Понятие философии, ее предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:35, курс лекций

Описание работы

Слово философия появилось в 6-5 веке до н.э. и его авторство приписывают древнегреческому математику и мыслителю Пифагору, который впервые употребил слово “философ” по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Слово состоит из 2-х составляющих – “филео” и “софе”. “Филео” – любовь; “софе” – мудрость, следовательно, философия - «любовь к мудрости».

Файлы: 1 файл

filosofia_gotovaya.doc

— 951.50 Кб (Скачать файл)

 

Некоторые полагают, что реальной сферой общественного сознания, его  единственным носителем является конкретный индивид. Другие считают, что общественное сознание есть нечто надличностное.

общественное сознание — это социально обусловленный  не только по механизму своего зарождения и протекания, но и по характеру  своего бытия и исторической миссии феномен; оно атрибут общества. Как особый вид реальности, общественное сознание сопоставимо с бытием общества, находясь с ним в одном и том же “поле пространства”. Говоря об общественном сознании, мы имеем в виду не сознание отдельного индивида, а духовную жизнь вообще, всеобщее духовное достояние, зафиксированное в языке и других формах культуры.

Но жизнь надличностного духа вышла  из ума и души индивидов; всякий индивид  участвует в нем лишь частично и опосредованно.

Мозг индивида не мог бы думать по-человечески вне человечества, вне всемирной истории, т.е. вне общества. Когда люди в условиях уже общественной жизни научаются осознавать мир, они научаются вместе с тем и высказывать в процессе коммуникации свои идеи, фиксируя их в языке, выводящем индивидуальное сознание на арену социального бытия. Индивидуальное сознание непосредственно связано с телесным бытием человека, с его мозгом, тогда как общественное — с исторически сложившейся системой материальных форм его фиксации в виде знаков, символов, различного рода письмен, полотен художественных творений и т.п. Индивид конечен и ограничен. Его сознание “живет и умирает” вместе с ним.

Биография индивидуального сознания иная, чем общественного. На индивида оказывают существенное влияние  микроусловия его бытия: семья, круг друзей, знакомых, школа, трудовой коллектив и т.п. На общественном сознании все это сказывается опосредованным образом и в весьма обобщенном виде. Далее, индивидуальное сознание обусловлено и природными задатками каждого отдельного человека, его наследственностью, личными вкусами, характером и пр.

Сознание — как общественное, так и индивидуальное — невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение субъект — объект не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Механизмом, реализующим превращение индивидуального сознания в общественное, а общественного в индивидуальное, является процесс общения. Коммуникация играет гигантскую роль во взаимодействии личного и сверхличного, общественного сознания. Общественное сознание не существует наподобие платоновского царства чистой мысли и красоты. Оно не витает где-то совсем независимо от сознания отдельных людей.

Между индивидуальным и общественным сознанием нет твердых границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие. Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, становятся предметом ее убеждений, источником нравственных предписаний, эстетических чувств и представлений. Каждый человек — дитя своей эпохи, своего народа. Однако общественное сознание приобщено к реально функционирующему сознанию индивида.

 

Личные идеи и убеждения приобретают  характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы личного существования и становятся не только общим достоянием, но и общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, в нравы, в право, в нормы поведения. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон.

Мы движемся вперед в своих действиях  и познании лишь посредством сил, накопленных всей предшествующей историей. Личное сознание представляет собой  аккумулированный опыт истории. Общественное сознание не существует вне личного. При этом оно избирательно относится к результатам деятельности индивидуального сознания: что-то оно берет, а что-то отбрасывает. Аналогичным образом поступает и индивидуальное сознание. Общественное сознание вместе с тем не количественная сумма индивидуальных сознании, а их качественно новая ипостась, это внутри себя и по-особому организованная идеально-объективная действительность, с требованиями и волей которой индивид вынужден считаться также, как он считается с природными явлениями. Однако общественное сознание не существует для индивидов как внешняя механическая сила. Каждый из нас одинаково противостоит ему, но каждый из нас по-разному (в силу личностных, индивидуальных особенностей) вбирает в себя эту силу, по-разному реагирует на нее и каждый из нас может по-разному влиять на общественное сознание. Каждое индивидуальное сознание имеет также и собственные источники развития, поэтому каждая личность уникальна несмотря на единство объемлющей ее человеческой культуры.

