Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:35, курс лекций
Слово философия появилось в 6-5 веке до н.э. и его авторство приписывают древнегреческому математику и мыслителю Пифагору, который впервые употребил слово “философ” по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Слово состоит из 2-х составляющих – “филео” и “софе”. “Филео” – любовь; “софе” – мудрость, следовательно, философия - «любовь к мудрости».
1) если оно порождает, вызывает
другое явление, предшествуя
2) если акт порождения «нечто» не случаен, а происходит с необходимостью.
Причина - это явление, с необходимостью
порождающее другое явление (или с необходимостью
вызывающее изменения в существующем
явлении). Следствие – это то, что возникает
под воздействием причины.
причина явлений правильно считать не
какой-либо отдельный фактор, а в конечном
счете взаимодействие сил, тел, процессов
или внутренних элементов, сторон процессов
и систем. Взаимодействие оказывается
главным источником возникновения, изменения,
исчезновения явлений, т. е. рождение следствия,
а следствие есть результат указанного
взаимодействия.
Причинно-следственная связь
характеризуется некоторыми
1.Она объективна - существует в
самой действительности
2. Она всеобща - любое событие,
или явление, всегда имеет
3. Она носит необходимый характер - определенная причина всегда при наличии соответствующих условий вызывает одно и то же следствие.
Причина отличается от
Среди внешних причин может существовать
такая причина, которая непосредственно
влияет на главную причину и ускоряет
процесс появления следствия. Играет роль
своего рода спускового крючка - повод. Например, поводом ссоры людей
в трамвае может служить случайный толчок
одним другого. Хотя истинная причина
ссоры - плохая работа транспорта и вызванная
этим напряженное состояние людей.
Повод можно искусственно создать. Мастером
таких провокаций был в свое время Гитлер,
создавший повод к второй мировой войне,
спровоцировав нападение на радиостанцию
в Глливице.
Необходимость и случайность.
Под необходимым понимают то, что обусловлено
внутренними причинами и сущностью процессов,
что подготовлено всем предшествующим
развитием и поэтому наступает неизбежно.
Необходимость выражает упорядоченный
характер развития мира, его закономерность,
необ - ть связана с общим.
Случайность - явление объективное. Она
вытекает из внешних связей, а поэтому
может быть или не быть. Случайность связана
с единичным. Как и все явления, случайные
явления имеют свои причины. Понимание
случайности как беспричинного явления
- характерная ошибка обыденного сознания.
Для правильного понимания случайности
важно уяснить ее относительность. Абсолютной,
то есть случайной во всех отношениях,
случайности нет. Какое-то явление может
быть случайным лишь по отношению к определенной
закономерной связи. В другом отношении
это же явление необходимо. Для развития
науки случайно, какой ученый, где и при
каких обстоятельствах сделал то или иное
открытие. Но жизнь и деятельность ученого,
сделавшего открытие, обычно показывают,
что он пришел к нему не случайно, оно оказывается
необходимым результатом его воспитания,
интересов, целеустремленной работы. Часто
случайность возникает при пересечении
двух или нескольких необходимостей.
Случайность можно рассматривать как отклонение от тенденции развития, не связанное с изменениями в сущности предмета.
случайность есть дополнение и форма
проявления необходимости, означающее,
что чистой необходимости без
случайностей ни в природе, ни в обществе
не бывает. Необходимость не только
сопровождается и дополняется случайностями,
но и проявляется через них.
Категории необходимости и случайности
помогает понять смысл деления законов
на динамические и статистические. Динамический
закон применим к каждому в отдельности
явлению из числа охватываемых им -
точно рассчитывается проектория движения
тела, если известны необходимые исходные
данные. Статистические законы действуют
там, где имеют место массы случайных явлений
- нельзя точно предсказать, поведение
отдельных элементов некоторой совокупности,
подчиненной статистическому закону -
нельзя точно определить поведение каждой
молекулы газа в сосуде, вместе с тем результат
совокупного действия молекул строго
определен.
Содержание и форма.
