно дополняют друг друга.
Феноменология рассматривает специфику «работы» сознания человека. Человек образует смысл (эйдос) не на пустом месте, а благодаря исходным созерцаниям. Созерцание обогащается смыслами и только после этого эйдос возвращается к предмету, что означает сохранение полноты жизненного мира.
Герменевтика озабочена пониманием бытия человека в мире. В современной философии культивируются две формы философской герменевтики - герменевтика сознания и герменевтика бытия. Согласно герменевтике сознания, понимание - это вживание в психологический мир другого, форма сопереживания. Согласно герменевтике бытия, понимание - это смысл человеческого опыта, который реализуется в делах и языке индивидуумов.
Философы - аналитики интерпретируют мир на основе анализа языка. Несмотря на то, что нормы и идеалы позитивистского философствования изменялись весьма существенно, незыблемыми остаются требования мыслить ясно, разумно, рационально, максимально аргументировано и доказательно с учетом всех тонкостей языковой сферы. По мере развития аналитизма нарастают определенные тенденции, обзор которых дает представление о будущем философии.
Неопозитивизм существенно прояснил содержание научного знания, вызвал к жизни многие новые проблемы, в том числе философского порядка.
Постпозитивизм отходит от проблем логического исследования научного знания (языка, понятий), а сосредотачивается на исследовании развития научного знания. Основными вопросами постпозитивизма являются:как возникает новая теория, как она добивается признания, каковы критерии сравнения научных теорий (родственных и конкурирующих), возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий
Экзистенциализм - направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности существования в окружающем мире.
У неотомистов центральной является проблема человека, отстаивание общечеловеческих ценностей, исследование смысла человеческого бытия и миссии человека в истории, смысл скорби. Стремление показать человеку и понять вечные ценности и ценности сегодняшние.
Психоанализ-направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного и других психических процессов в жизни человека и общества.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что цель и задачи, поставленные в работе, достигнуты полностью.
Рассмотренные направления современной философии хотя и являются основными, но в тоже время они далеко не единственные в мире философской мысли, поскольку многообразие знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров, создание целостного образа современного мира не подвластны только отдельным мыслителям или направлениям, существует большое множество иных подходов к философскому объяснению великого многообразия мира.
Список использованной литературы:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. -- 608 с.
2. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. - 3-е изд., с испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. -- 664 с.
3. Волкова А.Н., Горнев В.С., Данильченко Р.Н. и др. История философии. - М.: Приор, 1997. -- 464 с.
4. Гриненко Г.В. История философии. - М.: 2004. -- 688 с.
5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2001. - 344 с.
6. Канке В.А. Философия: Учебное пособие. - М.: Логос. - 2003. - 272 с.
7.Мареев С.Н., Мареева Е.В.История философии (общий курс).М.: Академический Проект, 2004. -- 880 с.
8. Миронов В.В. Философия: Учебник для ВУЗов. - М.: Норма, 2005. - 928 с.
9. Хаврак А.П. Конспекты лекций по философии. - М.: Дашков и Ко, 2005. - 390 с.
10. Шаповалов В. Н. Основы философии. От классики до современности. - М.: Учеб. пособие для вузов. -- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. -- 576 с.
1 Канке В.А. Философия: Учебное пособие. - М.: Логос. - 2003. - С.24.
22 Миронов В.В. Философия: Учебник для ВУЗов. - М.: Норма, 2005. - С.260.
3 Хаврак А.П. Конспекты лекций по философии. - М.: Дашков и Ко, 2005. - С.130.
4 Хаврак А.П. Конспекты лекций по философии. - М.: Дашков и Ко, 2005. - С.131.
5 Балашов Л.Е. Философия: Учебник. - 3-е изд., с испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. -- С.106.
6Канке В.А. Философия: Учебное пособие. - М.: Логос. - 2003. - С.26.
7 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. -- С.173.
8 Волкова А.Н., Горнев В.С., Данильченко Р.Н. и др. История философии. - М.: Приор, 1997. -- С.316.
9 Шаповалов В. Н. Основы философии. От классики до современности. - М.: Учеб. пособие для вузов. -- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. -- С.347.
10 Мареев С.Н., Мареева Е.В.История философии (общий курс).М.: Академический Проект, 2004. -- С.672.
11 Хаврак А.П. Конспекты лекций по философии. - М.: Дашков и Ко, 2005. - С.122.
12 Гриненко Г.В. История философии. - М.: 2004. -- С.478.
13 Мареев С.Н., Мареева Е.В.История философии (общий курс).М.: Академический Проект, 2004. -- С.623.