Неразличение индивидуального  и общественного сознания чревато  для культуры такими опасными “заболеваниями”, как догматизм, волюнтаризм и антикультуризм. Догматик отказывается от своего личного взгляда в пользу, с его точки зрения, общепринятого. Волюнтарист игнорирует общественное сознание в пользу индивидуального.

Общественное мнение — субъективная предпосылка социальных действий масс, одно из средств социального контроля. Это явное или скрытое отношение людей к событиям общественной жизни, выражающее их мысли и чувства, осуждение или одобрение каких-либо явлений, входящих в компетенцию общественности.

Отношение масс к известной  идее — вот единственное мерило, по которому можно судить о степени  ее жизненности. На общенациональном уровне общественное мнение выражается в референдумах.

Референдум, — фундаментальный  способ волеизъявления народа. Все судьбоносные проблемы государства должны решаться с использованием этого демократического инструмента.

Общественное мнение может принадлежать как обществу в целом, так и отдельным социальным группам и находиться на различных  уровнях — на уровне житейского или научного сознания, быть верным или ошибочным. В общественном мнении не обязательно единство, фактически всегда имеется разнообразие мнений, расхождение взглядов и оценок.

Источник общественного мнения: каналы массовой коммуникации, пресса, радио, телевидение, слухи, разные формы коллективного и индивидуального опыта.

Непосредственным проводником  мнения той или иной социальной группы является ее руководитель, особо авторитетное лицо. Роль общественного мнения зависит  от характера социального строя, степени участия народных масс в руководстве социальными процессами, от уровня сознательности и культуры народа. Чем демократичнее общественный строй, тем больше возможность влияния общественного мнения на решение внутренних и международных проблем.

Слухи — это альтернативная форма распространения сообщений. Появляются они тогда, когда средства массовой информации не удовлетворяют потребности какой-то группы людей либо даже значительной массы в определенной информации. Именно тогда эта жажда утоляется “коллективным творчеством”, т.е. слухами. Появление слухов стимулирует и такое явление, как эмоциональная недостаточность информации.

Менталитет — обобщенное понятие отчасти образно-метафорического, политико-публицистического плана, обозначающее в широком смысле совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад разнообразных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений – обозначение своеобразного, оригинального способа мышления, склада ума. Общий для той или иной группы менталитет способствует поддержанию преемственности ее существования и устойчивости поведения входящих в нее членов, прежде всего, в относительно стабильных, но особенно — в кризисных ситуациях.

 

  1. Общая характеристика диалектики. Основные принципы и законы диалектики.

 

Диалектика - философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира.

При рассмотрении внешнего мира философия  не может обойти вопрос о его состоянии, о том изменяется ли он или глубинное его бытие остается неизменным. Сторонников первой точки зрения принято называть диалектиками, второй - метафизиками.

Диалектика рассматривает вещи, явления внешнего мира, а также их умственные отражения во взаимной связи и непрерывном изменении - возникновении, противоречивом развитии и исчезновении.  Принципы, законы диалектики, указывают на то, как адекватно подойти к объектив. реальности, а при необходимости - преобразовать. В отличие от диалектики метафизика если и допускает изменения и развитие мира, то отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия. Она тяготеет к построению однозначной, статичной картины мира, абсолютизирует устойчивость, повторяемость, самостоятельность объектов. Метафизичность не противоречит природе человеческого разума, обусловливает аналитическую способность мышления. Познание немыслимо без таких операций, как разъединение и расчленение целого на части. Нельзя изобразить движения, не прервав непрерывного.