Содержание - вся совокупность элементов
и процессов внутренних, а иногда и внешних
связей вещи, то, из чего она состоит. Форма - внутренняя и внешняя структура,
способ существования содержания, определенное
соотношение элементов и процессов во
времени и пространстве, устойчивые связи
между ними. Форма атома, например, - определенный
порядок расположения и взаимодействия
входящих в него элементарных частиц и
их движений.
Форма и содержание неразрывно связаны
между собой. Сами же стороны отдельно
существовать не могут.
Диалектику формы и содержания раскрывают
следующие положения.
1. Единство формы и содержания . Любой материальный предмет, процесс есть единство формы и содержания. Следовательно, нет бесформенного содержания, как нет и бессодержательной формы.
2 . Противоречивость формы и содержания . Форма и содержание – диалектические противоположности. Отношения между ними могут быть охарактеризованы:
а) как гармония – соответствие формы содержанию, а содержания форме и как следствие этого - оптимальность развития предмета;
б) как дисгармония –
в) как конфликт – несовместимость формы с содержанием, а содержания с формой, при которой предмет не может больше развиваться в прежнем качестве.
Таким образом, развитие предмета есть единство и борьба его противоположных сторон – формы и содержания. Причем содержанию присуща тенденция к постоянному изменению, форме – тенденция не меняться, оставаться прежней. Противодействие данных тенденций обнаруживается в противоречии между новым содержанием и старой формой. Данное противоречие в природе разрешается как бы автоматически, а в обществе человек должен быть готов к самостоятельному его решению, искать форму, соответствующую содержанию.
3. Разнородность взаимовлияния формы и содержания. Содержание в процессе своих изменений может изменять форму. Форма же может сдерживать или способствовать развитию содержания (если речь идёт о внешней форме) и изменять содержание, если происходят изменения во внутренней форме предмета (его структуре).
4. Вариативность выражения содержания формой. Одно и то же содержание может быть выражено в различных формах. Здесь важно выделять: формы, соответствующие содержанию; не соответствующие содержанию и несовместимые с содержанием. В одной и той же форме может выражаться разное содержание.
Часть, целое.
Частью называется предмет, процесс,
явление, входящие в другие предметы, процессе,
явления и некоторые являются сторонами
содержания.
Целым называется предмет, процесс,
явление, которое включает в себя другие
предметы, процессы, явления, и свойства
которого не совпадают со свойствами составляющих
частей.
Часть и целое диалектически взаимосвязаны.
Не может быть целого без частей. В тоже
время всякое целое может являться частью
другого целого. А всякая часть в то же
время является целым по отношению к своим
составляющим.
В диалектике целого и части следует учитывать следующие положения.
1. Несводимость целого к сумме частей. Целое обладает свойствами, отсутствующими у каждой из частей в отдельности и у всех частей вместе. Целое есть нечто большее в качественном отношении, чем сумма качеств всех частей, хотя количественно целое равно сумме частей. К наличию у целого новых, интегративных свойств приводит взаимодействие частей, способ связи между ними.
2. Любая часть несет в себе черты качественной определенности целого. Так, при развитии человека как части социального целого (общества) следует учитывать, что он существует в рамках качественной определенности целого, то есть развивается как общественный человек.
3. Части влияют на целое. Например, от частей зависит функционирование целого: если организм рассматривать как целое, то дисфункция его части (жизненно важного органа) приведёт к нарушению в работе целого.
При познании целого и частей необходимо учесть, что целое не может быть изучено вне изучения частей, а части – вне изучения целого, т. к. знание о предмете как целом предполагает знание о его частях, а выделить части предмета невозможно без знания целого.
С категориями «часть» и «целое» связана проблема целостности как обобщенной характеристики уникальности каждой вещи.
три вида целостности (по строению):
1. неорганизованная целостность
или конгломерат - свойства целого
во многом совпадают со
2. организованное целое, в котором
связи между частями определяют его характер,
а свойства целого могут быть отличными
и даже противоположными свойствами частей
- федеративные государства. В организованном
целом выделение частей не означает еще
их уничтожение, они могут существовать
и самостоятельно. Хотя целое при этом
может и качественно измениться. Так, выделение
республик, хотя и привело к исчезновению
Советского Союза, но отдельные республики
продолжают существовать как суверенные
государства.
3. органическое целое, в котором внутренние
связи уже настолько прочны и существенны
для целого и частей, что разделение может
привести к гибели и целого и частей. Примеры
- главные самоорганизующиеся системы.
Сущность и явление.
Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.
Сущность – категория диалектики, отражающая основу существования и развития предмета, которую можно представить в виде системы свойств и отношений предмета, обусловливающих другие его свойства и отношения.
Явление – это предмет в его целостности, а сущность – это внутренняя основа существования и развития предмета. Любое явление существенно, то есть в мире нет предметов, не имеющих внутренней основы своего существования. Сущностью определяется характер развития предмета, обусловливается содержание и другие важные параметры его бытия.
Диалектика сущности и явления наиболее полно передается в выражении: сущность является, а явление существенно. Сущность является, то есть посредством явления обнаруживает себя во внешней среде. Явление существенно в том смысле, что содержит в себе сущностные характеристики предмета. Однако в явлении есть то, что из сущности не вытекает, а обусловливается, к примеру, внешними обстоятельствами, межпредметным взаимодействием. Поэтому сущность и явление никогда полностью не совпадают: в явлении всегда есть содержание адекватное и содержание, неадекватное сущности.
Содержание явления, неадекватное сущности предмета, выступает основой кажимости (видимости) – искаженного выражения сущности предмета - видимое слияние рельсов железнодорожного пути в одной точке, наблюдаемое в перспективе линии движения.
Сущность в гносеологическом плане – это познанное в той или иной степени и выраженное в терминах определенной науки основание предмета.
Явление в данном отношении – это сторона предмета, непосредственно данная человеку в его ощущениях, способ, которым нам предметы даются. Обращаясь к явлению, человек стремится обнаружить сущность через свойства и отношения предмета, доступные органам чувств. Однако без интеллектуальных усилий сущность предмета не обнаружить, ибо сущность мыслится. Мышление познает сущность, используя различные методы познания (анализ, синтез и т. п.), позволяющие проникнуть в глубь предмета и представить его в виде системы разнообразных связей, а затем выделить существенные среди них.
Методологическая роль: метод
служит для разработки теории, теория
— необходимое условие создания метода.
Задача теории— объяснить мир, задача
метода — сформулировать принципы, регулирующие
познавательную деятельность. Если диалектика
как теория включает в свое содержание
принципы, законы и категории, отражающие
взаимосвязь, развитие, противоречия действительности,
то как метод она представляет собой систему
регулятивных принципов, ориентирующих
человека в его познавательной деятельности.
Принципы, законы, категории диалектики
как теории развития выступают в их методологической
роли принципами, законами, категориями
диалектического мышления, диалектической
логики.
50. Познание, его виды. Чувственная и рациональная ступени познания, их формы.
Весь спектр мировоззренческих
проблем, связанных с познавательным
отношением человека к миру, традиционно
относят к компетенции
При помощи категорий и понятий в гносеологии формулируются фундаментальные вопросы: «Познаваем ли мир?»; «Что вообще представляют собой знание и познание?»; «Какие виды знаний существуют?» и многие другие.
Познание традиционно
Изучая процесс познания, надо иметь в виду, что в нем задействованы практически все способности человека, среди них и такие важнейшие, как чувства (живое созерцание) и разум (мышление, рациональное), находящиеся в тесном единстве друг с другом и с другими человеческими способностями.
Чувственное познание (или живое созерцание) осуществляется посредством органов чувств — зрения, слуха и др., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не только результат биологической эволюции, как у других представителей животного мира. Поскольку человек к сущности своей есть существо социальное, «общественное животное», то его органы чувств «пронизаны» не только природой (что свойственно всем животным), но прежде всего социальными связями и отношениями. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представлении, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.
Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Наиболее важную роль среди всех играют зрительные ощущения. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонентов более сложного образа — восприятия.