Диалектическая  традиция берет свое начало в античной философии. Многие древнегреческие философы были диалектиками. Сократ ввел в оборот термин "диалектика" - искусство обнаружения истины в споре. Зенон Элейский поставил ряд диалектических проблем: противоречивость понятия движения и противоречивость отдельных форм бытия.

В философской мысли древних  идея изменчивости наиболее ясно высказана  Гераклитом - "нельзя дважды вступить в ту же самую реку", "ничто  не постоянно»

Гераклит предпринял первые попытки представить некоторые  важные элементы процесса развития: «единство», «борьба», «необходимость» и др. В постоянном изменении явлений Гераклит усматривал космическую необходимость - Логос. Единое включает в себя противоположности. Противоположности оказываются тождественными. Они посредством борьбы по необходимости переходят в свою противоположность.

Но если Гераклит обращал  главное внимание на выявление изменчивости природных процессов, то Сократ считал более важным познание человека, его  внутреннего мира. Сократ обращался  к диалектике как к искусству  нахождения истины посредством диалога.

Платон развивал идею тождества  и противоречивости противоположных  понятий: бытия и небытия, движения и покоя, возникновения и уничтожения. Элементы диалектики у Платона были в обнаружении гибкости и подвижности  понятий, в разработке логических приемов разделения (анализа), соединения (синтеза), дедукции и доказательства.

Диалектические взгляды на природный  мир и мыслительную способность  человека содержатся в философии  Аристотеля.

Философы античности заложили основания для дальнейших поисков причинных связей, изменений, развития природных, социальных процессов, мыслительной деятельности человека. Эти поиски были продолжены философами эпохи Возрождения, Нового времени. Однако господствующим методом познания и миропонимания на протяжении ХУ1-ХУШ вв. был механицизм.

С прогрессом философии и  науки односторонний механистический  подход к познанию природных и  общественных явлений все больше обнаруживал свою ограниченность. В  естествознании и философии происходил «возврат» к идее диалектического понимания развития. Наиболее полно диалектическое понимание развития было выражено в философии Гегеля. Он  представил весь природный и духовный мир в виде процесса, т.е. беспрерывном движении, изменении и преобразовании, сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения. Основой объяснения всех явлений для Гегеля послужил принцип развития. Гегель высоко оценивал роль диалектики в развитии науки. Описывая развитие мира, Гегель исходил из объективно-идеалистической идеи, согласно которой развитие мира есть результат творения духа (абсолютного разума, Бога), созданная Гегелем диалектика получила идеалистический характер.

Новые исторические условия, связанные  с революционными преобразованиями в ряде стран Европы в XIX в., а также выдающиеся открытия в области естествознания показали, что диалектика присуща не только духовной деятельности, но «господствует» в природе, что история человечества также подвержена постоянному диалектическому изменению. С именами К.Маркса и Ф.Энгельса связывается в философии становление материалистической диалектики, применение ее к природе, общественной жизни и познанию. Это способствовало формированию нового подхода к исследованию общества в единстве его материальных и духовных проявлений.

Диалектика отныне предстает  как учение о всеобщих связях, как «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления» (Маркс К., Энгельс Ф)

Следует различать объективную  и субъективную диалектику. Под объективной диалектикой понимается развитие, взаимосвязь самих вещей, диалектика, царящая в самой объективной действйтельности, независящая от сознания человека. Субъективная диалектика - отображение, мысленное воспроизведение диалектики, господствующей вокруг нас - в природе, в обществе.

Диалектика - не только теория, обосновывающая динамическую картину мира, а и метод, ориентирующий человека в познании истины. Если диалектика как теория содержит в себе пдин-ципы, законы и категории, отражающие взаимосвязь, развитие, противоречия действительности, то в качестве метода она выступает в виде некоторой совокупности приемов и операций практического и теоретического освоения явлений природы, общества, человеческого мышления. Этот способ построения и обоснования системы философского знания включает в себя постижение объективных закономерностей. Эти закономерности составляют объективную сторону метода. Субъективную сторону метода образуют возникшие на основе познанных объективных закономерностей приемы исследования и преобразования действительности.

Информация о работе Понятие философии, ее предмет